Развитие детской одаренности в условиях дополнительного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 21:55, реферат

Краткое описание

1.Понятие «одаренность».
2. Значение «одаренности».
3. Применение диагностического материала.

Файлы: 1 файл

Лаврова-одаренность.doc

— 414.50 Кб (Скачать)

независимости — качеств, необходимых и юному и взрос­лому творцу.

Проявляется в готовности отстаивать собственную точ­ку зрения, даже если она противоречит мнению большинст­ва, в стремлении действовать и поступать не традиционно, оригинально.

Лидерство. Лидерством называют доминирование в межличностных отношениях. Лидерство в детских играх и со­вместных делах дает ребенку первый опыт принятия решений, что очень важно в любой творческой деятельности.

Проявляется в совместных играх детей. Не всегда, но часто является результатом интеллектуального превосходст­ва. Ребенок сохраняет уверенность в себе в окружении дру­гих людей; легко общается с другими детьми и взрослыми; проявляет инициативу в общении со сверстниками, прини­мает на себя ответственность.

Соревновательность. Соревновательность — склон­ность к конкурентным формам взаимодействия. Приобре­таемый в результате опыт побед и особенно поражений — важный фактор развития личности, закалки характера.

Проявляется в склонности либо нежелании участвовать в деятельности, предполагающей конкурентные формы взаимодействия.

Широта интересов. Разнообразные и при этом относи­тельно устойчивые интересы ребенка не только свидетельст­во его одаренности, но и желательный результат воспита­тельной работы. Основой этого качества у высокоодаренных являются большие возможности и универсализм. Широта интересов — основа многообразного опыта.

Проявляется в стремлении заниматься самыми разны­ми, не похожими друг на друга видами деятельности, в же­лании попробовать свои силы в самых разных сферах.

Юмор. Без способности обнаруживать несуразности, видеть смешное в самых разных ситуациях невозможно представить творческого человека. Эта способность прояв­ляется и формируется с детства. Она является свидетельст­вом одаренности и вместе с тем эффективным механизмом психологической защиты.

Проявления юмора многогранны как сама жизнь и легко можно обнаружить как их наличие, так и отсутствие.

Мы рассмотрели систему психических характеристик, сложная сумма которых и составляет основу личностного потенциала ребенка. Для выявления уровня развития этого потенциала нам теперь необходимо:

а) оценить уровень развития каждой характеристики;

б)  сопоставить эти уровни развития между собой и с эталоном.

В результате мы получим нечто вроде "портрета лич­ностного потенциала ребенка".

 

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СКЛОННОСТЕЙ РЕБЕНКА.                                    

Общая характеристика.

Методика  может применяться в целях получения первичной информа­ции о характере и направленности интересов, а также спо­собностей ребенка.

В основе ее нетрадиционное сочетание двух хорошо известных диагностических приемов: "карты интересов" и "метода независимых экспертов". Информа­ция о детях, полученная в результате, может оказать суще­ственную помощь в решении коррекционно-пси­хологических задач, с ее помощью можно активизировать в данном направлении работу с родителями. Подтолкнуть их к изучению интересов и склонностей собственных детей, дать им, по крайней мере, задуматься над этой сложной проблемой

Выявление интересов и склонностей ребенка — дело очень сложное, как и любая другая психодиагностическая работа. Воспользовавшись представленной методикой, можно систематизировать собственные представле­ния об интересах детей, а также оперативно получить ана­логичную информацию от его родителей. Суждения родите­лей о склонностях и интересах ребенка заслуживают внима­ния и в значительной степени могут отражать реальное со­стояние дел.

Поскольку как педагог, так и родители в данном вопросе могут считаться "экспертами", сопоставле­ние этих данных позволит создать относительно объектив­ную картину характера направленности интересов ребенка.

При изучении склон­ностей и способностей ребенка  следует учитывать обстоятельство, отмечаемое многими исследователями, что склонности и способности  дифференцируются в соответствии с характерными возрастными особенностями. Информация о склонностях и способностях ребенка помогает, педагогу максимально определить направление работы.

Заслуживает внимания и то, что, несмотря на отме­чаемое исследователями отсутствие абсолютного совпаде­ния между интересами и склонностями, с одной стороны, и способностями и одаренностью, с другой, эти явления тесно связаны между собой. Эта связь уже на ранних эта­пах развития личности выражена достаточно определенно — ребенок интересуется, как правило, той сферой деятельности, в которой он наиболее успешен, за достижения в которой его часто поощряют взрослые и сверстники. Таким обра­зом, интересы и склонности выступают как индикатор способностей и одаренности, с одной стороны, и как от­правная точка, предпосылка их развития, с другой.

 

Подготовительная работа.

Необходимо заготовить листы ответов по представлен­ному образцу. Их число зависит от количества участников, они готовятся из расчета — два листа на одного ребенка.

Работа проводится в два этапа. Этап первый — запол­ните лист ответов на каждого ребенка. Для этого ответьте на все вопросы, помещенные на "листе вопросов". Если то, о чем говорится в вопросе, не свойственно ребенку, ставьте в соответствующей клетке (-); свойственно, но выражено не ярко (+); если качество выражено ярко и этим он заметно отличается от своих сверстников (++).

Второй этап — опрос родителей. Его можно провести как индивидуально (во время частной беседы), так и кол­лективно, например, на родительском собрании. Для обду­мывания ответа вполне достаточно 12—15 секунд.

 

Обработка результатов.

Вопросы составлены в соответствии с делением склон­ностей ребенка на шесть сфер:

       интеллектуальная; 

       академических достижений;

       творческого, продуктивного мышления;

       общения и лидерства;

       художественная;

       двигательная.

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертика­ли (плюс и минус взаимно сокращаются). Количество плю­сов (минусов) свидетельствует о степени выраженности склонности.

 

Анкета по выявлению склонностей ребенка.

(для педагога)

Уважаемый коллега!

Для того чтобы обобщить и проанализировать  первичную информацию о характере и направленности интересов и способностей ребенка (по наблюдениям за ребенком на первых занятиях в т/о),  заполни, пожалуйста, анкету, в которой представлен перечень вопросов с характеристиками направлений деятельности.

              В правом верхнем углу листа ответов запишите свое имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках, ответ на первый вопрос в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и так далее. Всего 36 вопросов. Если то, о чем говорится, вам не нравится — ставьте знак — (-); если нравится — (+); если очень нравится — (++).

Лист ответов

Фамилия, имя______________________________________________

Дата

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

 

 

Диагностика склонностей ребенка

(анкета для родителей)

 

              Уважаемые родители!

Для того чтобы дать вам правильный совет и конкрет­ные рекомендации для развития способностей вашего ре­бенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 36 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стара­ясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста.

 

На бланке ответов запишите имя и фамилию ребен­ка, а также собственное имя и фамилию. Ответы поме­щайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не свой­ственно вашему ребенку, ставьте знак — (-); если свой­ственно, но выражено не ярко — (+); если же это для него характерно и этим он заметно отличается от сверст­ников, ставьте (++). Если вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.

 

 

              Лист ответов

Фамилия, имя______________________________________________

Дата

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

 

Лист вопросов:

1.    Хорошо рассуждает, ясно мыслит.

2.    Учится новым знаниям очень быстро и все схваты­вает легко.

3.    Нестандартно мыслит и часто предлагает неожи­данные, оригинальные ответы и решения.

4.    Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.

5.    Проявляет большой  интерес  к визуальной  ин­формации, проводит много времени за рисовани­ем и лепкой.

6.    Энергичен и производит впечатление ребенка, ко­торый  нуждается  в большом  объеме  физических движений.

7.    Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.

8.    Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.

9.    Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реаги­рует на все новое и неожиданное.

10.  Сохраняет уверенность в себе в окружении посто­ронних людей.

11.  Проявляет большой интерес к музыкальным заня­тиям, чутко реагирует на характер и настроение музыки.

12.  Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

13.  Умеет хорошо излагать свои мысли, легко пользу­ется словами, имеет большой словарный запас.

14.  Знает много о таких событиях и проблемах, о ко­торых его сверстники не знают и не догадываются.

15.  Пластичен, открыт всему новому, «не зацикливает­ся» на старом. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытан­ных вариантов, не боится новых попыток, стре­мится всегда проверить новую идею.

16.  Часто руководит играми и занятиями других детей.

17.  Серьезно  относится  к  произведениям  искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда ви­дит хорошую картину,  слышит музыку, видит не­обычную скульптуру, красиво выполненную вещь.

18.  Лучше сверстников физически развит, имеет хоро­шую координацию движений.

19.  Наблюдателен, любит анализировать события и яв­ления.

20.  Любит читать (когда ему читают) книги, которые обычно читают не сверстники, а дети постарше.

21.  Изобретателен в выборе и использовании различ­ных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).

22.  Легко общается с детьми и взрослыми.

23.  В пении и музыке выражает свое настроение и со­стояние.

24.  Любит ходить в походы, играть на открытых спор­тивных площадках.

25.  Склонен  к  логическим  рассуждениям,   способен оперировать абстрактными понятиями.

26.  Часто   задает   вопросы    о   происхождении    и функциях предметов, проявляет большой инте­рес и исключительные способности к класси­фикации.

27.  Способен «с головой» уходить в интересующее его занятие.

28.  Инициативен в общении со сверстниками.

Информация о работе Развитие детской одаренности в условиях дополнительного образования