Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 16:29, реферат
Психологическое состояние современных матерей, имеющих детей до 3-х лет, далеко от стабильности. В одном из исследований было показано, что 40% из них конфликтует с мужьями, 35% не довольны своей работой, 30% испытывают страх одиночества. У половины из этих матерей ребенок оказался нежеланным, а у трети — после рождения ребенка ухудшились отношения между родителями. В результате нежеланные дети отстают по своим показателям психомоторного.развития и способностям адаптации к социальному окружению. Еще больше трудностей появляется, если мать страдает неврозом или психозом. Особенно сложно осуществлять заботу женщинам, у которых после родов развивается депрессия. Способность реагировать на потребности ребенка требует значительных психических и физических ресурсов, которых у депрессивных женщин недостаточно.
-введение
2-основные факторы эффективного материнского ухода
3-Социализация, инкультурация, культурная трансмиссия
4-Этнография детства
5-Сравнительно-культурное изучение социализации: архивные, полевые и экспериментальные исследования
6-Отрочество и «переход в мир взрослых»
7-Семья как институт социализации
8- заключение
9- список литературы
Одновременно формируется и гендерная идентичность – осознание себя мужчиной в качестве члена высокостатусной социальной группы – избранного клана или мужского союза. В архаических культурах гендерная мужская идентичность практически совпадала с социальной идентичностью высшего уровня – в качестве полноправного и полноценного члена общины.
Во-вторых, институт инициации
был призван формировать
Выполнение этой задачи считалось
в первобытных культурах столь
важным, что единения подростка с
группой порой добивались самыми
жестокими способами. Как уже
отмечалось, даже в культурах, где
дети росли в атмосфере
Можно согласиться с В. Я. Проппом, что инициации отмирают вместе с создавшим их строем (см. Пропп, 1986). В первобытных культурах инициации воспринимались как одна из важнейших сторон жизни общности и весьма успешно выполняли функцию связи поколений. Но в их основе лежала классификация индивидов по полу и формирование прежде всего тендерной идентичности. Поэтому не следует удивляться исчезновению инициации в более сложных социальных системах. В современном «западном» обществе взросление «рассматривается скорее как серия автономных друг от друга социальных переходов (гражданское совершеннолетие, начало трудовой деятельности, вступление в брак и т.п.)» (Кон, 1988 б, с.206), а тендерная идентичность утратила былое значение и уступила место другим социальным идентичностям (этнической, профессиональной и т.п.).
Внешне похожие на инициации обряды западной культуры не полностью им соответствуют, так как оформляют лишь частные аспекты «перехода в мир взрослых». Например, конфирмация в христианстве обращена лишь к религиозной сфере жизни. v И в нашем недавнем прошлом имелся частичный аналог процесса инициации: развитие человека от ребенка до взрослого сопровождалось его приобщением к ценностям партии. Ступени социализации – октябренок, пионер, комсомолец, член КПСС – носили ритуальный характер, изобиловали проверками и испытаниями. И только человек, вступивший в партию, считался «полностью и окончательно» социализированным членом общества. Но такая «инициация» затрагивала только один, и не самый главный, аспект жизни человека – идеологический. Особенность подлинной инициации состоит в том, что ее обряды «обращены к личности в ее целостности – к ее телу, духу и социальному статусу» (Кле, 1991, с.39), а приводит она к полной смене социальной идентичности.
Семья как институт социализации
Специфика семьи как социального института состоит в том, что она, с одной стороны, может быть рассмотрена как структурный элемент общества, а с другой — как малая группа. Соответственно семья, выполняя свою социализирующую функцию по отношению к личности, является, с одной стороны, проводником макросоциальных влияний, в частности влияний культуры, а с другой — средой микросоциального взаимодействия, характеризующейся своими особенностями.
Изучение семьи входит
в задачи не только социальной психологии,
но и этнографии детства, социологии
семьи, возрастной психологии, психологии
личности; она является необходимым
элементом анализа практически
любой психотерапевтической практики.
Но как бы ни варьировали предметные
ракурсы ее исследования, общий вывод
состоит в том, что роль семьи
в сенсомоторном, когнитивном, психосоциальном
развитии ребенка является решающей.
Как бы ни различались теоретико-
Как элемент макросреды семья является проводником ребенка в культуру: религиозные традиции, этнические стереотипы и моральные ценности дети усваивают в основном через семью. При этом отмечается, что роль семьи в трансляции культурных влияний тем больше, чем выше гомогенность окружающей ее социальной общности: в разнородном, поликультурном социуме отдельные культурные традиции могут находиться в противоречии друг с другом, затрудняя процесс вертикальной трансмиссии культуры. Однако множественные исследования показывают, что и при достаточной культурной разнородности общества родители становятся референтным источником выбора ценностей и моделей поведения в тех областях, в которых культурные нормы стабильны, а таковыми являются религиозные убеждения, этнические и полоролевые стереотипы.
Так сравнительный анализ межпоколенной трансляции религиозных установок в израильском кибуце и современном американском обществе показывает однозначно большую эффективность первого.
Особенно ярко это можно видеть на примере трансляции полоролевых стереотипов. Начиная с младенческого возраста, родительское отношение к мальчикам и девочкам несет в себе явный отпечаток существующих в культуре представлений о «настоящем мужчине» и «истинной женщине»: в зависимости от пола в большей или меньшей степени поощряется двигательная активность, увеличивается/уменьшается количество вербальных реакций, направленных на ребенка, варьируют причинные объяснения его поведения и т.п. [Bem D. , 1975, Bennett В., 1975]. При этом в экспериментальной ситуации, когда пол младенца специально затрудняли для идентификации ( его одежда не несла явных признаков пола), взрослые испытуемые до начала взаимодействия так или иначе все-таки категоризовали его как мальчика или девочку и лишь потом на этой основе строили свое общение с ним [по: Крайг Г., 2000]. Было показано также, что существует определенная преемственность полоролевых представлений родителей и подростков именно с точки зрения стереотипов мужественности/женственности, хотя частные оценки допустимости, например, тех или иных аспектов сексуального поведения могут быть причиной межпоколенных конфликтов [ Кле М. , 1991].
Косвенным подтверждением роли
родителей в трансляции этнических
и религиозных установок
В данном случае речь идет о стабильном обществе. В ситуации радикальных социальных перемен и социальной нестабильности вырисовывается менее однозначная картина. С одной стороны, есть данные, свидетельствующие об увеличении роли семьи в межпоколенной трансляции ценностей [Баклушинский А. С. , 1995], об определенности политических ориентаций российских подростков характером их социальной идентичности, основу которой составляет социальный статус родительской семьи [Собкин В. С, 1997], с другой — результаты об увеличении межпоколенных «разрывов» в ценностном отношении [Иваненков А. В., 1993]. Однако нельзя не согласиться с И.С. Коном, отмечающим, что если раньше любое обнаруженное межпоколенное совпадение установок и ценностных ориентаций автоматически приписывали родительскому влиянию, то сегодня, принимая во внимание когортные и исторические различия, а также данные об обратном влиянии детей на родителей, исследователи стали гораздо осторожнее в своих выводах [ Кон И. С. , 1988].
Представляется, что для социально-психологического изложения краткий обзор исследований семейного влияния логично представить через описание эмпирически установленных взаимозависимостей структурно-динамических особенностей семьи как малой группы и тех или иных аспектов социального развития ребенка. В целом можно выделить три основных параметра: состав семьи, ее сплоченность и качество коммуникации.
Так, с точки зрения состава семьи отмечается следующее:
# при отсутствии одного из родителей самовосприятие ребенка центрируется на образе того из родителей, который живет вместе с ним и заботится о нем: эта тенденция больше выражена у мальчиков, воспитываемых матерью, нежели во всех остальных случаях [Бернс Р., 1986];
# общее количество детей
в семье незначимо влияет на
их самооценку, впрочем, как и
порядок их рождения; большее
значение имеет характер
# эмоциональная депривация в раннем детстве ( воспитание ребенка в отсутствие родителей или фигур, их замещающих) ведет к чувству собственной малозначимости, тревожности, а в подростковом возрасте — к нормативной дезориентации, социальной самоизоляции и чувству бессилия перед общественными институтами [по: Анцыферовой Л. И., 1993];
# сравнительные лонгитюдные исследования детей из полных семей и детей-воспитанников детских приютов показали, что и в возрасте 2 0-2 5 лет последние обнаруживают меньшую социальную зрелость даже при условии усыновления в школьном возрасте [Dennis W., 1973, Раттер М. , 1999].
Что касается такого параметра, как сплоченность семьи, то было показано, что:
# в целом сегодня для
западноевропейских стран
Среди причин подобного увеличения внутрисемейной сплоченности исследователи выделяют общие социально-структурные изменения (одинаковый уровень безработицы в родительском и в молодом поколении), изменения внутрисемейной структуры (увеличение авторитета женщин в семье) и более высокий уровень образования молодых по сравнению с их родителями [Ремшмидт Х. , 1994].
# в установлении высокого
уровня семейной сплоченности
на ранних этапах жизни семьи
большую роль играет мать, а
на этапе отделения подростка
от семьи — отец: именно он
занимает ключевую позицию в
поведенческой и эмоциональной
эмансипации подростка вне
# наибольшая эффективность в семейной жизни ( в частности, по параметрам способности к конструктивному разрешению конфликтов с детьми и субъективной удовлетворенности отношениями с ними) отмечается в семьях со «средним» уровнем сплоченности: как разобщенные, так и «сверхсвязанные» семьи оказались менее успешны в этом вопросе [Olson J., 1993];
# одним из основных
объективных факторов, влияющих
на сплоченность семьи как
малой группы, является возраст
детей: по многочисленным
# существует взаимосвязь
между полом подростков и
Наибольший эмпирический материал накоплен по вопросам характера коммуникации в семье. В основном он касается выделения тех или иных классификаций родительского поведения ( типов родительской власти, стратегий воспитания, видов родительской любви и т. п.) и анализа межпоколенных конфликтов. Так, отмечается:
# влияние родительской
любви и эмоциональной
# для формирования Я-концепции ребенка важны следующие три параметра родительского отношения: уровень контроля, степень эмоциональной близости и заинтересованности. Так, высокая степень авторитарности в отношениях с ребенком препятствует формированию у него позитивной Я-концепции, эмоциональная отчужденность ведет к формированию нестабильного самоотношения, а незаинтересованность и безразличие сказываются на структурных составляющих образа Я [ Бернс Р. , 1986];
# стиль детско-родительских
отношений влияет на
# отмечается также зависимость
определенных параметров