Религиозные деструктивные группы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 11:16, контрольная работа

Краткое описание

Секты - это не новое явление. Сколько существовало человечество, столько существовали и секты, состоящие из групп фанатиков, следующих за неким харизматическим лидером. Но в XX веке у них появилось нечто новое; систематическое использование современных психологических наработок, направленных на подавление воли человека и контролирование его мыслей, чувств и поведения.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (Восстановлен).docx

— 50.31 Кб (Скачать)

Методы вербовки 

Членство в секте является результатом двух взаимодействующих сил: тактики, которой пользуются сектанты, чтобы вербовать, обращать, обрабатывать и удерживать людей, и личной уязвимости потенциального новичка. Начнем со второго фактора. Вербовщики секты, искусные в оценке предполагаемых клиентов, чаще всего обращаются к тем, кто находится в данный момент в непривычном, неустойчивом или неприятном социальном и психологическом положении. Это могут быть люди на отдыхе (отпуск, путешествие, места развлечений), студенты вузов (особенно первый и последний годы учебы), пожилые люди (недавно ставшие пенсионерами или оказавшиеся в длительном одиночестве) наивные подростки с их кризисом самоопределения, любой человек, переживающий какой-то стресс (болезнь, смерть близких, развод и т. п.), мигранты, беженцы, безработные, из которых все, вероятно, испытывают потребность в дружественности, сердечности и ищут установления связей.

В брошюре  Американского семейного фонда  приводятся четыре признака  вербовщика:

Это самый  дружественный человек, какого вы когда-либо встречали.

Это человек, слишком заинтересованный в том, что и вам, как он выяснил, нравится делать.

Тот, кто осыпает  вас комплиментами и похвалами  и хладнокровно оценивает, что с  вас можно взять: энтузиазм, энергию, физическую или интеллектуальную силу, деньги, квартиру и т. п. 
 
 

Тот, у кого есть все ответы на все вопросы.

Коль скоро  предполагаемый клиент выглядит восприимчивым, вербовщик предпринимает преднамеренную, рассчитанную попытку вовлечь его  в беседу, разжечь его интерес  и увлечь следующими средствами:

показывая заботу о благополучии предполагаемого  клиента, выражая необычно хорошую  осведомленность о его чувствах и эмоциональном состоянии, что  заставляет предполагаемого клиента  поверить, что его действительно  понимают. Например, узнав о поездках вербуемого, вербовщик может сказать: "Итак, ты был в дороге два месяца. Ты, должно быть, устал, чувствуешь себя одиноко, без каких-либо реальных корней";демонстрируя острый, объединяющий интерес к идеям вербуемого, интересам, надеждам, целям, говоря, например: "О, ты музыкант. Ну, мне как раз случилось жить с группой музыкантов...";

удерживая контакт  глазами, поддерживая тесную физическую близость, "нападая" сексуально (в  психологическом смысле);

извлекая  личную информацию о текущем положении  вербуемого, о его заботах, проблемах, стрессах. Например, вербовщик может  спросить: "что твои родители думают о твоих путешествиях через всю  страну?" или "Есть ли у тебя интимные отношения с кем-нибудь?" или "Знаешь ли ты, что хочешь делать со своей  жизнью?".

Если вербовщик  добивается успеха, вербуемый ощутит эмоциональную связь с вербовщиком, а также готовность или желание  поддерживать контакт. Когда вербуемые  клиенты считаются готовыми, - а  это может быть после пятнадцати минут разговора или после  нескольких случайных встреч, их могут  пригласить присоединиться или посетить группу. Вербовщики часто подгоняют  свои описания группы таким образом, чтобы они соответствовали интересам  вербуемого. Например, вербуемый клиент, ищущий духовного свершения, может  быть приглашен в "духовную дискуссионную  группу", в то время как тот  же самый вербовщик может пригласить другого вербуемого, интересующегося  психологией, на "семинар по человеческому  потенциалу". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Признаки  тоталитарной секты. 
 

Можно выделить ряд признаков в деятельности секты, позволяющих назвать её тоталитарной. 

К неспецифическим (вторичным) признакам относятся:

Мимикрия- подстраивание  под одну из мировых религий (христианство, ислам, буддизм, иудаизм) с использованием её символики и терминологии;

Претензия на самую современную и учитывающую  так называемые «самые последние  достижения науки» интерпретацию положений  Евангелия, Библии, Корана или Махабхараты;

Весьма сильно выраженная для сколько-нибудь внимательного  наблюдателя коммерческая направленность деятельности. 

Специфическими (основными) признаками являются:

1). Сокрытие  адептами секты условия полного  и безоговорочного подчинения  верующих дисциплине организации;  отсутствие у новообращённых  информированного (осознанного) согласия  на методы контроля сознания, которые будут к ним применятся. Для противозаконного формирования  абсолютной зависимости верующих  от секты тоталитарные культы  прибегают к духовно- психологическому  насилию;

2). Использование  руководящим звеном секты методов  психического воздействия (так  называемого зомбирования) и психотропных  средств, в результате чего  у последователей происходит  и сохраняется искажение восприятия  собственных социальных связей  как с близкими и родственниками, так и с обществом в целом.  Главное- это разрушение личности  верующих, вытравливание их индивидуальности  и воспитание в них крайней  нетерпимости к взглядам среды,  не относящейся к секте ;

3). Требование  публичности исповеди верующего  или (при формальном декларировании  принципа соблюдения тайны исповеди ) системное доведение до руководства  секты информации, полученной на  исповеди (тотальное доносительство);

4). Высокая  степень конспиративности деятельности  руководства секты от    участников, находящихся на нижестоящих уровнях  иерархии (под предлогом того, что  они ещё не прошли достаточное  количество ступеней посвящения  в таинства культа), и, уж тем  более, от людей из «внешнего»  мира;

5). Стремление  лидеров секты к незаконному  обогащению через злостное уклонение  от уплаты налогов государству  и фактическую обязательность  пожертвований (в то время как  традиционные религии предполагают  добровольность и посильность  пожертвований).Для достижения своих  целей представители секты часто  стравливают супругов, вызывая их  на разводе разделом имущества,  управляют конфликтом родителей  и детей в свою пользу, стремятся  взять опеку над несовершеннолетним  ребёнком новообращённого;

6).Претензии  лидеров культа на обладание  окончательной и непререкаемой  Истиной. Все, кто не принимает  лидера секты как носителя  истины в последней инстанции,  объявляются «демонами», «слугами  сатаны» или «заблудшими» людьми, не достойными «спасения» (причём  с соответствующими проклятиями  и обещаниями скорой мучительной  смерти от неизлечимых болезней);

7).Внушение  лидерами секты крайних форм  негативного отношения верующих  к «внешнему» социуму. 

Деструктивные культы воспитывают в своих адептах  абсолютную нетерпимость к людям  из «внешней» среды, утверждают, что  цели секты выше мирского законы, так  как жизненно важны для спасения и счастья всего человечества. В отношениях сектантов с внешним  миром ложь, «кража для Бога» и  физическое насилие считаются средствами, вполне приемлемыми и оправдываемыми Великой Целью;

8).Доведение  верующих до готовности к противоправным  действиям, в том числе экстремистского  характера. Террористов, в том  числе самоубийц, готовят именно  в сектах тоталитарного толка;

9).Пресечение  методами физического насилия  попыток ухода верующих из  секты. Для контроля за поведением  адептов и отражения возникающих  из «внешнего» мира угроз деструктивные  культы создают свои «неформальные»  службы безопасности, зачастую комплектуя  их кадры из числа бывших  сотрудников правоохранительных  органов;

10).Патологическое  стремление руководства секты  к незаконной власти и независимости  от механизмов общественного  контроля. Тоталитарные секты стремятся  к скрытому проникновению в  органы государственной власти  на максимально высоком уровне  и совершают действия, попадающие  под понятие антигосударственного  заговора (как в случае секты  «Аум Синрикё») 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Основные принципы формирования сект (на примерах свидетелей Иеговы и Кришнаитов) 

У секты должна быть своя Священная книга. Это может быть любой, достаточно внушительный по объему, форме и содержанию текст, желательно - древний. Чем древнее - тем лучше. Священность и богоданность текста не должны подвергаться сомнению. Любые нестыковки, казусы и ляпы данного текста должны быть сглажены толкованием (комментированием) текста. Самотолкование также должно обладать самостоятельным авторитетом - так же, как и исходный текст оно должно быть неоспоримым, но лишь настолько, что бы при изменении базовой концепции секты, толкование могло быть исправлено без потери лица сектой.

С этим связан авторитет личности толкователя (толкователей). Он должен иметь особую связь с богом (богами), тем или иным способом - либо через видения, либо через цепь гуру, либо каким-то другим достаточно убедительным способом получать особые указания от высших сил.

Этот факт ни в коем случае не должен ставиться  под сомнения и должен всячески защищаться логически - с опорой на толкование священного текста.

Допустим  принцип: Х - пророк потому, что в  Священном тексте сказано, что Х - пророк. А Священный текст потому священен, что Х - пророк это сказал.

Возможно  несколько вариантов - либо толкователь - достаточно колоритная фигура - тогда  он на виду, почитается всего лишь на ступеньку ниже бога (пророка). Либо, если это группа толкователей - тогда  желательно держать ее в тени - тут  на первое место выходит вся система секты. Но в любом случае авторитет толкователей не должен ставится под сомнения.

В священной  книге секты должно излагаться некое учение. Желательно - ответвление уже известной традиционной религии. В случае же абсолютно нового учения, продвижение его в массы затруднено.

Степень отличия  от материнской религии может  колебаться в неких пределах, но не слишком больших - дабы не шокировать публику.

Отделение от основного учения (ересь) - основной метод образования сект. Ответвление  происходит с помощью толкователя  или толкователей - основателя секты, который с помощью поступившего ему "высшего откровения", или  просто изучив первоисточник, "выясняет", что оказывается исходное учение ошибочно толкует некие принципы, виной этому конечно отступление  от истинной веры основной религии  и, разумеется, дьявол. Но мы, мол, имеем  правильную точку зрения, потому что  это подтверждают следующие пункты учения: n1, n2,... (Свидетели Иеговы):

В случае самостоятельно возникающего учения - дело сильно осложняется  обывательским недоверием. Все-таки обязательны некие ссылки на уже  существующие учения и религии.  
 
 
 
 
 
 

5. Цели секты и её опастность.

Цель секты - нарастить свою массу, перейти в "массу критическую" и стать  религией - т.е. такой религиозной  структурой, с которой считаются  в обществе, которая имеет не только религиозный, но и политический вес  и власть. Не надо повторять ошибок обличителей сект - не все члены  секты сознают ее целей.

Их, как правило, осознает руководство в сектах первого  поколения, в сектах второго - оно  может уже и не осознавать этого. Просто структура секты построена  так, чтобы функционировать в  полном согласии с этим принципом. Приближенные к руководству, середина и тем  более низы - тоже как правило  не осознает истинных целей секты. Да это и не нужно. Как в армии - офицеры среднего и младшего звена  и рядовые не знают и не могут  знать планов командования - они  просто усердно делают свое дело. Религиозная  сфера - среда, где возникают, растут и множатся секты, "учения" и "организации". Идет борьба за умы и кошельки потенциальных  прихожан. И, так же как и в природе, - здесь побеждают и выживают наиболее эффективно действующие структуры.

Информация о работе Религиозные деструктивные группы