Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 21:55, реферат
1.Понятие «одаренность».
2. Значение «одаренности».
3. Применение диагностического материала.
независимости — качеств, необходимых и юному и взрослому творцу.
Проявляется в готовности отстаивать собственную точку зрения, даже если она противоречит мнению большинства, в стремлении действовать и поступать не традиционно, оригинально.
Лидерство. Лидерством называют доминирование в межличностных отношениях. Лидерство в детских играх и совместных делах дает ребенку первый опыт принятия решений, что очень важно в любой творческой деятельности.
Проявляется в совместных играх детей. Не всегда, но часто является результатом интеллектуального превосходства. Ребенок сохраняет уверенность в себе в окружении других людей; легко общается с другими детьми и взрослыми; проявляет инициативу в общении со сверстниками, принимает на себя ответственность.
Соревновательность. Соревновательность — склонность к конкурентным формам взаимодействия. Приобретаемый в результате опыт побед и особенно поражений — важный фактор развития личности, закалки характера.
Проявляется в склонности либо нежелании участвовать в деятельности, предполагающей конкурентные формы взаимодействия.
Широта интересов. Разнообразные и при этом относительно устойчивые интересы ребенка не только свидетельство его одаренности, но и желательный результат воспитательной работы. Основой этого качества у высокоодаренных являются большие возможности и универсализм. Широта интересов — основа многообразного опыта.
Проявляется в стремлении заниматься самыми разными, не похожими друг на друга видами деятельности, в желании попробовать свои силы в самых разных сферах.
Юмор. Без способности обнаруживать несуразности, видеть смешное в самых разных ситуациях невозможно представить творческого человека. Эта способность проявляется и формируется с детства. Она является свидетельством одаренности и вместе с тем эффективным механизмом психологической защиты.
Проявления юмора многогранны как сама жизнь и легко можно обнаружить как их наличие, так и отсутствие.
Мы рассмотрели систему психических характеристик, сложная сумма которых и составляет основу личностного потенциала ребенка. Для выявления уровня развития этого потенциала нам теперь необходимо:
а) оценить уровень развития каждой характеристики;
б) сопоставить эти уровни развития между собой и с эталоном.
В результате мы получим нечто вроде "портрета личностного потенциала ребенка".
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СКЛОННОСТЕЙ РЕБЕНКА.
Общая характеристика.
Методика может применяться в целях получения первичной информации о характере и направленности интересов, а также способностей ребенка.
В основе ее нетрадиционное сочетание двух хорошо известных диагностических приемов: "карты интересов" и "метода независимых экспертов". Информация о детях, полученная в результате, может оказать существенную помощь в решении коррекционно-психологических задач, с ее помощью можно активизировать в данном направлении работу с родителями. Подтолкнуть их к изучению интересов и склонностей собственных детей, дать им, по крайней мере, задуматься над этой сложной проблемой
Выявление интересов и склонностей ребенка — дело очень сложное, как и любая другая психодиагностическая работа. Воспользовавшись представленной методикой, можно систематизировать собственные представления об интересах детей, а также оперативно получить аналогичную информацию от его родителей. Суждения родителей о склонностях и интересах ребенка заслуживают внимания и в значительной степени могут отражать реальное состояние дел.
Поскольку как педагог, так и родители в данном вопросе могут считаться "экспертами", сопоставление этих данных позволит создать относительно объективную картину характера направленности интересов ребенка.
При изучении склонностей и способностей ребенка следует учитывать обстоятельство, отмечаемое многими исследователями, что склонности и способности дифференцируются в соответствии с характерными возрастными особенностями. Информация о склонностях и способностях ребенка помогает, педагогу максимально определить направление работы.
Заслуживает внимания и то, что, несмотря на отмечаемое исследователями отсутствие абсолютного совпадения между интересами и склонностями, с одной стороны, и способностями и одаренностью, с другой, эти явления тесно связаны между собой. Эта связь уже на ранних этапах развития личности выражена достаточно определенно — ребенок интересуется, как правило, той сферой деятельности, в которой он наиболее успешен, за достижения в которой его часто поощряют взрослые и сверстники. Таким образом, интересы и склонности выступают как индикатор способностей и одаренности, с одной стороны, и как отправная точка, предпосылка их развития, с другой.
Подготовительная работа.
Необходимо заготовить листы ответов по представленному образцу. Их число зависит от количества участников, они готовятся из расчета — два листа на одного ребенка.
Работа проводится в два этапа. Этап первый — заполните лист ответов на каждого ребенка. Для этого ответьте на все вопросы, помещенные на "листе вопросов". Если то, о чем говорится в вопросе, не свойственно ребенку, ставьте в соответствующей клетке (-); свойственно, но выражено не ярко (+); если качество выражено ярко и этим он заметно отличается от своих сверстников (++).
Второй этап — опрос родителей. Его можно провести как индивидуально (во время частной беседы), так и коллективно, например, на родительском собрании. Для обдумывания ответа вполне достаточно 12—15 секунд.
Обработка результатов.
Вопросы составлены в соответствии с делением склонностей ребенка на шесть сфер:
интеллектуальная;
академических достижений;
творческого, продуктивного мышления;
общения и лидерства;
художественная;
двигательная.
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Количество плюсов (минусов) свидетельствует о степени выраженности склонности.
Анкета по выявлению склонностей ребенка.
(для педагога)
Уважаемый коллега!
Для того чтобы обобщить и проанализировать первичную информацию о характере и направленности интересов и способностей ребенка (по наблюдениям за ребенком на первых занятиях в т/о), заполни, пожалуйста, анкету, в которой представлен перечень вопросов с характеристиками направлений деятельности.
В правом верхнем углу листа ответов запишите свое имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках, ответ на первый вопрос в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и так далее. Всего 36 вопросов. Если то, о чем говорится, вам не нравится — ставьте знак — (-); если нравится — (+); если очень нравится — (++).
Фамилия, имя___________________________
Дата
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 |
(анкета для родителей)
Уважаемые родители!
Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 36 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста.
На бланке ответов запишите имя и фамилию ребенка, а также собственное имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не свойственно вашему ребенку, ставьте знак — (-); если свойственно, но выражено не ярко — (+); если же это для него характерно и этим он заметно отличается от сверстников, ставьте (++). Если вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.
Фамилия, имя___________________________
Дата
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 |
Лист вопросов:
1. Хорошо рассуждает, ясно мыслит.
2. Учится новым знаниям очень быстро и все схватывает легко.
3. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные ответы и решения.
4. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
5. Проявляет большой интерес к визуальной информации, проводит много времени за рисованием и лепкой.
6. Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических движений.
7. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
8. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
9. Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое и неожиданное.
10. Сохраняет уверенность в себе в окружении посторонних людей.
11. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, чутко реагирует на характер и настроение музыки.
12. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
13. Умеет хорошо излагать свои мысли, легко пользуется словами, имеет большой словарный запас.
14. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники не знают и не догадываются.
15. Пластичен, открыт всему новому, «не зацикливается» на старом. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов, не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
16. Часто руководит играми и занятиями других детей.
17. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво выполненную вещь.
18. Лучше сверстников физически развит, имеет хорошую координацию движений.
19. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
20. Любит читать (когда ему читают) книги, которые обычно читают не сверстники, а дети постарше.
21. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
22. Легко общается с детьми и взрослыми.
23. В пении и музыке выражает свое настроение и состояние.
24. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
25. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
26. Часто задает вопросы о происхождении и функциях предметов, проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
27. Способен «с головой» уходить в интересующее его занятие.
28. Инициативен в общении со сверстниками.
Информация о работе Развитие детской одаренности в условиях дополнительного образования