Семейные конфликты и их причины

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 21:33, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа посвящена изучению основных причин семейных конфликтов, т. к. только зная причины конфликта, можно управлять его ходом и, что не менее значимо, предотвращать его.

Предмет работы – причины семейного конфликта, а объектом изучения является сам конфликт.

Оглавление

введение

1. Семейные конфликты в современной психологической литературе

1.1. Семейные конфликты и их характеристика. 10

1.2. Причины конфликтов.

2. Эмпирическое исследование причин семейных конфликтов. 24

2.1. Параметры исследования. 24

2.2. Анализ результатов изучения основных причин конфликтов в семье 25

2.2.1. Анализ результатов изучения представлений личности о своей конфликтности 5

2.2.2. Анализ результатов изучения уровня терпимости супругов. 6

2.2.3. Анализ результатов изучения способов разрешения конфликтных ситуациях . 27

3. Заключение 28

Литература 29

Файлы: 1 файл

kursovik.doc

— 306.00 Кб (Скачать)

Если оба – холерики, то можно ожидать состояния повышенной конфликтности в семье. Если оба – флегматики, то скорее всего, конфликтных ситуаций будет мало. Если один из супругов холерик, а другой – флегматик, то вспыльчивость и нетерпеливость натолкается на выдержку, спокойное и ровное поведение другого. В этой ситуации холерик, подогреваемый ответным действием, успокоится и ссора может не возникнуть. Разумеется, отрицательное проявление того или иного темперамента должны корректироваться самовоспитанием.

Частой причиной, а по данным социологов стоят на первом месте, конфликтов между супругами являются дети.

Родился новый человек. До его рождения будущие родители вряд ли задумывались над тем, какой нелёгкий путь предстоит им пройти вместе, какие испытания выдержать.

А испытания эти очень серьёзные. За первыми минутами умиления и восторга начинается кропотливая работа: бессонные ночи, ежедневные кормления, купания, стирка, глажка. Молодые люди, ещё не насладившиеся обществом друг друга, обнаруживают, что маленький человечек переключил всё их внимание на себя, заполнил собой всю их жизнь. Им некогда даже посидеть рядышком, беззаботно поболтать или пообщаться с друзьями. Для них закрыты дискотеки и кинотеатры, поездки за город – ребёнок приковал их к себе.

Супругам приходится изменять весь строй уже сложившихся внутри семьи отношений, привычек, весь созданный ими уклад жизни. Помимо прежних ролей супругов. Они принимают на себя новые роли матери и отца. На несколько лет в семье складывается такая ситуация, когда новый член семьи фактически «диктует» своим родителям условия семейной жизни. Подобная перестройка не всегда проходит гладко. Более того, трудности этого периода иной раз приводят к таким конфликтам, которые могут на долгие годы исказить, искалечить весь строй душевных, психологических отношений между супругами.

Постоянно возникающие конфликты могут негативно сказаться не только на супружеских отношениях, но и на нравственном, психическом развитии ребёнка. Ведь психика малыша, его душевный склад, восприятие и отношение к окружающему миру, другим людям и себе самому формируются под влиянием той атмосферы, которая царит в родном доме. Эмоциональный настрой, доминирующий во взаимоотношениях супругов, имеет здесь немаловажное значение. Проходит совсем немного времени, и постоянно ссорящиеся молодые папы и мамы начинают удивляться, откуда у их малыша появились не очень приятные свойства и качества: драчливость, жадность, капризность, чрезмерная застенчивость, лживость, возникновение которых в свою очередь ведёт к серьёзному осложнению и без того натянутых отношений.

Как же избежать конфликтов, связанных с детьми? Путь только один: перестроить свои отношения так, чтобы на первое место вышли задачи, связанные с воспитанием ребёнка, уходом за ним. Тогда малыш станет настоящим центром супружеских отношений, а не помехой.

Психологи знают: воспитание детей – это поле битвы, на котором выясняются фактически не педагогические проблемы, а супружеские отношения, взаимные обиды. Хотя большинство людей убеждены в том, что их личные заботы – это одно, а трудности воспитания – совсем другое. Многие даже наивно полагают, что не будь их дети такими «сложными», то и супружеские отношения складывались бы у них значительно ровнее, легче. Увы, они принимают причину за следствие.

Родительская любовь обогащает супружескую. Любовь к детям бескорыстна по своей сути, помогает взрослым избавиться от неизбежных на первых порах эгоистичных установок. Опыт родительской любви формирует такие качества, как терпимость, внимательность к людям, тактичность, деликатность, а потому совершенствуют сами супружеские отношения, делает их тоньше, глубже. Можно сказать, что дети – своеобразная школа воспитания родителей. Ведь новые заботы и хлопоты заставляют действовать иначе, чем в начале супружеской жизни, появляются дополнительные права и обязанности, меняются взгляды и отношения. Каждый из супругов при рождении ребёнка обнаруживает в себе и в другом и новые положительные качества, и неожиданные способности, и конечно же, некоторые слабости, жизненную неопытность, которые теперь нужно преодолевать самому и помогать другому избавиться от них. Преодоление трудностей, связанных с воспитанием детей и собственным совершенствованием, поднимает супругов на качественно новый уровень их духовного развития, совершенствует их внутренний мир. В преодолении трудностей и своих слабостей люди становятся лучше, а это обогащает их.

Дети – это и новое качество супружеских отношений. Раньше была любовь друг к другу – теперь она дополняется совместной любовью к ребёнку и в порядке обратной связи – любовью детей к родителям.

Воспитание детей – это прежде всего самовоспитание родителей. С появлением ребёнка возникает необходимость многое знать и уметь, развивать свои силы и способности, чтобы соответствовать идеалу отца и матери. Ведь ребёнок постоянно наблюдает поведение старших, вначале подражает ему, а повзрослев, сознательно избирает идеалом родителей или… не избирает. Поэтому нельзя в семье казаться хорошим, а нужно таковым быть на самом деле.

Нормальные воспитательные отношения складываются при взаимной удовлетворённости супругов, их соответствии друг другу во всех видах внутрисемейных отношений. Особое положительное значение для воспитания детей имеют доверительные отношения в семье, а также социально-психологическая готовность супругов к браку, включая усвоение элементарных норм и правил человеческого общения, принятия взаимных обязательств по отношению друг к другу, соответствующих их семейным роля: супруга, супруги, отца, матери и т. п.

Частыми причинами аномалий в воспитании детей являются систематические нарушения супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие взаимного доверия, внимания и заботы, уважения, психологической поддержки и защиты. Нередко причиной такого рода аномалий является неоднозначность понимания супругами семейных ролей, завышенные требования, предъявляемые супругами друг к другу. Но самыми, пожалуй, существенными факторами, отрицательно сказывающимися на воспитании детей, является несовместимость нравственных позиций супругов, рассогласование их точек зрения на честь, мораль, совесть, долг, обязанности перед семьёй, меру ответственности за состояние дел в семье.

Основными путями и способами практического устранения отрицательного влияние перечисленных факторов на воспитание детей являются достижение взаимопонимания и гармонизации личных взаимоотношений супругов.

Семейное счастье зависит от обоих супругов. Если один идёт на встречу другому, а тот уклоняется от примирения, то супруги могут разминуться раз, другой… А затем может наступить окончательный разрыв. Семейное счастье – это постоянный творческий труд каждого из супругов, напряжённая ежедневная деятельность.

Социологи изучали конфликтные семьи и семьи на грани развода. Самым серьёзным для судьбы брака является нарушение (или разрушение) духовно-нравственной связи, главного в супружестве. Многие функции в таких семьях нарушаются, претерпевают значительные изменения психологические установки супругов на сохранение брака. Жизненные планы распадаются. Нарушение физической близости выражается в том, что супруги перестают удовлетворять друг друга как сексуальные партнёры, функция деторождения прекращается. Экономическая сторона брачно-семейных отношений также изменяется. В ведении домашнего хозяйства появляется разобщённость: муж и жена начинают «обслуживать» каждый сам себя, наблюдается самостоятельность в финансировании. Если какой-либо из процессов, характерных для дезорганизации семьи, задерживается или прекращается, разложение семьи не будет окончательным.

Не может быть счастлив супруг, пытающийся своё счастье построить на несчастье другого супруга. Только совместный поиск путей создания счастливой семьи может привести к успеху.

2. Эмпирическое исследование причин семейных конфликтов.

2.1.           Параметры исследования.

В обследовании участвовало восемь супружеских пар:

1.      Татьяна и Сергей.

Семейный стаж 25 лет. Двое детей (21 год и 19 лет)

2.      Наталья и Геннадий.

Семейный стаж 13 лет. Двое детей (12 лет и 8 лет)

3.      Валентина и Виктор.

Семейный стаж 18 лет. Двое детей (16 лет и 12 лет)

4.      Оксана и Владимир.

Семейный стаж 6 лет. Один сын (4 года)

5.      Светлана и Андрей.

Семейный стаж 5 лет. Один сын (3 года)

6.      Светлана и Анатолий.

Семейный стаж 8 лет. Один сын (6 лет)

7.      Анжела и Николай.

Семейный стаж 7 лет. Одна дочь (5 лет)

8.      Наталья и Александр.

Семейный стаж 7 лет. Одна дочь (5 лет)

Большинство супругов недовольны своей семейной жизнью.

Цель работы – изучение характерных особенностей причин конфликтов.

Задачей является исследование основных причин конфликтов в семье:

а) изучить при помощи теста «Конфликтная ли Вы личность?» имеется ли достаточная осведомлённость друг о друге супругами;

б) определить уровень терпимости каждого из исследуемых;

в) изучить способы разрешения  конфликтных ситуаций у исследуемых пар.

Гипотеза: недостаточная осведомлённость друг о друге приводит к семейным конфликтам.

Методы:

1.      Тест «Конфликтная ли Вы личность»

2.      Тест на уровень терпимости

3.      Тест Томаса

2.2. Анализ результатов изучения основных причин конфликтов в семье

2.2.1. Анализ результатов изучения представлений личности о своей конфликтности

Исследование проводила при помощи теста «Конфликтная ли Вы личность?». В результате получены следующие данные:

Таблица 1.

№ пары

Жена

Баллы

Муж

Баллы

1

Татьяна

32

Сергей

32

2

Наталья

30

Геннадий

30

3

Валентина

36

Виктор

30

4

Оксана

36

Владимир

24

5

Светлана

30

Андрей

26

6

Светлана

32

Анатолий

32

7

Анжела

30

Николай

28

8

Наталья

28

Александр

32


 

Количество баллов от 30 до 44. Вы тактичны. Не любите конфликтов. Умеете их сгладить, легко избегаете критических ситуаций. Когда же Вам приходится вступать в спор, то Вы учитываете, как это может отражаться на Вашем служебном положении или приятельских отношениях. Вы стремитесь быть приятным для окружающих, но когда им требуется помощь, Вы не всегда решаетесь её оказать. Не думаете ли Вы, что тем самым Вы теряете уважение к себе в глазах других.

От 15 до 29 очков. О Вас говорят, что Вы конфликтная личность. Вы настойчиво отстаиваете своё мнение, невзирая на то, как это повлияет на Ваши служебные и личные отношения. И за это Вас уважают.

У 50 % обследуемых оказалось, что один из членов супружеской пары является конфликтной личностью, что может сыграть роль в возникновении конфликтной ситуации и конфликта.

2.2.2. Анализ результатов изучения уровня терпимости супругов.

В данном случае использовала тест на оценку уровня терпимости.

Результаты:

Таблица 2.

жена

Кол-во баллов

Уровень конфл.

муж

Кол-во баллов

Уровень конфл.

1

Татьяна

5

Ниже среднего

Сергей

4

Ниже среднего

2

Наталья

7

Средний

Геннадий

10

Средний

3

Валентина

3

Низкий

Виктор

2

Низкий

4

Оксана

10

Средний

Владимир

9

Средний

5

Светлана

4

Ниже среднего

Андрей

5

Ниже среднего

6

Светлана

5

Ниже среднего

Анатолий

7

Средний

7

Анжела

11

Средний

Николай

5

Ниже среднего

8

Наталья

8

средний

Александр

12

средний

Информация о работе Семейные конфликты и их причины