Развитие психологической культуры у различных этносов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 17:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключалась в изучении специфики развития психологической культуры у различных этносов.
Задачи исследования, обусловленные его целью, сводились к следующему:
раскрыть сущность понятий «психологическая культура» и «психологическая культура этноса»;
подобрать методику для проведения исследования;
провести диагностику развития психологических культур у различных этносов на примере русских и бурят;
сформулировать выводы, подводящие итоги работы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………………….….
3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЭТНОСОВ ……………………………………………………………………..…...…

4
1.1 Понятие психологической культуры ……………………………………………...…
4
1.2 Особенности этнической психологической культуры………….…………..
9
1.3 Влияние этнических особенностей на развитие психологической культуры....................................................................................................................................................

12
ГЛАВА 2. Национально–психологические особенности представителей различных народов России ………………………
2.1 Россия как мультинациональное государство ……………………………….
2.2 Особенности психологической культуры этносов Прибайкалья …….
2.2.1 Особенности психологической культуры бурят ……………………
2.2.2 Особенности психологической культуры русских …………………
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У РАЗЛИЧНЫХ ЭТНОСОВ НА ПРИМЕРЕ РУССКИХ И БУРЯТ …………………………………….………………………………………………………………….

18
18
19
19
22


25
3.1 Организационные характеристики исследования ……………………………
25
3.2 Результаты исследования ………………………………………………….……………..
27
ВЫВОДЫ ………………………………………………………………………………………...………..
30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………..…………………………………………………..…………………...……….
31
БИБЛИОГРАФИЯ ………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ_Развитие психологической культуры у различных этносов_95-82-92.doc

— 280.50 Кб (Скачать)

Как отмечает Ю. П. Платонов, будучи подверженной влиянию множества социокультурных факторов, психокультура этноса оказывает обратное влияние и входит как важная составляющая в систему ценностей данного этноса, в этническое сознание и самосознание, в картину мира данной культуры, реализуя тем самым свои этнообразующие функции9.

С точки  зрения составляющих психокультуры  презентативный компонент в этнопсихокультуре является одной из важнейших составляющих этнической картины мира — целостного представления, существующего в данной этнической общности, включающего понимание мира и способов поведения, учитывающего различные силы этого мира (природные, социальные, сверхестественные).

Регулятивный  компонент психокультуры этноса включает эталоны и нормы, которым  придается статус обязательных. Отклонение от норм контролируется с разной степенью жестокости, с разным уровнем требовательности. Это в первую очередь относится к эталонам психологической саморегуляции. У субъекта, принадлежащего этносу складываются собственные эталоны психокультуры, культуральные установки. Они формируются под влиянием эталонов, принятых в этносе, но содержат индивидуальные модификации, возникающие под влиянием микросоциума и личного опыта, личностных и индивидуальных особенностей.

В формирующем компоненте важнейшее значение имеют ценностные ориентации на совершенствование психики, выбор предпочтительной модели строения и функционирования психики. Ценностные ориентации, оценки, ожидания, модели могут быть осознаны и не осознаны. Они имеют историческую и этническую обусловленность. Каждое время и этнос имели свои доминанты в этом компоненте психокультуры: европейские этносы — интеллектуальное развитие, Индия, Китай, Япония — совершенство саморегуляции, арабский Восток — коммуникативная компетентность, искусство общения, Древняя Греция — гармонизация психики в целом10.

Наряду со всем вышеописанным важно отметить, что  психокультура этноса не является однородной, в ней можно выделить обычно различные психологические субкультуры. Так, например, в российской дореволюционной русской психокультуре существовали различия между психологическими субкультурами городских и сельских жителей, высших и низших слоев общества, интеллигенции, духовенства и так далее.

Нормативный канон  психокультуры нельзя изучать без отнесения к конкретной социальной группе (идентичности). Социальные группы отличаются образом жизни, ценностными ориентациями, правилами, стереотипами поведения и другими параметрами. Эта специфика формирует и ожидания определенных черт психической активности субъектов социальной группы.

Для того, чтобы ответить на вопрос о том, каким путем человек воплощает в себе культуру определенного этноса ученые стали проводить исследования ценностей, которые понимаются как осознанные или неосознанные, характерные для индивида или группы индивидов представления о желаемом, определяющие выбор с учетом возможных средств и способов действия. На основе этих ценностей складываются ценностные ориентации – обобщенная концепция природы, места человека в ней, отношения к человеку, представление о желательном или нежелательном в межличностных отношениях и отношениях человека с окружающим миром.

Работая в этом направлении, этнологи периодически предлагают новые  концепции. Среди них внимания заслуживает  концепция «центральной зоны» этнической культуры отечественного этнолога Светланы Лурье11.

Можно предположить, что  у каждого этноса есть некий центр  общества — средоточие ценностей и верований, определяющих природу сакрального, священного для каждой культуры. Это означает, что этнос обладает неким внутренним, неосознаваемым ни его членами, ни внешними наблюдателями культурным стержнем, в каждом случае уникальным, который определяет согласованность действий членов этноса и обнаруживает себя вовне через различные модификации культурной традиции, является выражением некого общего содержания12.

Содержанием центральной  зоны являются этнические константы, лежащие в бессознательном слое психики каждого члена этноса и включающие в себя следующие парадигмы: локализация источника зла (образ врага); локализация источника добра (образ себя, образ покровителя); представление о способе действия, при котором добро побеждает зло.

Это значит, что этнические константы в первую очередь проявляются в психологии этноса — на этом уровне идет расшифровка понятия этнической идентичности.

Таким образом, было выявлено, что этническая психологическая  культура имеет целый ряд особенностей, связанных с историческими фактами, фольклором, религией, бытом и прочим.

1.3 Влияние  этнических особенностей на развитие  психологической культуры

Этнические  особенности индивида безусловно оказывают  влияние на развитие его психологической  культуры. Факторами, обусловливающими специфику психокультуры этноса, являются этнические особенности психики, культурно–исторические традиции, экономический уклад и экономическое состояние (статус), географические, экологические факторы. На психокультуру личности влияют кроме этих факторов также уровень общей культуры, знания о психике, образ жизни, характер трудовой деятельности, черты микросоциума, к которому принадлежит человек.

Психический склад этноса, то есть специфический способ восприятия и понимания членами этнической группы различных сторон окружающей действительности, который является продуктом исторического развития, создается из поколения в поколение и существует в виде специфических качеств этнического характера, этнического самосознания, этнических чувств и настроений, традиций, привычек, проявляющихся в форме этнических особенностей протекания психических процессов и состояний представителя той или иной общности, а также этнических особенностей взаимодействия, взаимоотношений и общения людей, которые обычно называют этнопсихологическими особенностями. Психический склад этноса состоит из этнического характера, этнического темперамента, этнических традиций и обычаев, этнического сознания, этнологического самосознания, этнических чувств, этнического вкуса13.

Этнический характер — это исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт представителей того или иного этноса, определяющих привычную манеру поведения и типичный образ действий и проявляющихся в их отношении к социально–бытовой среде, к окружающему миру, к труду, к своей и другим этническим общностям. Он отражает специфику исторически сложившихся свойств психики, отличающих один этнос от другого, и существует в форме стереотипов восприятия, чувствования и поведения, преобладающих в структуре личности большинства представителей этноса. Этнический характер и специфичен, и типичен одновременно, поскольку он представляет собой специфическое взаимоотношение тесно связанных психологических качеств, типичных для всех людей своего этноса. Черты этнического характера могут преобразовываться или исчезать в результате изменения детерминирующих их условий. Это не раз и навсегда закрепленные в психике человека феномены, они динамичны, однако их динамичность проявляется через большие промежутки времени, поэтому они кажутся четко зафиксированными, закрепленными в психике этноса.

Этнический темперамент  представляет собой определенный стандартный способ реагирования на конкретную ситуацию, присущий большей части данной этнической общности (например, получив известие о несчастье, итальянец будет рыдать и рвать на себе волосы, а японец — улыбаться, чтобы не огорчать других). Этнический темперамент является внешним выражением этнического характера в различных формах вербального и невербального общения: темпе речи, количестве и энергичности движений и жестов, величине социальной дистанции, открытости в проявлении чувств. В психологической науке давно установлено, что психические свойства людей определяются их нейрофизиологической структурой и условиями проживания в определенной климатической среде, образом жизни и способами деятельности. В этнологии этническому темпераменту придается иной смысл, чем в общей психологии. Этнический темперамент не зависит от типа  нервной системы. Он является устойчивым феноменом, проявляющимся на протяжении истории у представителей различных поколений одного этноса как стабильная форма этнического поведения. Он обусловлен устоявшимися в культуре конкретного народа стереотипами реагирования, а не силой нервной системы, ее подвижностью и возбудимостью.

Важно обратить внимание на то, что весомым социокультурным  фактором является влияние религии. Оно может напрямую обуславливать представления людей о своих индивидуальных особенностях. Так, например, буддистская этика связана с приписыванием себе психических качеств, высокоценимых в буддизме — высокий уровень мотивации достижения, выносливлсть, развитая сила воли, упорядоченность, способность к самодисциплине, низкая тревожность, низкая импульсивность.

Этнические традиции и обычаи — это сложившиеся на основе практической жизнедеятельности этноса и прошлого, укоренившиеся в повседневной жизни, передающиеся из поколения в поколение правила, нормы и стереотипы поведения, действий, общения людей, соблюдение которых стало общественной потребностью каждого индивида этнической общности. Обычаи и традиции — сложный феномен этнической психологии, имеющий двуединую природу: с одной стороны, это явление психики (они могут и осознаваться, и не осознаваться), а с другой стороны, обычаи и традиции реализуются в действиях людей предметно, проявляясь в конкретных вещах, символах, одежде и пр. Большинство норм и правил поведения усваивается людьми подсознательно, с помощью механизма подражания. Изначально они возникают и внедряются людьми в повседневную практику сознательно. Последующие поколения зачастую утрачивают представления о целях и необходимости выполнения какого–то правила или нормы, в их сознании остается только алгоритм действия, а представление о целесообразности данной формы поведения уходит в подсознание. На уровне сознания сохраняется только ритуал, обычай или традиция. Так, христиане, входя в церковь, снимают головные уборы, а евреи, входя в синагогу, покрывают голову. В католических странах женщины не должны входить в храм с непокрытой головой. В Европе цвет траура — черный, а в Китае — белый. Если к европейцу приходит гость и восхищается какой–то вещью хозяина, то хозяин доволен. Если европеец начинает восторгаться вещицей в доме китайца, то хозяин дарит ему этот предмет — этого требует китайская традиция14.

Этнические интересы — это общественно–психологические явления, отражающие мотивационные приоритеты представителей той или иной этнической общности и служащие сохранению ее единства и целостности. Этнические интересы являются важнейшей движущей силой поведения и деятельности людей. Любая попытка ущемить этнические интересы чаще всего расценивается ими как покушение на их жизненные устои. Поэтому этнические общности, обладающие развитым этническим самосознанием, не поступаются своими этническими интересами, защищая их не только политическим, но и вооруженным путем. Стремясь обеспечить реализацию своих этнических интересов, этническая общность готова пойти на ущемление интересов других общностей. История свидетельствует, что столкновение этнических интересов различных общностей часто приводит к возникновению вооруженных конфликтов и продолжительных войн.

Этническое  сознание наряду с психическим складом этноса также является статическим компонентом этнической психологии. Оно возникает в процессе исторического развития этнической общности как сознание этнического бытия. Оно также имеет сложную структуру, поскольку его объектом является свой собственный этнос, а также другие этнические общности. В первом случае этническое сознание существует в форме этнического самосознания.

В структуре этнического сознания следует выделять такую его форму, как этнологическое самосознание — это осознание принадлежности к этносоциальной общности, рассматриваемой в качестве социально–экономической и политической организации; осознание места и роли своей этнической общности в системе межнациональных отношений и осознание самобытности, уникальности своей культуры; понимание и оценка исторического места своего этноса в современном мире. Главная задача этнологического самосознания состоит в формулировании национальных идей15.

Этнические чувства — это эмоционально окрашенное отношение людей к своей этнической общности, ее интересам, другим народам и ценностям. Условия жизнедеятельности этноса, его быт, культура, обычаи и традиции создают в психологии этноса особое сочетание чувств. Именно в этой комбинации различных элементов чувственного отношения к действительности, а не в наличии или отсутствии каких–либо черт характера у представителей конкретного этноса проявляются отличия одного этноса от другого.

Этнический  вкус по своей сути является оценкой  правильности, красоты, морали и соответствия нормам поведения, принятым в данной этнической общности. Условия существования этноса вырабатывают определенный способ оценки окружающего мира, четкие критерии, которые позволяют отмечать и обнаруживать какие–либо черты, скрытые от внимания представителей других этносов. На основе таких критериев в этнической общности формируется национальная культура. Ведь каждая культура потому своеобразна, что в ней наиболее очевидно выражаются этнические особенности психики16.

Этнические вкусы в  основном зависят от исторически сложившихся условий жизни этнической общности, однако эта детерминация не является однозначной, ведь определенное сходство может существовать между вкусами народов, далеко отстоящих друг от друга исторически, и в то же время этнические оценки каких–либо явлений могут резко различаться у этносов, родственных в генетическом и культурном отношениях. Этнические вкусы определяются не только географическими условиями, но и также религиозными идеями и представлениями, которые у родственных этносов могут отличаться друг от друга.

Важно так же отметить, что формирование многих этнических черт человека непосредственно зависит от степени освоения им культуры своего этноса, в которой главными для него выступают ценности и нормы жизни, деятельности и поведения. Это явление носит название «инкультурации». Каждый человек проходит через процесс инкультурации, поскольку без его результатов он не может существовать как член общества и своего этноса. Этот сложный процесс начинается для человека в раннем детстве с приобретения навыков владения своим телом и усвоения элементов ближайшей жизненной среды  и продолжается всю его жизнь.

Информация о работе Развитие психологической культуры у различных этносов