Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2011 в 20:28, курсовая работа
Целью работы было описать проблему самоэффективности с позиций различных ученых, показать практические возможности по повышению самоэффективности, а также доказать возможность ее повышения путем их использования.
Введение ……………………………………………………………………..3
1. Вопрос самоэффективности и ее развития с позиций различных психологов…………………………………………………………………..5
1.1. Альберт Бандура и его теория самоэффективности ...……………………….…….5
1.2. Понятие «локуса контроля» …………………………………………………………9
1.3. Приобретенная беспомощность против самоопределения ………………………11
1.4. «Теория оптимизма» Мартина Селигмана ………………………………………..13
1.5. Практические рекомендации по развитию самоэффективности и тренировке оптимистического стиля мышления ……………………………………………………16
2. Исследование влияния социально-психологического тренинга на развитие самоэффективности личности …..………………………19
2.1. Описание исследования ……………………………………………………….……19
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования группы …………………….21
Заключение …………………………………………………………………25
Список использованной литературы: ……………………………………..27
Забавно, что хорошие вещи, которые случаются иногда даже с пессимистами, объясняются ими как нечто случайное, временное и узко сфокусированное. Например, если у футболиста получается удачный пас, то (поскольку он пессимист) он считает это чистой случайностью, что в остальном у него все плохо, и такая удача уже не повторится.
Оптимисты поступают по-другому. Если кто-то провалил презентацию, то он вместо поражения может видеть в этом прекрасный опыт, который пригодится ему в будущем. Если студент хорошо справился с экзаменом, то он распространяет свой успех в будущее и на все сферы своей студенческой жизни: я это сделал - я отличный студент!
Если вкратце, то пессимист считает плохие вещи постоянными и распространяющимися буквально на все, а хорошие - временными и очень локальными. Оптимист - с точностью до наоборот.
Характеристики стилей мышления по Селигману
Оптимизм | Пессимизм |
Успехи | |
- Приписываются себе: это произошло закономерно,
в этом моя заслуга, я это сделал(а) сам(а),
все зависело и зависит от моих собственных
усилий и моего желания). - Широко в пространстве:
при любых обстоятельствах, если захотеть
и постараться, успех обеспечен. В любом
месте, в любой стране.
- Широко во времени: и раньше так было, и в будущем будет так же. Всегда. За очень редким исключением. |
- Приписываются
стечению обстоятельств: просто повезло,
удачно сложились обстоятельства, по воле
случая или других людей.
- Локально в пространстве: просто в этом месте случайно сложились благоприятные для меня условия. - Локально во времени: время оказалось удачным. Вряд ли еще когда так повезет. |
Неудачи | |
- Приписываются стечению обстоятельств:
просто не повезло, неудачно сложились
обстоятельства, не по моей вине, по вине
случая или других людей.
- Локально в пространстве: просто в этом месте случайно оказались не самые лучшие условия. - Локально во времени: время оказалось не самым удачным. Нужно попробовать позже еще раз. |
- Приписываются
себе: это произошло закономерно, в этом
моя вина, я это сделал сам(а), и сам(а) виноват(а).
- Широко в пространстве: при любых обстоятельствах, в любом месте, в любой стране неудачи мне обеспечены. - Широко во времени: и раньше так было, и в будущем будет так же. Всегда. За очень редким исключением. |
Согласно Селигману, у пессимистов есть возможность обучиться навыку оптимизма. Сделать это несложно, нужно начать с того, что делать СОЗНАТЕЛЬНО то, что у оптимистов получается ИНТУИТИВНО. Мыслите оптимистично! Делайте это как физические упражнения. По мере того, как эти упражнения будут получаться у вас все лучше, голос внутреннего пессимиста внутри вас будет все тише и тише.
Выявив отличия между оптимистами и пессимистами, Селигман дает нам возможность сделать выбор и определить курс своей жизни. И побороться есть ради чего, ведь исследования показывают, что у оптимистично настроенных людей лучше здоровье, они дольше живут и достигают большего успеха в жизни.
Но, самое главное, человек, привыкший относиться ко всему оптимистично, в каждый момент времени более счастлив, чем заядлый пессимист. А из этих моментов и строится наша жизнь.
Выше уже упоминалось, что самоэффективность и позитивное мышление возможно развивать и повышать различными способами. Таковыми являются чтение психологической литературы, посещение тренингов личностного роста, и постоянная работа над собой. Ниже приводятся некоторые рекомендации, выработанные учеными и практическими психологами, по развитию своей самоэффективности, повышению эмоционального фона, улучшению настроения и перестроению на интернальный локус контроля. Кроме того, во второй части своей курсовой работы я проведу исследование, доказывающее результативность психологических тренингов для повышения самоэффективности личности.
Хорошее настроение - вопрос тренировки. И начинать эту тренировку надо сразу с утра.
Утром
Утро
- самое удачное время для
Есть несколько простых правил, которые нужно просто запомнить и делать каждое утро:
1. Важно! Первое, что вы видите утром... Стопку бумаг и газет, грязную чашку, неубранные с вечера украшения? Или ваши глаза ласкают фотографии любимых людей в красивых рамочках, пейзажи или цветы в вазочке? Сделайте объект для первого утреннего взгляда максимально приятным для себя.
2. Начните день с приятных мыслей! Возьмите за правило в момент пробуждения подумать о чем-то хорошем - у каждого найдется две-три такие мысли. Поначалу уж постарайтесь, даже если мысли в голове шевелятся с проворностью карпа, застрявшего в сетях.
3. Продолжить лучше активной дыхательной гимнастикой. Она улучшает обеспечение организма кислородом, активизирует кровообращение, укрепляет тело и душу. Встаньте у открытой форточки и с минуту глубоко подышите. Выдохните свой гнев на дурацкую затею ходить на работу по утрам! Затем сделайте несколько легких упражнений и улыбнитесь.
Днем
Используйте рефрейминг (трансформацию, переформирование) мыслей и слов. Для чего применяется рефрейминг? Для разных вещей, но нас он интересует сейчас, как способ изменения отношения к происходящему. То есть, его применяют в том случае, когда нужно изменить оценку события. Например, когда вам нужно изменить свое отношение к неприятной ситуации, неприятному человеку и т.д.
Что определяет смысл какого-то события? Во-первых, то, что происходит непосредственно. Событие. Во-вторых, в каком именно контексте это происходит: одно дело громко кричать "Ау", когда вы в лесу, другое дело - в три часа ночи дома.
Говорят о двух видах разговорного рефрейминга: смысла и контекста.
При рефрейминге смысла вы просто сообщаете, что данное событие имеет совсем другой смысл. При рефрейминге контекста вы помещаете событие в контекст, в котором значение этого события изменится.
Вечером
Если по вечерам вы смотрите телевизор или видео - выбирайте только комедии и позитивные передачи. Если вы чувствуете себя законченным пессимистом, триллеры, драмы, а тем более фильмы ужасов вам категорически противопоказаны. Так же, как и программы новостей. Вы скажете: ну, как же без новостей? Вы знаете? Отлично! Один уважаемый мною человек над стеллажами книг своей огромной библиотеки повесил лозунг: "Меньше знаешь - крепче спишь!" В юности я возмущалась, с возрастом появилась мысль с ним согласиться. И опять же, как не вспомнить булгаковского профессора Преображенского: — Боже Вас сохрани - не читайте до обеда советских газет. — Гм... Да ведь других нет. — Вот никаких и не читайте! Вы знаете, я произвел тридцать наблюдений у себя в клинике. И что же вы думаете? Пациенты, не читающие газет, чувствовали себя превосходно. Те же, которых я специально заставлял читать "Правду", теряли в весе.
Апостол Павел настоятельно рекомендовал: "Что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте" (Фил. 4:8) и небезосновательно. Современные тренеры по самым разным вопросам (личностный рост, успех, деньги, лидерство, руководство, проч.) отмечают, что наши мысли формируют нашу реальность, и это факт, который невозможно изменить.
Перед сном сообщите своему отражению в зеркале: "Я выгляжу как преуспевающий благополучный человек. Я улыбаюсь, думаю, говорю, двигаюсь, действую и реагирую как сильная, позитивная личность".
Смейтесь
как можно чаще, всегда ищите повод
для улыбки. Помните совет бессмертного
барона Мюнхгаузена? "Улыбайтесь чаще
господа, улыбайтесь. У вас слишком
серьезный вид. Все самые большие глупости
на свете совершаются именно с этим выражением
лица".
В своей работе я решила провести исследование влияния занятий самовершенствованием, в частности участия в психологическом тренинге, на самоэффективность личности. Целью исследования было доказать, что самоэффективность может повышаться, если человек активно занимается своим личностным ростом.
Исследование проводилось 27-28 февраля 2010 года в городе Липецке в Центре Развития Человека «Путь к себе» на психологическом тренинге Г. Н. Боброва «ДАО жизни» 1 ступень «Автор или жертва?».
В исследовании приняли участие 9 человек в возрасте от 27 до 50 лет, с высшим образованием, различных профессий. Все они являлись участниками двухдневной тренинговой группы (с 10 до 16 часов).
Для исследования я выбрала следующие методики:
А)
Шкала измерения
локуса контроля (экстернальности-
Локус контроля (locus of control) — обобщенные
ожидания человека
Б) Тест-опросник cамоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев)
Для исследования самоотношения был использован тест-опросник самоотношения В. В. Столина и С. Р. Пантелеева. Тест опросник самоотношения (ОСО) построен в соответствии с разработанной В. В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения. Данная версия опросника позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности:
• глобальное самоотношение;
• самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе;
• уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я».
В качестве исходного принимается различие содержания «Я-образа» (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения.. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют содержательную часть его представлений о себе. Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его более или менее устойчивого самоотношения.
Каждому испытуемому было предложено заполнить 2 бланка с тестовыми заданиями в первый день тренинга перед началом занятий, и затем – точно такие же бланки - во второй день тренинга после его окончания для оценки влияния тренинга на самоэффективность участников, в частности на их самоотношение и локус контроля.
Проанализировав результаты исследования, в целом по группе мы можем наблюдать смещение локуса контроля в сторону интернальности после пройденного тренинга (минимальное изменение – на 2 балла, максимальное – на 11 баллов). При исследовании до тренинга в среднем мы имеем следующие показатели: 13.33 балла по шкале экстернальности, 9.66 балла по шкале интернальности. После тренинга эти данные существенно меняются: 7.33 балла по шкале экстернальности, 15.66 баллов по шкале интернальности:
Эти результаты подтверждают тот факт, что локус контроля человека поддается смещению и изменению путем посещения тренингов личностного роста, а также занятия своим развитием другими способами. Следовательно, так как локус контроля является одной из составляющих самоэффективности личности, мы можем отметить, что смещение его в сторону интернальности, доказанное нами в процессе исследования, повышает самоэффективность.