Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:05, курсовая работа
Когда взаимоотношения в семье складываются прекрасно, нас мало заботит, как и почему это происходит. Однако в случае разногласий, непонимания, раздоров мы сразу начинаем искать ответы на вопросы: что происходит, в чём причина, как же быть дальше. Неудивительно, что в недрах психологии родилось отдельное направление — психология семейных отношений, и сейчас оно довольно быстро развивается и вызывает большой интерес не только у психологов.
Введение 3
Глава 1. Определение и функции семьи 5
1.1. Факторы обуславливающие семейное нарушение 9
Глава 2. Семейные конфликты и их характеристика 11
2.1. Характеристика семейных конфликтов 11
2.2. Причины конфликтов 16
2.3. Несовпадение представлений о взаимных потребностях
супругов - как основа семейных конфликтов 20
Глава3. Методы коррекции семейных отношений 32
Список используемой литературы: 36
Антонов Витя.
“ДДЧ”.
Первым нарисован дом – на первом месте безопасность, успех. Ступеньки, ведущие в глухую стену – отражение конфликтной ситуации. Стена с акцентированным контуром основы –субъект пытается вытеснить конфликтные тенденции, испытывает трудности, тревогу.
Отсутствие дверей –испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу).
Отсутствие трубы – субъект чувствует нехватку психологической теплоты дома. Рисует одним цветом – боится эмоционального возбуждения.
Отсутствие ушей – стремление не принимать никакой критики, заглушить её. Зубы чётко нарисованы – агрессивность.
Ноги
короткие – чувство физической или
психологической неловкости. Фигура
человека на ветру – потребность
в любви, привязанности, заботливой
теплоте. Изменчивый нажим – эмоциональная
нестабильность, мобильные настроения.
Круглая крона –
Штриховка – напряжение, тревожность.
Ствол расширен книзу – поиск надёжного положения в своём кругу. Анализ методики “Моя семья”.
Члены
семьи нарисованы как бы все агрессивно
настроены (руки, выражение лица, рот).
Сам мальчик своё лицо нарисовал более
приветливое и с улыбкой. Он идентифицирует
себя с братом. Судя по рисунку можно сказать,
что в семье нет тесных эмоциональных
контактов.
Скоблик Ира.
“ДДЧ”.
Первым
нарисован дом – на первом месте
безопасность, успех. Дом вблизи –
открытость, доступность и чувство
теплоты и гостеприимства. Стена,
отсутствие её основы – слабый контакт
с реальностью. Дым очень густой
– значительное внутреннее напряжение.
Подведённые глаза – грубость, чёрствость.
Длинные ресницы – кокетливость, склонность демонстрировать себя. Волосы сильно заштрихованы – тревога связана с мышлением или воображением. Руки шире у ладони – недостаточный контроль действий и импульсивность. Руки вытянутые по бокам – трудности в социальных контактах. Ноги отсутствуют – робость, замкнутость.
Вертикальные штрихи – упрямство, настойчивость, решительность. Круглая крона – экзальтированность, эмоциональность.
Закрытая листва – охрана своего внутреннего мира детским способом. Ствол зачернён – внутренняя тревога, подозрительность.
Ствол расширен книзу – поиск надёжного положения в своём кругу.
Скоблик Оля.
“ДДЧ”.
Первым
нарисован дом – на первом месте
безопасность, успех. Двери боковые
– отчуждение, уединение, неприятие
реальности. Двери открытые – это
сильная потребность к теплу
извне.
Дым очень густой – значительное внутреннее
напряжение.
Плечи мелкие – ощущение малоценности,
ничтожности.
Волосы
сильно заштрихованы – тревога связана
с мышлением или воображением.
Большие пальцы – грубость, чёрствость,
агрессия.
Сильный нажим – энергичность, настойчивость.
Короткие штрихи – импульсивное поведение.
Круглая крона – экзальтированность,
эмоциональность.
Ветви опущены – потеря мужества, отказ
от усилий.
Закрытая листва - охрана своего внутреннего мира детским способом. Штриховка листвы – напряжение, тревожность.
Ствол оторван от земли –недостаток контактов с внешним миром, жизнь повседневная и духовная мало связаны.
Ствол
расширен книзу – поиск надёжного
положения в своём кругу. Ященко
Кирилл.
Первым нарисовано дерево – основная
жизненная энергия.
Отсутствие дверей – испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими. Окна без стёкол –враждебность, отчуждённость.
Отсутствие трубы –чувствует нехватку психологической теплоты дома. Плечи слишком угловатые – признак чрезмерной осторожности, защиты. Руки вытянуты по бокам – трудности в социальных контактах.
Руки
неясно очерчены – нехватка самоуверенности
в деятельности и социальных отношениях.
Человек без определённых частей
тела – непризнание человека в
целом. Фигура человека на ветру –
потребность в любви, привязанности,
заботливой теплоте. Сильный нажим
– энергичность, настойчивость.
Короткие штрихи – импульсивное поведение.
Ствол оторван от земли –недостаток контактов с внешним миром, жизнь повседневная и духовная мало связаны.
Ствол снижается книзу – ощущение безопасности в кругу, который не даёт желаемой опоры.
Реутов Никита – отказ от рисования.
Садошенко Дмитрий.
“ДДЧ”.
Первым
нарисован дом – на первом месте
безопасность, успех. Стена, отсутствие
её основы – слабый контакт с
реальностью. Стена одномерная перспектива
– имеются тенденции к
Отсутствие
шеи – нет связи между сферой
контроля и сферой влечения. Плечи
слишком угловаты – признак чрезмерной
осторожности, защиты. Лицо без ничего
– нет сенсорного контакта с действительностью.
Человек без определённых частей
тела – указывает на отвержение,
непризнание человека в целом. Много
гнутых линий, много острых углов
– агрессивность, плохая адаптация.
Недостаточная детализация –
тенденция к замкнутости.
Штрихи угловатые, скованные – напряжённость,
замкнутость.
Ствол из одной линии – отказ реально
смотреть на вещи.
Щур Ксения.
“ДДЧ”.
Первым
нарисован дом – на первом месте
безопасность, успех. Дом вблизи –
открытость, доступность и чувство
теплоты и гостеприимства. Двери
открытые –это сильная потребность к
теплу извне или стремление демонстрировать
доступность.
Размещение рисунка в центре – незащищённость.
Нечёткая голова – застенчивость, робость.
Длинная тонкая шея – торможение.
Глаза
как пустые глазницы – значимое
стремление избегать визуальных стимулов.
Волосы сильно заштрихованы – тревога
связана с мышлением или
Ствол ограничен снизу – ощущение несчастья, поиск поддержки. Земля изображена одной чертой – сосредоточенность на цели.
В результате психологического исследования решены задачи, а также доказаны гипотезы данного исследования.
Недостаточная осведомлённость друг о друге играет важную роль в возникновении семейных конфликтов. Данная гипотеза доказана на примере тестов“Конфликтный ли Вы человек? ”, “Уровень конфликтности” –в результате обследования 50 % испытуемых являются конфликтными личностями и уровень конфликтности, практически у всех, средний и выше среднего. Зная эти данные, можно избежать излишних конфликтов.
Личностное непонимание является основной причиной семейных конфликтов. х. Анализируя полученные данные, можно сказать, что у испытуемых различные взгляды и представления о значимости в семейной жизни отношений, личностной общности мужа и жены. Иными словами, нравственно-психологический аспект является основным в возникновении семейных конфликтов. Большинство супругов не удовлетворены своими браками. В результате - в конфликтных семьях сложены различные стереотипы поведения. Учитывая стиль супруга и зная свой можно избежать возникновения конфликтной ситуации и разрастания конфликта. Данные исследования можно применить на практике, то есть для выяснения причин конфликтов в семье и их урегулирования.
Глава
3. Методы коррекции семейных
Многие
конфликты могут быть
Многие авторы связывают
конфликтность-успешность
Так, в некоторых
семьях конфликты принято
Попытаемся охарактеризовать
основные виды
Указания – это высказывания психотерапевта о необходимости определенных действий. При этом конкретно и прямо указывается на то, что нужно сделать, чтобы добиться выздоровления, решения проблемы, разрешения конфликта в той или иной семье. Директивы делятся на прямые и парадоксальные. В основе этого деления лежит разница в способе воздействия на поведение членов семьи. В случае парадоксальной директивы истинная её цель противоположна провозглашаемой. Психотерапевт требует поступить определенным образом, рассчитывая, что члены их семей поступят как раз наоборот.
Изучение семьи. В основе любой директивы лежит психологический расчет, учитывающий огромный набор фактов. Внимание, уделяемое семье в целом и отдельным ее участникам, в процессе изучения может оказывать позитивное воздействие.
Воздействие примером. В ходе семейной психотерапии неожиданно возникает значительное число разнообразных проблем, ситуаций, положений. Члены семьи реагируют на них, комментируют, ищут выход из ситуации. При этом "выплывают" проблемные для них аспекты взаимоотношений. Психотерапевт же обязан выхватить из потока событий эти моменты, обратить на них внимание членов семьи и показать, как можно их решить.
Семейная дискуссия. В этом случае речь идет об обсуждении членами семьи широкого круга проблем, касающихся их жизни, а также способов решения различных семейных вопросов. Дискуссия преследует многочисленные цели:
1. коррекция представлений о
различных аспектах семейных
взаимоотношений. В ходе
2. обучение членов семьи методам дискуссии. Приведем некоторые правила ведения дискуссии:
- "цель дискуссии не доказать
свою правоту, а совместно
- "дискуссия – не соревнование и не способ выявления того, кто умней";
- "цель дискуссии – не прийти к соглашению, а найти истину";
- "прежде, чем возражать, подумай,
в чем все-таки прав тот,
кому готовишься возразить,
3. обучение членов семьи
При коррекции особое значение приобретает интерес членов семьи к семейной дискуссии.
Особенно важно при управлении семейной дискуссией искусство психотерапевта. Предложим основные приемы, используемые терапевтом для ведения этой процедуры:
- молчание;
- обучение с помощью опросов;
- повторение (резюмирование);
- обобщение;
- наблюдение за эмоциональным состоянием членов семьи и т.д.
Обусловленное обобщение. Сюда относятся методические приемы, заключающиеся в том, что в обычные семейные отношения вводится новый элемент. Цель такого введения – дать возможность членам семьи осуществить коррекцию нарушений в данном отношении. Один из приемов – обмен записками. Для улучшения коммуникации и взаимной эмпатии между супругами используется цветовая сигнализация. Каждый цвет обозначает определенные чувства. Один из супругов обращается к партнеру с различными вопросами, а тот – предъявляет тот цвет, который соответствует чувству, испытываемому в данной ситуации. Нередко в качестве нового элемента вводятся новые правила. Техника включает набор правил поведения, которые вступают в силу, когда супруги испытывают потребность в агрессии: