Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 21:55, реферат
1.Понятие «одаренность».
2. Значение «одаренности».
3. Применение диагностического материала.
1) оригинальность мышления;
2) гибкость мышления;
3) продуктивность;
4) способность к анализу и синтезу;
5) классификация и категоризация;
6) высокая концентрация внимания;
Лист оценок:
(сфера личностного развития)
Ф.И.О., должность
Дата
№ | Фамилия, имя | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
14 |
|
|
|
|
|
|
|
|
15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
16 |
|
|
|
|
|
|
|
|
17 |
|
|
|
|
|
|
|
|
18 |
|
|
|
|
|
|
|
|
19 |
|
|
|
|
|
|
|
|
20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
21 |
|
|
|
|
|
|
|
|
22 |
|
|
|
|
|
|
|
|
23 |
|
|
|
|
|
|
|
|
24 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1) увлеченность содержанием задачи;
2) перфекционизм;
3) нонконформизм;
4) лидерство;
5) соревновательность;
6) широта интересов;
7) юмор.
Как подвести итоги.
Для того чтобы результаты нашей диагностической работы были более наглядны, воспользуемся несложным графическим вариантом их представления. Для каждой группы характеристик сделаем заготовку так, как показано на рисунке 1.
Как не сложно заметить, условный "одаренный ребенок" получит по всем характеристикам высшие баллы и будет иметь в итоге на каждом рисунке правильный многоугольник. Реальный ребенок при объективном оценивании в большинстве случаев дает неправильный многоугольник. Примеры можно увидеть на рисунке 2.
Если вы получили правильные многоугольники, то ваш ребенок — одаренный ребенок. Но даже если многоугольник неправильный — не страшно. Это говорит о вашей объективности, и, кроме того, это индивидуальное сочетание уровней развития отдельных характеристик как раз и образует ту неповторимую картину, которую мы в самом начале решили называть "портретом личностного потенциала ребенка". В этой связи понятно, что то, что один портрет не похож на другой портрет или идеал — это нормально.
При этом следует иметь в виду, что у одних способностей есть свойство компенсировать недостаточное развитие других (например, относительно невысокая продуктивность вполне может быть компенсирована оригинальностью и гибкостью мышления).
Теперь известны направления вашей дальнейшей педагогической работы — вы знаете, какие качества хорошо развиты, а какие требуют повышенного внимания с вашей стороны.
Рисунок 1
Графическое отображение.
Интегративные характеристики.
1) любопытство;
2) сверхчувствительность к проблемам,
4) словарный запас;
1) оригинальность мышления;
2) гибкость мышления;
3) продуктивность;
4) анализ и синтез;
5) классификация и категоризация;
6) высокая концентрация внимания;
7) память.
Сфера личностного развития
1) увлеченность содержанием задачи;
Рисунок 2
Интегративные характеристики.
1) любопытство;
2) сверхчувствительность к проблемам;
3) способность к прогнозированию;
4) словарный запас;
5) способность к оценке.
1) оригинальность мышления;
2) гибкость мышления;
3) продуктивность; анализ и синтез;
4) классификация и категоризация;
5) высокая концентрация внимания;
6) память.
Сфера личностного развития
1) увлеченность содержанием задачи;
2) перфекционизм;
3) нонконформизм;
4) лидерство;
5) соревновательность;
6) широта интересов;
7) юмор.
Интегративные личностные характеристики.
Любопытство (познавательная потребность) . всепоглощающую жажду интеллектуальной стимуляции и новизны обычно называют любопытством. Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового неизвестного.
Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в постоянном стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской, творческой активности (желание разбирать различную технику, исследовать поведение животных, людей и мн. др.)
Сверхчувствительность к проблемам. Способность видеть проблему там, где другие ничего необычного не замечают, -важная характеристика творчески мыслящего человека. Еще Платон говорил о том, что познание начинается с удивления тому, что обыденно.
Проявляется в способности выявлять и ставить проблемы.
Способность к прогнозированию. Способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, последствия действия до его осуществления и другие способности подобного рода обычно называются способностями к прогнозированию.
Выявляется не только, при решении учебных задач, но и распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни; от прогнозирования последствий неотдаленных во времени, относительно элементарных событий, до возможностей прогноза развития социальных явлений.
Словарный запас. Большой словарный запас – одновременно результат и критерий развития умственных способностей ребенка. Факт тесной связи мышления и речи многократно подтвержден во многих специальных исследованиях.
Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и умений (стремлении) «строить» сложные синтаксические конструкции, в характерном, для одаренных детей, придумывании новых слов для обозначения новых, введенных ими понятий или воображаемых событий.
Способность к оценке. Способность к оценке – прежде всего, производное (результат) критического мышления, она предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей. Обеспечивает возможности: самодостаточности, самоконтроля, уверенности в себе, в своих способностях и решениях. Все это создает почву для неконформности, самостоятельности.
Проявляется в способности объективно характеризовать: решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.
Характеристики сферы умственного развития.
Выявление и оценивание представленных ниже параметров – дело более сложное и потребует специальных углубленных наблюдений. Вместе с тем эти показатели характеризуют глубинные, а потому более важные стороны развития умственного потенциала ребенка.
Оригинальность мышления. Способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных.
Проявляется в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах его деятельности (ярко выражено в характере и тематике самостоятельной работы)
Гибкость мышления. Способность быстро и легко переходить от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию. Устанавливать между этими явлениями (объектами, процессами) ассоциативные связи.
Проявляется в умении находить альтернативные стратегии решения проблем. Оперативно менять направление поиска решения проблемы.
Продуктивность. Продуктивность или «беглость мышления» обычно рассматривается как способность генерирования большого числа идей, тем больше возможность выбора из них наиболее интересных, оригинальных.
Проявляется и может оцениваться по количеству продуктов деятельности.
Способность к анализу и синтезу. Анализ — линейная, последовательная, логически точная обработка информации, предполагающая ее разложение на составляющие. Синтез — напротив, ее синхронизация, объединение в единую структуру.
Наиболее ярко проявляется при решении логических задач и проблем. Вместе с тем может быть выявлена практически в любом виде деятельности ребенка.
Классификация и категоризация. Классификация и категоризация — психические процессы, имеющие решающее значение при структурировании новой информации, предполагающие объединение единичных объектов в классы, группы, категории.
Проявляется, кроме специальных логических задач, в самых разных видах деятельности ребенка. Например, в стремлении к коллекционированию, систематизации добываемых материалов.
Высокая концентрация внимания. Высокая концентрация внимания выражается обычно в двух основных особенностях психики: а) высокая степень погруженности в задачу и б) возможность успешной "настройки" (даже при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к выбранной цели.
Проявляется в склонности к сложным и сравнительно долговременным занятиям. Другой полюс характеризуется "низким порогом отключения", что выражается в быстрой утомляемости, в неспособности долго заниматься одним делом.
Память. Способность ребенка запоминать факты, события, абстрактные символы, различные знаки — важнейший индикатор одаренности. Развивая различные виды памяти, следует иметь в виду, что преимущество в творчестве имеет не тот, у кого больше объем памяти, а тот, кто способен оперативно извлечь из памяти нужную информацию.
Проявление различных видов памяти (долговременная я кратковременная, смысловая и механическая, образная и символическая и др.) несложно обнаружить в процессе общения с ребенком.
Характеристики сферы личностного развития.
Увлеченность содержанием задачи. Многие исследователи считают увлеченность содержанием задачи — ведущей характеристикой одаренности. Деятельность тогда выступает эффективным средством развития способностей, когда она стимулируется не чувством долга, не стремлением получить награду, победить в конкурсе, а, в первую очередь — интересом к содержанию.
Проявляется в деятельности и поведении ребенка. Доминирующая мотивация может выявляться путем наблюдений и бесед.
Перфекционизм. Данное качество характеризуется стремлением доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям. Как отмечают специалисты, высокоодаренные дети не удовлетворяются, не достигнув максимально высокого уровня в выполнении своей работы.
Проявляется в самых разных видах деятельности, выражается в упорном стремлении делать и переделывать до соответствия самым высоким личным стандартам.
Нонконформизм. Нонконформизм, во взрослом варианте, — стремление, во что бы то ни стало противостоять мнению большинства. В ребенке, не смотря на свойственную дошкольному и младшему школьному возрастам подражательность, это качество также присутствует, и степень его развития характеризует степень его самостоятельности и
Информация о работе Развитие детской одаренности в условиях дополнительного образования