Самоэффективность личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2011 в 20:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы было описать проблему самоэффективности с позиций различных ученых, показать практические возможности по повышению самоэффективности, а также доказать возможность ее повышения путем их использования.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………..3
1. Вопрос самоэффективности и ее развития с позиций различных психологов…………………………………………………………………..5
1.1. Альберт Бандура и его теория самоэффективности ...……………………….…….5
1.2. Понятие «локуса контроля» …………………………………………………………9
1.3. Приобретенная беспомощность против самоопределения ………………………11
1.4. «Теория оптимизма» Мартина Селигмана ………………………………………..13
1.5. Практические рекомендации по развитию самоэффективности и тренировке оптимистического стиля мышления ……………………………………………………16
2. Исследование влияния социально-психологического тренинга на развитие самоэффективности личности …..………………………19
2.1. Описание исследования ……………………………………………………….……19
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования группы …………………….21
Заключение …………………………………………………………………25
Список использованной литературы: ……………………………………..27

Файлы: 1 файл

курсовая соц психология.doc

— 187.50 Кб (Скачать)

     Для экстерналов характерно внешне направленное защитное поведение, в качестве атрибуции ситуации они предпочитают иметь шанс на успех. В общем плане это указывает на то, что любая ситуация экстерналу желательна как внешне стимулируемая, причем в случаях успеха происходит демонстрация способностей.

Экстернал убежден, что его неудачи являются результатом невезения, случайностей, отрицательного влияния других людей. Одобрение и поддержка таким людям весьма необходимы, иначе они работают все хуже. Однако особой признательности за сочувствие от экстерналов не приходится ожидать.

  Интерналы же имеют атрибуцией ситуации чаще всего убеждение в неслучайности их успехов или неудач, зависящих от компетентности, целеустремленности, уровня способностей и являющихся закономерным результатом целенаправленной деятельности и самодеятельности. В структурировании процесса целеобразования и его стратегий ведущей мотивацией для интерналов является поиск эго-идентичности, независимо и ортогонально по отношению к экстравертированности или интровертированности. Вследствие большей когнитивной активности интерналы имеют более широкие временные перспективы, охватывающие значительное множество событий как будущего, так и прошлого. При этом их поведение направлено на последовательное достижение успеха путем развития навыков и более глубокой обработки информации, постановки все возрастающих по своей сложности задач. В целом в реальном, внешне наблюдаемом поведении интерналы производят впечатление достаточно уверенных в себе людей, тем более что в жизни они чаще занимают более высокое общественное положение, чем экстерналы, – как считают Дж.Дигман, Р.Кеттелл и Дж.Роттер.

     Учтя вышеперечисленное, мы можем еще раз отметить, что то или иное смещение локуса контроля в сторону интернальности, произошедшее у всех участников тренинговой группы, говорит нам о повышении их самоэффективности. Человек, перестающий обвинять других во всех своих бедах и несчастьях, получает колоссальное количество времени и энергии для достижения успеха, реализации своих целей и т.д.

      Результаты исследования самоотношения до и после тренинга также доказывают нам, что благодаря тренингу самоотношение, в различных его аспектах, значительно изменяется в лучшую сторону.

      Значительные изменения произошли у всех участников тренинга в самоотношении в целом (по интегральной шкале S):

      Шкала самоуважения – шкала из 15 пунктов, объединивших утверждения, касающиеся «внутренней последовательности», «самопонимания», «самоуверенности». Речь идет о том аспекте самоотношения, который эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей, способностей контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным, понимание самого себя. Самоуважение является важным аспектом самоэффективности личности, и исследование вновь доказало, что тренинги помогают развивать его:

      Аутосимпатия – шкала из 16 пунктов, объединяющая пункты, в которых отражается дружественность-враждебность к собственному «Я». В шкалу вошли пункты, касающиеся «самопринятия», «самообвинения». В содержательном плане шкала на позитивном полюсе объединяет одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивную самооценку, на негативном полюсе, – видение в себе по преимуществу недостатков, низкую самооценку, готовность к самообвинению. Пункты свидетельствуют о таких эмоциональных реакциях на себя, как раздражение, презрение, издевка, вынесение самоприговоров («и поделом тебе»). Само собой разумеется, что самоэффективность прямо пропорциональна нашей самооценке. Следовательно, результаты, полученные после тренинга, также доказывают, что прохождение его показано для повышения самоэффективности личности:

      Самоинтерес – шкала из 8 пунктов, отражает меру близости к самому себе, в частности интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой «на равных», уверенность в своей интересности для других. Так как доказано, что мысль материальна, соответственно чем больше наш самоинтерес и уверенность в интересности для других людей, тем интереснее будет с нами другим людям на самом деле. Следовательно, самоинтерес является тоже немаловажным аспектом самоэффективности личности, и результаты после тренинга снова выше, чем до:

      Наконец, ожидаемое отношение от других – шкала из 13 пунктов, отражающих ожидание позитивного или негативного отношения к себе окружающих. Опять же, ожидаемое отношение провоцирует реальное отношение к нам в жизни, что, в свою очередь, влияет на самоэффективность. Мы вновь можем наблюдать, что в большинстве случаев психологический тренинг влияет на этот аспект самоотношения положительным образом, повышая его:

      

      Проанализировав средние показатели по группе, мы отметим улучшение после прохождения тренинга и по всем этим, и по более узко-направленным шкалам (по шкале самообвинения – соответственно, снижение):

 Таким образом, мы можем сделать вывод, что самоэффективность личности можно развивать путем занятий самосовершенствованием, своим духовным ростом. Одним из методов развития самоэффективности является посещение психологических тренингов, что мы и доказали вышеизложенным исследованием.

      Бланки исследования и результаты по каждому испытуемому – см. в приложениях

Заключение

 

      Обобщая результаты проведенного теоретико-экспериментального исследования, сформулируем некоторые  основные выводы:

  1. По проблемам развития самоэффективности личности круг вопросов, затрагиваемых разными авторами, достаточно широк. Показано, в частности, что повышение самоэффективности сказывается на развитии личности в целом; описаны различные способы влияния на самоэффективность.
  2. Ученые в своих исследованиях рассматривают различные составные части самоэффективности личности, но их мнения сходятся в отношении того, что повышение самоэффективности тем или иным способом благотворно сказывается на всех сферах жизни человека.
  3. В современной психологической и научно-популярной литературе описано множество факторов и условий, положительно влияющих на развитие самоэффективности, в частности путем занятий самосовершенствованием, выработке позитивного стиля мышления и отношения к жизни, чтение соответствующей литературы, посещение тренингов и т.п., однако этот вопрос остается открытым для дальнейших разработок и исследований.
  4. Выбранный комплекс методик и приемов экспериментального исследования позволил проследить влияние социально-психологического тренинга, как одного из вариантов занятий самосовершенствованием, на самоэффективность личности.
  5. Данные проведенного эксперимента достоверно подтвердили гипотезу о повышении самоэффективности, в частности улучшение самоотношения в различных его аспектах и смещение локуса контроля в сторону интернальности, с помощью участия в тренинге

      Занимаясь написанием курсовой работы, я еще раз убедилась в актуальности проблемы развития самоэффективности в наше время. Проведя анализ исследований различных ученых, я подтвердила свое мнение о том, что повышение самоэффективности личности влечет за собой улучшение качества жизни человека, повышение его эмоционального фона и т.д. К развитию самоэффективности ведет смещение локуса контроля в сторону интернальности, то есть осознавание происходящего с тобой как результата твоих собственных мыслей и действий; повышение самооценки и самоотношения; тренировка оптимистического стиля мышления и пр..

      В теоретической и практической части  работы мне удалось доказать, что  самоэффективность личности можно развивать, и привести некоторые методы ее развития.

      Благодаря написанию курсовой работы мои практические знания, умения и навыки, полученные в ходе приобретения жизненного опыта  и занятия своей деятельностью, подкрепились теоретической базой и подтвердились результатом исследования, что придало мне еще больше уверенности в эффективности и нужности своей работы в качестве психолога и руководителя тренингового центра, а также явилось полезным опытом и поводом задуматься над возможными дальнейшими исследованиями.

 

Список  использованной литературы:

 
  1. Андреева  Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 376 с.
  2. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. Теоретические ориентации. - М.: МГУ, 1978. - 269 с.
  3. Аронсон Э. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. - М.: Прайм-Еврознак, 2002. - 558 с.
  4. Белкин П.Г., Емельянов Е.Н., Иванов И.А. Социальная психология научного коллектива. - М.: Наука, 1987. - 213 с.
  5. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. - М.: МГУ, 1991. - 126 с.
  6. Будилова Е.А. Социально-психологические проблемы в русской науке. - М.: Наука, 1983. - 230 с.
  7. Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. - М.: Наука, 1994. - 255 с.
  8. Волков И.П. О социометрической методике в социально-психологических исследованиях. - Л.: ЛГУ, 1970.
  9. Гибш X., Форверг М. Введение в марксистскую социальную психологию: Пер. с нем. - М.: Прогресс, 1972. - 294 с.
  10. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. - М.: Наука, 1994. - 304 с.
  11. Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. - М.: МГУ,1987. - 127 с.
  12. Жуков Ю.М., Гржегоржевская И.А. Эксперимент в социальной психологии: проблемы и перспективы // Методология и методы социальной психологии / Под ред. Е.В. Шороховой. - М.: Наука, 1977.
  13. Ковалев А.Г. О предмете социальной психологии // Вестник ЛГУ. - 1959. - № 11.
  14. Крысько В.Г. Социальная психология: Курс лекций. - СПб.: Питер, 2007. - 431 с.
  15. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. - Л.: ЛГУ, 1964. - 172 с.
  16. Куликов В.К. Проблемы социальной психологии. - Иваново: Изд-во ИвГУ, 1979. - 74 с.
  17. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1980. - 390 с.
  18. Лекции по методике конкретных социальных исследований. - М.: МГУ, 1972. - 201 с.
  19. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 2003. - 688 с.
  20. Методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Е.В. Шороховой. - М.: Наука, 1975.
  21. Методы социальной психологии / Под ред. Е.С. Кузьмина и В.Е. Семенова. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. - 175 с.
  22. Немов Р.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. - М.: Педагогика, 1984. - 285 с.
  23. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. - М.: Мысль, 1971. - 350 с.
  24. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. - 2-е изд. - М.: Наука, 1979. - 232 с.
  25. Психологические проблемы социальной регуляции поведения / Под ред. Е.В. Шороховой, М.И. Бобневой. - М.: Наука, 1976. - 365 с.
  26. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 224 с.
  27. Современная зарубежная социальная психология. Тексты / Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской. - М.: МГУ, 1984.
  28. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации: Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. - 461 с.
  29. Социальная психология / Под ред. Г.П. Предвечного, Ю.А. Шерковина. - М., 1975. - 320 с.
  30. Социальная психология / Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. - Л., 1979.
  31. Социальная психология / Сост. Р.И. Мокшанцев, А.В. Мокшанцева. - М., Новосибирск: ИНФРА-М, 2001. - 408 с.
  32. Социальная психология и общественная практика / Под ред. Е.В. Шороховой и В.П. Левкович. - М.: Наука, 1985. - 231 с.
  33. Социальная психология личности / Под ред. М.И. Бобневой, Е.В. Шороховой. - М.: Наука, 1979. - 344 с.
  34. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой. - М.: МГУ, 1977.
  35. Трусов В.П. Когнитивные процессы в социальной психологии. - Л., 1983.
  36. Шибутани Т. Социальная психология. - Ростов н/Д.: Феникс, 2002. - 544 с.
  37. Шихирев П.Н. Социальная психология в странах Западной Европы. - М., 1985.
  38. Ядов В.А. Социальная идентификация личности. - М., 1994.
  39. Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы. - М.: Наука, 1987. - 237 с.

Информация о работе Самоэффективность личности