Сценарные модификации поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 12:49, контрольная работа

Краткое описание

Каждый человек обладает определенным темпераментом, характером, установками, поэтому каждого человека по его личностным характеристикам можно отнести к тому или иному типу личности.
Исследовав существующую литературу и проанализировав собранный материал, я попыталась систематизировать его и изложить таким образом, чтобы он соответствовал цели моей работы - рассмотреть основные психологические типы личностей, показать влияние характерологических и личностных особенностей людей на их поведение в конфликтных ситуациях.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3-4
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Сущность конфликтов в организации……………………………………5-6
2. Характеристика психологических типов личности……………………7-11
3. Межличностные и межгрупповые конфликты в организация. Конфликты «Группа – личность»……12-13
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
4. Задание №1………………………………………………………………14-15
5. Задание №2………………………………………………………………16-18
6. Задание №3………………………………………………………………19-21
7. Задание №4………………………………………………………………22-24
8. Задание №5………………………………………………………………25-27
9. Тест описания поведения К. Томаса…………………………………...28-30
Заключение…………………………………………………………………31-32
Список литературы……………………………………………………………33

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 67.84 Кб (Скачать)

Содержание

Введение………………………………………………………………………3-4

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Сущность конфликтов в организации……………………………………5-6

2. Характеристика психологических  типов личности……………………7-11

3. Межличностные и межгрупповые конфликты в организация. Конфликты «Группа – личность»………………………………………………………12-13

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

4. Задание №1………………………………………………………………14-15

5. Задание №2………………………………………………………………16-18

6. Задание №3………………………………………………………………19-21

7. Задание №4………………………………………………………………22-24

8. Задание №5………………………………………………………………25-27

9. Тест описания поведения К. Томаса…………………………………...28-30

Заключение…………………………………………………………………31-32

Список литературы……………………………………………………………33


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведение

Конфликт - отсутствие согласия между двумя или более лицами Характер, психологические особенности личности накладывают огромный отпечаток на поведение человека в конфликте. Порой психологические различия участников совместной деятельности столь велики, что мешают ее осуществлению, повышают вероятность возникновения конфликтной ситуации. 1

Конфликт определяется тем, что  сознательное поведение одной из сторон (личности, группы или организации) вызывает расстройство интересов другой стороны, которое порождает ее противодействие. В результате, возникают негативные последствия в совместной деятельности.

Общественная жизнь нашей страны в последние годы характеризуется  значительным усилением политической и социальной напряженности, обострением  противоречий, взрывающихся острыми  конфликтами на всех уровнях социальной структуры.

Необходимость фундаментального анализа  системы экономических и социальных противоречий и социально-трудовых отношений субъектов производства на уровне предприятий, исследование закономерностей  возникновения, протекания и разрешения трудовых конфликтов, и в частности, их крайних форм - забастовок, выявление  резервов социального партнерства  в ограничении и преодолении  их негативных последствий определяют актуальность данной темы.

Каждый человек обладает определенным темпераментом, характером, установками, поэтому каждого человека по его  личностным характеристикам можно  отнести к тому или иному типу личности.

Исследовав существующую литературу и проанализировав собранный  материал, я попыталась систематизировать  его и изложить таким образом, чтобы он соответствовал цели моей работы - рассмотреть основные психологические типы личностей, показать влияние характерологических и личностных особенностей людей на их поведение в конфликтных ситуациях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность конфликтов  в организации

Трудно представить себе руководителя, который ни разу в  жизни не сталкивался с проблемой  улаживания конфликтов между подчиненными ему сотрудниками или подразделениями. Обычно такая ситуация воспринимается как сбой в работе организации, как  что-то из ряда вон выходящее, как  помеха в нормальной деятельности. Большинство руководителей, столкнувшись с конфликтной ситуацией, чувствуют  раздражение и недовольство, вызванные необходимостью отвлекаться от прямых задач и тратить драгоценное время, которого и так всегда не хватает, на улаживание мелких дрязг или крупных склок.

Любой конфликт, как правило, имеет сильный деструктивный  заряд. Стихийное развитие конфликта  очень часто приводит к нарушению  нормального функционирования организации. Он обычно сопровождается мощными негативными  эмоциями, которые стороны испытывают по отношению друг к другу. Эти  эмоции препятствуют поиску рационального  выхода и формируют образ врага, которого надо во что бы то ни стало  победить или уничтожить. Когда конфликт доходит до такой стадии, с ним  уже трудно справляться.

Тем не менее, конфликтами  приходится заниматься, и они являются неотъемлемой частью жизни любой  организации. Более того, во многих случаях именно наличие конфликтов является показателем того, что организация  развивается, а не стоит на месте, постепенно загнивая и разваливаясь.

Если организация живет без конфликтов — она умирает.

Реальная задача заключается  не в том, чтобы исключить конфликты  из жизни организации, а в том, чтобы выработать способы конструктивного  их разрешения. Для этого необходимо понимать механизмы возникновения  и развития конфликтной ситуации.

Обычно принято изображать организацию в виде набора квадратиков, соединенных стрелками. Для многих задач это удобный способ представления  объекта анализа. Однако этот способ часто приводит к забыванию того факта, что каждый квадратик обозначает людей, работающих в организации. Эти  люди приходят с разным опытом, разными  целями, в организации они решают разные задачи, у них разные интересы, между ними складываются различные  отношения. И очень часто возникают  ситуации, когда цели отдельных сотрудников  или даже целых подразделений  противоречат друг другу. Если при этом сотрудники должны по условиям работы взаимодействовать друг с другом, то возникает конфликт.

По составу  сторон конфликты, возникающие в  организациях, можно разделить на три категории:

  • личность—личность (межличностные),
  • группа—группа (межгрупповые),
  • группа—личность.2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Характеристика  психологических типов личности

 

Психологический тип личности является врожденной психической структурой, определяющей конкретный вид информационного обмена личности со средой, что обуславливает специфику поведенческого реагирования в межличностных и социальных отношениях, специфику проявления социально-психического самочувствия. Психосоциотип достаточно существенным образом влияет на поведение, уровень активности человека в конфликте.

Известный психолог Юнг утверждал, что очевидная разница в поведении  людей определяется разными предпочтениями, которые выявляются очень рано, формируя основу нашей собственной индивидуальности.

Рассмотрим  индикатор типов личности (МВTI) в основу которого положены четыре принципа:

  1. Откуда человек черпает свою энергию - из внешнего мира (экстравертный тип) или изнутри себя (интровертный тип).
  2. Как он собирает информацию о мире - последовательно, опираясь на факты (сенсорный тип) или произвольно, случайно, с включением своего воображения и фантазии (интуитивный тип);
  3. Как он принимает решения - объективно и беспристрастно (мыслительный тип) или субъективно, под воздействием своих эмоций (эмоциональный тип).
  4. Как человек строит свое поведение - принимает решения и планы, которые затем выполняет (рассудочный тип) или действует импульсивно, изменяя свой образ действий в зависимости от обстоятельств (воспринимающий тип).3

 

 

Указанные 8 типов в Индикаторе Бриггс - Маерс обозначаются латинскими буквами:

 

Экстравертный (Extravert) – E

Интровертный (Inrovert) - I

 

Сенсорный (Sensing)- S

Интуитивный (Intuitive) - N

 

Мыслительный (Thinking) – T

Эмоциональный (Feeling) - F

 

Решающий (Judging) - J

Воспринимающий (Perceiveng) - P

 
     

Если вы заряжаетесь энергией от людей и действий и чувствуете себя опустошенным, оставаясь слишком  долго в одиночестве если вам  свойственно сначала говорить, а  потом думать, если вы общительны и  активны, то вы вероятнее всего экстраверт - Е.

Если вы держите свои наблюдения и мысли при себе, оживленные обсуждения вас утомляют, если вы предпочитаете  больше слушать, чем говорить, если вы малообщительны и вам хочется чаще быть наедине с самим собой, то вы вероятнее всего относитесь к интровертам -I. Обычно экстравертов больше чем интровертов.

Мы собираем информацию об окружающем нас мире двумя основными  путями; если вы предпочитаете конкретную информацию и опираетесь при сборе  информации только на то, что можно  увидеть услышать, потрогать, понюхать, фокусируете внимание на фактах и  деталях, то вы представляете собой сенсорный тип - S .

Если вы собираете информацию произвольным путем, иногда «скачками», ищете в ней свой смысл, опираясь на интуицию, ищете опосредственное значение и взаимосвязи между различными явлениями, то, вероятно, вы - интуитивный тип - N .

Если два человека по-разному собирают информацию, то их дальнейшие отношения поставлены под угрозу, и конфликта не избежать. Например:

S. Сколько времени?

N. Уже поздно.

S. ( несколько удивленно) Сколько времени?

N. ( настойчиво) Уже пора идти.

S. (теряя терпение) Послушай, что я спрашиваю. Сколько времени? Я задал конкретный вопрос и жду конкретного ответа!

N . ( уверенный в своей правоте). Нельзя быть таким капризным. Я ведь сказал, пора идти, уже больше трех.

С этого момента все  может пойти под откос. Так  как те, кто относятся к сенсорному типу, понимают все буквально; им нужна  конкретная информация. Относящиеся  к интуитивному типу, наоборот, могут  найти сто способов ответа на вопрос, ни один из которых не будет достаточным  для человека сенсорного типа.

Если, принимая решение, вы предпочитаете  быть логичным аналитиком, беспристрастным  и объективным, пока не придете к заключению, то вероятно, вы относитесь, к мыслительному, логическому типу - Т.

Если вы опираетесь на субъективное отношение к информации, на субъективную оценку события, учитывая, как это  решение повлияет на других, на межличностные  отношения, то вы тяготеете к эмоциональному типу - F. Таким людям присущи субъективизм, гуманность, они руководствуются эстетическими категориями в большей мере, чем логическими. 4

Различные комбинации этих качеств дают 16 типов личности, которые разделяются на 4 основные группы:

  • интуитивно - мыслительный тип- NT,
  • интуитивно - эмоциональный тип- NF,
  • сенсорно - рассудочный тип- SJ,
  • сенсорно - воспринимающий тип- SP.5

Речь, идет здесь конечно  не о неспособности каждого из людей пользоваться многообразием  психических способностей, а о  предпочтениях склонностях в  большей мере опираться на ту или  иную способность (подобно тому ,как правши или левши предпочитают пользоваться левой или правой рукой).Тем не менее люди разных типов нередко с трудом понимают способ мышления и поведения друг-друга, что порождает напряжение и конфликты между ними.

Например, у представителя типа NT вызывают раздражение люди, которым нужно повторять сказанное. Он не потерпит недоверия к его идеям, противодействия прогрессивным, по его мнению, изменениям. Ему не нравится рутинная работа. В свою очередь представители этого типа могут расстраивать других тем, что не просят помощи, не благодарят других за работу, выполнение которой считают обязанностью; не дают детальных инструкций, так как считают, что достаточно дать общие указания, а до остального другие должны додуматься сами. Многих раздражает склонность людей этого типа все усложнять; их любовь к теоретизированию; игнорирование ими значимости межличностных отношений на работе; не учитывание того, что другие считают важным.

Личности типа NF с преобладанием интуиции и логики не выносят, когда их не замечают, забывают про них; если на работе их лишают возможности общаться с другими или недооценивают важность взаимоотношений между людьми; их раздражает нечувствительность других; нейтральность в конфликте. Они сами могут раздражать и вызывать на конфликт других своей повышенной потребностью в похвале и признательности обидчивостью; тем, что не дают негативной обратной связи, что лишает людей возможности иметь объективную информацию; приторностью, склонностью перехваливать других; частым использованием метафор.

Люди типа SJ не любят быстрых перемен, особенно в том, о чем уже договорились «до этого»; не выносят когда их прерывают; не любят слишком эмоциональных людей и ситуации; болезненно воспринимают принижение своего веса, значимости; их раздражают просьбы сделать что-то в последнюю минуту, опоздания, необязательность; подталкивание их к риску и так далее.

Людей типа SP выводит из себя тщательное предварительное планирование и приготовления; изучение инструкции до начала действий; просьбы быть точными; недоверие к их способности решить проблему по-своему; административные собрания; правила и ограничения во времени.

Информация о работе Сценарные модификации поведения