Семейные конфликты

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:05, курсовая работа

Краткое описание

Когда взаимоотношения в семье складываются прекрасно, нас мало заботит, как и почему это происходит. Однако в случае разногласий, непонимания, раздоров мы сразу начинаем искать ответы на вопросы: что происходит, в чём причина, как же быть дальше. Неудивительно, что в недрах психологии родилось отдельное направление — психология семейных отношений, и сейчас оно довольно быстро развивается и вызывает большой интерес не только у психологов.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Определение и функции семьи 5
1.1. Факторы обуславливающие семейное нарушение 9
Глава 2. Семейные конфликты и их характеристика 11
2.1. Характеристика семейных конфликтов 11
2.2. Причины конфликтов 16
2.3. Несовпадение представлений о взаимных потребностях
супругов - как основа семейных конфликтов 20
Глава3. Методы коррекции семейных отношений 32
Список используемой литературы: 36

Файлы: 1 файл

курсовая работа по психологии .docx

— 85.91 Кб (Скачать)

     Люди, как правило,  очень чувствительны ко всем  знакам внимания, уважения, которые  оказывают им самые близкие  люди, особенно члены семьи. Теплота,  нежность, заботливость всегда высоко  ценились человеком. В супружеских  и семейных отношениях эти  качества приобретают особое  значение, ибо счастливый брак  без них невозможен.

     В целом для брачной  жизни важное значение приобретают именно те качества характера супругов, которые связаны с их способностью воспринимать и понимать других людей, предсказывать их поведение в тех или иных ситуациях.

Конфликт, как правило, порождается  не одной, а комплексом причин, среди  которых весьма условно можно  выделить основную. По основной причине, т. е. по ведущему мотиву, можно выделить следующие группы семейных конфликтов, возникающих в результате:

- стремления одного или обоих  супругов реализовать в браке прежде всего личные потребности (развитая направленность «на себя», т. е. эгоизм);

- сильно развитых материальных  потребностей у одного или  обоих супругов;

- неудовлетворённой потребности  в самоутверждении;

- наличия у одного или обоих  супругов завышенной самооценки;

- несовпадения представлений супругов  о содержании ролей мужа, жены, отца, матери, главы семьи;

- неумения супругов общаться  друг с другом, с родственниками, друзьями и знакомыми, коллегами  по работе;

- неумения супругов разобраться  в причинах, вызывающих нежелательное  поведение одного из них, в  результате чего возникает взаимное  непонимание; нежелание одного  из супругов участвовать в  ведении домашнего хозяйства;

- нежелания одного из супругов  заниматься воспитанием детей  или несовпадения взглядов на  методы их воспитания;

- разницы в типах темперамента  супругов и неумении учитывать  тип темперамента в процессе  взаимодействия.

     По данным психологов, изучающих проблемы общения, два человека в процессе непосредственного общения передают при помощи слов только 7 % всей сообщаемой информации. Остальные 93 % передаются: через интонацию голоса и жесты, которыми сопровождается разговор, - 38 %, через выражение лица – 55 %.

.     Не может быть счастлив супруг, пытающийся своё счастье построить на несчастье другого супруга. Только совместный поиск путей создания счастливой семьи может привести к успеху.

     Цель работы – изучение характерных  особенностей причин конфликтов. Задачей является исследование  основных причин конфликтов в  семье: 

а) изучить при помощи теста “Конфликтная ли Вы личность? ” имеется ли достаточная  осведомлённость друг о друге  супругами;

  б) определить уровень конфликтности  каждого из исследуемых;

  в) исследовать супружеские пары  на удовлетворённость браком;

г) изучить способы разрешения конфликтных ситуаций у исследуемых пар.

Гипотезы:

Недостаточная осведомлённость друг о друге  приводит к семейным конфликтам. Личностное непонимание является основной из причин семейных конфликтов. Различные взгляды  и стереотипы поведения являются важными в возникновении конфликтов, а также представления супругов о значимости в семейной жизни сексуальных отношений, родительских обязанностей, моральной и эмоциональной поддержки и т. д. 
 
    Методы: 
    Тест “Конфликтная ли Вы личность” 
    Тест на уровень конфликтности 
    Методика “Удовлетворённость браком” 
    Методика “Дом – дерево – человек” и “Моя семья”. “ДДЧ” 

Исследование  проводила при помощи теста “Конфликтная ли Вы личность? ”. В результате получены следующие данные:

 

Фамилия семьи

Жена

Баллы

Муж

Баллы

1

Заикины

Татьяна

32

Сергей

32

2

Антоновы

Наталья

30

Геннадий

30

3

Скоблик

Валентина

36

Виктор

30

4

Ященко

Оксана

36

Владимир

24

5

Реутовы    

Светлана

30

Андрей

26

6

Садошенко

Светлана

32

Анатолий

32

7

Щур

Анжела

30

Николай

28

8

Дешевы

Наталья

28

Александр

32


 

Количество  баллов от 30 до 44. Вы тактичны. Не любите конфликтов. Умеете их сгладить, легко  избегаете критических ситуаций. Когда же Вам приходится вступать в спор, то Вы учитываете, как это  может отражаться на Вашем служебном  положении или приятельских отношениях. Вы стремитесь быть приятным для окружающих, но когда им требуется помощь, Вы не всегда решаетесь её оказать. Не думаете ли Вы, что тем самым  Вы теряете уважение к себе в глазах других.

От 15 до 29 очков. О Вас говорят, что  Вы конфликтная личность. Вы настойчиво отстаиваете своё мнение, невзирая на то, как это повлияет на Ваши служебные  и личные отношения. И за это Вас  уважают.

У 50 % обследуемых оказалось, что один из членов супружеской пары является конфликтной личностью, что может  сыграть роль в возникновении  конфликтной ситуации и конфликта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обобщение результатов изучения уровня конфликтности супругов. В данном случае использовала тест на оценку уровня конфликтности. Результаты:

Фамилия семьи 

жена

Кол-во баллов 

Уровень конфл.

муж 

Кол-во баллов

Уровень конфл.

1

Заикины

Татьяна

26

Ниже среднего

Сергей

24

Ниже среднего

2

Антоновы

Наталья

29

Средний

Геннадий

26

Средний

3

Скоблик

Валентина

30

Выше среднего

Виктор

33

Выше среднего

4

Ященко

Оксана

27

Средний

Владимир

28

Средний

5

Реутовы

Светлана

29

Выше среднего

Андрей

34

Выше среднего


Садошенко

Светлана

33 

Выше среднего

Анатолий

26

Ниже среднего


Щур

Анжела

29 

Средний

Николай

35 

Выше среднего

8

Дешевы

Наталья

28

Средний

Александр

27

Средний


 
    У всех обследуемых средний и выше среднего уровня конфликтности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Обсуждение результатов удовлетворённости браком. 

Фамилия семьи

жена

Кол-во баллов

Степень удовлетво-рённости

муж

Кол-во баллов

Степень удовлетво-рённости

1

Заикины

Татьяна

24

Скорее неудовлетворённость, чем  удовлетворённость

Сергей

26

Частичная удовлетворённость и  неудовлетворённость


Антоновы

Наталья

20

Значительная неудовлетворённость

Геннадий

24

Скорее неудовлетворённость, чем удовлетворённость

3

Скоблик

Валентина

20

Значительная неудовлетворённость

Виктор

26

Скорее неудовлетворённость, чем  удовлетворённость

4

Ященко

Оксана

25

Скорее неудовлетворённость, чем  удовлетворённость

Владимир

35

Значительная удовлетворённость

5

Реутовы

Светлана

40

Практически полная удовлетворённость

Андрей

36

Значительная удовлетворённость

6

Садошенко

Светлана

32

Значительная удовлетворённость

Анатолий

19

Значительная неудовлетворённость

7

Щур

Анжела

26

Частичная удовлетворённость и  неудовлетворённость

Николай

33

Значительная удовлетворённость 

8

Дешевы

Наталья

19

Значительная неудовлетворённость

Александр

20

Значительная неудовлетворённость


 

    Методика “Удовлетворённость браком”. 
    Результаты обследования: 
                
    В большинстве супружеских пар имеется неудовлетворённость (значительная) браком, отсюда следствие – частые семейные конфликты.    

  Обсуждение уровня конфликтности  на методиках “Дом – дерево  – человек” и “Моя семья”. “ДДЧ”

 
  Заикина Света. 
    На первом месте нарисован дом – безопасность, успех. 
   Дом вдали – чувство отвергнутости.Двери боковые – отчуждение, уединение, неприятие реальности. Отсутствие трубы – субъект чувствует нехватку психологической теплоты дома. Рисунок изображён вдали + крыша в конце прямая сигнализирует о начинающихся сложностях, страх перед будущим. 
 
    Плечи покатые – уныние, отчаяние, чувство вины, 
    Отсутствие ушей – неприятие критики

Волосы  заштрихованы – тревога связана  с мышлением или воображением. Пальцев меньше пяти – зависимость, бессилие.

Пальцы  одномерные обведены петлёй – сознательные усилия против агрессивного чувства. Линии  неодинаковой ярости – напряжение.

Изменчивый  нажим – эмоциональная нестабильность, мобильные настроения. Изменчивые штрихи – незащищённость, недостаток упорства.

Ветви в разные стороны –поиск самоутверждения, контактов, самораспыления, суетливость, чувствительность к окружающему. 
 
    Толстые ветви – хорошее различение действительности.

Ствол расширен книзу – поиск надёжного  положения в своём кругу. Ствол  ограничен снизу – ощущение несчастья, поиск поддержки. Несколько совместных линий, касающихся края листа – спонтанный контакт, внезапное удаление, капризность, импульсивность. Анализ методики “Моя семья”.

Члены семьи расположены в разных местах, не сплочены, что свидетельствует  о низком уровне эмоционального контакта в семье. Девочка располагает себя ближе к матери, а брата и отца дальше, последние заштрихованы чёрным цветом, что свидетельствует о серьёзных вопросах. У девочки идёт идентификация с мамой, а брата идентифицирует с отцом. Во время рисования делала паузы– что свидетельствует о конфликтах.

 Заикин Дима. 
 “ДДЧ”. 
    Первым нарисован дом – безопасность, успех. 
    Дом вдали – чувство отвергнутости.

Отсутствие  дверей –испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу).

Исполнение  одним цветом – боится эмоционального возбуждения. Горизонтальная линия  крыши и стены – сигнализирует  о начинающихся сложностях интегрирования, страх перед будущим. Плечи угловатые  – признак чрезмерной осторожности, защиты. 
 
    Плечи широкие – сильные телесные импульсы.

Отсутствуют уши – стремление избегать не принимать никакой критики. Глаза как пустые глазницы – значимое стремление избегать визуальных стимулов. Лицо неясное, тусклое – боязливость, застенчивость. 
 
    Руки напряжены и близко к телу – напряжение.

Руки вытянутые по бокам – трудности в социальных контактах. Фигура человека на ветру – потребность в любви, привязанности, заботливой теплоте. Неодинаковый нажим – импульсивность, нестабильность, тревога. Недостаточная детализация – тенденция к замкнутости. 
 
    Ветви в верх – энтузиазм, порыв, стремление к власти.

Ствол оторван от земли –недостаток контактов с внешним миром, жизнь повседневная и духовная мало связаны. 
 
    Анализ методики “Моя семья”.

Члены семьи нарисованы отдельно друг от друга, грустные, отец с открытым ртом, кричит–свидетельствует о низком уровне эмоциональных контактов. Мальчик  нарисовал себя меньше других–что свидетельствует о низкой самооценке, о чувстве покинутости. Все выполнены в одной манере, только мама выглядит больше всех, что может говорить о главенстве ею семьи. Все члены семьи нарисованы без рук, что свидетельствует о подавлении активности ребёнка, ограниченности. Все члены семьи подписаны, кроме сестры, в какой-то степени это может быть непризнание её. 
 
    Антонов Женя. 
    “ДДЧ”. 
    Первым нарисовано дерево – основная жизненная энергия. 
    Дом вдали – чувство отвергнутости.

Ступеньки, ведущие в глухую стену отражение конфликтной ситуации, наносящей вред правильной оценки реальности.

Отсутствие  дверей – испытывает трудности при  стремлении раскрыться. Отсутствие трубы  – субъект чувствует нехватку психологической теплоты дома. Размещение рисунка точно в центре – незащищённость и ригидность. Подбородок слишком подчёркнут – потребность доминировать.

Отсутствуют уши – стремление избегать не принимать никакой критики. Рот клоуна – вынужденная приветливость, неадекватные чувства. Волосы сильно заштрихованы – тревога связана с мышлением или воображением. Руки вытянутые по бокам – трудности в социальных контактах, страх перед агрессивными импульсами. Пальцы обрублены – вытесненная агрессия, замкнутость.

Фигура  человека на ветру – потребность  в любви, привязанности, заботливой теплоте. Штриховка – сфера конфликта.

Ветви в разные стороны –поиск самоутверждения, контактов, самораспыления, суетливость, чувствительность к окружающему.

Ствол расширен книзу – поиск надёжного  положения в своём кругу. Анализ методики “Моя семья”.

Члены семьи нарисованы как бы с вытянутыми друг к другу руками, улыбаются, что  говорит о благоприятных отношениях. Мальчик себя идентифицирует с братом. Рисунок выполнен не очень аккуратно  все члены семьи без ушей– не прислушиваются друг к другу.

Информация о работе Семейные конфликты