Роль рисования в диагностике развития мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 15:06, курсовая работа

Краткое описание

Способность к творчеству является специфичной особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. Чем выше уровень развития способностей человека, тем больше возможностей открывается для его творческой деятельности

Изобразительная деятельность детей изучается психологами с разных сторон: как происходит возрастная эволюция детского рисунка, проводится психологический анализ процесса рисования, анализ связи умственного развития и рисования, а также связи между личностью ребенка и рисунком. Но, несмотря на все эти разнообразные подходы, детский рисунок с точки зрения его психологической значимости изучен еще недостаточно. С этим связано большое число разноречивых теорий, объясняющих психологическую природу детских рисунков.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………..3

Глава 1.Теоретические основы влияния рисования на развитие мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста………………………………………5

1.1 Характеристика мышления……………………………………………………...5

1.2 Характеристика дошкольного и младшего школьного возраста……………..7

1.3 Стадии развития детского рисунка…………………………………………......9

1.4 Роль рисования в развитии мышления………………………………..………12

Глава 2. Практическое исследование роли рисования в диагностике развития мышления……………………………………………………………………………..15

2.1 Рисуночные методы диагностики мышления ребенка……………………….15

2.2 Методика Е. Торренса……………………………………………………….....16

Заключение………………………………………………………………………..…..20

Список литературы………………………………………………………………..….21

Приложения

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 70.11 Кб (Скачать)

Содержание 
 

Введение………………………………………………………………………………..3

Глава 1.Теоретические основы влияния рисования на развитие мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста………………………………………5

   1.1 Характеристика мышления……………………………………………………...5

   1.2 Характеристика дошкольного и младшего школьного возраста……………..7

   1.3 Стадии развития детского рисунка…………………………………………......9

   1.4 Роль рисования в развитии мышления………………………………..………12

Глава 2. Практическое исследование роли рисования в диагностике развития мышления……………………………………………………………………………..15

   2.1 Рисуночные  методы диагностики мышления ребенка……………………….15

   2.2 Методика Е. Торренса……………………………………………………….....16

Заключение………………………………………………………………………..…..20

Список литературы………………………………………………………………..….21

Приложения

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Способность к творчеству является специфичной особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. Чем выше уровень развития способностей человека, тем больше возможностей открывается для его творческой деятельности

    Изобразительная деятельность детей изучается психологами с разных сторон: как происходит возрастная эволюция детского рисунка, проводится психологический анализ процесса рисования, анализ связи умственного развития и рисования, а также связи между личностью ребенка и рисунком. Но, несмотря на все эти разнообразные подходы, детский рисунок с точки зрения его психологической значимости изучен еще недостаточно. С этим связано большое число разноречивых теорий, объясняющих психологическую природу детских рисунков.

     Образ, созданный детьми в результате творческой деятельности, нельзя отождествлять с художественным образом, созданным взрослым, так как глубокого обобщения они сделать не могут. Созданные ими образы обладают большей или меньшей выразительностью, зависящей от степени общего развития способностей и приобретенных навыков.

      Проблема развития способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере статей, методических пособий, сборников игр и упражнений как по развитию различных психических процессов в этом возрасте (внимания, памяти, мышления, воображения, эмоций), так и по развитию разных видов способностей общей (перцептивных, интеллектуальных, творческих, мнемонических, познавательных, моторных) и специальной направленности (математических, конструкторных, музыкальных, изобразительных).

     В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста. Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, А.А. Венгер, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова.

     В работах А.В. Запорожца установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связь между отдельными явлениями и отражать их в образной форме[7]. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал.  Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специальными видами изобразительного творчества, в том числе и рисованием. 
 

Цель данной работы заключается в изучении влияния рисования на развитие мышления детей. 

Задачи:

  • Проведение анализа специальной и научной литературы по проблеме изучения детского творчества;
  • Осуществить системно-комплексный анализ психологии дошкольника и младшего школьника;
  • Проведение исследовательской работы по выявлению уровня развития творческого мышления детей;

Объектом исследования выступают дети дошкольного и младшего школьного возраста

Предметом исследования являются работы детей, выполненные при проведении рисуночного теста.

Решению задач будут способствовать методы исследования:

  • Всеобщие: изучение работ педагогов и психологов по проблеме развития детей в процессе изобразительного творчества;
  • Общенаучные: анализ, сравнение, синтез; обобщение как общетеоретический метод исследования;
  • Частные: изучение продуктов деятельности, эксперимент, использование методики Е. Торренса
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические основы влияния рисования на развитие мышления ребенка дошкольного и младшего школьного возраста 

    1. Характеристика  мышления
 

     Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и выходит далеко за его пределы.[15] 

     Основные функции мышления:

  • Установление всеобщих взаимосвязей.
  • Понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений.
  • Обобщение свойств однородной группы явлений и т.д.
 

     В психологии выделяют следующие операции мышления: анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификацию (систематизацию), абстрагирование, конкретизацию. С помощью этих операции мышления осуществляется проникновение вглубь той или иной стоящей перед человеком проблемы, рассматриваются свойства составляющих эту проблему элементов, находится решение задачи.[17]

     Кроме того, в психологической науке различают такие конкретные формы мышления, как понятия, суждения, умозаключения.

  • Понятие – это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления.
  • Суждение – основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности.
  • Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод.
 

     Виды мышления - это проявление особенностей познавательных механизмов при решении задач, поиске ответов на вопросы. Чем сложнее мышление, те большее место в нем занимают психические процессы.[15]

     В психологии принята и распространена следующая несколько условная классификация видов мышления по таким различным основаниям как: генезису развития; характеру решаемых задач; степени развернутости; степени новизны и оригинальности; средствам мышления; функциям мышления и т.д.

1. По генезису развития различают мышление:

  • Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления;
  • Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления;
  • Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности;
  • Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление - вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных. Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-логическое мышление являются последовательными этапами развития мышления в филогенезе и в онтогенезе;

2. По характеру решаемых задач различают мышление:

  • Теоретическое мышление - мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений. Теоретическое мышление - это познание законов и правил.
  • Практическое мышление - мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач. Основная задача практического мышления - разработка средств практического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.

3. По степени развернутости различают мышление:

  • Дискурсивное (аналитическое) мышление - мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека.
  • Интуитивное мышление - мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

4. По степени новизны и оригинальности различают мышление:

  • Репродуктивное мышление - мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников.
  • Продуктивное мышление - мышление на основе творческого воображения.

5. По средствам мышления различают мышление:

  • Наглядное мышление - мышление на основе образов и представлений предметов.
  • Вербальное мышление - мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами.

6. По функциям различают мышление:

  • Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей.
  • Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей.
 

1.2 Характеристика дошкольного и младшего школьного возраста

     Дошкольный возраст - этап психического развития, занимающий место между ранним возрастом и младшим школьным возрастом - от 3 до 6-7 лет. В дошкольном возрасте выделяют 3 периода: младший (3-4 г.), средний (4-5 лет), и старший (5-7 лет).

     Дошкольный возраст имеет исключительно важное значение для развития психики и личности ребенка. Его называют возрастом игры, поскольку именно игра - ведущая деятельность данного возраста. В младшем дошкольном возрасте основное содержание игры составляет воспроизведение предметных действий людей, которые не направлены на партнера или на развитие сюжета. В среднем дошкольном возрасте главным содержанием игры выступают отношения между людьми. Действия выполняются не ради них самих, а ради определенного отношения к другим в соответствии с взятой на себя ролью (4-5 лет - возраст максимального расцвета ролевой игры). Введение сюжета и игровой роли значительно повышает возможности ребенка во многих сферах психической жизни. В старшем дошкольном возрасте сутью игры становится выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. Игровые действия сокращаются, обобщаются и приобретают условный характер. Ролевая игра постепенно сменяется игрой с правилами.

Информация о работе Роль рисования в диагностике развития мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста