Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 21:55, реферат
1.Понятие «одаренность».
2. Значение «одаренности».
3. Применение диагностического материала.
ШПМ по теме:
«Развитие детской одаренности в условиях дополнительного образования».
План выступления:
1.Понятие «одаренность».
2. Значение «одаренности».
3. Применение диагностического материала.
1. Понятие «одаренность».
Долгое время одаренность рассматривали, как божественный дар и лишь в середине 19 века сформировалось представление о наследственной природе этого дара. История экспериментального исследования проблемы детской одаренности насчитывает всего около сотни лет, однако за это время представление о ней существенно менялось. Англичанин Ф.Гальтон впервые выдвинул идею о том, что одаренность является результатом врожденных, наследственно обусловленных свойств. Его книга – «Наследственность таланта: законы и последствия» по образному выражению специалистов «спустила проблему одаренности с небес на землю».
Специальные исследования по этому вопросу выдвигали ряд гипотез касающихся вопроса природы одаренности. Различные мнения по данному вопросу, понятие одаренности раскрывают с разных позиций. Отсюда возникают разные определения одаренности и если их выстроить в логическую схему, объясняющую природу этого вопроса, то можно проследить путь, по которому личность проходит от одаренности до максимального раскрытия этого природного явления – гениальность.
Условно эта схема такова:
Одаренность – талант – гениальность.
Расшифровка данной схемы такова – природная одаренность каждого индивидуума под влиянием социума раскрывается в креативность (творческость), креативность в свою очередь с соблюдением различных факторов (целенаправленность в работе на развитие своих способностей самой личностью, благоприятные условия для этого процесса, т.е. наличие талантливого учителя, материальной поддержки, возможности познать опыт по интересующим вопросам из различных источников, расширить круг общения со специалистами различного масштаба и др.) переходит в следующий виток развития природного дара – талант, а впоследствии с углублением изучения интересующих вопросов, анализ и обобщение полученных результатов в совершенно новый экспериментальный материал, ставит человека в совершенно новую позицию познания мироздания, что условно называется гениальностью данной личности. Вся эта схема имеет логическое круговое завершение: гениальность раскрывает в полной мере природную одаренность человека.
2. Значение «одаренности».
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. В недалеком прошлом на рубеже 50-70годов в учреждениях педагогической направленности психология ребенка раскрывалась с позиции «чистого листа», где не учитывался аспект врожденных типологических характеристик свойственных каждому индивидууму. Основные составные интеллектуально – творческого потенциала личности на момент рождения - темперамент, тип мышления, особенности строения органов восприятия окружающего мира (органы осязания, органы обоняния, органы зрения т.д.), позволяет утверждать, что ребенок на момент рождения получает самый большой дар природы - уникальное восприятие окружающего мира.
Если рассматривать одаренность через условно-схематический вариант, складывается следующая схема..
Слагаемые одаренности
(наследственные параметры)
Вопросы творческой одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связано с развитием образования, которому присущи унификация и профильность (профессионализация), с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизмов социальной поддержки и лифтинга для талантливой молодежи.
Очевидно, что интеллектуальный потенциал общества, страны во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Поэтому каждый педагог задается вопросами: что такое одаренность, в чем особенности работы с одаренными детьми? В отечественной психологической школе (С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов и др.) ведущим является тип работы с одаренными детьми? В отечественной психологической школе (С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов и др.) ведущим является деятельностный подход, при котором одаренность оценивается по результатам - успех в какой-либо деятельности. При этом одаренность делится на общую (широкий спектр деятельности) и специальную (определенные виды деятельности).
Принципиальным является творческий характер результата - непохожесть процесса его получения по сравнению с известными путями, нестандартность. Так, И. Я, Лернер разделял одаренность на интеллектуальную и творческую. По А. М. Матюшкину, основа развития одаренности - творческий потенциал, заложенный в каждом ребенке и развивающийся по мере его взросления.
Признаками одаренности он считал доминирующую роль познавательной мотивации, исследовательскую творческую активность, возможность достижения нестандартных решений, возможность прогнозирования.
По Н. С. Лейтесу, формирование, рост способностей происходят всегда в социальной среде, в которой исключительные задатки могут, как развиться, так и деградировать. В этом видится смысл понятия «развитие одаренности», предполагающий в качестве необходимого условия становления одаренности целенаправленную работу по ее выращиванию, совершенствованию.
Дж. Рензулли понимает под одаренностью сочетание трех характеристик: высокого уровня интеллектуальных способностей, творческого подхода и высокой настойчивости, мотивированности в реализации поставленных задач. А. Шведел указывает на одаренность, как на постепенно возникающее свойство в контексте «человек-среда», в становлении которого значительную роль играет опыт раннего детства. Интенсивность взаимодействия во многом определяет процесс развития одаренности. В этой связи становится понятной важность специального проектирования среды деятельности и развития одаренных детей.
Модель одаренности
(Дж. Рензулли)
Большинство авторов указывают на проблемы, связанные с обучением одаренных детей, которые вытекают из дисбаланса развития: как правило, интеллектуальное и нравственное развитие одаренных детей опережает их физическое и эмоциональное развитие. Это приводит к тому, что к таким детям в школе предъявляются завышенные требования, например, регуляции поведения.
Анализируя этимологию слова «одаренность», многие исследователи понимают его как данный человеку свыше дар (постигать, уметь делать нечто), независимо от его воли. При такой трактовке, одаренный человек оказывается изначально обременен тяжелой ношей дара, изменить который или воздействовать на него он, по-видимому, не в состоянии; при этом понижается субъектно-деятельностная сторона развития личности, она оказывается жестко детерминирована внешними условиями.
В качестве альтернативы можно предложить следующую трактовку одаренности: одаренный человек способен «одаривать» окружающих людей (продуктами своей деятельности, откровениями и т. д.), потому что является сильной, сбалансированной личностью, которую создал в результате целенаправленной работы над собой. При этой трактовке слова «одаренность» на первое место выходит ценность деятельности личности, работы над своими способностями, коммуникации и кооперации с другими людьми. Мы, как учреждения дополнительного образования работаем в контексте деятельностной парадигмы.
Для любого педагога дополнительного образования представляется принципиальным различать два подхода к работе с одаренными детьми. Первый осуществляется следующим образом: проводится диагностика, отбираются одаренные дети и их учат по особым методикам. При этом основным является вопрос о диагностике: каким образом ее проводить, на основании каких требований, каким образом выявить одаренность на начальном этапе, как не «пропустить» одаренного ребенка? Хотя метод диагностики (в самых разных своих модификациях) не позволяет и никогда не
Предложенные далее методики диагностирования ребенка хотя и не позволят достичь 100-процентного ответа на вопрос: проявляет ребенок одаренность или не проявляет, но помогут педагогу найти свое собственное направление в работе с одаренными детьми.
Методика диагностики общей одаренности.
Интеллектуально-творческий потенциал личности (или иначе говоря, одаренность) не может быть сведен к какой-то одной характеристике. По сочетанию личностных характеристик ребенка (интегративная, сфера умственного развития, сфера личностного развития) легко наблюдаемых педагогом на занятиях в т/о можно провести диагностику общей одаренности учащегося и соответственно определить направление дальнейшей педагогической работы.
Подготовительная работа.
Необходимо заготовить 3 листа оценок по представленному образцу.
Каждый оценочный лист отображает одну из характеристик интеллектуально-творческого потенциала личности изучаемого ребенка.
Как оценивать.
Для оценки воспользуемся "методом полярных баллов". Каждую характеристику потенциала ребенка будем оценивать по пятибалльной шкале. Но будьте внимательны! Оцениваем не так, как принято в школе:
5 — оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;
4 — свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко;
3 — оцениваемое и противоположное свойства личности выражены не четко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
2 — более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности противоположное оцениваемому;
1 — четко выражено и часто проявляется свойство личности противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;
О — сведений для оценки данного качества нет (не имею).
Оценивание потребует наблюдений за ребенком, бесед с ним, изучения под данным углом зрения продуктов его деятельности (рисунков, сочиненных им историй, сконструированных им построек из кубиков и т. п.); анализа особенностей его общения с вами, с другими взрослыми и со сверстниками — это серьезная работа. Постарайтесь сделать ее добросовестно и помните: завышение и занижение оценок — просто самообман.
Оценки будут более объективны, если будут поставлены не одним педагогом, а несколькими, работающими с данными детьми ("метод экспертных оценок"). Для этого необходимо, чтобы каждый участник опроса (учитель, воспитатель, методист и др.) заполнил собственную таблицу ("лист оценок"), поставив оценки каждому ребенку. Затем надо посчитать средние показатели.
Лист оценок:
(интегративные характеристики)
Дата
№ | Фамилия, имя | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
|
13 |
|
|
|
|
|
|
14 |
|
|
|
|
|
|
15 |
|
|
|
|
|
|
16 |
|
|
|
|
|
|
17 |
|
|
|
|
|
|
18 |
|
|
|
|
|
|
19 |
|
|
|
|
|
|
20 |
|
|
|
|
|
|
21 |
|
|
|
|
|
|
22 |
|
|
|
|
|
|
23 |
|
|
|
|
|
|
24 |
|
|
|
|
|
|
1) любопытство;
2) сверхчувствительность;
3) способность к прогнозированию;
4) словарный запас;
5) способность к оценке.
Лист оценок:
(сфера умственного развития)
Ф.И.О., должность
Дата
№ | Фамилия, имя | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
14 |
|
|
|
|
|
|
|
|
15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
16 |
|
|
|
|
|
|
|
|
17 |
|
|
|
|
|
|
|
|
18 |
|
|
|
|
|
|
|
|
19 |
|
|
|
|
|
|
|
|
20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
21 |
|
|
|
|
|
|
|
|
22 |
|
|
|
|
|
|
|
|
23 |
|
|
|
|
|
|
|
|
24 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Информация о работе Развитие детской одаренности в условиях дополнительного образования