Развитие психологической культуры у различных этносов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 17:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключалась в изучении специфики развития психологической культуры у различных этносов.
Задачи исследования, обусловленные его целью, сводились к следующему:
раскрыть сущность понятий «психологическая культура» и «психологическая культура этноса»;
подобрать методику для проведения исследования;
провести диагностику развития психологических культур у различных этносов на примере русских и бурят;
сформулировать выводы, подводящие итоги работы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………………….….
3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЭТНОСОВ ……………………………………………………………………..…...…

4
1.1 Понятие психологической культуры ……………………………………………...…
4
1.2 Особенности этнической психологической культуры………….…………..
9
1.3 Влияние этнических особенностей на развитие психологической культуры....................................................................................................................................................

12
ГЛАВА 2. Национально–психологические особенности представителей различных народов России ………………………
2.1 Россия как мультинациональное государство ……………………………….
2.2 Особенности психологической культуры этносов Прибайкалья …….
2.2.1 Особенности психологической культуры бурят ……………………
2.2.2 Особенности психологической культуры русских …………………
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У РАЗЛИЧНЫХ ЭТНОСОВ НА ПРИМЕРЕ РУССКИХ И БУРЯТ …………………………………….………………………………………………………………….

18
18
19
19
22


25
3.1 Организационные характеристики исследования ……………………………
25
3.2 Результаты исследования ………………………………………………….……………..
27
ВЫВОДЫ ………………………………………………………………………………………...………..
30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………..…………………………………………………..…………………...……….
31
БИБЛИОГРАФИЯ ………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ_Развитие психологической культуры у различных этносов_95-82-92.doc

— 280.50 Кб (Скачать)

Социокультурные традиции этноса, характерный образ (стиль) жизни, уровень развития социума, психокультура этноса — все это явления тесно взаимосвязанные и взаимообусловленные. Их изолированное развитие или направленная модификация без учета взаимосвязей невозможны. Это объясняет почему «пересаживание» психокультуры из одного этноса в другой обречено на неуспех, во всяком случае, без соответствующей модификации и адаптации. В ряде европейских стран в настоящее время в ряде социальных групп продолжает распространяться освоение буддийской психокультуры саморегуляции. Оно вряд ли будет успешным и глубоким без одновременного целостного принятия принципов, присущих буддизму, в области саморазвития и самосовершенствования личности. Но эти принципы вступают в конфликтные отношения с формирующим компонентом психокультуры конкретного европейского этноса. На уровне отдельной личности это приводит к напряжению как внутреннему, так и в межличностных отношениях.

В настоящей  курсовой работе будет проведено  исследование специфики развития психологической культуры у различных этносов на примере русских и бурят, где необходимо учесть следующее. Выбор психического явления, которое будет предметом обсуждения с респондентом, должен отвечать некоторым требованиям. Изучаемое психическое явление должно быть значимым для большинства людей, не только для представителей одного какого–либо этноса, социального слоя, если в дальнейшем предполагаются кросскультурные исследования. Это могут быть явления, связанные с такими событиями, которые бывают в жизни каждого человека и значимы для обоих полов, разных возрастных групп, профессиональных и социальных групп и так далее.

ГЛАВА 2. Национально–психологические       особенности представителей различных народов России

2.1 Россия  как мультинациональное государство

Россия — государство, на территории которого проживает более 170 народов. Большинство из них существенно  различается по своей численности: 82 млн. (83% населения) — русские, свыше 5 млн. — татары, свыше 3 млн. — украинцы, 1,7 миллионов — составляют чуваши. Всего 10 народов нашей страны имеют численность больше 1 млн. человек, еще 15 — более 100 тыс. человек. Есть этнические общности, которые насчитывают менее тысячи человек. История одних наций России измеряется многими веками, другие окончательно сложились лишь в XX в. По–разному у них складывались и отношения друг с другом.

В силу особенностей исторического, экономического и социально–политического развития, специфики религиозных, культурных, языковых, миграционных и других влияний многие нации и народы России имеют значительное хозяйственное, культурное и, соответственно, национальное сходство. Рассматривая национально–психологические особенности представителей разных регионов нашей страны и предполагая, что на этой основе можно строить стратегию и тактику межнациональных отношений, целесообразно объединить их (с определенной долей условности) в несколько этнорегиональных групп:

  1. славянские национальности: русские, украинцы, белорусы;
  2. тюркские и алтайские группы народов: татары, чуваши, башкиры, кумыки, тувинцы, хакасы, ногайцы, алтайцы;
  3. финно–угорская группа народов: мордва, удмурты, марийцы, коми и коми–пермяки, карелы, финны, ханты, манси, вепсы, саамы;
  4. монгольская группа народов: буряты, калмыки;
  5. тунгусо–маньчжурская группа народов: якуты, ненцы, коряки, ительмены, нанайцы, чукчи, эвенки, эвены, эскимосы, ульчи, удыгейцы, орочи;
  6. народы Северного Кавказа: адыгейцы, черкесы, карачаевцы, абазины, ингуши, балкарцы, кабардинцы, чеченцы, осетины, лезгины, аварцы, даргинцы, кумыки, лакцы, табасараны, рутульцы и другие.

Трудно рассмотреть национально–психологические особенности всех перечисленных народов — притом, что некоторые из них психологами и не изучались. Поэтому в рамках исследования, проводимого в настоящей курсовой работе, основное внимание было уделено характеристике двух титульных национальных и этнических групп, проживающих в Прибайкалье — русских и бурят.

2.2 Особенности  психологической культуры этносов  Прибайкалья 

2.2.1 Особенности психологической культуры бурят

Буряты — представители группы монгольских народов, проживающих на территории России. Они ведут свое происхождение от потомков монгольского суперэтноса, сформировавшегося в XII–XIV вв., консолидировавшихся в составе российского государства. Буряты проживают в Иркутской и Читинской областях в достаточно сложных условиях17. Развитие и жизнь бурят с давних пор их существования характеризовались низким уровнем экономических отношений, длительное время определялись патриархально–родовым строем, тесными и устойчивыми связями только внутри узкого круга близких и родственников. Как правило, они вели кочевой образ жизни, были изолированы от внешнего мира, что сформировало их серьезную зависимость от сил природы, способствовало появлению множества связанных со взаимоотношениями с ней традиций и обрядов. Каждое племя, каждый род могли надеяться только на собственные силы и возможности, неоткуда было ждать помощи. Подрастающее поколение также воспитывалось через непосредственное включение людей в систему традиционного для бурят миросозерцания, определяемого условиями жизни в степи, лесостепи, тайге. Основной упор делался на наглядно–действенное видение мира и был направлен главным образом на формирование особой сенсорной чувствительности и конретно–образного мышления. Для выживания существенное значение имело высокое развитие пространственной ориентации, физической выносливости, наблюдательности, хорошего глазомера, внимательности и собранности, то есть весьма своеобразного комплекса черт, занимавших особое место в национальном характере бурят. Вот почему в национальной психологии бурят утвердились, с одной стороны, такие качества, как выдержанность, рассудительность, немногословность, слабое выражение эмоций и чувств, внутренняя уравновешенность, а с другой, — активно функционировали коллективизм, взаимопомощь, взаимовыручка, исполнительность, устойчивость родственных связей, немногословность и сдержанность в межличностных отношениях, уважительное отношение к старшим, стремление обойти острые углы, конформность, терпеливость во взаимоотношениях18.  Среди доблестей человека бурятской этнической группы выделяют: превыше всего — согласие, на море — пловец, на войне — богатырь., в учении — глубина мысли, во власти — отсутствие лукавства, в речах — мудрость, на чужбине — непоколебимость, в работе — мастерство, в стрельбе — меткость.

Для бурят вообще характерен спокойный, плавный темп жизни. Наиболее заметной чертой национального мировоззрения является ощущение неразрывной связи с предками, присущее большинству населения. Внешне это проявляется в форме уважения к пожилым людям, невзирая на наличие или отсутствие родственных связей. С древних времён в бурятских племенах строго соблюдались общинные принципы: уважение к старшим, чёткая иерархия, бережное отношение к традициям и нормам поведения, коллективный характер действий и принятия решений. Во многом подобные черты сохранились до сих пор, по крайней мере, в сельской местности. В городе ситуация несколько иная, так как в действие вступают экономические факторы, заставляющие людей пересматривать привычные жизненные ценности.

У бурят отношение  к людям тесно связано с  нравственными ценностями, традиционными для буддиста: следует избегать вредоносных действий, осуществляемых телом (поступки), речью (высказывания) и умом (мысли). Приблизительно о том же говорит «моральный кодекс» шаманизма. Как водится, на практике это реализуется весьма специфическим образом.  В своём кругу нравственные нормы соблюдаются беспрекословно: не дай бог обмануть родственника или просто соплеменника. Следующим фактором, сдерживающим мелкие и средние правонарушения, выступает общественное мнение. Для любого бурята крайне важно, что подумают и скажут о нём самом, его родителях и роде в целом соседи, друзья и знакомые. Дурная молва подчас стоит молодому человеку карьеры. Осуждение — лишь самая мягкая форма общественного порицания. Наказание за несоблюдение нравственных норм может быть иным, причём порой абсолютно неадекватным масштабам проступка19.

Нравственные ценности бурятского народа во многом определяются сильным  влиянием религии. Исторически сложилось  так, что Забайкалье оказалось в центре противостояния нескольких религиозных традиций: шаманской (самой древней), буддийской (чрезвычайно гибкой и потому воспринятой благожелательно) и православной (появившейся наиболее поздно и не оказавшей заметного влияния на коренное население).

Отличительная черта бурят — сугубо прагматический подход к религии. Глубокого понимания философских основ шаманизма и тем более буддизма у многих попросту нет. К тому же, это мало кому нужно. Из поколения в поколение в каждом роду передавалась традиция поклонения владыкам местности и небесным божествам, чтобы снискать их расположение и защиту. В результате неизбежной утраты значения отдельных ритуалов и действий сложилась ситуация, когда достижение результата связывается не с конкретным божеством или духом, а со сверхъестественным вообще20.

Таким образом, даже современные буряты — это люди со своеобразной психикой, особенности которой нужно принимать во внимание в межнациональных отношениях.

2.2.2 Особенности психологической культуры русских

Подавляющее большинство русских живет в пределах своих исторически сложившихся этнических территорий. Но и в других государствах, различных регионах нашей страны они расселены достаточно широко и нередко составляют значительную часть их населения.  Русская нация — одна из наиболее урбанизированных в стране. Так, в России 74% составляет городское население, 26% — сельское. Это обстоятельство накладывает свой отпечаток на их психологический облик, специфику их отношений с представителями других этнических общностей. Люди молодого возраста, проживающие в больших городах, более образованны, технически грамотны, эрудированны. С другой стороны, определенная часть из них, особенно в Москве, Санкт–Петербурге и других больших городах подвержена порокам городского образа жизни, таким, как пьянство, наркомания, разврат, воровство и так далее (что, безусловно, относится не только к представителям этих наций). Горожане, выросшие, как правило, в малочисленных семьях, в условиях бытового комфорта нередко бывают слабо подготовленными к сложностям сегодняшней жизни: напряженному ритму, повышенным психофизиологическим и социально–экономическим нагрузкам. Они часто оказываются незащищенными в межличностных отношениях, у них недостаточно устойчивы морально–психологические и нравственные ориентиры.

Изучение разнообразных  источников, отражающих жизнь, культуру и быт представителей славянских национальностей, обобщение результатов специальных социально–психологические исследований свидетельствует, что в целом большинству из них в настоящее время присущи:

  1. высокая степень осмысления окружающей действительности;
  2. достаточно высокие общеобразовательный уровень и подготовленность к жизни и труду;
  3. уравновешенность в решениях, поступках и трудовой деятельности, реакциях на сложности и трудности жизни;
  4. общительность, дружелюбие без навязчивости, постоянная готовность оказать поддержку другим людям;
  5. достаточно ровное и доброжелательное отношение к представителям других национальностей;
  6. отсутствие в обычных условиях повседневной жизни стремления к образованию изолированных от других групп по национальному признаку;
  7. в экстремальных условиях жизни и деятельности, требующих предельного напряжения духовных и физических сил, у них неизменно проявляются стойкость, самоотверженность, готовность к самопожертвованию во имя других людей.

Важнейшими  чертами русских являются человеколюбие и терпимость, милосердие и сострадание к другим людям, готовность поделиться последним куском хлеба с голодающими, прийти на помощь всем нуждающимся.  Так же уважается трудолюбие. Старательность, высокая профессиональная ответственность, мастерство среди русских были и остаются мерой достоинства человека. В каждой русской семье с давних пор родители воспитывают у своих детей стремление жить в мире, дружбе, любви к труду, человеку, в духе высокой морали. У русских всегда осуждаются лень, тунеядство, плутовство.

Испокон веков русский  народ славился своим хлебосольством и гостеприимством. В любом доме и семье россияне радушно принимали и принимают знакомых и незнакомых людей, дают ночлег, угощают всем, чем только могут. Эта черты русских были и остаются практически неизменными.

Представители русской национальности легко адаптируются к окружающему образу жизни, быстро привыкают к новым условиям, не проявляют особенного пристрастия к национальному питанию, одежде. Довольно легко переносят разлуку с родными и близкими. В целом русские обычно неплохо подготовлены к самостоятельной жизни, однако в некоторых случаях чрезмерно романтизируют ее отдельные стороны, слишком абсолютизируя их значение. Эта черта часто порождает у них стремление к излишней и неорганизованной активности, а иногда и приводит к некоторому разочарованию в работе.

Формирование дружеских  связей у русских основывается в  первую очередь на общности жизненного опыта, интересов. В этом процессе главным критерием они считают индивидуальные качества товарищей по совместной деятельности, а не национальность последних. Более того, их опыт общения и взаимоотношений с лицами других национальностей часто невелик и в значительной мере приобретается во время нахождения в том или ином многонациональном регионе.

Есть у каждого народа как положительные, так и не совсем привлекательные черты. Например, у представителей русской национальности нередко можно встретить и проявления лености, несобранности, прожектерства, неумения, а иногда и нежелания доводить начатое дело до конца. Но именно эти черты в прошлом всегда высмеивались на Руси. Вот почему к подобным вещам не следует подходить однозначно. Вместе с тем необходимо помнить, что работа с представителями русской национальности требует определенного контроля, большой взыскательности, профилактики иногда присутствующих элементов расхлябанности, безответственности, халатности. Все эти особенности необходимо учитывать в работе с представителями русской национальности и межнациональных отношениях с ними.

Информация о работе Развитие психологической культуры у различных этносов