Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 10:00, курсовая работа
Религия появилась множество тысячелетий назад почти сразу после появления человека. Сначала это была вера в животных, затем язычество. После появились буддизм, ислам и христианство.
1. Введение ____________________________________________2
2. Глава I. Древние ереси_________________________________4
3. Глава II. Средневековые ереси __________________________7
4. Глава III. Секты Нового времени ________________________11
5. Глава IV. Современные секты___________________________19
6. Заключение __________________________________________28
7. Список литературы____________________________________29
Последователи секты утверждали, что дух не может быть побежден материей, поэтому они потакали своим плотским желаниям, полагая, что это не способно повредить душе. В секте допускались свободные отношения между полами, поскольку считалось, что согрешить можно только духом, тогда как ничто телесное не имеет реального значения и, следовательно, греховным быть не может.
Соборы в Кельне
и в Трире осудили это учение
и постановили уничтожить секту
как источник нравственного разложения.
Секта была разгромлена, часть ее
членов разбежалась, некоторые раскаялись
и были приняты в Церковь. Руководители
были казнены.
БОГОМИЛЫ
Средневековая секта гностического толка
Название секты предположительно происходит от имени ее основателя – священника Богумила. Секта появилась в Болгарии в IX веке.
Учение:
Согласно представлениям богомилов, Сатанаил был первородным сыном Бога. С частью подчиненных ему духов он восстал против Отца и, будучи низвержен с неба, сотворил новое небо и землю из материи, которую богомилы, как и все гностики, считали олицетворением зла. Сатанаил же создал тело первого человека Адама. Однако нематериальную душу он сам не мог дать человеку, поэтому обратился к Отцу с просьбой послать Свое божественное дыхание, обещая Ему владычество над духовной природой человека. Отец, полагая, что человек своей духовной природой заменит Ему отпавших ангелов, исполнил просьбу сына и оживил Адама. Однако Сатанаил захотел подчинить себе и душу человека, для чего через змея обольстил Еву и произвел от нее Каина и его сестру Каломену. Потомки Сатанаила взяли верх над потомством Адама, и Сатанаил успел подчинить себе человеческий род. Люди забыли о своем предназначении и стали почитать самого Сатанаила как Бога. Чтобы освободить человека от власти Сатанаила, Отец произвел из Себя второго Сына – Иисуса или Слово. Воплощение, жизнь и смерть Иисуса богомилы понимали как и все гностики, считая это лишь видимостью (докетизм). Иисус, заключив в оковы Сатанаила, лишил его божественного достоинства, которое заключалось в окончании его имени "ил", после чего он стал называться просто сатаной. Для завершения дела Иисуса Бог-Отец произвел из Себя вторую силу – Св. Духа, Который действует в душах людей. Последним актом мировой истории будет возвращение всего в изначальное состояние.
Богомилы отвергали
обряды и внешнее убранство церкви.
В жизни придерживались строгой
аскетзы. Из таинств признавали только
крещение, которое совершали не водой,
а через возложение рук. Богомила активно
пользовались апокрифической литературой
и, предположительно сами были авторами
нескольких книг.
ИКОНОБОРЧЕСТВО
Иконоборчество (икономахия) было движением, направленным против почитания икон и даже самого их существования в Церкви. Его родоначальником считается епископ Константин Наколийский. Это движение возникло в Византийской Империи в 727 г. и просуществовало до 843 г.
Еще до VIII в. вопрос о почитании икон возникал среди христиан как на Западе, так и на Востоке, однако он никогда не привлекал внимания значительного числа епископов. Необходимо отметить, что иконы в Церкви были всегда, хотя древние формы их почитания нам неизвестны. Изображения: фрески, мозаики, статуи, барельефы, резьба, сделанные христианами I – IV вв. сохранились, в основном, в катакомбах. В более позднее время упоминания об иконах встречаются во многих святоотеческих текстах. Так, св. Мефодий Патарский (†312) упоминал золотые изображения ангелов. Св. Василий Великий (†379) в слове о мученике Варлааме рекомендовал живописцам зарисовать его подвиги. Св. Григорий Богослов (†389) говорил об иконе подвижника Полемона. Св. Амвросий (†397) узнал в видении апостола Павла, видев ранее его иконы. Св. Иоанн Златоуст (†407) говорил о распространении портретов св. Мелетия Антиохийского (†381) и сам имел образ апостола Павла. Преподобная Евпраксия (†~413) видела изображение Иисуса Христа. Бл. Феодорит Кирский (†457) говорил об изображениях Симеона Столпника, во множестве имевшихся в Риме и т. д. Все эти авторы упомянули иконы без всякой негативной оценки, как обычное в христианском обществе дело, не требовавшее комментариев. В IV в. появляется и первое ясное свидетельство об образе почитания святых изображений: св. Афанасий Великий (†373) писал (Антиоху, гл. 38): "Мы, верующие, кланяемся иконам и целуем их (...)".
В то же время, были
в Церкви и противники икон. Так,
Серен епископ Марсельский в 598
г. приказал выбросить из церквей
своей епархии и разбить иконы
(т. е., вероятно, статуи или барельефы),
которые, по его мнению, суеверно почитались
его паствой. Папа св. Григорий I писал
Серену: "За то, что ты запретил поклоняться
иконам, мы тебя вообще хвалим, за то же,
что ты их разбил, порицаем <...> Не следовало
разбивать то, что помещалось в церквях
не для поклонения, а лишь для совершенствования
умов людей несведущих <...,> которые,
смотря на стены, могли бы прочесть то,
чего они не могут прочесть в рукописях".
Папа требовал, чтобы еп. Серен объяснил
пастве свой поступок, восстановил в церквях
иконы и научил людей правильному отношению
к ним.
ГУСИТЫ
Религиозно-политическое движение в Чехии XV в.
Гуситами назывались последователи профессора Пражского университета Яна Гуса, сторонника независимости Чешской Церкви, осужденного за ересь Констанцским Собором и сожженного на костре 6 июля 1415 г. Сам Ян Гус не был основателем движения, но после его смерти нашлись многочисленные последователи высказанных им идей, которые организовались в религиозно-политическое движение, взявшее себе его имя.
Это движение изначально не было однородным. Более умеренная партия получила название каликстинов, другая, крайняя партия, известна под наименованием таборитов.
Гуситы развернули
национально-освободительную
Результатом противостояния стали гуситские войны, в ходе которых гуситское движение распалось и было разгромлено. Большая часть умеренного крыла гуситов после Базельского Собора вернулась в лоно Католической Церкви, в то время как радикальные табориты окончательно порвали с церковной традицией. В 1434 г. объединенные силы католиков и каликстинов нанесли таборитам сокрушительное поражение, после которого гуситское движение пошло на спад и вскоре затихло. Однако оно не исчезло окончательно. На базе движения гуситов возникли общества Богемских и Чешских братьев.
Гуситское движение
в целом сыграло значительную
роль в возникновении
Глава III. Секты Нового времени
ВЕЙГЕЛИАНЕ
Немецкая мистическая секта XVII века
Появилась в начале XVII века в Верхней Саксонии. За ее пределами широкого распространения не получила. Ее основателем был священнослужитель из г. Шопау по фамилии Вейгель. По его имени секта и получила свое название.
Учение секты носило мистический характер. Вейгель учил о врожденном внутреннем свете, о таинственном внутреннем "миропомазании" человека, как об источнике мудрости, без которого ничтожно всякое учение. Он также утверждал, что все в мире есть излияние Божественной сущности. Учение Вейгеля о Христе также было весьма далеко от традиционного.
Властями Саксонии
сочинения Вейгеля были объявлены еретическими
и торжественно сожжены в Хемнице в 1624
году.
СВЕДЕНБОРГИАНЕ
Мистическая секта
Секта возникла во второй половине XVIII века среди последователей известного мистика Эммануила Cведенборга, пытавшегося соединить христианство с оккультными идеями.
Сведенборг считал, что между материальным и духовным мирами не существует разрыва, в том и другом мире действуют одни и те же законы и отношения. Души людей после смерти сбрасывают с себя грубую земную оболочку, но сохраняют тонкое духовное тело и переселяются в разные небесные сферы, поднимаясь или опускаясь, в зависимости от их нравственного состояния. Так появляются ангелы и демоны (существование особых духов, бесплотных по природе, Сведенборг отрицал). На этом основывается возможность общения между миром материальным и духовным, между душами живущих и умерших людей.
Сведенборгиане также придерживаются следующих положений учения:
Священным Писанием и источником вероучения должны считаться только книги Ветхого Завета, а из Нового – только Евангелия и Апокалипсис;
Догмат о Св. Троице нужно понимать не в смысле Троичности Лиц, а в смысле "тройственного обнаружения одного Божества";
Искупление состояло в том, что единый Бог сошел на землю и принял человеческий образ, чтобы вступить в борьбу с духами преисподней, которые подчинили людей своей власти, и покорить их. Этим Он облегчил для людей обращение и обновление, которого они достигают самостоятельно;
Учение о первородном грехе является заблуждением, у людей есть лишь "наклонность к греху";
Таинства – это сопутствующие "божественным влияниям" знаки и средства, предназначенные, чтобы служить поддержкой при возрождении;
Второе пришествие Христа и начало "Новой Церкви" совершится "в духе", посредством откровения духовного смысла Писания. Сведенборг, по мнению его последователей, был послан на землю, чтобы подготовить это пришествие;
Царство Небесное имеет три отдела: для добрых духов, для ангелоподобных и для ангелов. По мере самосовершенствования духи переходят из одного отдела в другой.
Церковь Сведенборга
существует и в настоящее время.
Ее отделение есть в Выборге.
БЕСОПЕРЕВОПЛОЩЕНЦЫ
Секта возникшая в начале ХХ века в Москве
Ее основатель В. К. Мюр был католиком, затем принял православие, но в старом обряде, став, таким образом, единоверцем. Позднее он составил собственное учение на основании данных ему "откровений Святого Духа".
По его учению, все люди – это воплощенные бесы. Сатанаил, "любезнейший сын Божий", воспротивился Творцу и настроил против Него многих ангелов. Взбунтовавшиеся были низвергнуты с неба на землю и стали людьми. Среди людей постоянно происходит перевоплощение душ, причем число душ всегда остается неизменным. Так, Иуда перевоплотился в апостола Павла, пророк Илья – в Иоанна Крестителя; пророк Мухаммед воплотился в Яне Гусе, Гус – в Лютере и т. д.
Примечательно,
что среди членов секты были распространены
названия "братец", "апостол",
"увещатели" и т. д., характерные
для хлыстов.
БЕССМЕРТНИКИ
Секта, выделившаяся из течения пашковцев
Секта возникла в начале восьмидесятых годов XIX века в Москве. Основатель – М. И. Иванов, бывший сотрудник "Общества распространения Св. Писания в России". Происходил из Тверской губернии, в 1893 году был сослан в Ериван. Впоследствии главой секты стал Евдоким Черноног, человек состоятельный, владелец каретного агентства. Черноног успешно пропагандировал учение секты, особенно среди своих подчиненных.
По учению бессмертников,
природа совершенна и смерть является
нарушением естественной гармонии. Единственный
способ избежать ее – осознать ее абсурдность,
т. е. постичь гармонию и поверить
в собственную бессмертность. Согласно
представлению сектантов, Христос
воскрес, потому что не побоялся смерти
и поверил в возможность
ГОЛУБЦЫ
Русская секта рубежа XIX – XX вв., предположительно ответвление хлыстов.
Секта была распространена в начале ХХ века в некоторых районах Поволжья. До революции 1917 г. существовали целые поселения ее последователей. Название "голубцы" или "голубчики" происходит из Саратовской губернии.
Голубцы отрицали все внешние обрядовые стороны христианства: православное богослужение, посты, иконы, духовенство, праздники и т. д. Брак ими также отрицался как и все остальные таинства.
Молитвенные собрания секты мало чем отличались от радений хлыстов: они пели собственные примитивные гимны, сопровождая пение рыданиями и причитаниями.
Голубцы не употребляли спиртных напитков, мяса, чая, кофе, лука и картофеля.
Примечательно, что картофель считался нечистым растением, поскольку он "плодовит как собаки". Среди сектантов существовало поверие, что если картошку несколько дней печь в горшке, то вместо нее появятся щенки.
Голубцы преследовались
российским правительством, поэтому
держали свою принадлежность к секте
в глубокой тайне, формально принадлежа
к Православной Церкви и исполняя
все предписанные обряды.