Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 15:06, курсовая работа
Способность к творчеству является специфичной особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. Чем выше уровень развития способностей человека, тем больше возможностей открывается для его творческой деятельности
Изобразительная деятельность детей изучается психологами с разных сторон: как происходит возрастная эволюция детского рисунка, проводится психологический анализ процесса рисования, анализ связи умственного развития и рисования, а также связи между личностью ребенка и рисунком. Но, несмотря на все эти разнообразные подходы, детский рисунок с точки зрения его психологической значимости изучен еще недостаточно. С этим связано большое число разноречивых теорий, объясняющих психологическую природу детских рисунков.
Введение………………………………………………………………………………..3
Глава 1.Теоретические основы влияния рисования на развитие мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста………………………………………5
1.1 Характеристика мышления……………………………………………………...5
1.2 Характеристика дошкольного и младшего школьного возраста……………..7
1.3 Стадии развития детского рисунка…………………………………………......9
1.4 Роль рисования в развитии мышления………………………………..………12
Глава 2. Практическое исследование роли рисования в диагностике развития мышления……………………………………………………………………………..15
2.1 Рисуночные методы диагностики мышления ребенка……………………….15
2.2 Методика Е. Торренса……………………………………………………….....16
Заключение………………………………………………………………………..…..20
Список литературы………………………………………………………………..….21
Приложения
Часто в рисунках фигурируют члены семьи. Уже в 5-6 лет дети хорошо осознают внутрисемейные отношения и демонстрируют их в своих рисунках. Те, кого ребенок особенно любит, изображаются более тщательно: ребенок стремится добиться максимального сходства и всячески украшает портрет. В изображении семьи могут также присутствовать желаемые, но реально не существующие родственники. Рисунки подобного содержания могут служить ценным материалом для диагностики внутрисемейных отношений и условий семейного воспитания.
В автопортретах ребенок обычно отражает положительное отношение к своей персоне: он опрятен, одет в желаемую одежду, находится в желаемом месте и в желаемых обстоятельствах. Это соответствует центральному личностному новообразованию развивающегося ребенка: у него отчетливо представлено чувство доверия к внешнему миру и чувство личной ценности. Когда ребенок начинает рисовать себя в неприятных ситуациях, это свидетельствует о его неблагополучном эмоциональном состоянии.
Несмотря на значительное несовершенство рисунков стадии правдоподобных изображений, ребенок, не обладающий художественной одаренностью, редко самостоятельно, без специального обучения поднимается на следующую ступень. Поэтому и взрослые, не обучавшиеся рисованию, обнаруживают в своем творчестве очень много черт, сходных с уже отмеченными. Но если ребенок получает систематические указания на несовершенство его произведений и наставления о способе их исправить, он достигает четвертой стадии - правильных изображений.
Здесь мы встречаемся с рисунками различной степени совершенства. Но это уже зависит от индивидуальных художественных способностей и не имеет в своей основе какую-либо общую закономерность. При этом изображение в значительной мере утрачивает свою «детскость» – те специфические особенности, которые присущи именно детскому рисунку.
К подростковому возрасту рисование, по-видимому,
в основном исчерпывает свои психологические
функции, его адаптивная роль снижается.
Ребенок переходит к более высокому уровню
абстракций, на первые позиции выдвигается
слово, позволяющее с гораздо большей
легкостью, чем рисование, передавать
сложность событий и отношений.
1.4
Роль рисования в развитии
мышления
По мнению некоторых специалистов, изобразительная деятельность имеет особый биологический смысл. Детство - период интенсивного становления физиологических и психических функций. Рисование при этом играет роль одного из механизмов выполнения программы совершенствования организма и психики.
Изобразительная деятельность требует
согласованного участия многих психических
функций. По мнению ряда специалистов,
детское рисование способствует также
согласованности межполушарного взаимодействия.
В процессе рисования координируется
конкретно-образное мышление, связанное
в основном с работой правого полушария
головного мозга, а также абстрактно-логическое,
за которое ответственно левое полушарие.
Особенно важна связь рисования
с мышлением ребенка. Осознание окружающего
происходит у ребенка быстрее, чем накопление
слов и ассоциаций, и рисование предоставляет
ему возможность наиболее легко в образной
форме выразить то, что он знает и переживает,
несмотря на нехватку слов. Большинство
специалистов сходится во мнении, что
детское рисование - это один из видов
аналитико-синтетического мышления. Будучи
напрямую связанным с важнейшими психическими
функциями - зрительным восприятием, моторной
координацией, речью и мышлением, рисование
не просто способствует развитию каждой
из этих функций, но и связывает их между
собой, помогая ребенку упорядочить бурно
усваиваемые знания, оформить и зафиксировать
модель все более усложняющегося представления
о мире.
Так, например, Т.С. Комарова [9] и Н.П. Сакулина [16] отмечают, что рисование, как, впрочем, и другие виды изобразительного искусства, способствует умственному развитию ребенка. Ведь овладение умением изображать сложно без расширения целенаправленного зрительного восприятия — наблюдения. Для того чтобы нарисовать какой-либо предмет, предварительно надо отлично с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет.
Чем наблюдательней ребёнок, чем он пытливее, тем убедительней будет его рисунок, даже при технической беспомощности автора. Рисуя, ребёнок не просто изображает другие предметы или явления, но и выражает посильными ему средствами своё отношение к изображаемому. Поэтому процесс рисования у ребёнка связан с оценкой того, что он изображает, и в этой оценке всегда большую роль играют чувства ребёнка, в том числе эстетические. Стремясь передать это отношение” ребёнок ищет средства выражения, овладевая карандашом и красками.
Рисование, по мнению К.Д. Ушинского, является одним из лучших средств расширения наблюдательности, а вместе с тем и памяти, мышления, воображения[17]. Поэтому он рекомендует шире вводить рисование в процесс обучения и как самостоятельный предмет, и как вспомогательное средство, прием обучения при изучении других предметов.
Действительно, изобразительная деятельность имеет большое значение для расширения этих психических процессов. Анализируя взаимосвязь деятельности и сознания, советский психолог А.Н. Леонтьев подчеркивал, что психический образ продукта как цели должен существовать для субъекта так, чтобы он мог действовать с этим образом — видоизменять его в соответствии с наличными условиями [13]. Дети воспроизводят в рисунке то, что восприняли ранее, с чем уже знакомы. Большей частью они создают зарисовки по представлению или по памяти. Наличие такого рода представлений дает пищу работе воображения. Формируются эти представления в процессе непосредственного познания объектов изображения в играх, на прогулках, во время специально организованных наблюдений, занятий на уроках и т. п. О многом дети узнают из устных рассказов, из художественной литературы. В процессе самой рисовательной деятельности представления их о свойствах и качествах предметов уточняются.
В большинстве случаев ребенок рисует не то, что видит, а то, что знает, и даже только то, что может передать словами. Пытаясь творить на бумаге, ребенок изображает основную идею предмета. Именно поэтому он рисует человека или кошку одинаково вне зависимости от того, находятся они рядом с ним или он рисует их по памяти. Следовательно, ребенок рисует не предмет, а свое представление о предмете, основанное на детском реализме, то есть без учета внутренних связей между объектами. Внешний мир становится лишь предлогом для рисования, в котором он вновь и вновь создает собственную модель мира. Таким образом, рисуя, ребенок познает мир. Все изменения в рисунках происходят медленно и постепенно, отражая процесс мышления [14].
У ребенка первые изображения формы выполняют много целей и очень постепенно детализируются. Изображение от абсолютной свободы идет к условности, принятой в обществе. Это означает, что в рисунке уникальное мироощущение ребенка будет заменяться постепенно штампами для изображения типичных объектов, соответствующими требованиям общества. Детализация изображения происходит параллельно тому, как ребенок учится мыслить образами и видеть детали этих образов. Для того чтобы вычленять детали, он должен знать их различие, а значит, и функцию. Это постепенный процесс осмысления мира. Но это осмысление не имеет абсолютной самостоятельности, а происходит в рамках культуры.
Еще один аспект детского рисунка связан с однотипностью соотнесения рисунка с его названием. Первоначально малыш узнает объекты на рисунке в процессе рисования, поэтому название появляется в конце рисунка. Затем он рисует и тут же называет свое произведение. И наконец, название опережает рисунок. Такая последовательность, в том числе, отражает и речевое развитие [3]. Однако рисунок у ребенка развивается не по законам языка, а по законам искусства. Это обусловлено тем, что зрительное мышление и память принципиально отличаются от вербально-логического мышления, которое формируется параллельно с развитием речи [6]. Рисовать ребенок начинает, едва начав говорить, поэтому слова неразрывно связаны с образами предметов. Правое полушарие отвечает за становление картины мира с его пристрастием к деталям, целостности, эмоциональности. Отсутствие знаний, ведущее к детскому реализму, позволяет фиксировать лишь очевидные взаимосвязи.
Это лишь некоторые аспекты познания,
которые обнаруживаются в рисунках. При
этом само рисование способствует развитию
зрительно-моторной координации, образного
мышления, восприятия, формированию картины
мира ребенка.
Глава
2. Практическое исследование
роли рисования в диагностике
развития мышления
2.1
Рисуночные методы диагностики
мышления ребенка
В онтогенезе рисуночная деятельность непосредственно связана с общим психическим развитием ребенка. Синтезируя в себе особенности детского восприятия, памяти и мышления, опыт предметных действий и общения со взрослыми, детский рисунок одновременно является отражением внутреннего мира ребенка, его переживаний, мироощущения, его восприятия и понимания окружающего. Не случайно К. Бюлер назвал детские рисунки "отражением детской души"[3].
Издавна детское рисование
Рисунок – всегда продукт не столько сознания, сколько «совместной работы» сознательного и бессознательного. Человек любого возраста, и в особенности человечек маленький, проецирует на изображение свои переживания и эмоции, поэтому рисунок – это рисованный «рассказ» о том, что его волнует и занимает. Изображая какой-либо объект, малыш так или иначе передает свое отношение к нему, а значит, обязательно «выдаст» в первую очередь то, что для него важно[9].
Поэтому, изображая что-либо, ребенок пытается рисовать в первую очередь значимых людей – то есть ярко эмоционально окрашенных, любимых (либо активно нелюбимых, однако об этом позже). Иногда значимых людей ребенок изображает в виде животных. В любом случае в детских рисунках животные – существа персонифицированные.
Те люди, которые занимают главное место
в душе малыша, обязательно присутствуют
на рисунках, причем выделяются яркими
цветами, красивыми деталями, значительным
размером, расположением на листке «выше
всех».
Кроме того, ребенок рисует значимые ситуации
– то есть «прорабатывает» в своем подсознании
тот опыт, который ежедневно получает
в семье и в ближайшем окружении. Либо
тот, который отставил яркий след в душе,
даже будучи мимолетным[8]. Поэтому сюжет рисунков даст возможность понять
то, как ребенок видит, к примеру, свою
семью. А еще разобраться, не травмировало
ли его какое-либо происшествие, ускользнувшее
от внимания родителей.
Проанализировав детские рисунки, можно выявить:
Популярность
рисуночных методов объясняется
тем, что простота проведения обследования
сочетается с широким диапазоном
получаемых показателей, они удобны
в применении и не требуют сложного
методического обеспечения.
2.2 Методика Е.Торренса
Для диагностики развития мышления, мною была выбрана Методика Е.Торренса.
Условия проведения:
Тест может проводиться в индивидуальном или групповом варианте. Для создания благоприятных условий тестирования руководителю необходимо минимизировать мотивацию достижения и сориентировать тестируемых на свободное проявление своих скрытых способностей. При этом лучше избегать открытого обсуждения предметной направленности методики, т.е. не нужно сообщать о том, что тестируются именно творческие способности (особенно творческое мышление). Тест можно представить как методику на “оригинальность”, возможность выразить себя в образном стиле и т.д. Время тестирования по возможности не ограничивают, ориентировочно отводя на каждую картинку по 1 - 2 мин. При этом необходимо подбадривать тестируемых, если они долго обдумывают или медлят.