Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2015 в 01:12, реферат
Цель: изучить значение игры в психическом развитии ребенка.
Задачи:
- дать характеристику игры как основного вида деятельности ребенка;
- проанализировать структуру игровой деятельности ребенка;
- определить роль игры для психического развития ребенка.
Введение……………………………………………………………......3
I. Мир игры……………………………………………………………..5
II. Развитие игр ребенка……………………………………………….8
III. Влияние игры на психическое развитие ребенка………………18
Заключение…………………………………………………………....25
Список используемой литературы……………………………..........26
Детские игры предметного плана могут быть трех типов: игра-исследование, игра-конструирование и ролевая игра.
В конце второго — начале третьего года жизни в поведении ребенка можно наблюдать феномен «роль в действии». Ребенок, воспроизводя действия конкретного взрослого из своего окружения, не осознает этого, но охотно соглашается, когда ему это сообщают («Ты ведешь машину как папа. Миша — папа»).
Позже он сам замечает сходство своих действий с действиями взрослого и называет себя его именем. Роль как один из конституирующих моментов сюжетно-ролевой игры рождается в раннем детстве из фактически производимых ребенком в игре действий имитационного характера.
Перечисленные этапы развития предметной игры составляют одновременно предпосылки сюжетно-ролевой игры: переименование предметов, отождествление ребенком своих действий с действиями взрослого, называние себя именем другого человека. [5, с. 188]
В игровой деятельности дошкольник не только замещает предметы, но и берет на себя ту или иную роль и начинает действовать в соответствии с этой ролью.
Роль в сюжетной игре как раз и заключается в том, чтобы исполнять обязанности, которые налагаются ролью, и осуществлять права по отношению к остальным участникам игры.
В ролевой игре дети отражают
окружающее их многообразие действительности.
Они воспроизводят сцены из семейного
быта, из трудовой деятельности и взаимоотношений
взрослых, эпохальные события (космические
полеты, арктические экспедиции) и т.д.
Отражаемая в детских играх действительность
становится сюжетом ролевой игры. Чем
шире сфера действительности, с которой
сталкиваются дети, тем шире и разнообразнее
сюжеты игр. Поэтому, естественно, младший
дошкольник имеет ограниченное число
сюжетов, а у старшего они чрезвычайно
разнообразны. Дети пяти-шести лет играют
не только в гости, в дочки-матери, в детский
сад, но и в строительство моста, в запуск
космического корабля.
Наряду с увеличением разнообразия сюжетов
увеличивается длительность игр. [1, с.
236]
Содержание сюжетно-ролевой игры отражает понимание ребенком деятельности и межличностных отношений наблюдаемых им взрослых людей. Если в игре ребенка отражается лишь внешняя сторона человеческих отношений, то на этом основании можно сделать вывод о том, что ребенок весьма поверхностно воспринимает и понимает социальную действительность. Если же сюжетно-ролевая игра довольно точно воспроизводит сюжеты, отношения и психологию людей, то это является основанием для вывода, что понимание ребенком действительности является достаточно глубоким. [2, с. 21]
Игровой сюжет, так же как и игровая роль, чаще всего не планируется ребенком младшего дошкольного возраста, а возникает в зависимости от того, какой предмет попадает ему в руки. [1, с. 237]
Разнообразие сюжетов увеличивается по мере знакомства ребенка с новыми аспектами жизни взрослых: игра «в семью», «в доктора», «в магазин», «в погоню» и т.д. С расширением кругозора старшие дошкольники черпают сюжеты из книг, мультфильмов, фильмов (игры в «Человека-паука», в космические войны). [5, с. 204]
Содержательная сторона игры развивается и углубляется на протяжении дошкольного детства.
В младшем дошкольном возрасте в игре находит отражение внешняя сторона деятельности. Дети воспроизводят предметные действия, характерные для той или иной роли. Игра «в больницу»— это «лечебные» манипуляции с условным градусником, шприцем и т.п. Роль взрослого (в данном случае врача) рождается из фактически производимых действий, логика которых не всегда соответствует реальной и легко нарушается. Далее содержанием игры становятся внешние социальные отношения (чаще всего профессиональные) и социальная иерархия.
Наивысший уровень развития ролевой игры в старшем дошкольном возрасте связан с выделением внутренней, смысловой сущности деятельности человека. В этом случае предметом ориентировки становятся мотивы, морально-нравственные основания, общественный смысл человеческой деятельности. Роль доктора теперь переосмысливается как персонализация таких качеств, как доброта, сочувствие, воплощение стремления помочь другому, вплоть до самопожертвования. Структура сюжетно - ролевой игры в развитой форме включает роль, воображаемую ситуацию и игровые действия. Роль как ведущий компонент игры формируется постепенно. [5, с. 205]
В игре существует два вида взаимоотношений - игровые и реальные. Игровые взаимоотношения - это отношения по сюжету и роли. Так, если ребенок взял на себя роль Карабаса Барабаса, то он будет в соответствии с сюжетом утрированно злобно относиться к детям, взявшим на себя роли других персонажей сказки А. Толстого «Приключения Буратино, или Золотой ключик». Реальные взаимоотношения - это взаимоотношения детей как партнеров, товарищей, выполняющих общее дело. Дети договариваются о сюжете, распределяют роли, обсуждают возникающие в ходе игры вопросы и недоразумения. В игровой деятельности складываются определенные формы общения детей. Игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать общение. [1, с. 238]
В совместной игре дети учатся
языку общения, взаимопонимания и взаимопомощи,
учатся согласовывать свои действия с
действиями другого.
Объединение детей в совместной игре способствует
дальнейшему обогащению и усложнению
содержания игр. Опыт каждого ребенка
ограничен. Он знаком со сравнительно
узким кругом действий, выполняемых взрослыми.
В игре возникает обмен опытом. Дети перенимают
друг у друга имеющиеся знания, обращаются
за помощью к взрослым. В результате игры
становятся многообразнее. Усложнение
содержания игр ведет, в свою очередь,
не только к увеличению количества участников
игры, но и к усложнению реальных взаимоотношений,
к необходимости более четкого согласования
действий. [1, с. 239]
Сюжетно-ролевую игру с функциональной точки зрения можно рассматривать как подготовку ребенка к участию в общественной жизни в различных социальных ролях. В раннем возрасте у ребенка начинают складываться сознательно контролируемые произвольные действия. Они проявляются в рисовании, конструировании, в других видах творческой деятельности. [2, с. 76]
Игра чувствительна к сфере человеческих отношений, к сфере профессиональных ролевых функций, моральной и нравственной стороне человеческой деятельности. В ней происходит проникновение ребенка в мотивы и смыслы человеческих действий.
В игре рождается и формируется воображение. Воображение — это действие в смысловом поле, которое является предтечей символического мышления. [5, с. 206]
Сюжетно-ролевая игра глубоко и всесторонне изучена в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, А.П. Усовой, Ф.И. Фрадкиной и др. [5, с. 203]
История становления координации игровых взаимодействий на протяжении раннего и дошкольного детства включает несколько этапов. Среди них: игра в одиночку; игра-наблюдение; параллельная игра — игра рядом, но не вместе; ассоциативная игра, игра-сотрудничество; совместная, коллективная игра.
Важная линия генезиса игры связана с проблемой овладения ребенком собственным поведением. В сюжетно-ролевой игре необходимо возникает процесс подчинения ребенка определенным правилам. Л.С. Выготский указывал, что игра представляет собой школу произвольности, воли и морали.
Закон развития игры выражает генетическую связь предметных, процессуальных игр раннего детства и игр с правилами, которые возникают в уже старшем дошкольном возрасте.
Игры подражательно-процессуальные характеризуются тем, что в них игровая роль и воображаемая ситуация открыты, а правило скрыто. Сюжетная игра на протяжении дошкольного возраста претерпевает трансформации; различают такие ее разновидности: сюжетно - ролевая игра, режиссерская игра, игра-драматизация. [5, с. 207]
В старшем дошкольном возрасте
можно встретить практически все виды
игр, которые обнаруживаются у детей до
поступления в школу.
С этим же возрастом связано начало двух
других важных, для развития видов деятельности:
труда и учения. Определенные этапы последовательного
совершенствования игр, труда и учения
детей в этом возрасте можно проследить,
условно разделив в аналитических целях
дошкольное детство на три периода: младший
дошкольный возраст (3—4 года), средний
дошкольный возраст (4—5 лет) и старший
дошкольный возраст (5—6 лет). [2, с. 83]
В старшем дошкольном
возрасте конструкторская игра начинает
превращаться в трудовую деятельность,
в ходе которой ребенок конструирует,
создает, строит что-то полезное, нужное
в быту. В таких играх дети усваивают элементарные
трудовые умения и навыки, познают физические
свойства предметов, у них активно развивается
практическое мышление. В игре ребенок
научается пользоваться многими инструментами
и предметами домашнего обихода. У него
появляется и развивается способность
планировать свои действия, совершенствуются
ручные движения и умственные операции,
воображение и представления.
Среди разнообразных видов творческой
деятельности, которой любят заниматься
дети дошкольного возраста, большое место
занимает изобразительное
искусство, в частности детское рисование.
По характеру того, что и как изображает
ребенок, можно судить о его восприятии
окружающей действительности, об особенностях
памяти, воображения и мышления.
На протяжении дошкольного детства последовательно совершенствуются следующие основные виды деятельности детей: игра-манипулирование с предметами, индивидуальная предметная игра конструктивного типа, коллективная сюжетно-ролевая игра, индивидуальное и групповое творчество, игры-соревнования, игры-общение, домашний труд. Примерно за год или два до поступления в школу к названным видам деятельности добавляется еще один — учебная деятельность, и ребенок 5—6 лет практически оказывается вовлеченным по меньшей мере в семь-восемь различных видов деятельности, каждый из которых специфически интеллектуально и морально развивает его. [2, с. 86]
К новому типу игр, которые начинают привлекать повышенное внимание детей в младшем школьном возрасте, относятся и разнообразные спортивные игры.
Любое задание по дому или по школе желательно делать интересным и достаточно творческим для ребенка, предоставив ему возможность размышления и принятия самостоятельных решений. Поощряться в труде должен инициативный и творческий подход ребенка к делу, а не только выполненная им работа и ее конкретный результат. [2, с. 305]
Переходы между игровой и трудовой
деятельностью в дошкольном и в младшем
школьном возрасте весьма условны, так
как один вид деятельности у ребенка может
незаметно перейти в другой и наоборот.
Если воспитатель замечает, что в учении,
общении или труде у ребенка недостает
тех или иных качеств личности, то в первую
очередь нужно позаботиться об организации
таких игр, где соответствующие качества
могли бы проявиться и развиться. Если,
например, некоторые качества личности
ребенок хорошо обнаруживает в учении,
общении и труде, то на базе этих качеств
можно строить, создавать новые, более
сложные игровые ситуации, продвигающие
его развитие вперед.
Иногда элементы игры полезно вносить
в само учение, общение и. труд и использовать
игру для воспитания, организуя по ее правилам
данные виды деятельности. Не случайно
педагоги и психологи рекомендуют проводить
занятия с детьми 5—7-летнего возраста
в старших группах детского сада и в начальных
классах школы в полуигровой форме, в виде
обучающих дидактических игр. [2, с. 370]
III. Влияние игры на психическое развитие ребенка.
Игра теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в период ее особенно интенсивного развития – в детстве – она приобретает особое значение.
В ранние, дошкольные годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в которой формируется его личность. Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании ее свойств и обогащении ее внутреннего содержания. [3, с. 537]
В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка, складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение. [1, с. 239]
Значение игры для психического развития ребенка дошкольного возраста велико. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что значение игры «определяется тем, что она затрагивает наиболее существенные стороны психического развития личности ребенка в целом, развития его сознания»
Главные линии влияния игры на развитие психики:
1. Развитие мотивационно - потребностной сферы: ориентация в сфере человеческих отношений, смыслов и задач деятельности;
формирование новых по содержанию социальных мотивов, в частности стремления к общественно значимой и оцениваемой деятельности; формирование обобщенных сознательных намерений; возникновение соподчинения, иерархии мотивов.
2. Развитие произвольности
поведения и психических
В игре у детей начинают развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета.
Игровая ситуация и действия с ней оказывают постоянное влияние на умственное развитие ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок учится действовать с заместителем предмета - он дает заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. На основе действий с предметами-заместителями ребенок учится мыслить о реальном предмете. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребенок научается мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане. Таким образом, игра в большой мере способствует тому, что ребенок постепенно переходит к мышлению в плане представлений.
В то же время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и в зависимости от этого строить свое собственное поведение. [1, с. 240]
Информация о работе Роль игры в психическом развитии ребенка