Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:05, курсовая работа
Когда взаимоотношения в семье складываются прекрасно, нас мало заботит, как и почему это происходит. Однако в случае разногласий, непонимания, раздоров мы сразу начинаем искать ответы на вопросы: что происходит, в чём причина, как же быть дальше. Неудивительно, что в недрах психологии родилось отдельное направление — психология семейных отношений, и сейчас оно довольно быстро развивается и вызывает большой интерес не только у психологов.
Введение 3
Глава 1. Определение и функции семьи 5
1.1. Факторы обуславливающие семейное нарушение 9
Глава 2. Семейные конфликты и их характеристика 11
2.1. Характеристика семейных конфликтов 11
2.2. Причины конфликтов 16
2.3. Несовпадение представлений о взаимных потребностях
супругов - как основа семейных конфликтов 20
Глава3. Методы коррекции семейных отношений 32
Список используемой литературы: 36
Люди, как правило,
очень чувствительны ко всем
знакам внимания, уважения, которые
оказывают им самые близкие
люди, особенно члены семьи. Теплота,
В целом для брачной жизни важное значение приобретают именно те качества характера супругов, которые связаны с их способностью воспринимать и понимать других людей, предсказывать их поведение в тех или иных ситуациях.
Конфликт, как правило, порождается не одной, а комплексом причин, среди которых весьма условно можно выделить основную. По основной причине, т. е. по ведущему мотиву, можно выделить следующие группы семейных конфликтов, возникающих в результате:
- стремления одного или обоих супругов реализовать в браке прежде всего личные потребности (развитая направленность «на себя», т. е. эгоизм);
- сильно развитых материальных потребностей у одного или обоих супругов;
- неудовлетворённой потребности в самоутверждении;
- наличия у одного или обоих
супругов завышенной
- несовпадения представлений
- неумения супругов общаться
друг с другом, с родственниками,
друзьями и знакомыми,
- неумения супругов разобраться
в причинах, вызывающих нежелательное
поведение одного из них, в
результате чего возникает
- нежелания одного из супругов заниматься воспитанием детей или несовпадения взглядов на методы их воспитания;
- разницы в типах темперамента супругов и неумении учитывать тип темперамента в процессе взаимодействия.
По данным психологов, изучающих проблемы общения, два человека в процессе непосредственного общения передают при помощи слов только 7 % всей сообщаемой информации. Остальные 93 % передаются: через интонацию голоса и жесты, которыми сопровождается разговор, - 38 %, через выражение лица – 55 %.
. Не может быть счастлив супруг, пытающийся своё счастье построить на несчастье другого супруга. Только совместный поиск путей создания счастливой семьи может привести к успеху.
Цель работы – изучение
а) изучить при помощи теста “Конфликтная ли Вы личность? ” имеется ли достаточная осведомлённость друг о друге супругами;
б) определить уровень
в) исследовать супружеские
г) изучить способы разрешения конфликтных ситуаций у исследуемых пар.
Гипотезы:
Недостаточная
осведомлённость друг о друге
приводит к семейным конфликтам. Личностное
непонимание является основной из причин
семейных конфликтов. Различные взгляды
и стереотипы поведения являются
важными в возникновении конфликтов, а
также представления супругов о значимости
в семейной жизни сексуальных отношений,
родительских обязанностей, моральной
и эмоциональной поддержки и т. д.
Методы:
Тест “Конфликтная ли Вы личность”
Тест на уровень конфликтности
Методика “Удовлетворённость браком”
Методика “Дом – дерево – человек” и
“Моя семья”. “ДДЧ”
Исследование проводила при помощи теста “Конфликтная ли Вы личность? ”. В результате получены следующие данные:
№ |
Фамилия семьи |
Жена |
Баллы |
Муж |
Баллы |
1 |
Заикины |
Татьяна |
32 |
Сергей |
32 |
2 |
Антоновы |
Наталья |
30 |
Геннадий |
30 |
3 |
Скоблик |
Валентина |
36 |
Виктор |
30 |
4 |
Ященко |
Оксана |
36 |
Владимир |
24 |
5 |
Реутовы |
Светлана |
30 |
Андрей |
26 |
6 |
Садошенко |
Светлана |
32 |
Анатолий |
32 |
7 |
Щур |
Анжела |
30 |
Николай |
28 |
8 |
Дешевы |
Наталья |
28 |
Александр |
32 |
Количество
баллов от 30 до 44. Вы тактичны. Не любите
конфликтов. Умеете их сгладить, легко
избегаете критических
От 15 до 29 очков. О Вас говорят, что Вы конфликтная личность. Вы настойчиво отстаиваете своё мнение, невзирая на то, как это повлияет на Ваши служебные и личные отношения. И за это Вас уважают.
У 50 % обследуемых оказалось, что один из членов супружеской пары является конфликтной личностью, что может сыграть роль в возникновении конфликтной ситуации и конфликта.
Обобщение результатов изучения уровня конфликтности супругов. В данном случае использовала тест на оценку уровня конфликтности. Результаты:
№ |
Фамилия семьи |
жена |
Кол-во баллов |
Уровень конфл. |
муж |
Кол-во баллов |
Уровень конфл. |
1 |
Заикины |
Татьяна |
26 |
Ниже среднего |
Сергей |
24 |
Ниже среднего |
2 |
Антоновы |
Наталья |
29 |
Средний |
Геннадий |
26 |
Средний |
3 |
Скоблик |
Валентина |
30 |
Выше среднего |
Виктор |
33 |
Выше среднего |
4 |
Ященко |
Оксана |
27 |
Средний |
Владимир |
28 |
Средний |
5 |
Реутовы |
Светлана |
29 |
Выше среднего |
Андрей |
34 |
Выше среднего |
6 |
Садошенко |
Светлана |
33 |
Выше среднего |
Анатолий |
26 |
Ниже среднего |
7 |
Щур |
Анжела |
29 |
Средний |
Николай |
35 |
Выше среднего |
8 |
Дешевы |
Наталья |
28 |
Средний |
Александр |
27 |
Средний |
У всех обследуемых средний и выше среднего
уровня конфликтности.
Обсуждение результатов удовлетворённости
браком.
№ |
Фамилия семьи |
жена |
Кол-во баллов |
Степень удовлетво-рённости |
муж |
Кол-во баллов |
Степень удовлетво-рённости |
1 |
Заикины |
Татьяна |
24 |
Скорее неудовлетворённость, чем удовлетворённость |
Сергей |
26 |
Частичная удовлетворённость и неудовлетворённость |
2 |
Антоновы |
Наталья |
20 |
Значительная |
Геннадий |
24 |
Скорее неудовлетворённость, чем удовлетворённость |
3 |
Скоблик |
Валентина |
20 |
Значительная |
Виктор |
26 |
Скорее неудовлетворённость, чем удовлетворённость |
4 |
Ященко |
Оксана |
25 |
Скорее неудовлетворённость, чем удовлетворённость |
Владимир |
35 |
Значительная удовлетворённость |
5 |
Реутовы |
Светлана |
40 |
Практически полная удовлетворённость |
Андрей |
36 |
Значительная удовлетворённость |
6 |
Садошенко |
Светлана |
32 |
Значительная удовлетворённость |
Анатолий |
19 |
Значительная |
7 |
Щур |
Анжела |
26 |
Частичная удовлетворённость и неудовлетворённость |
Николай |
33 |
Значительная |
8 |
Дешевы |
Наталья |
19 |
Значительная |
Александр |
20 |
Значительная |
Методика “
Результаты обследования:
В большинстве супружеских пар имеется
неудовлетворённость (значительная) браком,
отсюда следствие – частые семейные конфликты.
Обсуждение уровня
Заикина Света.
На первом месте нарисован дом – безопасность,
успех.
Дом вдали – чувство отвергнутости.Двери
боковые – отчуждение, уединение, неприятие
реальности. Отсутствие трубы – субъект
чувствует нехватку психологической теплоты
дома. Рисунок изображён вдали + крыша
в конце прямая сигнализирует о начинающихся
сложностях, страх перед будущим.
Плечи покатые – уныние, отчаяние, чувство
вины,
Отсутствие ушей – неприятие критики
Волосы заштрихованы – тревога связана с мышлением или воображением. Пальцев меньше пяти – зависимость, бессилие.
Пальцы одномерные обведены петлёй – сознательные усилия против агрессивного чувства. Линии неодинаковой ярости – напряжение.
Изменчивый
нажим – эмоциональная
Ветви
в разные стороны –поиск самоутверждения,
контактов, самораспыления, суетливость,
чувствительность к окружающему.
Толстые ветви – хорошее различение действительности.
Ствол расширен книзу – поиск надёжного положения в своём кругу. Ствол ограничен снизу – ощущение несчастья, поиск поддержки. Несколько совместных линий, касающихся края листа – спонтанный контакт, внезапное удаление, капризность, импульсивность. Анализ методики “Моя семья”.
Члены семьи расположены в разных местах, не сплочены, что свидетельствует о низком уровне эмоционального контакта в семье. Девочка располагает себя ближе к матери, а брата и отца дальше, последние заштрихованы чёрным цветом, что свидетельствует о серьёзных вопросах. У девочки идёт идентификация с мамой, а брата идентифицирует с отцом. Во время рисования делала паузы– что свидетельствует о конфликтах.
Заикин Дима.
“ДДЧ”.
Первым нарисован дом – безопасность,
успех.
Дом вдали – чувство отвергнутости.
Отсутствие дверей –испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу).
Исполнение
одним цветом – боится эмоционального
возбуждения. Горизонтальная линия
крыши и стены – сигнализирует
о начинающихся сложностях интегрирования,
страх перед будущим. Плечи угловатые
– признак чрезмерной осторожности,
защиты.
Плечи широкие – сильные телесные импульсы.
Отсутствуют
уши – стремление избегать не принимать
никакой критики. Глаза как пустые глазницы
– значимое стремление избегать визуальных
стимулов. Лицо неясное, тусклое – боязливость,
застенчивость.
Руки напряжены и близко к телу – напряжение.
Руки
вытянутые по бокам – трудности в социальных
контактах. Фигура человека на ветру –
потребность в любви, привязанности, заботливой
теплоте. Неодинаковый нажим – импульсивность,
нестабильность, тревога. Недостаточная
детализация – тенденция к замкнутости.
Ветви в верх – энтузиазм, порыв, стремление
к власти.
Ствол
оторван от земли –недостаток контактов
с внешним миром, жизнь повседневная и
духовная мало связаны.
Анализ методики “Моя семья”.
Члены
семьи нарисованы отдельно друг от
друга, грустные, отец с открытым ртом,
кричит–свидетельствует о низком уровне
эмоциональных контактов. Мальчик
нарисовал себя меньше других–что
свидетельствует о низкой самооценке,
о чувстве покинутости. Все выполнены
в одной манере, только мама выглядит больше
всех, что может говорить о главенстве
ею семьи. Все члены семьи нарисованы без
рук, что свидетельствует о подавлении
активности ребёнка, ограниченности. Все
члены семьи подписаны, кроме сестры, в
какой-то степени это может быть непризнание
её.
Антонов Женя.
“ДДЧ”.
Первым нарисовано дерево – основная
жизненная энергия.
Дом вдали – чувство отвергнутости.
Ступеньки, ведущие в глухую стену отражение конфликтной ситуации, наносящей вред правильной оценки реальности.
Отсутствие дверей – испытывает трудности при стремлении раскрыться. Отсутствие трубы – субъект чувствует нехватку психологической теплоты дома. Размещение рисунка точно в центре – незащищённость и ригидность. Подбородок слишком подчёркнут – потребность доминировать.
Отсутствуют уши – стремление избегать не принимать никакой критики. Рот клоуна – вынужденная приветливость, неадекватные чувства. Волосы сильно заштрихованы – тревога связана с мышлением или воображением. Руки вытянутые по бокам – трудности в социальных контактах, страх перед агрессивными импульсами. Пальцы обрублены – вытесненная агрессия, замкнутость.
Фигура человека на ветру – потребность в любви, привязанности, заботливой теплоте. Штриховка – сфера конфликта.
Ветви в разные стороны –поиск самоутверждения, контактов, самораспыления, суетливость, чувствительность к окружающему.
Ствол расширен книзу – поиск надёжного положения в своём кругу. Анализ методики “Моя семья”.
Члены
семьи нарисованы как бы с вытянутыми
друг к другу руками, улыбаются, что
говорит о благоприятных