Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 21:33, курсовая работа
Данная работа посвящена изучению основных причин семейных конфликтов, т. к. только зная причины конфликта, можно управлять его ходом и, что не менее значимо, предотвращать его.
Предмет работы – причины семейного конфликта, а объектом изучения является сам конфликт.
введение
1. Семейные конфликты в современной психологической литературе
1.1. Семейные конфликты и их характеристика. 10
1.2. Причины конфликтов.
2. Эмпирическое исследование причин семейных конфликтов. 24
2.1. Параметры исследования. 24
2.2. Анализ результатов изучения основных причин конфликтов в семье 25
2.2.1. Анализ результатов изучения представлений личности о своей конфликтности 5
2.2.2. Анализ результатов изучения уровня терпимости супругов. 6
2.2.3. Анализ результатов изучения способов разрешения конфликтных ситуациях . 27
3. Заключение 28
Литература 29
Из таблицы результатов видно, что большинство испытуемых обладает средним и ниже среднего уровнем терпимости.
Использован тест Томаса.
Результаты:
Таблица 3.
№ | Имя | Соперничество в баллах | Сотрудничество в баллах | Компромисс в баллах | Избегание в баллах | Приспособление в баллах |
1 | Татьяна Сергей | 8 7 | 4 5 | 7 7 | 6 5 | 5 6 |
2 | Наталья Геннадий | 6 4 | 5 7 | 7 5 | 10 7 | 2 7 |
3 | Валентина Виктор | 7 9 | 6 3 | 7 7 | 6 6 | 4 5 |
4 | Оксана Владимир | 8 12 | 5 5 | 4 4 | 6 7 | 7 2 |
5 | Светлана Андрей | 2 4 | 8 6 | 4 7 | 8 5 | 8 8 |
6 | Светлана Анатолий | 1 9 | 8 8 | 7 3 | 7 8 | 7 2 |
7 | Анжела Николай | 3 7 | 7 4 | 8 7 | 7 8 | 5 4 |
8 | Наталья Александр | 3 1 | 8 4 | 6 8 | 8 10 | 5 7 |
Количество баллов даёт представление о выраженности тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтной ситуации.
От 1 до 4 – данная тактика не свойственна испытуемому.
5-6 – предпочитаемая тактика.
Более 7-8 – тактика доминирует.
В результате психологического исследования решены поставленные задачи, а также частично подтверждены гипотезы данного исследования:
1. Недостаточная осведомлённость друг о друге играет важную роль в возникновении семейных конфликтов. Данная гипотеза доказана на примере тестов «Конфликтный ли Вы человек?», «Уровень терпимости» – в результате обследования 50 % испытуемых являются конфликтными личностями и уровень терпимости практически у всех средний и ниже среднего. Зная эти данные, можно избежать излишних конфликтов.
2. Личностное непонимание является основной причиной семейных конфликтов.
В результате анализа теста Томаса в конфликтных семьях сложены различные стереотипы поведения. Учитывая стиль супруга и зная свой можно избежать возникновения конфликтной ситуации и разрастания конфликта. Были проведены тесты «Конфликтный ли Вы человек» и «Насколько Вы терпимы».
Анализируя полученные данные, можно сказать, что нравственно-психологический аспект является основным в возникновении семейных конфликтов.
Однако вариант подхода оказался несколько ограниченным: следовало бы учесть различные взгляды и представления о значимости в семейной жизни сексуальных отношений, личностной общности мужа и жены, родительских обязанностей, профессиональных интересов каждого из супругов, хозяйственно-бытового обслуживания, моральной и эмоциональной поддержки, внешней привлекательности. Различные взгляды на воспитание и принятие ребёнка у испытуемых. Здесь также кроется сфера конфликта.
1. Ковалёв С. В. психология современной семьи. – М.: Просвещение, 1988.
2. Сатир В. Как строить себя и свою семью: - М.: Педагогика – Пресс, 1992.
3. Кочетов А. И. Мужчина и женщина: отношения полов: – Мн.: Полымя, 1989.
4. Популярная психология для родителей/ Под ред. А. А. Бодалева. – М.: Педагогика, 1989.
5. Шуман С. Г., Шуман В. П. Семейные конфликты: причины, пути устранения. – Брест: Лаборатория «Практической психологии и педагогики», 1992.
6. Супружеская жизнь: гармония и конфликты/ Состав А. А. Богданович. – М.: Профиздат – 1990.
7. Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989.
8. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии/ Под ред. А. А. Крылова. – Л.: Изд. Ленинградского университета, 1990.
9. Психология личности: тесты, опросники, методики/ Авт. сост. Н. В. Киршева и Н. В. Рябчикова. – М.: Геликон, 1995.
10. Корнеева Е.Н. Если в семье конфликт… - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.
11. Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс», 1996.
12. Аграшенков А. В. Психология на каждый день. Советы, рекомендации, тесты. – М.: Вече, 1997.
Тест Томаса.
б) чем обсуждать то, в чём мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы согласны.
2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение;
б) я пытаюсь уладить дело с учётом всех интересов другого и моих собственных.
б) я стремлюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
б) иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
б) я стараюсь сделать всё, чтобы избежать бесполезной напряжённости.
б) я стараюсь добиться своего.
б) я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться своего.
б) я первым делом стараюсь ясно определить то, в чём состоят, все затронутые интересы и спорные вопросы.
б) я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
б) я пытаюсь найти компромиссное решение.
б) я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
б) я даю возможность другому в чём-то остаться при своём мнении, если он так же идёт навстречу мне.
б) я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
б) я пытаюсь показать другому логику и преимущество своих взглядов.
б) я стремлюсь делать всё необходимое, чтобы избежать напряжённости.
б) я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
б) я стараюсь делать всё, чтобы избежать бесполезной напряжённости.
б) я даю другому возможность в чём-то остаться при своём мнении, если он так же идёт мне навстречу.
б) я стремлюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
б) я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
б) я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
б) я отстаиваю свои желания.
б) иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
б) я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
б) ведя переговоры, я стремлюсь быть внимательным к желаниям другого.
б) как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
б) если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своём.
б) улаживая спорную ситуацию, я всё время стремлюсь найти поддержку другого.
б) не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
б) я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно с заинтересованным человеком могли добиться успеха.
Ключ к тесту Томаса.
Тактика | Соперничество | Сотрудничество | Компромисс | Избегание | Приспособ-ление |
1 |
|
|
| А | Б |
2 |
| Б | А |
|
|
3 | А |
|
|
| Б |
4 |
|
| А |
| Б |
5 |
| А |
| Б |
|
6 | Б |
|
| А |
|
7 |
|
| Б | А |
|
8 | А | Б |
|
|
|
9 | Б |
|
| А |
|
10 | А |
| Б |
|
|
11 |
| А |
|
| Б |
12 |
|
| Б | А |
|
13 | Б |
| А |
|
|
14 | Б | А |
|
|
|
15 |
|
|
| Б | А |
16 | Б |
|
|
| А |
17 | А |
|
| Б |
|
18 |
|
| Б |
| А |
19 |
| А |
| Б |
|
20 |
| А | Б |
|
|
21 |
| Б |
| А |
|
22 | Б |
| А |
|
|
23 |
| А |
| Б |
|
24 |
|
| Б |
| А |
25 | А |
|
|
| Б |
26 |
| Б | А |
|
|
27 |
|
|
| А | Б |
28 | А | Б |
|
|
|
29 |
|
| А | Б |
|
30 |
| Б |
|
| А |