Роль рисования в диагностике развития мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 15:06, курсовая работа

Краткое описание

Способность к творчеству является специфичной особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. Чем выше уровень развития способностей человека, тем больше возможностей открывается для его творческой деятельности

Изобразительная деятельность детей изучается психологами с разных сторон: как происходит возрастная эволюция детского рисунка, проводится психологический анализ процесса рисования, анализ связи умственного развития и рисования, а также связи между личностью ребенка и рисунком. Но, несмотря на все эти разнообразные подходы, детский рисунок с точки зрения его психологической значимости изучен еще недостаточно. С этим связано большое число разноречивых теорий, объясняющих психологическую природу детских рисунков.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………..3

Глава 1.Теоретические основы влияния рисования на развитие мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста………………………………………5

1.1 Характеристика мышления……………………………………………………...5

1.2 Характеристика дошкольного и младшего школьного возраста……………..7

1.3 Стадии развития детского рисунка…………………………………………......9

1.4 Роль рисования в развитии мышления………………………………..………12

Глава 2. Практическое исследование роли рисования в диагностике развития мышления……………………………………………………………………………..15

2.1 Рисуночные методы диагностики мышления ребенка……………………….15

2.2 Методика Е. Торренса……………………………………………………….....16

Заключение………………………………………………………………………..…..20

Список литературы………………………………………………………………..….21

Приложения

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 70.11 Кб (Скачать)

     Предлагаемый вариант теста представляет собой набор картинок с некоторым набором элементов (линий), используя которые, испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения. В данном варианте теста используется 6 картинок, которые не дублируют по своим исходным элементам друг друга и дают наиболее надежные результаты. 

В тесте  используются следующие показатели креативности:

    Оригинальность (Ор), выявляющая степень непохожести созданного испытуемым изображения на изображения других испытуемых (статистическая редкость ответа). При этом следует помнить, что двух идентичных изображений не бывает, соответственно, говорить следует о статистической редкости типа (или класса) рисунков. В прилагаемом ниже атласе приведены различные типы рисунков и их условные названия, предложенные автором адаптации данного теста, отражающие общую существенную характеристику изображения. Следует учесть, что условные названия рисунков, как правило, не совпадают с названиями рисунков, данными самими испытуемыми. Поскольку тест используется для диагностики невербальной креативности, названия картинок, предложенные испытуемыми, из последующего анализа исключаются и используются только в качестве вспомогательного средства для понимания сути рисунка.

     Уникальность (Ун), определяемая как сумма выполненных заданий, не имеющих аналогов в выборке (атласе рисунков).  

Инструкция  к тесту

     Перед вами бланк с недорисованными картинками (прил. 1). Вам необходимо дорисовать их, обязательно включая предложенные элементы в контекст и стараясь не выходить за ограничительные рамки рисунка. Дорисовывать можно что угодно и как угодно, бланк при этом можно вращать. После завершения рисунка 

Обработка результатов тестирования

     Для интерпретации результатов тестирования ниже представлен атлас типичных рисунков контрольной выборки.. К каждой серии рисунков рассчитан индекс Ор по выборке. Для оценки результатов тестирования испытуемых предлагается следующий алгоритм действий.

    Необходимо сопоставить дорисованные картинки с имеющимися в атласе, обращая внимание при этом на использование сходных деталей и смысловых связей; при нахождении схожего типа присвоить данному рисунку оригинальность, указанную в атласе. Если в атласе нет такого типа рисунков, то оригинальность данной дорисованной картинки считается 1,00, т.е. она уникальна. Индекс оригинальности подсчитывается как среднее арифметическое оригинальностей всех картинок, индекс уникальности – как сумма всех уникальных картинок. Используя процентильную шкалу, построенную для этих двух индексов по результатам контрольной выборки, можно определить показатель невербальной креативности данного человека как его место относительно данной выборки: 
 

1 0% 20% 40% 60% 80% 100%
2 0,95 0,76 0.67 0,58 0,48 0,00
3 4 2 1

'

1 0 0
 

 

Примечание:

1 - процент людей,  результаты которых превышают  указанный уровень     креативности;

2 - значение индекса  оригинальности;

3 - значение индекса  уникальности. 

Исследование  проводилось в групповой форме  среди детей 7-8 лет. В нем приняло  участие 10 человек, из них 2 мальчика и 8 девочек. После обработки данных нами были получены следующие результаты: 

Бугакова  Рита (прил. 2)

Картинка №1 – 0,00

Картинка №2 -  0,92

Картинка №3 – 1,00

Картинка №4 – 0,87

Картинка №5 – 1,00

Картинка №6 – 0,00

ИО = 3,79/6=0,63

ИУ = 2 

Никифорова  Юля (прил. 4)

Картинка №1 – 0,00

Картинка №2 – 0,92

Картинка №3 – 0,57

Картинка №4 – 0,87

Картинка №5 – 1,00

Картинка №6 – 0,00

ИО = 3,36/6=0,56

ИУ = 1 
 
 
 

Михаил (прил. 3)

Картинка №1 – 1,00

Картинка №2 – 0,50

Картинка №3 – 0,00

Картинка №4 – 0,00

Картинка №5 – 1,00

Картинка №6 – 0,81

ИО = 3,31/6=0,55

ИУ = 2 

Березнева Полина (прил. 5)

1 – 0,00

2 – 1,00

3 -  1,00

4 – 0,00

5 – 0,75

6 – 1,00

ИО = 3,75/6=0,62

ИУ = 3 
 
 
 

Ковалева  Елена (прил. 6)

Картинка №1 – 0,00

Картинка №2 – 1,00

Картинка №3 – 1,00

Картинка №4 – 0,69

Картинка №5 – 0,75

Картинка №6 – 0,00

ИО = 3,44/6=0,57

ИУ = 2 

Тимохина  Милена (прил. 8

Картинка №1 – 0,00

Картинка №2 – 0,92

Картинка №3 – 0,57

Картинка №4 – 1,00

Картинка №5 – 0,75

Картинка №6 – 1,00

ИО = 4,24/6=0,70

ИУ = 2 

Шереметова Любовь (прил. 10)

Картинка №1 – 0,00

Картинка №2 – 1,00

Картинка №3 – 0,67

Картинка №4 – 0,89

Картинка №5 – 0,00

Картинка №6 – 0,00

ИО = 2,56/6=0,42

ИУ = 1

Самойлик  Дина (прил. 7)

Картинка №1 – 0,00

Картинка №2 – 1,00

Картинка №3 – 0,57

Картинка №4 – 0,72

Картинка №5 – 0,73

Картинка №6 – 0,67

ИО = 3,71/6=0,61

ИУ = 1 

Гаджиев Хан (прил. 9)

Картинка №1 – 0,00

Картинка №2 – 1,00

Картинка №3 – 0,57

Картинка №4 – 0,72

Картинка №5 – 0,73

Картинка №6 – 0,67

ИО = 3,71/6=0,61

ИУ = 1 

Быканова  Елена (прил. 11)

Картинка №1 – 0,00

Картинка №2 – 0,92

Картинка №3 – 1,00

Картинка №4 – 1,00

Картинка №5 – 0,73

Картинка №6 – 0,81

ИО = 4,64/6=0,74

ИУ = 2 

Таким образом, мы видим, что высокий показатель развития мышления у 70% учащихся и у 30% средний уровень. Высокий показатель уникальности в рисунках у 60% учащихся и у 40% - средний.

        
 
 
 
 

Заключение

Изобразительная деятельность - одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения  ребенка, в котором проявляется  своеобразие многих сторон детской  психики. Рисунок является мощным средством  познания и отображения действительности, в рисунке раскрываются особенности  мышления, воображения, эмоционально-волевой  сферы. Так же как игра, он позволяет  более глубоко осмыслить интересующие ребенка сюжеты.

По мнению А.В. Запорожца, по мере овладения изобразительной  деятельностью у ребенка создается  внутренний, идеальный план деятельности, который отсутствует в раннем детстве. Рисунок выступает в  роли материальной опоры данной деятельности [7]. В.С. Мухина отмечает, что изобразительная деятельность, оказывая специфическое влияние на развитие восприятия и мышления, организует умение не только смотреть, но и видеть, позволяет ребенку передавать предметный мир вначале по-своему и лишь позже - по принятым изобразительным законам. Использование цвета постепенно начинает влиять на развитие непосредственно восприятия и, что еще более важно, эстетических чувств ребенка[11].

Изобразительная деятельность ребенка и продукты этой деятельности были всегда предметом  внимания психологов и педагогов. Существуют разные направления исследования детского рисунка. Современные исследователи  акцентируют свое внимание на изучении возрастной эволюции рисунка ребенка, т.е. как рисунок меняется с возрастом  ребенка; на психологическом анализе  самого процесса рисования; на измерения  одаренности посредством результатов  изобразительной деятельности детей. Рисунок ребенка - всегда загадка. В  нем отражаются его знания об окружающем мире: что он видит, слышит, все его  чувства и переживания.

Педагоги  и психологи отмечают, что дошкольный и младший школьный возраст - уникальный в своем роде период жизни человека. Его своеобразие заключается в особой чувствительности, сензитивности к усвоению различных сфер окружающей действительности, в познании их, и сложно не согласится с тем, что умения нужно развивать именно в период дошкольного детства. Особенно важным для развития психики ребенка является овладение движениями рук. Они развиваются в процессе деятельности, путем систематического обучения и постоянных упражнений.

Таким образом, единство зрительной и моторной координации для осуществления  процесса изображения и выработки  технических умений и навыков  необходимо. Занятия изобразительной  деятельностью способствуют оптимальному и интенсивному развитию всех психических  процессов и функций, приучают ребенка  думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

Список  литературы

  1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Арнхейм Р. - М.: Прогресс, 1974.
  2. Богоявлянская Д.Б. Психология творческих способностей /

    Богоявлянская Д.Б. - М.: ИЦ “Академия”, 2002.

  1. Бюлер К. Духовное развитие ребенка / Бюлер К. - М.: Новая Москва,1979.
  2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте /

    Выготский Л. С. - М.: Просвещение, 1991.

  1. Выготский  Л.С. Мышление и речь / Выготский  Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Просвещение, 1956.
  2. Гальперин П.Я. Психология мышления и учения о поэтапном формировании умственных способностей / Гальперин П.Я.  - М.,1996.
  3. Запорожец Б.А., Лисина М.И. Психологические проблемы развития детского восприятия  // Запорожец Б.А., Лисина М.И. - М.: Просвещение, 1966.
  4. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность младших школьников / Казакова Т. Г. - М.: Сфера, 1988.
  5. Комарова Т. Детское художественное творчество / Комарова Т. – М., 2005.
  6. Леонтьев Д.А. Пути развития творчества: личность как определяющий фактор / Леонтьев Д.А. - М.: РГПУ, 2004.
  7. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта /  Мухина В.С. - М.: Просвещение,1981.
  8. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / Мухина В.С. - М.: Академия,1998.
  9. Николаева Е.И. Психология детского творчества. 2-е изд. / Николаева Е.И. – СПб., 2010
  10. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых.
  11. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Пиаже Ж.  - СПб., 1997
  12. Сакулина Н. П. Рисование в детстве / Сакулина Н. П.  - М., 1965.
  13. Ушинский К.Д. Собр. Соч.: В 8 т. Т. 8. / Ушинский К.Д. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950.

Информация о работе Роль рисования в диагностике развития мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста