Роль языка в становлении развитии сознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:03, доклад

Краткое описание

Сознание - высшая форма отражения действительного мира; свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. “Ядром” сознания, способом его существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является этот мир, те или иные его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира.

Файлы: 1 файл

Сознание человека..doc

— 44.50 Кб (Скачать)


Нижегородский филиал

Гуманитарного института (г. Москва)

Психологический факультет

 

 

Доклад по дисциплине:

Общая психология

Тема:

 

 

Сознание человека.

Роль языка в становлении развитии сознания.

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент 1 к.

Гр. ПС 101-01

Очного отделения

 

Резин Д.М.

 

 

 

 

 

 

 

Н.Новгород

2008

Что есть сознание?

 

Сознание - высшая форма отражения действительного  мира;  свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся  в  обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в  предварительном  мысленном построении действий и предвидении их результатов, в  разумном  регулировании и самоконтролировании поведения человека.  “Ядром”  сознания,  способом  его существования является знание. Сознание принадлежит  субъекту,  человеку,  а не окружающему миру. Но содержанием сознания,  содержанием  мыслей  человека является этот мир, те или иные его стороны, связи, законы. Поэтому  сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира.

Сознание это осознание ближайшей  чувственно  воспринимаемой  среды  и осознание ограниченной связи с другими лицами  и  вещами,  находящимися  вне начинающего сознавать себя индивида; в то же время оно - осознание природы.

Сознанию человека присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. А они формируются лишь тогда, когда человек выделяет  себя  из окружающей среды.

Самосознание (англ. self-consciouness) – осознание человеком себя как индивидуальности, направленность сознания человека на самого себя: на собственное тело, потребности, чувства, поведение. Самосознание – непрекращающиеся этап изучения, контроля, оценки человеком собственной деятельности. Термин «самосознание», по мнению некоторых ученых, по значению близок к понятию «личность». Л.С. Выготский утверждал, что развитие самосознания происходит по схеме, близкой к схеме развития высших психических функций. А.Н. Леонтьев предлагал разделять знание о себе (как представление о собственных физических возможностях и границах своего тела) и осознание себя (обобщенный с помощью речи индивидуальный опыт).

Процесс самосознания бесконечен, так как человек постоянно изменяется.

Структура сознания

 

Понятие “сознание” не однозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение действительности, независимо от того, на  каком уровне оно осуществляется - биологическом или  социальном,  чувственном  или рациональном.

В более узком и специальном значении сознание - не просто  психическое состояние,   а   высшая,    собственно    человеческая    форма отражения действительности. В структуре сознания отчетливо выделяются  такие  моменты, как осознание вещей, а также переживание, то есть определенное  отношение  к содержанию того, что отражается. Способ, каким существует сознание, и  каким нечто существует для него, это  -  знание.  Развитие  сознания  предполагает обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Познание,   осознание   вещей   имеет   различные   уровни,    глубину проникновения в  объект  и  степень  ясности  понимания.  Отсюда  обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное  осознание  мира,  а  также чувственный  и   рациональный   уровни   сознания.   Ощущения,   восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Но оно  включает  в себя и  акт  внимания  как  свой  необходимый  компонент.  Именно  благодаря сосредоточенности внимания определенный круг  объектов  находится  в  фокусе сознания.

Воздействующие на нас предметы,  события  вызывают  в  нас  не  только познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные “бури”,  заставляющие нас  трепетать,  волноваться,  бояться,  плакать,   восхищаться,   любит   и ненавидеть. Познание и творчество - это не холодно-рассудочное, а  страстное искание истины.

Без человеческих эмоций  никогда  не  бывало,  нет  и  быть  не  может человеческого  искания  истины.   Богатейшая   сфера   эмоциональной   жизни человеческой личности включает в  себя  собственно  чувства,  представляющие собой отношение к внешним воздействиям (удовольствие, радость, горе и  др.), настроение или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное  и  т.д.)  и аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т. п.).

В силу определенного отношения  к  объекту  познания  знания  получают различную  значимость  для  личности,  что  находит  свое   наиболее   яркое выражение в убеждениях: они проникнуты глубокими и устойчивыми чувствами.  А это является показателем особой ценности для человека  знаний,  ставших  его жизненным ориентиром.

Чувства,  эмоции  суть  компоненты  человеческого  сознания.   Процесс познавания затрагивает все стороны внутреннего мира человека -  потребности, интересы, чувства, волю. Истинное познание человеком мира  содержит  в  себе как образное выражение, так и чувства.

Познание не ограничивается познавательными  процессами,  направленными на объект (внимание), эмоциональной сферой. Наши  намерения  претворяются  в дело благодаря усилиям воли.  Однако  сознание  -  это  не  сумма  множества составляющих его элементов, а их гармоничное  объединение,  их  интегральное сложноструктурированное целое.

Роль языка и общения в формировании и развитии сознания

 

Язык  также  древен,  как  и  сознание.  У  животных  нет  сознания  в человеческом смысле слова. Нет у них  и  языка,  равного  человеческому. То немногое, что животные имеют сообщить друг другу, может быть сообщено и  без речи. Многие животные обладают  голосовыми  органами,  мимико-жестикулярными методами сигнализации, однако все эти средства имеют принципиальное  отличие от  человеческой  речи:  они  служат  выражением  субъективного   состояния, вызываемого голодом, жаждой, страхом и т.д., либо  простым  указанием,  либо призывом к совместным действиям или  предупреждением об опасности и т.п.

Язык животных никогда не достигает  в  своей  функции  акта  полагания некоторого абстрактного смысла  в  качестве  предмета  общения.  Содержанием общения  животных  всегда  является  наличная  в  данный  момент   ситуация. Человеческая  же  речь  оторвалась  от  своей  ситуативности,  и  это   была “революция”, породившая человеческое сознание и сделавшая  содержанием  речи идеальное, опосредованно воспроизводящее объективную реальность.

Мимико-жестикулярные и  звуковые  средства  взаимного  общения  высших животных и послужили биологической  предпосылкой  формирования  человеческой речи. Развитие труда способствовало тесному  сплочению  членов  общества.  У людей  появилась  необходимость  что-то  сказать  друг  другу.   Потребность создала орган - соответствующее строение мозга  и  периферического  речевого аппарата. Физиологический механизм образования речи -  условно-рефлекторный: произносимые  в  той  или  иной  ситуации  звуки,  сопровождаемые   жестами, сочетались в мозгу с соответствующими предметами и  действиями,  а  затем  с идеальными явлениями  сознания.  Звук  из  выражения  эмоций  превратился  в средство обозначения образов предметов, их свойств и отношений.

Сущность языка выявляется в его двуединой функции:  служить  средством общения и орудием мышления.  Язык  -  это  система  содержательных  значимых форм.  Язык  -  непосредственная  действительность   мысли,   сознания.   Он участвует в процессе мыслительной деятельности  как  ее  чувственная  основа или орудие. Сознание не  только  выявляется,  но  и  формируется  с  помощью языка. Связь между сознанием и языком не механическая,  а  органическая.  Их нельзя отделить друг от друга не разрушая того и другого.

Посредством языка происходит переход от восприятий и  представлений  к понятиям, протекает процесс оперирования понятиями.  Выражая  свои  мысли  и чувства человек отчетливее уясняет  их  сам.  Язык  и  сознание  едины.  Обе стороны  этого  единства  отличаются  друг  от  друга:   сознание   отражает действительность, а язык обозначает ее и выражает в мысли.  Речь  -  это  не мышление,  иначе  величайшие  болтуны  должны  были  бы   быть   величайшими мыслителями.

Язык и сознание  образуют  противоречивое  единство.  Язык  влияет  на сознание: его исторически сложившиеся нормы, специфичные у  каждого  народа, в  одном  и  том  же   объекте   оттеняют   различные   признаки.   Мышление детерминируется своими связями  с  действительностью,  язык  же  может  лишь частично модифицировать форму и стиль мышления.

Заключение

 

                   Сознание  -   высшая   форма   отражения   действительного   мира,

свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной  речью,

логическими обобщениями, абстрактными понятиями.

                 “Ядром” сознания, способом его существования является знание.

                 Формирование сознания связано с возникновением труда.

                 Необходимость труда в процессе  общения  вызвала  появление  языка.

Труд и язык оказали решающее влияние на  становление  человеческого

сознания.

                 Сознание - функция сложнейшей материальной, физиологической системы

- человеческого мозга.

                 Сознание имеет многокомпонентную структуру, тем  не  менее,  оно  -

единое целое.

                 Высшим уровнем психического отображения, характерного только человеку

как общественно-историческому существу, является сознание.  Сознание  –  это

отображение в психике человека  идеальных  образов  действительности,  своей

деятельности, самого себя. Сознание – не просто  образ  действительности,  а

особенная форма психической  деятельности,  ориентированная  на  отображение

действительности.



Информация о работе Роль языка в становлении развитии сознания