Семейные конфликты

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 13:09, курсовая работа

Краткое описание

Предметом изучения психологии и психотерапии семьи является та область социальной жизни, которая подвержена влиянию социальных стереотипов. Следовательно, на формирование представлений о семье значительное воздействие оказывает обыденный опыт. Все рождаются в семье и большую часть жизни в ней находятся, поэтому зачастую опираются на ограниченные знания, пытаясь понять, что собой представляют семейные отношения.
Объект работы: конфликты между членами семьи
Предмет работы: особенности проявления и специфика протекания семейных конфликтов.
Цель работы: изучить особенности проявления и специфика протекания семейных конфликтов
Для реализации цели работы были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть конфликт и его функции;
Изучить структуру семейных отношений и функции семьи;
Установить причины возникновения семейных конфликтов, их протекания и их последствия.
При написании данной курсовой работы использовались труды таких авторов, как Г.Б. Бедненко, Л.Я. Верб, Ю.Ю. Елисеев, В.А. Ильин и другие [5, 6, 7, 8, 9 и др.]
Методы исследования: теоретические методы такие, как анализ научной литературы.
Практическая значимость: данные материалы можно использовать при проведении социально-психологического консультирования членов семьи, написании рефератов и т.п.

Оглавление

Введение
1. Теоретические основы изучения семейных конфликтов
1.1 Структура семьи и ее функции
1.2 Основные причины возникновения и протекания семейного конфликта
2 Особенности и специфика протекания семейных конфликтов
2.1 Межличностные конфликты у супругов и психотравмические последствия
2.2 Конфликты во взаимодействии родителей и детей как одна из разновидностей семейных конфликтов
Заключение
Глоссарий

Файлы: 1 файл

курсовая семейные конфликты.doc

— 178.00 Кб (Скачать)

     Постоянно возникающие конфликты могут  негативно сказаться не только на супружеских отношениях, но и на нравственном, психическом развитии ребёнка. Ведь психика13 малыша, его душевный склад, восприятие и отношение к окружающему миру, другим людям и себе самому формируются под влиянием той атмосферы, которая царит в родном доме. Эмоциональный настрой, доминирующий во взаимоотношениях супругов, имеет здесь немаловажное значение. Проходит совсем немного времени, и постоянно ссорящиеся молодые папы и мамы начинают удивляться, откуда у их малыша появились не очень приятные свойства и качества: драчливость, жадность, капризность, чрезмерная застенчивость, лживость, возникновение которых в свою очередь ведёт к серьёзному осложнению и без того натянутых отношений.

     Каждый из супругов при рождении ребёнка обнаруживает в себе и в другом и новые положительные качества, и неожиданные способности, и некоторые слабости, жизненную неопытность, которые теперь нужно преодолевать самому и помогать другому избавиться от них. Преодоление трудностей, связанных с воспитанием детей и собственным совершенствованием, поднимает супругов на качественно новый уровень их духовного развития, совершенствует их внутренний мир. В преодолении трудностей и своих слабостей люди становятся лучше, а это обогащает их.

     Дети  – это и новое качество супружеских  отношений. Раньше была любовь друг к  другу – теперь она дополняется  совместной любовью к ребёнку  и в порядке обратной связи  – любовью детей к родителям.

Воспитание  детей – это прежде всего самовоспитание родителей. С появлением ребёнка возникает необходимость многое знать и уметь, развивать свои силы и способности, чтобы соответствовать идеалу отца и матери.

     Чрезмерные перегрузки жены, ее монотонная, однообразная жизнь, особенно в первый год после появления ребенка, к тому же отсутствие помощников по дому – одна из главных причин внутрисемейных конфликтов между супругами.

     Все вышеперечисленное позволяет сделать  выводы, что не может быть счастлив супруг, пытающийся своё счастье построить на несчастье другого супруга. Таким образом, только совместный поиск путей создания счастливой семьи может привести к успеху. При возникновении межличностных конфликтов в семье выделяют такие психотравмирующие переживания, как состояние полной семейной неудовлетворенности, семейная тревога, нервно-психическое напряжение и состояние вины. В качестве причины возникновения конфликтов обозначается неподготовленность людей к браку, дисгармония интимных отношений между супругами, рождение ребенка. 
 
 

      2.2 Конфликты во взаимодействии родителей и детей как одна из разновидностей семейных конфликтов 

     Данная  разновидность конфликтов — одна из самых распространенных в повседневной жизни. Однако она в определенной степени обойдена вниманием специалистов — психологов и педагогов.

     В социальной психологии особое внимание уделяется психологическим факторам конфликтов во взаимодействии родителей и детей. В качестве основных факторов выступают: тип внутрисемейных отношений, деструктивность семейного воспитания, возрастные кризисы детей и личностный фактор. Рассмотрим их подробнее.

     1. Тип внутрисемейных отношений.  Выделяют гармоничный и дисгармоничный  типы семейных отношений. В  гармоничной семье устанавливается  подвижное равновесие, проявляющееся  в оформлении психологических  ролей каждого члена семьи, формировании семейного «Мы», способности членов семьи разрешать противоречия.

     Дисгармония семьи — это негативный характер супружеских отношений, выражающийся в конфликтном взаимодействии супругов. Уровень психологического напряжения в такой семье имеет тенденцию к нарастанию, приводя к невротическим реакциям ее членов, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей14.  

     Выделяют  следующие типы отношений родителей  и детей:

     • оптимальный тип отношений родителей  и детей;

     • потребностью это назвать нельзя, но родители вникают в интересы детей, а дети делятся с ними своими мыслями;

     • скорее родители вникают в заботы детей, чем дети делятся с ними (возникает обоюдное недовольство);

     • скорее дети испытывают желание делиться с родителями, чем те вникают в заботы, интересы и занятия детей;

     • поведение, жизненные устремления  детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы родители;

     • поведение, жизненные устремления  детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы дети[7, С. 284];

     • родители не вникают в интересы детей, а дети не испытывают желания делиться с ними (противоречия не замечались родителями и переросли в конфликты, взаимное отчуждение).

     2. Деструктивность семейного воспитания. Выделяют следующие черты деструктивных типов воспитания:

     • разногласия членов семьи по вопросам воспитания;

     • противоречивость, непоследовательность, неадекватность;

     • опека и запреты во многих сферах жизни детей;

     • повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений.

     3. Возрастные кризисы детей рассматриваются как факторы их повышенной конфликтности. Возрастной кризис представляет собой переходный период от одного этапа детского развития к другому. В критические периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными. Они часто вступают в конфликты с окружающими, особенно с родителями. У них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, доходящее до упрямства.

     4. Личностный фактор. Среду личностных  особенностей родителей, способствующих  их конфликтам с детьми, выделяют консервативный способ мышления, приверженность устаревшим правилам поведения и вредным привычкам (употребление алкоголя и т.д.), авторитарность суждений, ортодоксальность убеждений и т.п. Среди личностных особенностей детей называют такие, как низкая успеваемость, нарушения правил поведения, игнорирование рекомендаций родителей, а также непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность и т.п. Таким образом, рассматриваемые конфликты могут быть представлены как результат ошибок родителей и детей15.

     Наиболее  часто конфликты у родителей  возникают с детьми подросткового  возраста. Психологи выделяют следующие типы конфликтов подростков с родителями: конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка); конфликт сверхзаботы16;  конфликт  неуважения  прав  на  самостоятельность; конфликт отцовского авторитета17.

     Обычно  ребёнок на притязания и конфликтные  действия родителей отвечает такими реакциями (стратегиями), как:

     • реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера);

     • реакция отказа (неподчинение требованиям  родителей);

     • реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытие информации и действий).

     Исходя  из этого, основными направлениями профилактики конфликтов родителей с детьми, могут быть следующие:

     1. Повышение педагогической культуры  родителей, позволяющей учитывать  возрастные психологические особенности  детей, их эмоциональные состояния.

     2. Организация семьи на коллективных  началах. Общие перспективы, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместные увлечения служат основой выявления и разрешения возникающих противоречий.

     Современная статистика показывает, что чуть более  половины всех вступающих в первый брак в возрасте от 25 до 29 лет со временем часто расторгают его. У подавляющего большинства разведенных пар остаются дети, нередко уже достигшие подросткового возраста. Все больше и больше практикующих врачей-психиаторов и психологов рассматривают развод родителей как главное негативное событие в жизни подростка, источник неуверенности, замешательства болезненных переживаний. Одни специалисты полагают, что в большинстве случаев душевные раны, которые получают дети в результате развода, впоследствии совершенно залечиваются другие напротив, настаивают на том, что пережитое потрясение оказывает длительное влияние и мешает в дальнейшем полноценному эмоциональному и социальному развитию личности подростка. Характер влияния развода на подростков в значительной мере зависит и от характера его воздействия на самих родителей. Их умение приспосабливаться к новой ситуации, особенно если над ребенком осуществляется опека, решительным образом влияют на то, как будет проходить.

     Существенную  роль во взаимоотношениях родителей  и детей играет адаптация ребенка к жизни и к социуму. Чем больше беспокойства испытывает мать, и отец тем больше вероятность, что душевное состояние ребенка будет нарушено. Существуют серьёзные доказательства того, что люди, чьи родители развелись, разводятся чаще тех, кто вырос в прочной семье. Другими словами, склонность к разводам передаётся от поколения к поколению. Многие исследователи пытались разобраться в причинах этого явления. На сегодняшний день для него существует два правдоподобных объяснения. Одно из них заключается в том, что дети разведенных родителей, вступая в брак, имеют уже сложившиеся представления о возможности развода и пониженное чувство ответственности по отношению к супружеским обязанностям, поэтому их союз может разрушиться с большей вероятностью, чем у тех, кто вырос в крепкой семье. Второе объяснение основано на том, что дети разведенных родителей вступают в брак раньше детей из прочных семей. Причиной этому может быть внутренняя потребность вырваться из неблагоприятной домашней обстановки.

     Ранние  браки значительно чаще заканчиваются  разводами.  Очевидно, что среди  членов семьи супругов, повторно вступающих в брак, могут установиться довольно сложные отношения. Дети из таких  семей, помимо одного из своих родителей  могут иметь, в зависимости от ситуации ещё и отчима или мачеху, единокровных или сводных братьев и сестер, неродных бабушек и дедушек и прочих родственников. Сами же муж и жена, кроме общения друг с другом, должны поддерживать отношения со своими родителями, родителями супруга, а так же с прочими родственниками, в том числе возможно и по предыдущему браку.

      Все вышеперечисленное позволяет сделать выводы:

     1.   Конфликт возникает из-за неустойчивости родительского отношения, сверхзаботы, отцовского авторитета. Наиболее часто конфликты у родителей возникают с детьми подросткового возраста.

     2.  В качестве основных психологических  факторов, способствующих возникновению  конфликтов в семье выделяют: тип внутрисемейных отношений,  деструктивность семейного воспитания, возрастные кризисы детей, личностный фактор.

     3.    Основными направлениями профилактики  конфликтов с детьми являются: повышение педагогической культуры  родителей, организация семьи  на коллективных началах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 
 

     Семья является тем социальным институтом, той ячейкой общества, в которой происходит формирование вступившего в жизнь человека.  Роль семейного воспитания в формировании характера, взглядов, привычек не абсолютна – большую роль играет самовоспитание и тот багаж жизненного опыта, который человек получил в своих прошлых жизнях (именно поэтому все люди рождаются уже с присущими им чертами характера. Семья может расширить те светлые качества человека, которые уже есть в нем, присущи ему от рождения и помочь человеку победить и искоренить свои недостатки и пороки, и именно в этом заключается великая и светлая роль семьи. Процесс воспитания в семье носит характер обратной связи и, воспитывая своих детей, родители воспитывают тем самым и самих себя. В зависимости от характера воспитания, отношения родителей к ребенку происходит формирование определенных взаимоотношений между ними.

     Ключевую  роль в семейных конфликтных отношениях играют супружеские конфликты. Они  возникают из-за неудовлетворения потребностей супругов. Наиболее конфликтными являются кризисные периоды в развитии семьи такие, как вступление в брак, рождение ребенка. В зависимости от уровня конфликтности выделяются кризисные, конфликтные, проблемные и невротические семьи. Семейные конфликты имеют психотравмирующие последствия: состояние   полной  семейной   неудовлетворенности, «семейная тревога», нервно-психическое напряжение, состояние вины. Специалистами выработаны рекомендации по регулированию супружеских конфликтов. Конфликты между родителями и детьми возникают из-за недостатков в семейном воспитании, возрастных кризисов детей, индивидуально-психологических особенностей родителей и детей. Бесконфликтному общению родителей с детьми способствует повышение педагогической культуры родителей, организация семьи на коллективных началах, подкрепление словесных требований организацией воспитания, интересом родителей к внутреннему миру детей.

Информация о работе Семейные конфликты