Развитие детской одаренности в условиях дополнительного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 21:55, реферат

Краткое описание

1.Понятие «одаренность».
2. Значение «одаренности».
3. Применение диагностического материала.

Файлы: 1 файл

Лаврова-одаренность.doc

— 414.50 Кб (Скачать)


ШПМ по теме:

«Развитие детской одаренности в условиях дополнительного образования».

 

План выступления:

 

1.Понятие  «одаренность».

2. Значение «одаренности».

3. Применение диагностического  материала.

 

1.       Понятие «одаренность».

Долгое время одаренность рассматривали, как божественный дар и лишь в середине 19 века сформировалось представление о наследственной природе этого дара. История экспериментального исследования проблемы детской одаренности насчитывает всего около сотни лет, однако за это время представление о ней существенно менялось. Англичанин Ф.Гальтон впервые выдвинул идею о том, что одаренность является результатом врожденных, наследственно обусловленных свойств. Его книга – «Наследственность таланта: законы и последствия» по образному выражению специалистов «спустила проблему одаренности с небес на землю».

Специальные исследования по этому вопросу выдвигали ряд гипотез касающихся вопроса природы одаренности. Различные мнения по данному вопросу, понятие одаренности раскрывают с разных позиций. Отсюда возникают разные определения одаренности и если их выстроить в логическую схему, объясняющую природу этого вопроса, то можно проследить путь, по которому личность проходит от одаренности до максимального раскрытия этого природного явления – гениальность.

Условно эта схема такова:

Одаренность – талант – гениальность.                     

Расшифровка данной схемы такова – природная одаренность каждого индивидуума под влиянием  социума раскрывается в креативность (творческость),  креативность в свою очередь с соблюдением различных факторов (целенаправленность в работе на развитие своих способностей самой личностью, благоприятные условия для этого процесса, т.е. наличие талантливого учителя, материальной поддержки, возможности познать  опыт по интересующим вопросам из различных  источников, расширить круг общения со специалистами различного масштаба и др.) переходит в следующий виток развития природного дара – талант, а впоследствии с углублением изучения интересующих вопросов, анализ  и обобщение полученных результатов в совершенно новый экспериментальный материал,  ставит человека в совершенно новую позицию познания мироздания, что условно называется гениальностью данной личности. Вся эта схема имеет логическое круговое завершение: гениальность раскрывает в полной мере природную одаренность человека.    

2. Значение «одаренности».

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. В недалеком прошлом на рубеже 50-70годов   в учреждениях педагогической направленности  психология ребенка  раскрывалась с позиции «чистого листа», где не учитывался аспект врожденных типологических характеристик свойственных каждому индивидууму. Основные составные интеллектуально – творческого потенциала личности на момент рождения  - темперамент, тип мышления, особенности строения органов восприятия окружающего мира (органы осязания, органы обоняния, органы зрения т.д.),  позволяет утверждать, что ребенок на момент рождения получает самый большой дар природы - уникальное восприятие окружающего мира.

Если рассматривать одаренность через условно-схематический вариант, складывается следующая схема..

 

Слагаемые одаренности

(наследственные параметры)

 

 

           Вопросы творческой одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связано с развитием обра­зования, которому прису­щи унификация и профильность (профессионализа­ция), с ужесточением требо­ваний молодежного рынка труда, отсутствием меха­низмов социальной поддер­жки и лифтинга для талан­тливой молодежи.

          Очевидно, что интеллек­туальный потенциал обще­ства, страны во многом оп­ределяется выявлением ода­ренных детей и работой с ними. Поэтому каждый пе­дагог задает­ся вопросами: что такое ода­ренность, в чем особенности работы с одаренными детьми? В отечественной психологической школе (С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов и др.) ведущим является тип работы с одаренными детьми? В отечественной психологической школе (С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов и др.) ведущим является деятельностный подход, при котором одаренность оценивается по результа­там - успех в какой-либо де­ятельности. При этом ода­ренность делится на общую (широкий спектр деятельно­сти) и специальную (определенные виды деятельности).     

            Принципиальным является творческий характер резуль­тата - непохожесть процес­са его получения по срав­нению с известными путя­ми, нестандартность. Так, И. Я, Лернер разделял ода­ренность на интеллектуаль­ную и творческую. По А. М. Матюшкину, основа развития одаренности - творческий потенциал, за­ложенный в каждом ребен­ке и развивающийся по мере его взросления.      

           Признаками одаренности он считал до­минирующую роль познава­тельной мотивации, иссле­довательскую творческую активность, возможность достижения нестандартных решений, возможность про­гнозирования.

          По Н. С. Лейтесу, формирование, рост способностей происходят всегда в социальной среде, в которой исключительные задатки могут, как развить­ся, так и деградировать. В этом видится смысл понятия «развитие одаренности», предполагающий в качестве необходимого условия ста­новления одаренности целе­направленную работу по ее выращиванию, совершен­ствованию.

         Дж. Рензулли понимает под одареннос­тью сочетание трех характе­ристик: высокого уровня интеллектуальных способ­ностей, творческого подхо­да и высокой настойчивос­ти, мотивированности в ре­ализации поставленных за­дач. А. Шведел указывает на одаренность, как на по­степенно возникающее свойство в контексте «чело­век-среда», в становлении которого значительную роль играет опыт раннего детства. Интенсивность взаимодействия во многом определяет процесс развития одаренности. В этой связи становится понятной важность специального проектирования среды де­ятельности и развития ода­ренных детей.

 

Модель одаренности

(Дж. Рензулли)

 

 

   Большинство авторов указывают на проблемы, связанные с обучением одаренных детей, которые вытекают из дисбаланса развития: как правило, ин­теллектуальное и нрав­ственное развитие одарен­ных детей опережает их фи­зическое и эмоциональное развитие. Это приводит к тому, что к таким детям в школе предъявляются за­вышенные требования, на­пример, регуляции поведе­ния.

       Анализируя этимоло­гию слова «одаренность», многие исследователи по­нимают его как данный че­ловеку свыше дар (пости­гать, уметь делать нечто), независимо от его воли. При такой трактовке, ода­ренный человек оказывает­ся изначально обременен тяжелой ношей дара, изме­нить который или воздей­ствовать на него он, по-ви­димому, не в состоянии; при этом понижается субъектно-деятельностная сторона развития личнос­ти, она оказывается жест­ко детерминирована вне­шними условиями.

            В каче­стве альтернативы можно предложить следующую трактовку одаренности: одаренный человек спосо­бен «одаривать» окружаю­щих людей (продуктами своей деятельности, откро­вениями и т. д.), потому что является сильной, сбалан­сированной личностью, которую создал в результа­те целенаправленной рабо­ты над собой. При этой трактовке слова «одарен­ность» на первое место вы­ходит ценность деятельно­сти личности, работы над своими способностями, коммуникации и коопера­ции с другими людьми. Мы, как учреждения дополнительного образования работаем в контексте деятельностной парадигмы.

           Для любого педагога дополнительного образования представляется принципиальным разли­чать два подхода к работе с одаренными детьми. Пер­вый осуществляется следу­ющим образом: проводит­ся диагностика, отбирают­ся одаренные дети и их учат по особым методи­кам. При этом основным является вопрос о диагно­стике: каким образом ее проводить, на основании каких требований, каким образом выявить одарен­ность на начальном этапе, как не «пропустить» ода­ренного ребенка? Хотя метод диаг­ностики (в самых разных своих модификациях) не позволяет и никогда не

Предложенные далее методики диагностирования ребенка хотя и не по­зволят достичь 100-про­центного ответа на вопрос: проявляет ребенок одарен­ность или не проявляет, но  помогут педагогу найти свое собственное направление в работе с одаренными детьми.

 

Методика диагностики общей одаренности.

Интеллектуально-творческий потенциал личности (или иначе говоря, одаренность) не может быть сведен к какой-то одной характеристике. По сочетанию личностных характеристик ребенка (интегративная, сфера умственного развития, сфера личностного развития) легко наблюдаемых  педагогом на  занятиях в т/о можно провести диагностику общей одаренности учащегося и соответственно определить направление дальнейшей педагогической работы.

 

Подготовительная работа.

Необходимо заготовить 3 листа оценок по представлен­ному образцу.

Каждый оценочный лист отображает одну из характеристик интеллектуально-творческого потенциала личности изучаемого ребенка.

Как оценивать.

Для оценки воспользуемся "методом полярных бал­лов". Каждую характеристику потенциала ребенка будем оценивать по пятибалльной шкале. Но будьте внимательны! Оцениваем не так, как принято в школе:

5 — оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных ви­дах деятельности и поведения;

4 — свойство заметно выражено, но проявляется непо­стоянно, при этом и противоположное ему проявля­ется очень редко;

3 — оцениваемое и противоположное свойства лично­сти выражены не четко, в проявлениях редки, в по­ведении и деятельности уравновешивают друг друга;

2 — более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности противоположное оцениваемому;

1 — четко выражено и часто проявляется свойство лич­ности противоположное оцениваемому, оно фиксиру­ется в поведении и во всех видах деятельности;

О — сведений для оценки данного качества нет (не имею).

Оценивание потребует наблюдений за ребенком, бесед с ним, изучения под данным углом зрения продуктов его деятельности (рисунков, сочиненных им историй, сконст­руированных им построек из кубиков и т. п.); анализа осо­бенностей его общения с вами, с другими взрослыми и со сверстниками — это серьезная работа. Постарайтесь сделать ее добросовестно и помните: завышение и занижение оце­нок — просто самообман.

Оценки будут более объективны, если будут поставле­ны не одним педагогом, а несколькими, работающими с данными детьми ("метод экспертных оценок"). Для этого необходимо, чтобы каждый участник опроса (учитель, вос­питатель, методист и др.) заполнил собственную таблицу ("лист оценок"), поставив оценки каждому ребенку. Затем надо посчитать средние показатели.

 

Лист оценок:

(интегративные характеристики)

Ф И.О., должность

Дата

 

Фамилия, имя

1

2

3

4

5

1

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

16

 

 

 

 

 

 

17

 

 

 

 

 

 

18

 

 

 

 

 

 

19

 

 

 

 

 

 

20

 

 

 

 

 

 

21

 

 

 

 

 

 

22

 

 

 

 

 

 

23

 

 

 

 

 

 

24

 

 

 

 

 

 


 

 

1)  любопытство;

2)  сверхчувствительность;

3)  способность к прогнозированию;

4)  словарный запас;

5)   способность к оценке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист оценок:

(сфера умственного развития)

 

 

Ф.И.О., должность

Дата

 

 

Фамилия, имя

1

2

3

4

5

6

7

1

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

 

16

 

 

 

 

 

 

 

 

17

 

 

 

 

 

 

 

 

18

 

 

 

 

 

 

 

 

19

 

 

 

 

 

 

 

 

20

 

 

 

 

 

 

 

 

21

 

 

 

 

 

 

 

 

22

 

 

 

 

 

 

 

 

23

 

 

 

 

 

 

 

 

24

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Развитие детской одаренности в условиях дополнительного образования