Развитие психологической культуры у различных этносов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 17:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключалась в изучении специфики развития психологической культуры у различных этносов.
Задачи исследования, обусловленные его целью, сводились к следующему:
раскрыть сущность понятий «психологическая культура» и «психологическая культура этноса»;
подобрать методику для проведения исследования;
провести диагностику развития психологических культур у различных этносов на примере русских и бурят;
сформулировать выводы, подводящие итоги работы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………………….….
3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЭТНОСОВ ……………………………………………………………………..…...…

4
1.1 Понятие психологической культуры ……………………………………………...…
4
1.2 Особенности этнической психологической культуры………….…………..
9
1.3 Влияние этнических особенностей на развитие психологической культуры....................................................................................................................................................

12
ГЛАВА 2. Национально–психологические особенности представителей различных народов России ………………………
2.1 Россия как мультинациональное государство ……………………………….
2.2 Особенности психологической культуры этносов Прибайкалья …….
2.2.1 Особенности психологической культуры бурят ……………………
2.2.2 Особенности психологической культуры русских …………………
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У РАЗЛИЧНЫХ ЭТНОСОВ НА ПРИМЕРЕ РУССКИХ И БУРЯТ …………………………………….………………………………………………………………….

18
18
19
19
22


25
3.1 Организационные характеристики исследования ……………………………
25
3.2 Результаты исследования ………………………………………………….……………..
27
ВЫВОДЫ ………………………………………………………………………………………...………..
30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………..…………………………………………………..…………………...……….
31
БИБЛИОГРАФИЯ ………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ_Развитие психологической культуры у различных этносов_95-82-92.doc

— 280.50 Кб (Скачать)

 

Федеральное агентство  по образованию

Восточно–сибирская государственная академия образования

Кафедра ____________________________

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «_____________________________

 

 

 

Тема: Развитие психологической культуры

у различных  этносов

(название темы  курсовой работы)

 

 

 

Выполнил: _______________     _________________

                                       

Проверил: _______________      _________________

 

 

 

 

 

Иркутск 2013

СОДЕРЖАНИЕ 

 

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………………….….

3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЭТНОСОВ ……………………………………………………………………..…...…

 

4

1.1 Понятие психологической культуры ……………………………………………...…

4

1.2 Особенности этнической психологической культуры………….…………..

9

1.3 Влияние этнических особенностей на развитие психологической культуры....................................................................................................................................................

 

12

ГЛАВА 2. Национально–психологические особенности представителей различных народов России ………………………

2.1 Россия как мультинациональное государство ……………………………….

2.2 Особенности  психологической культуры этносов  Прибайкалья …….

2.2.1 Особенности психологической культуры бурят ……………………

2.2.2 Особенности психологической культуры русских …………………

ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У РАЗЛИЧНЫХ ЭТНОСОВ НА ПРИМЕРЕ РУССКИХ И БУРЯТ …………………………………….………………………………………………………………….

 

18

18

19

19

22

 

 

25

3.1 Организационные характеристики исследования ……………………………

25

3.2 Результаты исследования ………………………………………………….……………..

27

ВЫВОДЫ ………………………………………………………………………………………...………..

30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………..…………………………………………………..…………………...……….

31

БИБЛИОГРАФИЯ …………………………………………………………………………….…….....

32

Приложение а. Методика «Психологическая культура личности» …...…

 

 

 

 

 

35


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность данной проблемы обусловлена мультинациональностью нашего государства, на территории которого в близком соседстве проживают более 170 народностей, объединенных в 6 этносов.

Объект исследования — психологическая культура.

Предмет исследования — развитие психологической культуры у различных этносов.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что специфика развития психологической культуры индивида обусловлена его принадлежностью к определенному этносу.

Цель исследования заключалась в изучении специфики развития психологической культуры у различных этносов.

Задачи исследования, обусловленные его целью, сводились к следующему:

  1. раскрыть сущность понятий «психологическая культура» и «психологическая культура этноса»;
  2. подобрать методику для проведения исследования;
  3. провести диагностику развития психологических культур у различных этносов на примере русских и бурят;
  4. сформулировать выводы, подводящие итоги работы.

В основе теоретических  положений настоящей курсовой работы лежат  труды Мухиной В. С., Стефаненко Т. Г., Моткова О. И., Дугаровой Т. Ц. и др.

Исследование проводилось  методами изучения научной литературы и статистического анализа.

Теоретическая значимость исследования заключается в попытке переработки, адаптации и обобщения накопленного научно-исследовательского опыта ученых в области психологической культуры и этнопсихологии.

Практическая значимость исследования сводится к тому, что полученные в ходе его знания могут быть применены заинтересованными лицами в процессе общения в кросскультурной среде.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЭТНОСОВ

    1. Понятие психологической культуры

Понятие культуры имеет несколько  значений. Два значения являются основными: культура как результат материальной и духовной деятельности людей; культура как уровень развития, степень совершенствования различных сфер жизни и деятельности. Из этого вытекает и определение психологической культуры.

Психологическая культура — это составная часть базовой культуры личности как системной характеристики человека, позволяющая ему эффективно самоопределиться в социуме и самореализоваться в жизни, способствующая саморазвитию и успешной социальной адаптации, удовлетворенностью собственной жизнью; это совокупность имеющихся у индивида, группы или этноса представлений о психике, используемые формы регулирования и развития психики1. Она включает грамотность и компетентность в психологическом аспекте понимания человеческой сущности, внутреннего мира человека и самого себя, человеческих отношений и поведения, гуманистически ориентированную ценностно–смысловую сферу (стремления, интересы, мировоззрение, ценностные ориентации), развитую рефлексию, а также творчество в психологическом аспекте человекознания и собственной жизни2. Таким образом, носителями, обладателями психокультуры могут быть разные суьъекты: личность, группа (возрастная, профессиональная и другие), этнос, социум в целом.

Психологическая культура как  категория имеет ряд особенностей. Она характеризуется наличием функций, признаков, параметров, определяющих готовность эффективно решать широкий круг повседневных задач, независимо от особенностей узких, специальных видов деятельности, выполнять широкий спектр социальных ролей безотносительно конкретной профессиональной деятельности.

Компоненты психологической  культуры были выделены на основании  специфики содержания и функций  каждой из особенностей и отражении генезиса культуры личности. Только совокупность всех компонентов определяет целостность психологической культуры — ее полноту, а именно3:

  1. презентативный компонент (картина психики). Его образуют комплекс представлений о природе психики, ее возможностях, закономерностях функционирования, стереотипы восприятия, понимания, интерпретации психических феноменов, индивидуальных особенностях психики. Он включает в себя представления о влиянии на личность социума и его культуры, влиянии близкого окружения, группы, семьи. Представления о психическом здоровьи и психических расстройствах, заболеваниях;
  2. регулятивный компонент включает способы контроля и управления психическими состояниями, процессами, функциями, способы психической регуляции поведения, деятельности, познания, общения, приемы восстановления уровня функционирования психических процессов, методы коррекции личности, отдельных психических качеств, профилактики и устранения психических расстройств, лечения психических заболеваний, методы сохранения психического здоровья;
  3. формирующий компонент образуют: цели, принципы и методы развития психики, традиции развития и совершенствования психики, формирования психологической устойчивости.

Психологическая культура высокого уровня включает в себя комплекс осознанно развиваемых специальных стремлений (тенденций, потребностей, ориентаций), изначально присущих человеку и обеспечивающих их реализацию природных способностей; набор соответствующих этим стремлениям и способностям прижизненно развитых умений и устойчиво и ежедневно проявляющихся видов поведения.

К культурно–психологическим поведенческим проявлениям относятся4:

а) регулярно совершаемое самопознание, самоанализ своих личностных и поведенческих особенностей, в результате которого начинают осознаваться свои жизненные предназначения, образуется и поддерживается конструктивное самоотношение, самооценка, реально помогающие жить, ставить осуществимые цели и задачи, направлять конкретные усилия в соответствующее своим склонностям и предпочтениям русло, быть самим собой;

б) конструктивное общение с ближними и дальними людьми, помогающее продуктивному разрешению личных, деловых и общественных вопросов;

в) хорошая саморегуляция своих эмоций, действий и мыслей — развитые стремления и умения поддерживать преимущественно положительный эмоциональный тон, сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях, создавать и поддерживать позитивные личностные установки и отношения, сохранять здравый смысл и мудрость в конфликте с людьми, проявлять гибкость мышления при решении сложных задач, поддерживать гармоничный, разнообразный и адаптивно необходимый образ жизни и т.п.;

г) достаточно гармонично организованное творчество — наличие своего интересного творческого дела, выполняемого, чаще всего, в игровом и процессуальном стиле, с умеренным вложением усилий и времени (есть ведь и другие важные и адаптивно необходимые виды деятельности);

д) конструктивное ведение своих дел, для которого характерно реалистическое планирование, как правило, доведение начатого дела до конца, умение, если это соответствует изменившимся условиям, отказаться от нереальной цели и сформулировать новую, более осуществимую цель, умение работать достаточно систематично, а не импульсивно, с отдыхом и переключением на другие виды деятельности и тому подобное;

е) гармонизирующее саморазвитие — наличие целей и деятельности по самовоспитанию личностных установок и поведения, гармонизирующих желания, эмоции, мысли и представления о себе, людях, окружающем мире, отношения к ним, улучшающих весь наш образ жизни.

Для понимания ценности становления  в современном обществе психологически культурной и развитой личности важно определить, для чего необходимо личности быть психологически культурной. Данный аспект определяется вопросом функций данного феномена5:

  1. репродуктивно–трансляционная — сохранение и передача тех достижений в психологических взглядах, теориях, методах, а также в личностном определенном уровне, которые создали бы преемственность поколений и условия для последовательного прогресса человечества;
  2. конструктивно–адаптационная — обеспечение социальной адаптации, эффективного взаимодействия, взаимопонимания, общения людей, различающихся по национальным, возрастным, половым и другим признакам, обеспечении эффективности внешней и внутренней деятельности человека, направленной на решение проблем на основе имеющегося жизненного опыта, образованности, развития психических процессов и качеств;
  3. регулятивно–корректирующая — обеспечение эффективности процессов саморегуляции, самоорганизации, самоконтроля, самосовершенствования;
  4. проектировочно–ориентационная — ориентирование, планирование в процессах жизненного самоопределения, сознательного проектирования, «построения» человеком своей судьбы, разрешения возникающих в жизни противоречий, кризисов;
  5. гармонически–синергетическая — гармонизация внутреннего мира человека, создание целостной непротиворечивой Я–концепции, состояния внутреннего благополучия, обеспечение полноценной и душевной жизни человека, повышение качества жизни;
  6. продуктивно–порождающая — обеспечение прогресса, обновление индивидуального и общественного человеческого бытия во всех сферах жизни.

Вышеописанное означает, что психологическая культура является важным компонентом общей гармонии личности, такого ее широкого аспекта, как общая культура жизнедеятельности, функционирования личности. Общая культура жизнедеятельности личности, в свою очередь, состоит из шести видов процессуально–личностных культур человека, таких, как нравственная, эстетическая, психологическая, физическая, познавательно–творческая и общегармонизирующая. Общекультурные побуждения входят в набор базовых, природных культурологических тенденций и имеют в этом наборе и противоположно направленные акультурные эквиваленты, как правило, более слабые по степени своей выраженности в личности.

Уровень психологической  культуры можно осознанно повышать с помощью специально на нее направленных процессов развития и саморазвития. Она требует для своего поддержания и повышения практически ежедневных, но умеренных усилий, развития позитивных, «саногенных» личностных установок, «позитивного мышления» и поведения6.

Как отмечают исследователи данной категории Л. Д. Демина и Н. А. Лужбина7, социальный интеллект является особым феноменом, объединившим вокруг себя все компоненты психологической культуры личности, а также входящим в них «отдельными гранями». То есть социальный интеллект выступает системообразующим фактором психологической культуры личности.

Таким образом, для того, чтобы  индивиду стать психологически культурным, необходимо развить в себе такие способности и качества: способность к познанию себя, к пониманию внутренних психологических состояний, как себя, так и другого, освоение доступных психологических средств познавательной деятельности — мышления, восприятия, памяти и др., готовность к самообразованию, самоопределению, освоение базовых коммуникативных умений, свободное самовыражение, принятие ответственности за свое поведение, развитая рефлексия, удовлетворенность своей жизнью, творческий подход к делам и решениям проблем.

1.2 Особенности  этнической психологической культуры

Психологическая культура этноса — это характерные для данного этноса представления о психике, формы регулирования и развития психики. В область психокультуры входят уровень и формы развития психологической компетенции, уровень практического использования представлений о психике, технология формирования психических качеств в различных сферах психики. Понятие психологической культуры находится в одном ряду с такими понятиями как культура труда, культура быта, культура поведения, культура общения, физическая культура, культура воспитания, культура врачевания8.

Информация о работе Развитие психологической культуры у различных этносов