Семейные конфликты и их причины

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 21:33, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа посвящена изучению основных причин семейных конфликтов, т. к. только зная причины конфликта, можно управлять его ходом и, что не менее значимо, предотвращать его.

Предмет работы – причины семейного конфликта, а объектом изучения является сам конфликт.

Оглавление

введение

1. Семейные конфликты в современной психологической литературе

1.1. Семейные конфликты и их характеристика. 10

1.2. Причины конфликтов.

2. Эмпирическое исследование причин семейных конфликтов. 24

2.1. Параметры исследования. 24

2.2. Анализ результатов изучения основных причин конфликтов в семье 25

2.2.1. Анализ результатов изучения представлений личности о своей конфликтности 5

2.2.2. Анализ результатов изучения уровня терпимости супругов. 6

2.2.3. Анализ результатов изучения способов разрешения конфликтных ситуациях . 27

3. Заключение 28

Литература 29

Файлы: 1 файл

kursovik.doc

— 306.00 Кб (Скачать)

 

Из таблицы результатов видно, что большинство испытуемых обладает средним и ниже среднего уровнем терпимости.

 

 

2.2.3. Анализ результатов изучения способов разрешения конфликтных ситуаций.

Использован тест Томаса.

Результаты:

Таблица 3.

Имя

Соперничество в баллах

Сотрудничество в баллах

Компромисс в баллах

Избегание в баллах

Приспособление в баллах

1

Татьяна

Сергей

8

7

4

5

7

7

6

5

5

6

2

Наталья

Геннадий

6

4

5

7

7

5

10

7

2

7

3

Валентина

Виктор

7

9

6

3

7

7

6

6

4

5

4

Оксана

Владимир

8

12

5

5

4

4

6

7

7

2

5

Светлана

Андрей

2

4

8

6

4

7

8

5

8

8

6

Светлана

Анатолий

1

9

8

8

7

3

7

8

7

2

7

Анжела

Николай

3

7

7

4

8

7

7

8

5

4

8

Наталья

Александр

3

1

8

4

6

8

8

10

5

7


 

Количество баллов даёт представление о выраженности тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтной ситуации.

От 1 до 4 – данная тактика не свойственна испытуемому.

5-6 – предпочитаемая тактика.

Более 7-8 – тактика доминирует.

 

3. Заключение.

В результате психологического исследования решены поставленные задачи, а также частично подтверждены гипотезы данного исследования:

1.      Недостаточная осведомлённость друг о друге играет важную роль в возникновении семейных конфликтов. Данная гипотеза доказана на примере тестов «Конфликтный ли Вы человек?», «Уровень терпимости» – в результате обследования 50 % испытуемых являются конфликтными личностями и уровень терпимости практически у всех средний и ниже среднего. Зная эти данные, можно избежать излишних конфликтов.

2.      Личностное непонимание является основной причиной семейных конфликтов.

В результате анализа теста Томаса в конфликтных семьях сложены различные стереотипы поведения. Учитывая стиль супруга и зная свой можно избежать возникновения конфликтной ситуации и разрастания конфликта. Были проведены тесты «Конфликтный ли Вы человек» и «Насколько Вы терпимы».

Анализируя полученные данные, можно сказать, что нравственно-психологический аспект является основным в возникновении семейных конфликтов.

Однако вариант подхода оказался несколько ограниченным: следовало бы учесть различные взгляды и представления о значимости в семейной жизни сексуальных отношений, личностной общности мужа и жены, родительских обязанностей, профессиональных интересов каждого из супругов, хозяйственно-бытового обслуживания, моральной и эмоциональной поддержки, внешней привлекательности. Различные взгляды на воспитание и принятие ребёнка у испытуемых. Здесь также кроется сфера конфликта.

 

 

Литература

1.      Ковалёв С. В. психология современной семьи. – М.: Просвещение, 1988.

2.      Сатир В. Как строить себя и свою семью: - М.: Педагогика – Пресс, 1992.

3.      Кочетов А. И. Мужчина и женщина: отношения полов: – Мн.: Полымя, 1989.

4.      Популярная психология для родителей/ Под ред. А. А. Бодалева. – М.: Педагогика, 1989.

5.      Шуман С. Г., Шуман В. П. Семейные конфликты: причины, пути устранения. – Брест: Лаборатория «Практической психологии и педагогики», 1992.

6.      Супружеская жизнь: гармония и конфликты/ Состав А. А. Богданович. – М.: Профиздат – 1990.

7.      Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989.

8.      Практикум по экспериментальной и прикладной психологии/ Под ред. А. А. Крылова. – Л.: Изд. Ленинградского университета, 1990.

9.      Психология личности: тесты, опросники, методики/ Авт. сост. Н. В. Киршева и Н. В. Рябчикова. – М.: Геликон, 1995.

10. Корнеева Е.Н. Если в семье конфликт… - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.

11. Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс», 1996.

12. Аграшенков А. В. Психология на каждый день. Советы, рекомендации, тесты. – М.: Вече, 1997.

 

 

 

 

 

Тест Томаса.

  1. а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса;

б) чем обсуждать то, в чём мы расходимся, я стараюсь обратить           внимание на то, с чем мы согласны.

2.      а) Я стараюсь найти компромиссное решение;

б) я пытаюсь уладить дело с учётом всех интересов другого и моих собственных.

  1. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;

б) я стремлюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

  1. а) Я стараюсь найти компромиссное решение;

б) иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

  1. а) Улаживая спорную ситуацию, я всё время стремлюсь найти поддержку другого;

б) я стараюсь сделать всё, чтобы избежать бесполезной напряжённости.

  1. а) Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя;

б) я стараюсь добиться своего.

  1. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно;

б) я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться своего.

  1. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;

б) я первым делом стараюсь ясно определить то, в чём состоят, все затронутые интересы и спорные вопросы.

  1. а) Думаю, что не всегда стоит волноваться, из-за каких-то возникающих разногласий;

б) я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

  1. а) Я твёрдо стремлюсь добиться своего;

б) я пытаюсь найти компромиссное решение.

  1. а) Первым делом я пытаюсь ясно определить то, в чём состоят все затронутые интересы и спорные вопросы;

б) я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

  1. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры;

б) я даю возможность другому в чём-то остаться при своём мнении, если он так же идёт навстречу мне.

  1. а) Я предлагаю среднюю позицию;

б) я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

  1. а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах;

б) я пытаюсь показать другому логику и преимущество своих взглядов.

  1. а) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения;

б) я стремлюсь делать всё необходимое, чтобы избежать напряжённости.

  1. а) Я стараюсь не задеть чувств другого;

б) я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

  1. а) Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего;

б) я стараюсь делать всё, чтобы избежать бесполезной напряжённости.

  1. а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своём;

б) я даю другому возможность в чём-то остаться при своём мнении, если он так же идёт мне навстречу.

  1. а) Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чём состоят все затронутые интересы и спорные вопросы;

б) я стремлюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

  1. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия;

б) я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

  1. а) Ведя переговоры, я стремлюсь быть внимательным к желаниям другого;

б) я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

  1. а) Я пытаюсь найти позицию находящуюся посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека;

б) я отстаиваю свои желания.

  1. а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас;

б) иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

  1. а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь пойти навстречу его желаниям;

б) я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

  1. а) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов;

б) ведя переговоры, я стремлюсь быть внимательным к желаниям другого.

  1. а) Я предлагаю среднюю позицию;

б) как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

  1. а) зачастую я избегаю позиции, которая может вызвать споры;

б) если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своём.

  1. а) Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего;

б) улаживая спорную ситуацию, я всё время стремлюсь найти поддержку другого.

  1. а) Я предлагаю среднюю позицию;

б) не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

  1. а) Я стараюсь не задеть чувств другого;

б) я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно с заинтересованным человеком могли добиться успеха.

Ключ к тесту Томаса.

Тактика

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособ-ление

1

 

 

 

А

Б

2

 

Б

А

 

 

3

А

 

 

 

Б

4

 

 

А

 

Б

5

 

А

 

Б

 

6

Б

 

 

А

 

7

 

 

Б

А

 

8

А

Б

 

 

 

9

Б

 

 

А

 

10

А

 

Б

 

 

11

 

А

 

 

Б

12

 

 

Б

А

 

13

Б

 

А

 

 

14

Б

А

 

 

 

15

 

 

 

Б

А

16

Б

 

 

 

А

17

А

 

 

Б

 

18

 

 

Б

 

А

19

 

А

 

Б

 

20

 

А

Б

 

 

21

 

Б

 

А

 

22

Б

 

А

 

 

23

 

А

 

Б

 

24

 

 

Б

 

А

25

А

 

 

 

Б

26

 

Б

А

 

 

27

 

 

 

А

Б

28

А

Б

 

 

 

29

 

 

А

Б

 

30

 

Б

 

 

А

Информация о работе Семейные конфликты и их причины