Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 15:06, курсовая работа
Способность к творчеству является специфичной особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. Чем выше уровень развития способностей человека, тем больше возможностей открывается для его творческой деятельности
Изобразительная деятельность детей изучается психологами с разных сторон: как происходит возрастная эволюция детского рисунка, проводится психологический анализ процесса рисования, анализ связи умственного развития и рисования, а также связи между личностью ребенка и рисунком. Но, несмотря на все эти разнообразные подходы, детский рисунок с точки зрения его психологической значимости изучен еще недостаточно. С этим связано большое число разноречивых теорий, объясняющих психологическую природу детских рисунков.
Введение………………………………………………………………………………..3
Глава 1.Теоретические основы влияния рисования на развитие мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста………………………………………5
1.1 Характеристика мышления……………………………………………………...5
1.2 Характеристика дошкольного и младшего школьного возраста……………..7
1.3 Стадии развития детского рисунка…………………………………………......9
1.4 Роль рисования в развитии мышления………………………………..………12
Глава 2. Практическое исследование роли рисования в диагностике развития мышления……………………………………………………………………………..15
2.1 Рисуночные методы диагностики мышления ребенка……………………….15
2.2 Методика Е. Торренса……………………………………………………….....16
Заключение………………………………………………………………………..…..20
Список литературы………………………………………………………………..….21
Приложения
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Теоретические основы влияния рисования на развитие мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста………………………………………5
1.1 Характеристика
мышления……………………………………………………..
1.2 Характеристика дошкольного и младшего школьного возраста……………..7
1.3 Стадии развития детского рисунка…………………………………………......9
1.4 Роль рисования в развитии мышления………………………………..………12
Глава 2. Практическое
исследование роли рисования в диагностике
развития мышления…………………………………………………………
2.1 Рисуночные методы диагностики мышления ребенка……………………….15
2.2 Методика
Е. Торренса……………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложения
Введение
Способность к творчеству является специфичной особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. Чем выше уровень развития способностей человека, тем больше возможностей открывается для его творческой деятельности
Изобразительная деятельность детей изучается психологами с разных сторон: как происходит возрастная эволюция детского рисунка, проводится психологический анализ процесса рисования, анализ связи умственного развития и рисования, а также связи между личностью ребенка и рисунком. Но, несмотря на все эти разнообразные подходы, детский рисунок с точки зрения его психологической значимости изучен еще недостаточно. С этим связано большое число разноречивых теорий, объясняющих психологическую природу детских рисунков.
Образ, созданный детьми в результате творческой деятельности, нельзя отождествлять с художественным образом, созданным взрослым, так как глубокого обобщения они сделать не могут. Созданные ими образы обладают большей или меньшей выразительностью, зависящей от степени общего развития способностей и приобретенных навыков.
Проблема развития способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере статей, методических пособий, сборников игр и упражнений как по развитию различных психических процессов в этом возрасте (внимания, памяти, мышления, воображения, эмоций), так и по развитию разных видов способностей общей (перцептивных, интеллектуальных, творческих, мнемонических, познавательных, моторных) и специальной направленности (математических, конструкторных, музыкальных, изобразительных).
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста. Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, А.А. Венгер, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова.
В работах А.В. Запорожца установлено,
что дошкольники способны в процессе предметной
чувственной деятельности, в том числе
рисовании, выделять существенные свойства
предметов и явлений, устанавливать связь
между отдельными явлениями и отражать
их в образной форме[7]. Этот процесс особенно
заметен в различных видах практической
деятельности: формируются обобщенные
способы анализа, синтеза, сравнения и
сопоставления, развивается умение самостоятельно
находить способы решения творческих
задач, умение планировать свою деятельность,
раскрывается творческий потенциал.
Отсюда вытекает необходимость занятий
не только изобразительным искусством,
но и специальными видами изобразительного
творчества, в том числе и рисованием.
Цель
данной работы заключается в изучении
влияния рисования на развитие мышления
детей.
Задачи:
Объектом исследования выступают дети дошкольного и младшего школьного возраста
Предметом исследования являются работы детей, выполненные при проведении рисуночного теста.
Решению задач будут способствовать методы исследования:
Глава 1.
Теоретические основы
влияния рисования на
развитие мышления ребенка
дошкольного и младшего
школьного возраста
Мышление – это социально обусловленный,
неразрывно связанный с речью психический
процесс поисков и открытия существенно
нового, опосредованного и обобщенного
отражения действительности в ходе ее
анализа и синтеза. Мышление возникает
на основе практической деятельности
из чувственного познания и выходит далеко
за его пределы.[15]
Основные функции мышления:
В психологии выделяют следующие операции мышления: анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификацию (систематизацию), абстрагирование, конкретизацию. С помощью этих операции мышления осуществляется проникновение вглубь той или иной стоящей перед человеком проблемы, рассматриваются свойства составляющих эту проблему элементов, находится решение задачи.[17]
Кроме того, в психологической науке различают такие конкретные формы мышления, как понятия, суждения, умозаключения.
Виды мышления - это проявление особенностей познавательных механизмов при решении задач, поиске ответов на вопросы. Чем сложнее мышление, те большее место в нем занимают психические процессы.[15]
В психологии принята и распространена следующая несколько условная классификация видов мышления по таким различным основаниям как: генезису развития; характеру решаемых задач; степени развернутости; степени новизны и оригинальности; средствам мышления; функциям мышления и т.д.
1. По генезису развития различают мышление:
2. По характеру решаемых задач различают мышление:
3. По степени развернутости различают мышление:
4. По степени новизны и оригинальности различают мышление:
5. По средствам мышления различают мышление:
6. По функциям различают мышление:
1.2 Характеристика дошкольного и младшего школьного возраста
Дошкольный возраст - этап психического развития, занимающий место между ранним возрастом и младшим школьным возрастом - от 3 до 6-7 лет. В дошкольном возрасте выделяют 3 периода: младший (3-4 г.), средний (4-5 лет), и старший (5-7 лет).
Дошкольный возраст имеет исключительно важное значение для развития психики и личности ребенка. Его называют возрастом игры, поскольку именно игра - ведущая деятельность данного возраста. В младшем дошкольном возрасте основное содержание игры составляет воспроизведение предметных действий людей, которые не направлены на партнера или на развитие сюжета. В среднем дошкольном возрасте главным содержанием игры выступают отношения между людьми. Действия выполняются не ради них самих, а ради определенного отношения к другим в соответствии с взятой на себя ролью (4-5 лет - возраст максимального расцвета ролевой игры). Введение сюжета и игровой роли значительно повышает возможности ребенка во многих сферах психической жизни. В старшем дошкольном возрасте сутью игры становится выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. Игровые действия сокращаются, обобщаются и приобретают условный характер. Ролевая игра постепенно сменяется игрой с правилами.