Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2015 в 01:12, реферат
Цель: изучить значение игры в психическом развитии ребенка.
Задачи:
- дать характеристику игры как основного вида деятельности ребенка;
- проанализировать структуру игровой деятельности ребенка;
- определить роль игры для психического развития ребенка.
Введение……………………………………………………………......3
I. Мир игры……………………………………………………………..5
II. Развитие игр ребенка……………………………………………….8
III. Влияние игры на психическое развитие ребенка………………18
Заключение…………………………………………………………....25
Список используемой литературы……………………………..........26
В игре у ребенка формируется воображение, которое заключает в себе и отлет от действительности, и проникновение в нее. Способности к преобразованию действительности в образе и преобразованию ее в действии, ее изменению закладываются и подготовляются в игровом действии; в игре прокладывается путь от чувства к организованному действию и от действия к чувству; словом, в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности; в ролях, которые ребенок, играя, на себя принимает, расширяется, обогащается, углубляется сама личность ребенка. В игре в той или иной мере формируются свойства, необходимые для учения в школе, обусловливающие готовность к обучению. [3, с. 538]
Важное значение детских сюжетно-ролевых
игр помимо лучшего понимания детьми человеческого
общества и усвоения норм и правил межличностных
отношений заключается в том, что с их
помощью дети глубже проникают в индивидуальный
мир человека, научаются пользоваться
и оперировать человеческими символами и знаками. Это лежит в основе развития
высших форм психики и приспособления
человека к окружающей среде.
Освоение знаков и символов — лишь одна
из сторон такого приспособления. Другая
состоит в развитии интеллекта на всех его уровнях, от сенсомоторного до словесно-логического. [2, с. 21]
Внутри игры первоначально возникают другие виды деятельности (рисование, конструирование, учебная деятельность).
Развитие речи: игра способствует развитию знаковой функции речи, стимулирует связные высказывания. [5, с. 209]
Особую проблему возрастного развития детей представляет собой усвоение ими речи как высшей формы проявления символической функции, а также выяснение влияния речи на дальнейшее поведенческое и интеллектуальное развитие ребенка. В решении данной проблемы можно выделить две разные позиции, каждая из которых имеет свои аргументы. Согласно одной позиции усвоение ребенком речи лежит в основе всего его познавательного и личностного развития. Согласно другой, альтернативной точке зрения познавательное развитие детей происходит фактически независимо от усвоения ими языка, а речевое развитие как таковое следует за интеллектуальным, определяется им, но не наоборот. Язык в соответствии с данной позицией представляет собой лишь один из многих факторов, влияющих на психическое развитие ребенка. Роль языка в процессе развития, в частности, выступает в том, что в нем фиксируются уже достигнутые результаты развития. Данный подход последовательно реализуется в теории Ж. Пиаже, в соответствии с которой язык есть особый продукт интеллектуальной деятельности, а не наоборот: интеллект — продукт развития языка. На самом деле развитие ребенка осуществляется через общение и совместную деятельность с другими людьми, а речь как таковая играет здесь второстепенную роль. [2, с. 26]
Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, соответствующим взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения. [1, с. 241]
Предметом специального интереса со стороны психологов была и до сих пор остается сюжетно-ролевая игра, в которой в дошкольном возрасте идет развитие всех сторон ребенка, его физического облика, поведения, познавательных процессов и личности. [2, с. 20]
Все виды игр имеют существенное значение для развития ребенка, определяя его продвижение в когнитивном, личностном и социальном развитии.
Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития рефлексивного мышления.
Рефлексия - это способность
человека анализировать свои собственные
действия, поступки, мотивы и соотносить
их с общечеловеческими ценностями, а
также с действиями, поступками, мотивами
других людей. Рефлексия способствует
адекватному поведению человека в мире
людей.
Игра способствует развитию рефлексии,
поскольку в игре возникает реальная возможность
контролировать то, как выполняется действие,
входящее в процесс общения. [1, с. 242]
Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте начинает утрачивать свое развивающее значение и постепенно заменяется учением и трудом, суть которых состоит в том, что данные виды деятельности в отличие от игры, доставляющей просто удовольствие, имеют определенную цель. Да и сами по себе игры в этом возрасте становятся новыми. Большой интерес для младших школьников представляют такие игры, которые с удовольствием играют и взрослые. Это — игры, заставляющие думать, предоставляющие человеку возможность проверить и развить свои способности, включающие его в соревнование с другими людьми. Участие детей в таких играх способствует их утверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и другие полезные мотивационные качества, которые детям могут понадобиться в их будущей взрослой жизни. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив и т. п. [2, с. 303]
Каждый из четырех основных
видов деятельности, характерных для ребенка
младшего школьного возраста: учение,
общение, игра и труд — выполняет специфические
функции в его развитии. Учение способствует
приобретению знаний, умений и навыков.
Общение улучшает обмен информацией, совершенствует
коммуникативную структуру интеллекта,
учит правильно воспринимать, понимать
и оценивать детей. Игра совершенствует
предметную деятельность, логику и приемы
мышления, формирует и развивает умения
и навыки делового взаимодействия с людьми.
Труд улучшает ручные движения, укрепляет
практическое, пространственное и образное
мышление. Без активного участия ребенка
в любом из этих видов деятельности его
психическое развитие было бы односторонним
и неполным.
Дефицит участия в отдельных развивающих
видах деятельности проявляется, в частности,
в том, что многие дети-первоклассники
хорошо владеют речью, умеют общаться,
но мало что способны делать собственными
руками. Бывает и наоборот: нередко встречаются
дети, которые лучше других играют в разные
игры, чаще выигрывают, но относительно
слабы в рассуждениях и конструкторской
деятельности, а также во владении умениями
и навыками межличностного общения. [2,
с. 304]
Игра, несомненно, имеет наиболее существенное значение для формирования основных психических функций и процессов ребенка-дошкольника. Но является ли игровая деятельность основой его образа жизни и определяет ли она в конечном счете самый стержень личности ребенка как общественного существа? Вопреки общепринятой точке зрения, мы склонны, не отрицая, конечно, значения игры, искать определяющих для формирования личности как общественного существа компонентов его образа жизни и в неигровой повседневной бытовой деятельности ребенка, направленной на овладение правилами поведения и включения в жизнь коллектива. Как в преддошкольный период основным в развитии ребенка является овладение предметными действиями и речью, так в дошкольном возрасте основным является развитие поступка, регулируемого общественными нормами. Его формирование является основоположным приобретением или новообразованием дошкольного периода в развитии человека, что никак не исключает значения игры для формирования психики ребенка и обогащения его душевной жизни. [3, с. 539]
Учитывая большое значение детской игры, не может не вызывать тревоги тот факт, что в современном обществе игра находится в кризисном состоянии. Можно назвать целый ряд причин этого явления. Современные родители равнодушно, а часто и неодобрительно относятся к детской игре как к несерьезному, неполезному занятию. В стремлении ускорить детское развитие, интенсифицировать его происходит вытеснение свободных игр детей обучающими занятиями. Проблемны и сами условия существования игры в детском сообществе. Однодетность семьи, ограничение прогулок общением с родителями создает препятствия для разворачивания игры как совместной деятельности детей. А жесткая возрастная стратификация детей в детских садах и школах, во дворах (группы трехлетних, четырехлетних детей и т.д.) приводит к нарушению традиций передачи игрового опыта.
Проблема отношения взрослого сообщества к игре ребенка смыкается с очень важной проблемой непонимания особой роли, с проблемой обесценивания дошкольного детства. Ошибочное представление о «дошкольном» возрасте как о пустом, «предварительном», «ненастоящем», который нужно переждать, пока ребенок «дозреет» до школы, сменилось другим, но также неверным. Новая модная тенденция связана со стремлением ускорить, перескочить дошкольное детство посредством обучения по типу школьного. Подобное «перепрыгивание» грозит односторонностью развития, такими потерями в умственном и личностном развитии ребенка, которые не компенсируются обученностью.
Необходимо полноценное проживание возраста, использование его уникального потенциала; не акселерация, а амплификация детского развития — широкое развертывание и обогащение содержания специфических детских форм игровой, практической, изобразительной деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками, максимальное развитие «специфически дошкольных» и вместе с тем перспективных психофизиологических качеств. [5, с. 209]
Заключение.
Играет, как известно, и взрослый (шахматы, различные спортивные и другие игры). Игра и у него исходит из потребностей и интересов и служит развитию определенных способностей или сторон его личности. Но в жизни взрослого игра занимает уже иное место и приобретает иные формы. Некоторые мотивы, которые в детстве включены в игру, продолжают у взрослого жить в искусстве. И способность человека отдаваться ему и переживать его во всей непосредственной действенной эмоциональности остается проявлением и доказательством его неувядающей молодости.
Различные формы серьезной деятельности взрослых служат образцами, которые воспроизводятся в игровой деятельности детей. Игры органически связаны со всей культурой народа; свое содержание они черпают из труда и быта окружающих. Бесчисленные примеры подтверждают это положение. Их очень много упоминается в литературе; на каждом шагу их доставляет и жизнь. Игра подготовляет подрастающее поколение к продолжению дела старшего поколения, формируя, развивая в нем способности и качества, необходимые для той деятельности, которую им в будущем предстоит выполнять. Мы, однако, не скажем, что игра – это и есть подготовка к дальнейшей жизни, как если бы, играя, ребенок не жил, а только готовился к жизни в дальнейшем. В действительности лишь в жизни можно готовиться для жизни. Играя, ребенок живет жизнью, исполненной непосредственности, действенности и эмоциональности, а не готовится лишь к тому, чтобы в дальнейшем жить. Но именно потому, что, играя, он живет, он в игре и получает первую, совершенно специфическую подготовку к жизни. В игре проявляются и удовлетворяются первые человеческие потребности и интересы ребенка; проявляясь, они в ней вместе с тем и формируются. В игре формируются все стороны психики ребенка.
Список используемой литературы
1. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 456с.
2. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 496с.
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд.(1946 г.). – СПб.: Питер, 2002. – 720с.
4. Узнадзе Д.Н. Общая психология. – М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004. – 413с.
5. Шаповаленко И.В. Возрастная психология
(Психология развития и
Информация о работе Роль игры в психическом развитии ребенка