Самоубийство (суицид)

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 23:45, реферат

Краткое описание

Проблема самоубийств (суицидов) в настоящее время приобретает особенное значение в связи с их несомненным ростом в последние годы. За последние 5 лет в России число самоубийств возросло на 60%. Попытки самоубийств 60 или 70 раз в день оканчиваются успешно. Каждый год в одних только США появляется примерно 25800 сообщений о суицидах. Бесспорно, что настоящее число суицидов еще выше, поскольку не всегда сообщается о реальной причине смерти или она скрывается под названием «смерть от несчастного случая». Некоторые считают, что достоверное число суицидов могло бы быть в пределах 100 000 в год.

Файлы: 1 файл

Суицид.doc

— 226.00 Кб (Скачать)

Введение

 

 

 

Проблема  самоубийств (суицидов) в настоящее  время приобретает особенное  значение в связи с их несомненным  ростом в последние годы. За последние 5 лет в России число самоубийств  возросло на 60%. Попытки самоубийств 60 или 70 раз в день оканчиваются успешно. Каждый год в одних только США появляется примерно 25800 сообщений о суицидах. Бесспорно, что настоящее число суицидов еще выше, поскольку не всегда сообщается о реальной причине смерти или она скрывается под названием «смерть от несчастного случая». Некоторые считают, что достоверное число суицидов могло бы быть в пределах 100 000 в год. С точки зрения разных исследователей, суицидальное поведение учащается с возрастом, достигая максимума в пубертате. Таким образом, пик суицидального риска падает на 15-19 лет. Впрочем, есть основания считать, что число суицидальных попыток в детском возрасте (с 6 до 12 лет) также увеличивается.

 

Особую  тревогу в последние 15-20 лет вызывает рост самоубийств среди подростков и юношей. По данным регионального  бюро ВОЗ, количество самоубийств среди лиц в возрасте 15-24 лет в последние 15 лет увеличилось в 2 раза и в ряду причин смертности во многих экономически развитых странах суициды стоят на 2-3-м месте. До конца 60-х годов число самоубийств составляли относительно незначительную часть от общего числа суицидов. С 1960 года их частота среди подростков увеличилась на 265%. Считается, что на каждое завершенное самоубийство приходится примерно 100 суицидальных попыток. Каждый год 10 000 пожилых американцев кончают с собой. Хотя пожилые люди составляют только 11% населения, на них приходится 25% из зарегистрированных самоубийств. Суицид, ранее стоявший на 22-м месте в качестве причины смерти в США, ныне находится на 9-м месте, а в некоторых штатах даже на 6-м. Сегодня общее число смертей вследствие самоубийств превышает суммарное количество смертей от тифа, дизентерии, скарлатины, дифтерии, коклюша, менингококковой инфекции, полиомиелита, кори, малярии, бронхита и ревматизма. Число суицидов значительно недооценивается по ряду причин. Семьи неохотно соглашаются с тем, чтобы смерть была названа самоубийством не только из-за социальной стигматизации, которой они опасаются, но и, например, из-за возможной потери страховки. Многие страховые компании при этих обстоятельствах смерти не выплачивают полной суммы страховки. Важным моментом является также тот факт, что власти не всегда приходят к согласию относительно причины смерти. Во Франции число самоубийств среди подростков за последние 10 лет утроилось и теперь не уступает количеству несчастных случаев на автострадах. В США количество суицидов в возрастной группе 15-19 лет за этот же период удвоилось и достигает 5000 в год. В 1978 г. в США по всем возрастным группам зарегистрировано 13 суицидов на 100 тыс. населения (29000 суицидов), среди важнейших причин смертности суициды занимают 10-е место. В то же время в возрастной группе от 15 до 24 лет суициды составляли 41 на 100 тыс. населения соответствующего возраста и заняли 3-е место среди причин смертности. За последние 30 лет частота суицидов в США среди юношей 15-19 лет возросла на 300%, девушек - на 200%.

 

Частота суицидов среди студентов-медиков мужского пола в США составляет 15,6 на 100 тыс. в год, а женского пола - 18,9 на 100 тыс. населения соответствующего возраста, при этом 76% суицидов совершаются студентами I-II курсов. В армии США суициды отмечаются у 11,6% на 100 тыс. служащих.

 

Число детей  и подростков с суицидальным поведением, находившихся под наблюдением психиатрической  службы в Луизвилле, возросло с 1973 по 1980 гг. на 530%. Всего во Франции в 1983 г. в результате самоубийств погибло более 1200 человек, что составляет почти 2% от всех причин смертности и 10% смертности среди молодежи в возрасте от 15 до 24 лет. В Японии в 1986 г. покончили жизнь самоубийством 25524 человека, при этом за год число самоубийств выросло на 8,2%.

 

Обследование  призывников в Швейцарии показало, что 2% из них в подростковом возрасте совершили суицидальные попытки  и у 24% отмечались суицидальные мысли.

 

В Польше число  самоубийств среди подростков и юношей (12-20 лет) за последние 10 лет увеличилось в 4 раза, из них лица мужского пола составляют 21% и женского - 79%.

 

По данным агентства социальной безопасности (АСБ), в России уровень самоубийств  в молодежной среде составляет 53 случая на 100 тыс. населения. В последние годы в России совершается ежегодно около 55 тыс. самоубийств, а убийств около 40 тысяч.

 

А.Г. Амбрумова  и соавторы, обследовав 770 детей, подростков и юношей с суицидальным поведением, показали, что в допубертатном  возрасте (до 13 лет) попытку самоубийства совершили 14,4%, в пубертатном (13-16 лет) - 51,8% и постпубертатном (17- 18 лет) - 33,8%.

 

Особенности проявлений суицидов в  детском и подростковом возрасте, своеобразие психологии и уровней  социализации детей и подростков, особенности психопатологических состояний, специфика профилактики - все это дает основание некоторым авторам выделять детскую и подростковую суицидологию как самостоятельную область знаний.

 

Большинство авторов отмечает, что  суицидальное поведение у детей до 13 лет - явление относительно редкое, но с 14-15-летнего возраста суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума в 16-19 лет. Указанные обстоятельства служат причиной отдельного рассмотрения вопроса о суицидальных тенденциях поведения в подростковом возрасте.

 

Таким образом, целью нашей курсовой работы является изучение особенностей суицидального поведения в подростковом возрасте, понятия суицида, возрастные особенности суицидального поведения, мотивов, причин и поводов.

 

Для реализации цели мы выдвинули следующие задачи:

 

1. Определить понятие суицид.

 

2. Изучить  суицид как явление в подростковом  возрасте.

 

3. Рассмотреть  взаимосвязь семейного воспитания  и суицидального поведения подростков.

 

4. Исследовать причины подросткового  суицида.

 

5. Подвести итоги.

 

Объектом нашего исследования является особенности суицидального поведения  в подростковом возрасте.

 

Предмет исследования - причины суицидального  поведения в подростковом возрасте.

 

 

 

 

Глава 1. Суицидальное поведение как  социально-психологическое явление

 

 

 

1.1 Понятие суицида и суицидального  поведения

 

В русском языке слово «самоубийство» означает “намеренное лишение себя жизни”. В научной литературе исследователи  также говорят, что самоубийство - деяние умышленное. Таким образом, ситуации, когда смерть причиняется лицом, которое не может отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими, а также в результате неосторожности субъекта относят не к самоубийствам, а к несчастным случаям. Что же лежит в основе существования такого явления, как самоубийство?

 

Амбрумова А. Г. и ряд других исследователей выдвигают концепцию о том, что  суицид - это феномен социально-психологической  дезадаптации личности, т.е. ключевые понятия  для данного явления - социально-психологическая  адаптация и дезадаптация.

 

Под адаптацией вообще понимается приспособление - соответствие между живой системой и внешними условиями, причем адаптация - это и процесс, и его результат. Тогда понятие дезадаптации отражает различную степень и качество несоответствия организма и среды. Полное соответствие способствует развитию, полное несоответствие несовместимо с жизнедеятельностью. К системам, занимающим промежуточное положение между этими двумя полюсами, в одинаковой мере применим термин адаптация и дезадаптация; первый из них отражает позитивные приспособительные и компенсаторные компоненты, а второй характеризует систему со стороны ее недостаточности или дезорганизованности.

 

На уровне личности акцент в процессе адаптации переносится на социальные взаимодействия, опосредованные психической деятельностью и ее высшей формой - сознанием. Объективным критерием успешности социально-психологической адаптации человека служит его поведение в обычной и экстремальных ситуациях.

 

Авторы  различают лимитирующую и трансформирующую адаптацию.

 

В условиях экстремальной ситуации разные личности неодинаково перестраивают свою приспособительную тактику. Наиболее устойчивые из них за счет пластичности и резервов сохраняют прежний  общий уровень адаптации. Другая часть характеризуется временным снижением этого уровня, но без слома основных направлений адаптации. В этом случае дезадаптация носит лишь количественный характер, она лимитирована и не выходит за пределы качественной определенности адаптационного процесса, т.е. дезадаптация не привела к болезни, не породила патологических форм адаптации.

 

В тех случаях, когда экстремальные  нагрузки падают на почву, измененную конституционально ( как это имеет  место при психопатиях и некоторых  неврозах). Тогда вероятность полома значительно возрастает. В таких случаях социально-психологическая дезадаптация влечет за собой качественную трансформацию приспособительного процесса, появление патологических форм адаптации. Этот вариант характерен для пограничных расстройств, при которых наиболее подвержены срыву ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность при общем снижении интенсивности и пластичности процесса приспособления.Психические же расстройства представляют собой глобальную дезадаптацию с переходом на качественно новых уровень патологического реагирования.

 

Рассматривая социально-психологическую  дезадаптацию в динамике, ведущей  к суициду, выделяются две фазы: предиспозиционная  и суицидальная.

 

Предиспозиционная фаза дезадаптации не служит прямой детерминантой суицидального  поведения. Решающее значение для перехода ее в суицидальную имеет конфликт. Конфликт, переживаемый личностью, образуется из двух или нескольких разнонаправленных тенденций, одну из которых составляет основная, актуальная в данный момент потребность человека, а другую - тенденция, препятствующая ее удовлетворению. Конфликт при этом может быть внешним и внутренним.

 

Напряженность и сила конфликта  зависят от силовых соотношений  образующих его тенденций: чем больше выражено различие сил, тем проще  конфликт разрешается; самым же трудным, приобретающим черты экстремальности, считается конфликт равносильных тенденций.

 

Разрешение конфликта зависит  от значимости сферы, в которой он происходит, и от системы резервных  адаптационных механизмов. В случае их слабости, т.е. в условиях предиспозиционной дезадаптации, и невозможности реальным способом изменить конфликтную ситуацию, единственной реакцией, подменяющей собой все другие типы, оказывается суицид как способ самоустранения от всякой деятельности.

 

Таким образом, из всего сказанного можно сделать вывод о том, что суицид есть “следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта”.

 

Теперь следует осветить сам  механизм формирования внутри личности суицидальной направленности.

 

Собственно суицидальное поведение - “любые внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни”.

 

Внутреннее суицидальное поведение  включает в себя суицидальные мысли, представления, переживания, а также  суицидальные тенденции, среди которых можно выделить замыслы и намерения. Практически целесообразно пользоваться тремя ступенями из этой шкалы:

 

Пассивные суицидальные мысли характеризуются  представлениями, фантазиями на тему своей  смерти, но не на тему лишения себя жизни как самопроизвольного действия (“хорошо бы умереть”, “заснуть и не проснуться” и т.п.).

 

Суицидальные замыслы - это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина  которой нарастает по мере разработки плана ее реализации. Продумываются способы, время и место самоубийства.

 

Суицидальные намерения предполагают присоединение к замыслу решения  и волевого компонента, побуждающего к непосредственному переходу во внешнее поведение.

 

Период от возникновения суицидальных мыслей до попыток их реализации традиционно называется пресуицидальным (пресуицидом).

 

Длительность  его может исчисляться минутами (острый пресуицид) или месяцами (хронический  пресуицид). В случаях продолжительного пресуицида процесс развития внутренних форм суицидального поведения отчетливо проходит описанные выше этапы. Однако эта последовательность обнаруживается далеко не всегда. При острых пресуицидах можно наблюдать появление суицидальных замыслов и намерений сразу же.

 

Внешние формы  суицидального поведения включают в себя суицидальные попытки и завершенные суициды.

 

Суицидальная  попытка - это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся  смертью. Она в своем развитии проходит две фазы обратимая и  необратимая.

 

Исходя  из суицидальной попытки и ее фаз, можно в каждом конкретном случае решить вопрос, имел ли место переход от суицидальных тенденций к покушению на самоубийство.

 

В соответствии со всем вышеизложенным, суицид можно  рассматривать как действие, подчиненное  конкретной цели покончить с собой, но включенное в более широкую систему предметной деятельности с соответствующим ей мотивом.

 

Суицидальное  поведение - понятие более широкое  и помимо суицида включает в себя суицидальные покушения, попытки и  проявления.

 

К покушениям относят все суицидальные акты, не завершившиеся летально по причине, не зависящей от суицидента (обрыв веревки, своевременно проведенные реанимационные мероприятия и т.д.). Суицидальными попытками считают демонстративно-установочные действия, при которых суицидент чаще всего знает о безопасности применяемого им при попытке акта. К суицидальным проявлениям относят мысли, высказывания, намеки, не сопровождающиеся, однако, какими-либо действиями, направленными на лишение себя жизни.

 

А.Г. Амбрумова  выделяет самоубийства (истинные суициды) и попытки самоубийства (незавершенные суициды). Бруксбэнк говорит о суициде и парасуициде. Автор определяет суицид как намеренное самоубийство, а парасуицид как акт намеренного самоповреждения, не приводящий к смерти. По мнению А.Е. Личко, суицидальное поведение у подростков бывает демонстративным, аффективным и истинным. Е. Шир выделяет следующие типы суицидального поведения у подростков: преднамеренное, неодолимое, амбивалентное, импульсивное и демонстративное. Первые два типа, по данным автора, встречаются у подростков крайне редко (менее чем у 1%); третий, четвертый и пятый типы соответственно у 25, 18 и 56,3%.

Информация о работе Самоубийство (суицид)