Религиозные секты

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 10:00, курсовая работа

Краткое описание

Религия появилась множество тысячелетий назад почти сразу после появления человека. Сначала это была вера в животных, затем язычество. После появились буддизм, ислам и христианство.

Оглавление

1. Введение ____________________________________________2
2. Глава I. Древние ереси_________________________________4
3. Глава II. Средневековые ереси __________________________7
4. Глава III. Секты Нового времени ________________________11
5. Глава IV. Современные секты___________________________19
6. Заключение __________________________________________28
7. Список литературы____________________________________29

Файлы: 1 файл

Религиозные секты (гот).docx

— 69.80 Кб (Скачать)

Последователи секты утверждали, что дух не может  быть побежден материей, поэтому они  потакали своим плотским желаниям, полагая, что это не способно повредить  душе. В секте допускались свободные  отношения между полами, поскольку  считалось, что согрешить можно  только духом, тогда как ничто телесное не имеет реального значения и, следовательно, греховным быть не может.

Соборы в Кельне и в Трире осудили это учение и постановили уничтожить секту  как источник нравственного разложения. Секта была разгромлена, часть ее членов разбежалась, некоторые раскаялись и были приняты в Церковь. Руководители были казнены. 

БОГОМИЛЫ

Средневековая секта гностического толка

Название секты  предположительно происходит от имени  ее основателя – священника Богумила. Секта появилась в Болгарии в IX веке.

Учение:

Согласно представлениям богомилов, Сатанаил был первородным сыном Бога. С частью подчиненных ему духов он восстал против Отца и, будучи низвержен с неба, сотворил новое небо и землю из материи, которую богомилы, как и все гностики, считали олицетворением зла. Сатанаил же создал тело первого человека Адама. Однако нематериальную душу он сам не мог дать человеку, поэтому обратился к Отцу с просьбой послать Свое божественное дыхание, обещая Ему владычество над духовной природой человека. Отец, полагая, что человек своей духовной природой заменит Ему отпавших ангелов, исполнил просьбу сына и оживил Адама. Однако Сатанаил захотел подчинить себе и душу человека, для чего через змея обольстил Еву и произвел от нее Каина и его сестру Каломену. Потомки Сатанаила взяли верх над потомством Адама, и Сатанаил успел подчинить себе человеческий род. Люди забыли о своем предназначении и стали почитать самого Сатанаила как Бога. Чтобы освободить человека от власти Сатанаила, Отец произвел из Себя второго Сына – Иисуса или Слово. Воплощение, жизнь и смерть Иисуса богомилы понимали как и все гностики, считая это лишь видимостью (докетизм). Иисус, заключив в оковы Сатанаила, лишил его божественного достоинства, которое заключалось в окончании его имени "ил", после чего он стал называться просто сатаной. Для завершения дела Иисуса Бог-Отец произвел из Себя вторую силу – Св. Духа, Который действует в душах людей. Последним актом мировой истории будет возвращение всего в изначальное состояние.

Богомилы отвергали  обряды и внешнее убранство церкви. В жизни придерживались строгой  аскетзы. Из таинств признавали только крещение, которое совершали не водой, а через возложение рук. Богомила активно пользовались апокрифической литературой и, предположительно сами были авторами нескольких книг. 

ИКОНОБОРЧЕСТВО

Иконоборчество (икономахия) было движением, направленным против почитания икон и даже самого их существования в Церкви. Его родоначальником считается епископ Константин Наколийский. Это движение возникло в Византийской Империи в 727 г. и просуществовало до 843 г.

Еще до VIII в. вопрос о почитании икон возникал среди  христиан как на Западе, так и на Востоке, однако он никогда не привлекал внимания значительного числа епископов. Необходимо отметить, что иконы в Церкви были всегда, хотя древние формы их почитания нам неизвестны. Изображения: фрески, мозаики, статуи, барельефы, резьба, сделанные христианами I – IV вв. сохранились, в основном, в катакомбах. В более позднее время упоминания об иконах встречаются во многих святоотеческих текстах. Так, св. Мефодий Патарский (†312) упоминал золотые изображения ангелов. Св. Василий Великий (†379) в слове о мученике Варлааме рекомендовал живописцам зарисовать его подвиги. Св. Григорий Богослов (†389) говорил об иконе подвижника Полемона. Св. Амвросий (†397) узнал в видении апостола Павла, видев ранее его иконы. Св. Иоанн Златоуст (†407) говорил о распространении портретов св. Мелетия Антиохийского (†381) и сам имел образ апостола Павла. Преподобная Евпраксия (†~413) видела изображение Иисуса Христа. Бл. Феодорит Кирский (†457) говорил об изображениях Симеона Столпника, во множестве имевшихся в Риме и т. д. Все эти авторы упомянули иконы без всякой негативной оценки, как обычное в христианском обществе дело, не требовавшее комментариев. В IV в. появляется и первое ясное свидетельство об образе почитания святых изображений: св. Афанасий Великий (†373) писал (Антиоху, гл. 38): "Мы, верующие, кланяемся иконам и целуем их (...)".

В то же время, были в Церкви и противники икон. Так, Серен епископ Марсельский в 598 г. приказал выбросить из церквей  своей епархии и разбить иконы (т. е., вероятно, статуи или барельефы), которые, по его мнению, суеверно почитались его паствой. Папа св. Григорий I писал  Серену: "За то, что ты запретил поклоняться иконам, мы тебя вообще хвалим, за то же, что ты их разбил, порицаем <...> Не следовало разбивать то, что помещалось в церквях не для поклонения, а лишь для совершенствования умов людей несведущих <...,> которые, смотря на стены, могли бы прочесть то, чего они не могут прочесть в рукописях". Папа требовал, чтобы еп. Серен объяснил пастве свой поступок, восстановил в церквях иконы и научил людей правильному отношению к ним.  

ГУСИТЫ

Религиозно-политическое движение в Чехии XV в.

Гуситами назывались последователи профессора Пражского  университета Яна Гуса, сторонника независимости Чешской Церкви, осужденного  за ересь Констанцским Собором и сожженного на костре 6 июля 1415 г. Сам Ян Гус не был основателем движения, но после его смерти нашлись многочисленные последователи высказанных им идей, которые организовались в религиозно-политическое движение, взявшее себе его имя.

Это движение изначально не было однородным. Более умеренная  партия получила название каликстинов, другая, крайняя партия, известна под наименованием таборитов.

Гуситы развернули национально-освободительную борьбу против немецкого господства. Объектом их ненависти стала и Католическая Церковь, поскольку большинство  священников в Чехии были этническими  немцами. Вследствие этого борьба приобрела  религиозную окраску.

Результатом противостояния стали гуситские войны, в ходе которых гуситское движение распалось и было разгромлено. Большая часть умеренного крыла гуситов после Базельского Собора вернулась в лоно Католической Церкви, в то время как радикальные табориты окончательно порвали с церковной традицией. В 1434 г. объединенные силы католиков и каликстинов нанесли таборитам сокрушительное поражение, после которого гуситское движение пошло на спад и вскоре затихло. Однако оно не исчезло окончательно. На базе движения гуситов возникли общества Богемских и Чешских братьев.

Гуситское движение в целом сыграло значительную роль в возникновении протестантизма, поскольку многие идеи, высказанные Яном Гусом были впоследствии взяты на вооружение Лютером и другими протестантскими идеологами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава III. Секты Нового времени

ВЕЙГЕЛИАНЕ

Немецкая  мистическая секта XVII века

Появилась в  начале XVII века в Верхней Саксонии. За ее пределами широкого распространения  не получила. Ее основателем был священнослужитель из г. Шопау по фамилии Вейгель. По его имени секта и получила свое название.

Учение секты  носило мистический характер. Вейгель учил о врожденном внутреннем свете, о таинственном внутреннем "миропомазании" человека, как об источнике мудрости, без которого ничтожно всякое учение. Он также утверждал, что все в мире есть излияние Божественной сущности. Учение Вейгеля о Христе также было весьма далеко от традиционного.

Властями Саксонии сочинения Вейгеля были объявлены еретическими и торжественно сожжены в Хемнице в 1624 году. 

СВЕДЕНБОРГИАНЕ

Мистическая секта

Секта возникла во второй половине XVIII века среди последователей известного мистика Эммануила Cведенборга, пытавшегося соединить христианство с оккультными идеями.

Сведенборг считал, что между материальным и духовным мирами не существует разрыва, в том  и другом мире действуют одни и  те же законы и отношения. Души людей  после смерти сбрасывают с себя грубую земную оболочку, но сохраняют тонкое духовное тело и переселяются в разные небесные сферы, поднимаясь или опускаясь, в зависимости от их нравственного  состояния. Так появляются ангелы и  демоны (существование особых духов, бесплотных по природе, Сведенборг отрицал). На этом основывается возможность общения  между миром материальным и духовным, между душами живущих и умерших  людей.

Сведенборгиане также придерживаются следующих положений учения:

Священным Писанием и источником вероучения должны считаться  только книги Ветхого Завета, а  из Нового – только Евангелия и  Апокалипсис;

Догмат о Св. Троице нужно понимать не в смысле Троичности Лиц, а в смысле "тройственного обнаружения одного Божества";

Искупление состояло в том, что единый Бог сошел  на землю и принял человеческий образ, чтобы вступить в борьбу с духами преисподней, которые подчинили  людей своей власти, и покорить их. Этим Он облегчил для людей обращение  и обновление, которого они достигают  самостоятельно;

Учение о первородном  грехе является заблуждением, у людей  есть лишь "наклонность к греху";

Таинства –  это сопутствующие "божественным влияниям" знаки и средства, предназначенные, чтобы служить поддержкой при  возрождении;

Второе пришествие Христа и начало "Новой Церкви" совершится "в духе", посредством  откровения духовного смысла Писания. Сведенборг, по мнению его последователей, был послан на землю, чтобы подготовить  это пришествие;

Царство Небесное имеет три отдела: для добрых духов, для ангелоподобных и для ангелов. По мере самосовершенствования духи переходят из одного отдела в другой.

Церковь Сведенборга  существует и в настоящее время. Ее отделение есть в Выборге. 

БЕСОПЕРЕВОПЛОЩЕНЦЫ

Секта возникшая в начале ХХ века в Москве

Ее основатель В. К. Мюр был католиком, затем принял православие, но в старом обряде, став, таким образом, единоверцем. Позднее он составил собственное учение на основании данных ему "откровений Святого Духа".

По его учению, все люди – это воплощенные  бесы. Сатанаил, "любезнейший сын Божий", воспротивился Творцу и настроил против Него многих ангелов. Взбунтовавшиеся были низвергнуты с неба на землю и стали людьми. Среди людей постоянно происходит перевоплощение душ, причем число душ всегда остается неизменным. Так, Иуда перевоплотился в апостола Павла, пророк Илья – в Иоанна Крестителя; пророк Мухаммед воплотился в Яне Гусе, Гус – в Лютере и т. д.

Примечательно, что среди членов секты были распространены названия "братец", "апостол", "увещатели" и т. д., характерные  для хлыстов. 

БЕССМЕРТНИКИ

Секта, выделившаяся из течения  пашковцев

Секта возникла в начале восьмидесятых годов XIX века в Москве. Основатель – М. И. Иванов, бывший сотрудник "Общества распространения Св. Писания в  России". Происходил из Тверской губернии, в 1893 году был сослан в Ериван. Впоследствии главой секты стал Евдоким Черноног, человек состоятельный, владелец каретного агентства. Черноног успешно пропагандировал учение секты, особенно среди своих подчиненных.

По учению бессмертников, природа совершенна и смерть является нарушением естественной гармонии. Единственный способ избежать ее – осознать ее абсурдность, т. е. постичь гармонию и поверить в собственную бессмертность. Согласно представлению сектантов, Христос  воскрес, потому что не побоялся смерти и поверил в возможность воскресения. Люди продолжают умирать, поскольку  они не поняли учения Христа, которое  осталось сокрытым для всех, кроме  членов секты. Бессмертники искренне считали, что действительно смогут избежать физической смерти. 

ГОЛУБЦЫ

Русская секта рубежа XIX – XX вв., предположительно ответвление хлыстов.

Секта была распространена в начале ХХ века в некоторых районах  Поволжья. До революции 1917 г. существовали целые поселения ее последователей. Название "голубцы" или "голубчики" происходит из Саратовской губернии.

Голубцы отрицали все внешние обрядовые стороны  христианства: православное богослужение, посты, иконы, духовенство, праздники  и т. д. Брак ими также отрицался как и все остальные таинства.

Молитвенные собрания секты мало чем отличались от радений  хлыстов: они пели собственные примитивные  гимны, сопровождая пение рыданиями  и причитаниями.

Голубцы не употребляли  спиртных напитков, мяса, чая, кофе, лука и картофеля.

Примечательно, что картофель считался нечистым растением, поскольку он "плодовит как собаки". Среди сектантов  существовало поверие, что если картошку несколько дней печь в горшке, то вместо нее появятся щенки.

Голубцы преследовались российским правительством, поэтому  держали свою принадлежность к секте  в глубокой тайне, формально принадлежа к Православной Церкви и исполняя все предписанные обряды. 

Информация о работе Религиозные секты