Религиозные секты

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 10:00, курсовая работа

Краткое описание

Религия появилась множество тысячелетий назад почти сразу после появления человека. Сначала это была вера в животных, затем язычество. После появились буддизм, ислам и христианство.

Оглавление

1. Введение ____________________________________________2
2. Глава I. Древние ереси_________________________________4
3. Глава II. Средневековые ереси __________________________7
4. Глава III. Секты Нового времени ________________________11
5. Глава IV. Современные секты___________________________19
6. Заключение __________________________________________28
7. Список литературы____________________________________29

Файлы: 1 файл

Религиозные секты (гот).docx

— 69.80 Кб (Скачать)

Оглавление

1. Введение ____________________________________________2

2. Глава I. Древние  ереси_________________________________4

3. Глава II. Средневековые  ереси __________________________7

4. Глава III. Секты  Нового времени ________________________11

5. Глава IV. Современные  секты___________________________19

6. Заключение __________________________________________28

7. Список литературы____________________________________29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Религия появилась  множество тысячелетий назад  почти сразу после появления  человека. Сначала это была вера в животных, затем язычество. После  появились буддизм, ислам и христианство.

Эти религии  имели развитый культ, учение и создавали  мировоззрение. Но всегда находились те, кого не устраивали бытующие догмы, не принимали навязываемый, как они  думали, взгляд на окружающие вещи и  явления. Эти люди переделывали учение так, как они считали его  приемлемым. Вот так появлялись новые религии  и появлялись секты. Секта — термин, используемый для обозначения религиозной  группы, отделившейся от основного  религиозного направления. В некоторых  источниках понятие «секта» трактуется шире. Так называется любая группа (религиозная или нерелигиозная, отделившаяся или новая), имеющая  своё учение и свою практику, отличные от господствующей церкви или идеологии.

 Проблема  сект на сегодняшний день довольно  актуальна. Многие молодые люди, недостаточно зная все аспекты  этого дела, вступают в данные  религиозные организации. Это  приводит к разрушенным семьям  и сломанным жизням.

Секты и ереси  существовали во все времена во всех религиозных системах. Отчасти этот факт объясняет сама природа человека, поражённая грехом гордыни и непослушания. Каждый, считающий себя знатоком, настойчиво пытается доказать, что именно он лучше  других осведомлён о том, каков Бог "на самом деле" и какова Его  воля в отношении мира и человека. При этом у всякого, даже самого абсурдного учения, находятся ревностные последователи  и защитники, принимающиеся активно  пропагандировать "открытие" нового "пророка". Такова приблизительная  и наиболее общая схема возникновения  лжеучений. Впрочем, в истории число  сект не всегда было одинаковым. В определённые периоды, как правило, связанные  с временами относительной стабильности, количество сект фиксировалось на некотором известном уровне или даже шло на убыль. Напротив, в другое время их число резко возрастало. Сегодня в России мы как раз наблюдаем период бурного расцвета сектантства на всей территории страны. Похожая ситуация наблюдается также в других республиках бывшего Советского Союза и в большинстве стран Восточной Европы. При этом необходимо иметь в виду, что все без исключения секты враждебно настроены по отношению к ортодоксальному христианству, какой бы конфессией оно не было представлено. Не может не настораживать тот факт, что увеличение числа последователей сект превышает рост численности христиан порой в несколько раз. Это создаёт реальную угрозу для традиционных христианских конфессий в Восточной Европе и, прежде всего, в России.

Сами протестанты (главным образом, евангелисты и  баптисты) выделяют два понятия: «секта»  и «культ». Под сектой обычно понимается иерархически независимое религиозное  объединение в рамках той или  иной конфессии. Так, некоторые американские баптисты называют себя сектантами, воспринимая  слово «секта» исключительно  в положительном смысле. Впрочем, и между баптистами в этом вопросе  единства нет. Для обозначения неортодоксальных, с точки зрения евангелического  христианства, групп используется термин «культ». При этом к культам относят  не только течения, имеющие христианское происхождение (свидетели Иеговы, мормоны, христианская наука и т. д.), но также  те группы, которые не имеют никакого отношения к христианству, но действуют  в традиционно христианских странах (например, всевозможные «гуру-движения»). К наиболее опасным, с социальной точки зрения, «культам» прибавляется эпитет «деструктивный».

Вовлечённые в  секту люди подвергаются специальной  психологической обработке, ведущей  к потере самостоятельности мышления и попаданию в полную зависимость  от руководителей секты. Способствуя  духовной и интеллектуальной деградации своих последователей, секты наносят  непоправимый ущерб не только самим  этим людям, но и всему обществу в  целом, тем более, что идеологи некоторых сект выступают и против общечеловеческих ценностей, т. к. в их основе лежат ценности христианские.

Таким образом, целью данного реферата является классификация сект. Основными задачами – характеристика, выделение наиболее важных различий и сходств. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Древние ереси

АРИАНСТВО

Христологическая ересь

Основателем ереси  стал Арий, пресвитер из Александрии  Египетской.

Доктрина была впервые сформулирована им во время  споров с Александрийским же епископом  Александром в 318 г. Так как Арий вел весьма благочестивую жизнь  и пользовался несомненным авторитетом, он имел множество учеников и сторонников. Свое учение он провозгласил, будучи уже  в преклонном возрасте.

Учение Ария состояло в следующем:

1. Божественный Логос имел начало своего бытия. (По мнению Ария, иначе Он не был бы Сыном т. к. Сын не может быть равен Отцу).

2. Он создан из ничего по воле Отца.

3. Он имеет довременное и до-мирное бытие, но отнюдь не вечное, и, следовательно, не есть истинный Бог, а отличен по существу от Бога-Отца. Он есть творение (ktisma), что якобы подтверждается и Писанием (ариане ссылались на Деян.2, 36; Евр. 3, 2).

4. Будучи сотворенным, Сын все же имеет преимущество над всеми прочими творениями и после Бога он обладает высшим достоинством. Через Него Бог создал все, как и само время. Бог, прежде всего, сотворил Сына, как "начало путей". Между Богом и Логосом существует бесконечное различие, а между Логосом и творениями только относительное.

5. Христос называется Сыном по усыновлению, по благодати и благоволению Отца. По мнению ариан, Он называется Богом неправильно, ибо так называть Его можно только в очень широком смысле.

6. Его воля первоначально также была изменяема – одинаково расположена как к добру, так и к злу. Только через направление своей свободной воли Он сделался безгрешным и благим. Его прославление есть заслуга Его святой жизни, наперед предвиденной Богом.

Арий не изобрел  ничего принципиального нового. Его  учение в значительной степени определялось общими предпосылками Антиохийской школы из философии Аристотеля. В  основе богословия стояло положение  о трансцендентности Бога и, как  вывод, невозможность эманации ни в  виде излияния, ни в виде рождения, и, следовательно, невозможность равенства  Сына Отцу. Арий считал себя учеником пресвитера Лукиана Самосатского – главы антиохийской школы в 275 – 303 гг., который, вероятно, отрицал совечность Сына Отцу. Арий называл своих сторонников, также вышедших из Антиохийской школы "солукианистами".

Арианство считается  наступлением скрытого язычества на христианство, т. к. если язычество могло  признать Христа богом равным богам  Олимпа, то уж никак не могло признать Его равным Сущему, понятие о Котором, как о трансцендентной первооснове бытия существовало в античной философии. 

ГНОСТИЦИЗМ

Синкретическое  религиозно-мистическое течение

Прежде всего, необходимо разграничить понятия гностицизм и гнозис.

Под гнозисом следует понимать некий особый склад мысли (или менталитета), претендующий на исключительное обладание знанием. Гнозис может спонтанно возникать в рамках уже существующих религиозных систем (например, среди философствующего язычества, иудаизма, христианства). При этом он мог оставаться как достоянием отдельной личности, так и трансформироваться в отдельное религиозное движение.

Под гностицизмом же следует понимать конкретное религиозное  явление: определенное, изначально связанное  с христианством, движение первых веков  нашей эры, которому присущи определенные черты.

Генезис

В основе гностицизма  лежит попытка создания единой синтетической  религиозно-философской системы. Однако сведение этого явления всего  лишь к синтезу иудаизма, христианства, зороастризма и эллинистической  философии отнюдь не исчерпывает  всей его сути. Гностицизм не был  простой мозаикой элементов, за гностическими  концепциями стояла определенная установка  сознания, которая причудливым образом  преломлялась в пестром синкретизме  первых веков нашей эры.

Гностицизм первых веков христианства стремился быть религией, т. е. некоторым единством  ведения и жизнедеятельности, которые  оправдывались верой. Поэтому наряду с философскими построениями мы можем  найти в нем религиозный культ  и религиозно-нравственную деятельность.

Возникновению гностицизма способствовал ряд  фактов. В первую очередь это завоевание Востока Александром Великим (334 – 323 г г. до Р. Х.), которое стало поворотной точкой в истории Древнего Мира. Объединение Востока и Запада, начало которому положил Александр, было подготовлено с обоих сторон. Созданное Александром пространственно-культурное единство скрепляло эллинистически ориентированный синтез, который создавал почву для различных религиозных движений.

Гностицизм возник на стыке христианства, языческой  мифологии, античной философии и  культов Востока, т. е. изначально он должен был стать синтетическим  учением. Однако синтез подразумевает  соединение множества в некое  цельное единство. В то же время, сложные, противоречивые учения гностиков  трудно определить как "единство". Ведь с самого начала они пытались соединить воедино по сути несочетаемые элементы, такие как христианское и языческое мировоззрения. В  результате попытки такого синтеза  возникли характерные для гностицизма  сложные представления о божестве, множественных эманациях, эонах  и посредниках. 

ДОНАТИСТЫ

Схизматическое  течение IV в.

Инициатором раскола  стал Донат из Casa Nigra, епископ Нумидийский.

Во время гонений  императора Диоклетиана многие африканские  христиане намеренно стремились к мученичеству. В частности, они  толпами собирались возле тюрем, где содержались их братья по вере, чем провоцировали все новые  аресты. Карфагенский епископ Мензурий старался успокоить паству, призывая ее к благоразумию. Его диакон Цецилиан по поручению своего епископа вынужден был силой разгонять верующих на тюремных дворах. Это вызвало возмущение наиболее фанатичных христиан.

Донатисты требовали повторного крещения для всех, кто вступал в их общину и избегали какого-либо общения с теми, кто не разделял их взглядов. Последователи Доната также считали, что действительность таинств зависит от нравственного состояния совершающих их священнослужителей и их личной веры, поэтому они отрицали возможность совершения таинств грешными священниками. Грешными же считались все, кто не принадлежал к общине донатистов.

Донатизм был особенно распространен в Северной Африке В 330 г. у донатистов было 172 епископа. Их жесткая оппозиционность по отношению к императорской власти не раз приводила к вооруженным столкновениям между донатистами и правительственными войсками. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Средневековые ереси

СТРИГОЛЬНИКИ

Средневековое русское еретическое течение

Первые сведения о стригольниках относятся к 70-м  годам XIV века. Ересь получила распространение  сначала во Пскове, а затем перешла в Новгород.

Лидерами течения  были дьякон Никита и Карп по прозвищу Стригольник. По одним сведениям, он был расстригой, из-за чего и получил  свое прозвище, по другим оно было связано  с его ремеслом.

По своей сути ересь стригольников была подобна "антифеодальным" течениям Западной Европы. Их критика была направлена прежде всего против поборов в пользу церковной иерархии и мздоимства священников. Недовольные обмирщенностью и богатством Церкви, они ставили под сомнение действенность таинств, совершаемых недостойными священнослужителями. Из этого вытекало и сомнение в самой необходимости их совершения. Стригольники придерживались суровой аскезы и полагали, что благочестивые миряне могут заменить священников в пастырстве.

Известно, что  каялись они перед особыми  каменными крестами под открытым небом, Крещение и Евхаристию понимали "духовно". Другие таинства, вероятно, вовсе отрицали.

Стригольники  подверглись гонениям со стороны  Православной Церкви. Сохранилась миниатюра, изображающая их утопление в Волхове. После 1427 г. сведения о стригольниках  больше не встречаются. 

БРАТЬЯ И СЕСТРЫ СВОБОДНОГО ДУХА

Секта, образовавшаяся в XIII веке в Рейнских областях Германии.

Возможно, гностического  толка.

В основе учения секты стояло представление о "свободе  детей Божьих" как свободе от всего материального. Вследствие этого, они признавали только "духовную" сторону христианства, отрицая все  внешние обряды и богослужения. Бог  понимался как Дух, разлитый в  природе (пантеизм).

Информация о работе Религиозные секты