Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 17:10, курсовая работа
Цель исследования заключалась в изучении специфики развития психологической культуры у различных этносов.
Задачи исследования, обусловленные его целью, сводились к следующему:
раскрыть сущность понятий «психологическая культура» и «психологическая культура этноса»;
подобрать методику для проведения исследования;
провести диагностику развития психологических культур у различных этносов на примере русских и бурят;
сформулировать выводы, подводящие итоги работы.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………………….….
3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЭТНОСОВ ……………………………………………………………………..…...…
4
1.1 Понятие психологической культуры ……………………………………………...…
4
1.2 Особенности этнической психологической культуры………….…………..
9
1.3 Влияние этнических особенностей на развитие психологической культуры....................................................................................................................................................
12
ГЛАВА 2. Национально–психологические особенности представителей различных народов России ………………………
2.1 Россия как мультинациональное государство ……………………………….
2.2 Особенности психологической культуры этносов Прибайкалья …….
2.2.1 Особенности психологической культуры бурят ……………………
2.2.2 Особенности психологической культуры русских …………………
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У РАЗЛИЧНЫХ ЭТНОСОВ НА ПРИМЕРЕ РУССКИХ И БУРЯТ …………………………………….………………………………………………………………….
18
18
19
19
22
25
3.1 Организационные характеристики исследования ……………………………
25
3.2 Результаты исследования ………………………………………………….……………..
27
ВЫВОДЫ ………………………………………………………………………………………...………..
30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………..…………………………………………………..…………………...……….
31
БИБЛИОГРАФИЯ ………………………
Таким образом, подводя итоги Главы II, изученный теоретический материал позволяет сделать вывод о существовании определенных особенностей национально–психологического плана у различных этносов России.
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У РАЗЛИЧНЫХ ЭТНОСОВ НА ПРИМЕРЕ РУССКИХ И БУРЯТ
3.1 Организационные характеристики исследования
С целью проверки
выдвинутых теоретических предположений,
а также для решения
Эмпирическая гипотеза исследования заключается в следующем: развитие психологической культуры индивида обусловлено принадлежностью к определенному этносу.
Исследование проводилось в течение месяца.
Общее число испытуемых составило 30 человек — это люди различных профессий, проживающие как в сельской местности, так и в городе, мужчины и женщины в возрасте от 22 до 57 лет.
На первом этапе исследования выборка участвующих в исследовании была разбита на две равные подвыборки — по 15 человек, соответственно. В качестве критерия выступал этнический признак. Соответственно, в одну группу, условно названную «Б», попали буряты, а в другую, условно названную «Р», — русские.
На втором этапе было выявлено наличие отличительных особенностей в развитии психологической культуры у представителей обеих групп.
Контроль внешних переменных, таких как условия тестирования, осуществлялся за счет создания константных условий (тестирование испытуемых обеих групп проходило в одинаковой обстановке).
Для обработки данных была использована методика кандидата психологических наук, доцента Института психологии имени Л. С. Выготского РГГУ (г. Москва), О. И. Моткова «Психологическая культура личности»21 (Приложение А).
Согласно указанной методике, испытуемым предлагалось оценить силу шести видов психологических стремлений (18 пунктов по пятибалльной шкале А) и степень полноты их осуществления в ежедневной жизни (те же пункты по пятибалльной шкале Б). Шкалы имели градацию от очень слабой выраженности (1 балл) до очень высокой (5 баллов).
Сначала был произведен подсчет средних баллов по каждому фактору по шкале А, затем — по шкале Б. Приоритетными являлись поведенческие показатели степени осуществления психологических стремлений (данные по шкале Б). Далее результаты были соотнесены с таблицей 1 «Уровней гармоничности характеристик психологической культуры». В ней указаны диапазоны в баллах и процентах следующих уровней: высокого (оптимального), псевдовысокого, среднего и низкого. Псевдовысокий уровень ставится в случае, когда большинство самооценок по шкале Б максимальны — по 5 баллов.
Таблица 1
Уровни гармоничности характеристик психологической культуры, в баллах
УРОВЕНЬ |
Гармоничность силы психологических стремлений (Хср ~ 3,95 балла) |
Гармоничность осуществления психологических стремлений (Хср ~ 3,25 балла) |
Шкала А |
Шкала Б | |
Высокий |
4,31 – 4,65 |
3,61 – 4,50 |
Псевдовысокий |
4,66 – 5,00 |
4,51 – 5,00 |
Средний |
3,60 – 4,30 |
2,91 – 3,60 |
Низкий |
1,00 – 3, 59 |
1,00 – 2,90 |
Для проверки первой методики был проведен эксперимент с множественными ассоциациями, когда испытуемый не ограничен в количестве реакций, ни в их направленности, более того, исследователь поощряет максимальное разнообразие и многочисленность актуализируемых ассоциаций. В качестве стимулов для ассоциаций был использован цвет.
Третий этап исследования состоял в интерпретации полученных данных.
3.2 Результаты исследования
В результате исследования по методике «Психологическая культура личности» удалось прийти к следующим заключениям:
Информация о работе Развитие психологической культуры у различных этносов