Семейные конфликты

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 13:09, курсовая работа

Краткое описание

Предметом изучения психологии и психотерапии семьи является та область социальной жизни, которая подвержена влиянию социальных стереотипов. Следовательно, на формирование представлений о семье значительное воздействие оказывает обыденный опыт. Все рождаются в семье и большую часть жизни в ней находятся, поэтому зачастую опираются на ограниченные знания, пытаясь понять, что собой представляют семейные отношения.
Объект работы: конфликты между членами семьи
Предмет работы: особенности проявления и специфика протекания семейных конфликтов.
Цель работы: изучить особенности проявления и специфика протекания семейных конфликтов
Для реализации цели работы были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть конфликт и его функции;
Изучить структуру семейных отношений и функции семьи;
Установить причины возникновения семейных конфликтов, их протекания и их последствия.
При написании данной курсовой работы использовались труды таких авторов, как Г.Б. Бедненко, Л.Я. Верб, Ю.Ю. Елисеев, В.А. Ильин и другие [5, 6, 7, 8, 9 и др.]
Методы исследования: теоретические методы такие, как анализ научной литературы.
Практическая значимость: данные материалы можно использовать при проведении социально-психологического консультирования членов семьи, написании рефератов и т.п.

Оглавление

Введение
1. Теоретические основы изучения семейных конфликтов
1.1 Структура семьи и ее функции
1.2 Основные причины возникновения и протекания семейного конфликта
2 Особенности и специфика протекания семейных конфликтов
2.1 Межличностные конфликты у супругов и психотравмические последствия
2.2 Конфликты во взаимодействии родителей и детей как одна из разновидностей семейных конфликтов
Заключение
Глоссарий

Файлы: 1 файл

курсовая семейные конфликты.doc

— 178.00 Кб (Скачать)

     Сущность  психологического консультирования конфликтных  семей заключается в выработке  специальных рекомендаций по изменению  неблагоприятных психологических  факторов, затрудняющих функционирование семьи и создающих в ней конфликтные отношения.

     Таким образом, для того, чтобы максимизировать  положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи  на воспитание ребенка  необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение: принимать активное участие в жизни семьи; всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком; интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в го жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты; не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения; иметь представление о различных этапах в жизни ребенка; уважать право ребенка на собственное мнение; уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом.

     В ходе написания курсовой работы были сделаны следующие выводы:

  1. Структура семьи позволяет определить, каким образом распределены обязанности и права между её членами, кто осуществляет руководство, а кто исполнение. С точки зрения структуры можно выделить такие семьи, в которых руководство и организация всех её функций сосредоточены в руках одного её члена семьи семь, где все члены семьи принимают участи в решении тех или иных проблем. Наиболее распространенная возрастная структура семей в нашем обществе – это семья, включающая мужа жену детей и кого-нибудь из старшего поколения.
  2. Существуют несколько периодизаций жизненного цикла семьи, на основе наличия или отсутствия детей в семье, а также их возраста. Большое распространение получила периодизация, которая включает пять стадий жизненного цикла: зарождение семьи, приобретение жилья и совместного имущества,  формирование отношений с родственниками, рождение и воспитание детей, завершение жизнедеятельности семьи.
  3. В качестве основных причин возникновения семенных конфликтов рассматриваются следующие: эгоистичность одного или более супругов, неуступчивость супругов, разница в типах темперамента, наличие у одного или обоих завышенной самооценки, нежелание одного из супругов заниматься воспитанием детей или несовпадение взглядов на методы их воспитания, зависть к материальному обеспечению членов семьи.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глоссарий 

№п/п Новые понятия  Определение
1 Дисгармония семьи негативный  характер супружеских отношений, выражающийся в конфликтном взаимодействии супругов.
2 Конфликт противоречивые  побуждения невротиков. Фиксируется  в ошибках чтения, ошибках при  письме, оговорках.
3 Раздражитель Любой фактор, воздействующий на организм и способный вызвать в нем какую-либо реакцию
4 Реакция оппозиции демонстративные действия негативного характера
5 Реакция отказа неподчинение  требованиям родителей
6 Реакция изоляции стремление  избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытие информации и действий
7 Самооценка ценность, которая  приписывается индивидом себе или  отдельным своим качествам
8 Самореализация одна из целей  педагогического процесса, заключающаяся  в помощи личности осуществить свои позитивные возможности, раскрыть задатки и способности.
9 Самоутверждение стремление  индивида к достижению и поддержанию  определенного общественного статуса, часто выступающее как доминирующая потребность
10 Ситуационные  нарушения трудности, относительно краткие по длительности, которые  создают угрозу функционированию семьи (серьёзные заболевания членов семьи, крупные имущественные потери)
11 Темперамент устойчивое  объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности
12 Физический развод развод, приводящий к раздельному проживанию
13 Характер индивидуальная, достаточно устойчивая система привычных  способов поведения человека в определенных условиях
14 Эмоциональный развод развод, выражающийся в отчуждении, безразличии супругов друг к другу, утрате доверия и  любви
15 Юридический развод развод, требующий  правового оформления прекращения брака
 

     Список  использованных источников 
 

  1. Бедненко Г.Б. Родовая магия: Обычаи и правила. П.: Невский проспект, 2004.- 213 с.
  2. Верб Л.Я. Советы семейного психолога. П.: Питер, 2003.- 256 с.
  3. Елисеев Ю.Ю. Полный справочник психоаналитика.  П.: Питер, 2007.- 178 с.
  4. Ильин В.А. Психологические механизмы семейной жизни. П.: Класс, 2002.- 208 с.
  5. Ключников С. Семейные конфликты. П.: Питер, 2002.– 160 с.
  6. Леви В. Семейные войны.  М.: Метафора, 2004.- 224 с.
  7. Нартова-Бочавер С.140 вопросов семейному психологу. П.: Генезис, 2002.- 356 с.
  8. Острикова Г. Всё, что Вы хотели узнать о решении семейных конфликтов. М.: Метафора, 2007.- 168 с.
  9. Панин И. Игры высшего разума. М.: Метафора, 2002.- 213 с.
  10. Платонов Ю.П. Основы социальной психологии. М.: Речь. 2004.– 216с.
  11. Райгородский Д. Психология семейных отношений. М.: Бахрах-М, 2003.– 784с.
  12. Рипинская М.И. Психология измены. П.: Питер, 2002.- 160 с.
  13. Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. В.: Владос, 2003.- 160 с.
  14. Собчик Л.Н. Диагностика психологической совместимости. Еще раз про любовь (психолог о любви, о семье, о детях). М.: Речь, 2002.- 80 с.
  15. Хеллингер. Порядки любви Разрешение семейно-системных конфликтов и противоречий. М: Институт психотерапии, 2003.- 400 с.
  16. Хесль Г.Г. Посредничество в разрешении конфликтов. М.: Речь, 2004.- 142 с.
 
 

Приложение  А 

Виды  конфликтов 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 

Приложение  Б 

Виды  разводов 
 
 
 
 

 

Информация о работе Семейные конфликты