Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 10:00, курсовая работа
Религия появилась множество тысячелетий назад почти сразу после появления человека. Сначала это была вера в животных, затем язычество. После появились буддизм, ислам и христианство.
1. Введение ____________________________________________2
2. Глава I. Древние ереси_________________________________4
3. Глава II. Средневековые ереси __________________________7
4. Глава III. Секты Нового времени ________________________11
5. Глава IV. Современные секты___________________________19
6. Заключение __________________________________________28
7. Список литературы____________________________________29
СЕРАФИМОВЦЫ
Апокалиптическая секта
Секта возникла в начале 70-х годов XIX века в Псковской губернии. Сами ее приверженцы называли себя "избранными братьями и сестрами".
Основателем течения был беглый иеромонах Серафим, сын православного священника из Псковской губернии. Он был казначеем Торопецкого Небина монастыря, затем ризничим Никандровой пустыни.
Письменного изложения учения не сохранилось. Некоторые сведения о нем были собраны при расследовании побега Серафима из монастыря. Известно, что Серафим провозгласил себя Илией, а своего келейника Андрея Никифорова – Енохом. Он заявлял, что истинного христианства в мире уже нет, только "смрад" и "духота" от нечестия людей, и скоро наступит конец Света.
Все богатые и ученые люди поклонились Антихристу, который уже живет в мире. Серафим говорил, что он и Андрей Никифоров получили задание свыше составить избранное стадо из всех христиан и приготовить их к достойной встрече. Он также предрекал, что после разного рода мучений и жестоких пыток ему и Никифорову отрубят головы и трупы их отдадут на съедение хищным зверям, но после их смерти мучения грешников в аду закончатся.
Последователи
секты считали, что владеют оружием
против Антихриста – разноцветными
восковыми свечами и сухими березовыми
ветками. При приближении Антихриста
к "избранному стаду" свечи мгновенно
загорятся и сухие ветки
Последователи Серафима не отделяли себя от Православной Церкви, во все воскресные и праздничные дни посещали православные храмы, исповедовались и причащались. Однако к священниками относились с настороженностью, подозревая в них "ересь".
У членов секты существовали и свои особые молитвенные собрания, на которые они собирались по ночам накануне церковных праздников. Во время этих собраний читались акафисты и пелись духовные песни собственного сочинения.
Серафимовцы придерживались
правил строгой аскезы. Вступавшие в секту
женщины отказывались от супружества,
в знак чего отрезали косы и опоясывались
ремнем. Членам секты запрещалось участвовать
в народных гуляниях и каких-либо светских
развлечениях. Они также воздерживались
от употребления в пищу мяса.
СКОПЦЫ
Секта, отколовшаяся от хлыстов
Скопчество как
самостоятельная секта возникло
в последней трети XVIII столетия. Первое
документальное свидетельство о
скопцах в связи с
Верования и обряды скопцов практически полностью соответствуют хлыстовским, за исключением самого учения об оскоплении. По учению Селиванова, ветхозаветное обрезание служило прообразом великого "таинства" оскопления. Дабы открыть людям путь к чистоте и святости, Отец Небесный послал Своего Сына освободить людей от плотской жизни. Считалось, что Иисус Христос принял оскопление от Иоанна Крестителя и на Тайной вечери Сам оскопил Своих учеников. Его проповедь есть ни что иное, как призыв к оскоплению.
Первые люди, по верованиям скопцов, были созданы бесплотными, т. е. не имевшими половых органов. Когда же они нарушили заповедь Божью, то на их теле образовались отличительные половые признаки. Тела их из эфирных стали плотяными, и люди предались "лепости", т. е. сладострастию.
Так как половые органы являются следствием греха, то их необходимо уничтожить. Отсюда необходимость оскопления для достижения нравственного совершенства. Оскопление воспринимается как "огненное крещение", принятие чистоты, Божие знамя, с которым скопцы пойдут на Суд. После оскопления человек принимает "ангелоподобный вид". Только при помощи оскопления можно сохранить себя от "лепости" и достигнуть полной чистоты. Оскопление совершалось как над мужчинами, так и над женщинами. Относительно способов оскопления существовали разногласия. Большинство признавало два вида оскопления: "царскую" или "большую печать" – полное удаление полового органа и "малую печать" – удаление яичек. В XIX веке появились особые ответвления скопцов ("куткинцы", "проколышы", "перевертышы", "крученики", и т. п.), которые, не удаляя половых органов, лишали себя способности к оплодотворению.
У скопцов существовали
особые "мастера" и специальные
лекарства для заживления ран. Они
даже ездили за границу для обучения
хирургическим приемам. Однако в
условиях XVIII – XIX века операция всегда
была весьма болезненной и нередко
приводила к смерти, вследствие заражения
или сильной кровопотери.
ХЛЫСТЫ
Русская мистическая секта
Название
Сами сектанты не применяли к себе названия "хлысты" и считали его обидным. Они называли себя "людьми Божьими", в которых за их богоугодную жизнь обитает Бог, а также "птичками Божьими" или "белыми голубями". Хлысты давали своей секте различные символические названия, например: "сад зелёный", "большой царский", который насадил "сам батюшка" и для которого избрал "кипарисовые древа". Секту также именовали "девственной девой", "духовным царством" и т. п.
Существуют две основные версии происхождения названия "хлысты". По одной из них, сектантов стали называть таким образом из-за обычая во время радений бичевать себя жгутами и прутьями. По другой версии "хлыстовщина" – это искаженное "христовщина", и это название связано с тем, что общины сектантов возглавлялись "христами".
Секта также известна под другими названиями: самообожатели, ханжи, купидоны, братья корабельщики, вертуны, баклушники и др. Существовал и целый ряд специфических местных названий.
По версии самих хлыстов, их сообщество возникло в середине XVII века, одновременно со старообрядчеством. В легендах сектантов в роли их первых гонителей выступают царь Алексей Михайлович и патриарх Никон.
Большинство исследователей
считает, что в основе хлыстовства
лежат гностические идеи. Это, в частности,
представление о том, что Христос
– не уникальная личность, исторический
Иисус Христос, а некая духовная
сущность, которая может вселяться
в разных людей неопределенное количество
раз. Хлысты признавали также переселение
душ и, подобно гностикам, противопоставляли
духовное (чистое) телесному (нечистому).
Представления хлыстов о
Существуют различные версии относительно того, как это учение появилось в России. Некоторые ученые полагают, что оно было занесено с Балкан и хлысты являются прямыми наследниками богомилов. Другие утверждают, что корни хлыстовства следует искать на Западе, у альбигойцев и катаров. По мнению третьих, хлыстовство является самобытным русским религиозным явлением, а сходство его учения с западноевропейскими средневековыми ересями объясняется похожими условиями возникновения этих сект.
Как уже отмечалось, учение хлыстов базируется на вере в возможность многократного воплощения Христа в разных людях. Такое воплощение происходит по духовной надобности и связано с нравственным достоинством людей, в которых вселяется "христос".
Хлысты считали,
что души людей сотворены
Хлысты учили,
что существуют "две смерти":
смерть в Адаме и смерть во Христе.
Смерть в Адаме – это видимая
смерть, которая является следствием
греха. Смерть во Христе – это таинственная
смерть, состоящая в отречении
от всего внешнего, в углублении
в себя, самоотверженной преданности
воли Божией. Кто умирает такой
смертью, становится "храмом Божиим",
в нем живет Св. Дух. Такой человек
становится сыном Божиим, "новым Христом".
Он может совершать чудеса и предсказывать
будущее.
КУРОДЗУМИ КЁ
Японская секта на основе синтоизма
Название переводится с японского как "Религия Куродзуми". Это название секта получила по имени своего основателя Куродзуми Мунэтада.
Куродзуми был жрецом официального синтоистского культа. Известно, что он болел острой формой туберкулеза. В 1814 г. он внезапно испытал "единение" с главной богиней синтоистского пантеона Аматэрасу, после чего почувствовал облегчение. Куродзуми объявил себя живым богом, тождественным солнечной богине и начал активно проповедовать новое учение.
Основная идея учения Куродзуми заключалась в том, что, полностью доверившись богине Аматэрасу, можно испытать единение с ней и таким образом обрести здоровье и успех в делах.
Последователями
секты были в основном низшие самураи,
торговцы и зажиточные крестьяне.
НЁРАЙ КЁ
Японская секта на основе синтоизма
Название секты в переводе означает "Религия Будды".
Секта возникла в 1802 г. Ее основательницей стала Кино Ицусон. Кино происходила из крестьянской семьи, но с 13-летнего возраста работала служанкой в городе в богатой семье. Вероятно, именно там она услышала те идеи, на основе которых впоследствии сформировала свое учение. По прошествии почти 30-и лет Кино вернулась в родную деревню, где на заработанные деньги открыла небольшую лавку. Вскоре она тяжело заболела. Болезнь казалась смертельной, однако Кино сумела поправиться. После выздоровления она заявила, что в нее вселился синтоистский бог счастья и удачи Компира и начал ее устами вещать истины Будды.
Учение Кино
Ицусон сводилось к провозглашению равенства
людей перед законом Будды. Эти идеи привлекли
в секту множество людей из наиболее обездоленных
слоев общества. Исследователи считают
"Нёрай кё" предшественницей японских
социально-религиозных движений XIX века.
ТЭНРИ КЁ
Японская секта на основе синтоизма
Название переводится как "Религия божественной мудрости".
Секта возникла в 1838 г.
Основательница секты – Накаяма Микико, крестьянка из провинции Ямато. Известно, что жизнь ее была полна невзгод и лишений, особенно она страдала из-за болезни сына. Из-за постоянных страданий Микико начинает терять рассудок, впадает в транс. Однажды, пребывая в таком состоянии, она заявила, что стала обителью божества. Вскоре к ней стали стекаться за советом и помощью местные крестьяне. Микико обрела славу целительницы и акушерки, обладающей чудодейственной силой. Она стала пользоваться большим авторитетом среди крестьян и начала проповедовать им собственное учение.
Проповедь Микико отражала распространенное в это время среди бедноты ожидание лучшей жизни (ё-наоси). Она также проповедовала нравственное очищение, причем в наиболее доступной для крестьянской аудитории форме. Так, в учении "Тэнри кё" существует концепция пыли (хокори), объяснение которой иллюстрируется жестом стряхивания пыли с рук (тэодори). Согласно этой концепции, пока все отрицательные человеческие качества (жадность, зависть, нечестность), подобно пыли, покрывают души людей, неизбежны людские страдания, приносимые раздорами, войнами, но эту пыль можно стряхнуть, что и демонстрируется ставшим обрядовым жестом.
Учение секты содержало не только идею равенства всех людей перед законом Будды, общую для большинства подобных сект, но и программу социальных преобразований. Микико призывала создать идеальное общество на основе выдвинутых ею религиозных принципов. Она критиковала существовавший в то время в Японии социальный порядок, из-за чего секта подвергалась преследованиям со стороны властей.
Со временем "Тэнри кё" стала одной из самых популярных в крестьянской среде сект. В 1908 г., она была официально признана государством.
В 1970 г. "Тэнри кё" объявила об отделении от синтоизма.
Глава IV. Современные секты
МОРМОНЫ
(MORMONS)
Секта
Западная, Псевдохристианская