Роль матери в этнической социализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 16:29, реферат

Краткое описание

Психологическое состояние современных матерей, имеющих детей до 3-х лет, далеко от стабильности. В одном из исследований было показано, что 40% из них конфликтует с мужьями, 35% не довольны своей работой, 30% испытывают страх одиночества. У половины из этих матерей ребенок оказался нежеланным, а у трети — после рождения ребенка ухудшились отношения между родителями. В результате нежеланные дети отстают по своим показателям психомоторного.развития и способностям адаптации к социальному окружению. Еще больше трудностей появляется, если мать страдает неврозом или психозом. Особенно сложно осуществлять заботу женщинам, у которых после родов развивается депрессия. Способность реагировать на потребности ребенка требует значительных психических и физических ресурсов, которых у депрессивных женщин недостаточно.

Оглавление

-введение
2-основные факторы эффективного материнского ухода
3-Социализация, инкультурация, культурная трансмиссия
4-Этнография детства
5-Сравнительно-культурное изучение социализации: архивные, полевые и экспериментальные исследования
6-Отрочество и «переход в мир взрослых»
7-Семья как институт социализации
8- заключение
9- список литературы

Файлы: 1 файл

etnopsyhologia.docx

— 86.39 Кб (Скачать)

# либеральное воспитание (эмоциональная поддержка при  отсутствии контроля) и авторитарное  воспитание (отсутствие поддержки  при высоком уровне контроля) в равной степени способствуют  формированию у подростков ценностей,  отличных от родительских [ Райс Ф. , 2000];

# в последнее время  все большее внимание в анализе  закономерностей формирования социального  поведения придается условиям, в  которых оно разворачивается,  например, характеру сопровождающего  родительского дискурса1 [по: BeauvoisJ.-L., Dubois N., Doise W. , 1999]. Отмечается также важность его в ситуации интернализации ребенком социальных норм: так «внутренние» объяснения взрослым причин тех или иных своих предписаний оказываются более эффективными, чем «внешние», облегчая процесс рационализации.

 

Анализ детско-родительских отношений (в частности — отношений  родителей с подростками) с точки  зрения их конфликтности показывает:

# реальный уровень конфликтности  ниже, чем это можно было бы  предположить, исходя из обыденных  представлений об этом возрасте [Кле М. , 1991; Райс Ф. , 2000; Крайг Г., 2000], несмотря на все трудности достижения подростком эмоциональной автономии;

# основные темы подростково-родительских  конфликтов центрируются вокруг  бытовых вопросов ( одежды, прически, режима дня, помощи по дому), привычек, школьной успеваемости и общения со сверстниками, не затрагивая более глубокий ценностный уровень [Ремшмидт Х. , 1994, Райс Ф., 2000];

# объективными факторами  конфликтов этого возраста являются  пол подростка и родителя: девочки  чаще, чем мальчики, жалуются на  трудности взаимопонимания в  семье; и мальчики, и девочки  чаще отмечают конфликты с  отцом, нежели с матерью;

# уровень конфликтности  в детско-родительских отношениях  в целом выше в семьях с  авторитарным стилем воспитания.

 

Таким образом, семья оказывает  решающее влияние на развитие ребенка, задавая вектор его социального, нравственного и личностного  развития. Наличие эмоциональных  фигур идентификации — родителей  — создает условия для усвоения ребенком социального опыта: интернализации ценностей и ролевых моделей поведения, формирования Я-концепции, т.е. «индивид становится тем, кем он является, будучи направляем значимыми другими»1. Но проходит время, и круг этих значимых других неминуемо расширяется — в процесс социализации включаются образовательные институты.

Заключение

 

Психологическое состояние  современных матерей, имеющих детей  до 3-х лет, далеко от стабильности. В  одном из исследований было показано, что 40% из них конфликтует с мужьями, 35% не довольны своей работой, 30% испытывают страх одиночества. У половины из этих матерей ребенок оказался нежеланным, а у трети — после рождения ребенка ухудшились отношения между  родителями. В результате нежеланные дети отстают по своим показателям  психомоторного.развития и способностям адаптации к социальному окружению. Еще больше трудностей появляется, если мать страдает неврозом или психозом. Особенно сложно осуществлять заботу женщинам, у которых после родов развивается депрессия. Способность реагировать на потребности ребенка требует значительных психических и физических ресурсов, которых у депрессивных женщин недостаточно. Полагают, что число таких матерей значительно и колеблется между 26 и 40%. Наиболее частым последствием воспитания матерями со стойким патологически сниженным настроением оказывается нарушение взаимоотношений в диаде, приводящее в дальнейшем к измененному эмоциональному реагированию: эмоциональной неустойчивости, страхам, высокой сепарационной тревожности. Все эти расстройства в большинстве случаев у детей раннего возраста проявляются соматическими, а по существу, психосоматическими расстройствами: нарушениями сна, пищевого поведения, болевыми симптомами и т. д.

Список литературы

1. Стефаненко Т. Этнопсихология

2. Исаев Д.Н. - Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей

 

3. Белинская Е.П., Социальная психология личности

 

4. http://psyera.ru


Информация о работе Роль матери в этнической социализации