Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 11:16, контрольная работа
Секты - это не новое явление. Сколько существовало человечество, столько существовали и секты, состоящие из групп фанатиков, следующих за неким харизматическим лидером. Но в XX веке у них появилось нечто новое; систематическое использование современных психологических наработок, направленных на подавление воли человека и контролирование его мыслей, чувств и поведения.
Методы вербовки
Членство в секте является результатом двух взаимодействующих сил: тактики, которой пользуются сектанты, чтобы вербовать, обращать, обрабатывать и удерживать людей, и личной уязвимости потенциального новичка. Начнем со второго фактора. Вербовщики секты, искусные в оценке предполагаемых клиентов, чаще всего обращаются к тем, кто находится в данный момент в непривычном, неустойчивом или неприятном социальном и психологическом положении. Это могут быть люди на отдыхе (отпуск, путешествие, места развлечений), студенты вузов (особенно первый и последний годы учебы), пожилые люди (недавно ставшие пенсионерами или оказавшиеся в длительном одиночестве) наивные подростки с их кризисом самоопределения, любой человек, переживающий какой-то стресс (болезнь, смерть близких, развод и т. п.), мигранты, беженцы, безработные, из которых все, вероятно, испытывают потребность в дружественности, сердечности и ищут установления связей.
В брошюре Американского семейного фонда приводятся четыре признака вербовщика:
Это самый дружественный человек, какого вы когда-либо встречали.
Это человек, слишком заинтересованный в том, что и вам, как он выяснил, нравится делать.
Тот, кто осыпает
вас комплиментами и похвалами
и хладнокровно оценивает, что с
вас можно взять: энтузиазм, энергию,
физическую или интеллектуальную силу,
деньги, квартиру и т. п.
Тот, у кого есть все ответы на все вопросы.
Коль скоро
предполагаемый клиент выглядит восприимчивым,
вербовщик предпринимает
показывая заботу о благополучии предполагаемого клиента, выражая необычно хорошую осведомленность о его чувствах и эмоциональном состоянии, что заставляет предполагаемого клиента поверить, что его действительно понимают. Например, узнав о поездках вербуемого, вербовщик может сказать: "Итак, ты был в дороге два месяца. Ты, должно быть, устал, чувствуешь себя одиноко, без каких-либо реальных корней";демонстрируя острый, объединяющий интерес к идеям вербуемого, интересам, надеждам, целям, говоря, например: "О, ты музыкант. Ну, мне как раз случилось жить с группой музыкантов...";
удерживая контакт глазами, поддерживая тесную физическую близость, "нападая" сексуально (в психологическом смысле);
извлекая личную информацию о текущем положении вербуемого, о его заботах, проблемах, стрессах. Например, вербовщик может спросить: "что твои родители думают о твоих путешествиях через всю страну?" или "Есть ли у тебя интимные отношения с кем-нибудь?" или "Знаешь ли ты, что хочешь делать со своей жизнью?".
Если вербовщик
добивается успеха, вербуемый ощутит
эмоциональную связь с
3. Признаки
тоталитарной секты.
Можно выделить
ряд признаков в деятельности
секты, позволяющих назвать её тоталитарной.
К неспецифическим (вторичным) признакам относятся:
Мимикрия- подстраивание под одну из мировых религий (христианство, ислам, буддизм, иудаизм) с использованием её символики и терминологии;
Претензия на
самую современную и
Весьма сильно
выраженная для сколько-нибудь внимательного
наблюдателя коммерческая направленность
деятельности.
Специфическими (основными) признаками являются:
1). Сокрытие
адептами секты условия
2). Использование
руководящим звеном секты
3). Требование
публичности исповеди
4). Высокая
степень конспиративности
5). Стремление
лидеров секты к незаконному
обогащению через злостное
6).Претензии
лидеров культа на обладание
окончательной и непререкаемой
Истиной. Все, кто не
7).Внушение
лидерами секты крайних форм
негативного отношения
Деструктивные культы воспитывают в своих адептах абсолютную нетерпимость к людям из «внешней» среды, утверждают, что цели секты выше мирского законы, так как жизненно важны для спасения и счастья всего человечества. В отношениях сектантов с внешним миром ложь, «кража для Бога» и физическое насилие считаются средствами, вполне приемлемыми и оправдываемыми Великой Целью;
8).Доведение
верующих до готовности к
9).Пресечение
методами физического насилия
попыток ухода верующих из
секты. Для контроля за
10).Патологическое
стремление руководства секты
к незаконной власти и
4. Основные принципы
формирования сект (на примерах свидетелей
Иеговы и Кришнаитов)
У секты должна быть своя Священная книга. Это может быть любой, достаточно внушительный по объему, форме и содержанию текст, желательно - древний. Чем древнее - тем лучше. Священность и богоданность текста не должны подвергаться сомнению. Любые нестыковки, казусы и ляпы данного текста должны быть сглажены толкованием (комментированием) текста. Самотолкование также должно обладать самостоятельным авторитетом - так же, как и исходный текст оно должно быть неоспоримым, но лишь настолько, что бы при изменении базовой концепции секты, толкование могло быть исправлено без потери лица сектой.
С этим связан авторитет личности толкователя (толкователей). Он должен иметь особую связь с богом (богами), тем или иным способом - либо через видения, либо через цепь гуру, либо каким-то другим достаточно убедительным способом получать особые указания от высших сил.
Этот факт ни в коем случае не должен ставиться под сомнения и должен всячески защищаться логически - с опорой на толкование священного текста.
Допустим принцип: Х - пророк потому, что в Священном тексте сказано, что Х - пророк. А Священный текст потому священен, что Х - пророк это сказал.
Возможно несколько вариантов - либо толкователь - достаточно колоритная фигура - тогда он на виду, почитается всего лишь на ступеньку ниже бога (пророка). Либо, если это группа толкователей - тогда желательно держать ее в тени - тут на первое место выходит вся система секты. Но в любом случае авторитет толкователей не должен ставится под сомнения.
В священной книге секты должно излагаться некое учение. Желательно - ответвление уже известной традиционной религии. В случае же абсолютно нового учения, продвижение его в массы затруднено.
Степень отличия от материнской религии может колебаться в неких пределах, но не слишком больших - дабы не шокировать публику.
Отделение от
основного учения (ересь) - основной
метод образования сект. Ответвление
происходит с помощью толкователя
или толкователей - основателя секты,
который с помощью поступившего
ему "высшего откровения", или
просто изучив первоисточник, "выясняет",
что оказывается исходное учение
ошибочно толкует некие принципы,
виной этому конечно
В случае самостоятельно
возникающего учения - дело сильно осложняется
обывательским недоверием. Все-таки
обязательны некие ссылки на уже
существующие учения и религии.
5. Цели секты и её опастность.
Цель секты - нарастить свою массу, перейти в "массу критическую" и стать религией - т.е. такой религиозной структурой, с которой считаются в обществе, которая имеет не только религиозный, но и политический вес и власть. Не надо повторять ошибок обличителей сект - не все члены секты сознают ее целей.
Их, как правило, осознает руководство в сектах первого поколения, в сектах второго - оно может уже и не осознавать этого. Просто структура секты построена так, чтобы функционировать в полном согласии с этим принципом. Приближенные к руководству, середина и тем более низы - тоже как правило не осознает истинных целей секты. Да это и не нужно. Как в армии - офицеры среднего и младшего звена и рядовые не знают и не могут знать планов командования - они просто усердно делают свое дело. Религиозная сфера - среда, где возникают, растут и множатся секты, "учения" и "организации". Идет борьба за умы и кошельки потенциальных прихожан. И, так же как и в природе, - здесь побеждают и выживают наиболее эффективно действующие структуры.