Развитие детской одаренности в условиях дополнительного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 21:55, реферат

Краткое описание

1.Понятие «одаренность».
2. Значение «одаренности».
3. Применение диагностического материала.

Файлы: 1 файл

Лаврова-одаренность.doc

— 414.50 Кб (Скачать)

1)   оригинальность мышления;

2)   гибкость мышления;

3)   продуктивность;

4)   способность к анализу и син­тезу;

5)   классификация и категориза­ция;

6)   высокая   концентрация   вни­мания;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист оценок:

(сфера личностного развития)

Ф.И.О., должность

Дата

Фамилия, имя

1

2

3

4

5

6

7

1

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

 

16

 

 

 

 

 

 

 

 

17

 

 

 

 

 

 

 

 

18

 

 

 

 

 

 

 

 

19

 

 

 

 

 

 

 

 

20

 

 

 

 

 

 

 

 

21

 

 

 

 

 

 

 

 

22

 

 

 

 

 

 

 

 

23

 

 

 

 

 

 

 

 

24

 

 

 

 

 

 

 

 

1)  увлеченность содержанием задачи;

2)   перфекционизм;

3)  нонконформизм;

4)  лидерство;

5)  соревновательность;

6)  широта интересов;

7)  юмор.

Как подвести итоги.

Для того чтобы результаты нашей диагностической работы были более наглядны, воспользуемся несложным графическим вариантом их представления. Для каждой группы характеристик сделаем заготовку так, как показа­но на рисунке 1.

Как не сложно заметить, условный "одаренный ребе­нок" получит по всем характеристикам высшие баллы и бу­дет иметь в итоге на каждом рисунке правильный много­угольник. Реальный ребенок при объективном оценивании в большинстве случаев дает неправильный многоугольник. Примеры можно увидеть на рисунке 2.

Если вы получили правильные многоугольники, то ваш ребенок — одаренный ребенок. Но даже если мно­гоугольник неправильный — не страшно. Это говорит о вашей объективности, и, кроме того, это индивидуальное сочетание уровней развития отдельных характеристик как раз и образует ту неповторимую картину, которую мы в самом начале решили называть "портретом личностного потенциала ребенка". В этой связи понятно, что то, что один портрет не похож на другой портрет или идеал — это нормально.

При этом следует иметь в виду, что у одних способно­стей есть свойство компенсировать недостаточное развитие других (например, относительно невысокая продуктивность вполне может быть компенсирована оригинальностью и гибкостью мышления).

Теперь известны направления вашей дальнейшей пе­дагогической работы — вы знаете, какие качества хорошо развиты, а какие требуют повышенного внимания с ва­шей стороны.

Рисунок 1

Графическое отображение.

 

Интегративные характеристики.

 

                     1)   любопытство;

  2)   сверхчувствительность   к проблемам,

                                                           3)   способность    к    прогнозирова­нию;

                          4)   словарный запас;

                                   5)   способность к оценке.

 

Сфера умственного развития.

1)   оригинальность мышления;

2)   гибкость мышления;

3)   продуктивность;

4)   анализ и синтез;

5)   классификация и категоризация;

6)   высокая концентрация внимания;

7)   память.

 

 

 

 

Сфера личностного развития

1)   увлеченность   содержанием   за­дачи;

                                                                  2)   перфекционизм;

                                                                                                     3)   нонконформизм;

                                                                                                     4)   лидерство;

                                                                        5)   соревновательность;

                                                                      6)   широта интересов;

                                                7)   юмор.

Рисунок 2

Интегративные характеристики.

 

1)  любопытство;

2)   сверхчувствительность   к   про­блемам;

3)   способность   к   прогнозирова­нию;

4)   словарный запас;

5)   способность к оценке.

 

 

 

 

Сфера умственного развития.

     1)   оригинальность мышления;

      2)   гибкость мышления;

3)       продуктивность; анализ и синтез;

4)       классификация и категоризация;

5)       высокая концентрация внима­ния;

6)       память.

 

Сфера личностного развития

 

 

1)   увлеченность содержанием за­дачи;

2)   перфекционизм;

3)   нонконформизм;

4)  лидерство;

5)   соревновательность;

6)   широта интересов;

7)   юмор.

 

 


              Интегративные личностные  характеристики.

Любопытство (познавательная потребность) . всепоглощающую жажду интеллектуальной стимуляции и новизны обычно называют любопытством. Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового неизвестного.

              Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в постоянном стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской, творческой активности (желание разбирать различную технику, исследовать поведение животных, людей и мн. др.)

Сверхчувствительность к проблемам. Способность видеть проблему там, где другие ничего необычного не замечают, -важная характеристика творчески мыслящего человека. Еще Платон говорил о том, что познание начинается с удивления тому, что обыденно.

     Проявляется в способности выявлять и ставить проблемы.

Способность к прогнозированию. Способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, последствия действия до его осуществления и другие способности подобного рода обычно называются способностями к прогнозированию.

     Выявляется  не только, при решении учебных задач, но и распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни; от прогнозирования последствий неотдаленных во времени, относительно элементарных событий, до возможностей прогноза развития социальных явлений.

Словарный запас.  Большой словарный запас – одновременно результат и критерий развития умственных способностей ребенка. Факт тесной связи мышления и речи многократно подтвержден во многих специальных исследованиях.

              Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и умений (стремлении) «строить» сложные синтаксические конструкции, в характерном, для одаренных детей, придумывании новых слов для обозначения новых, введенных ими понятий или воображаемых событий.

Способность к оценке. Способность к оценке – прежде всего, производное (результат) критического мышления, она предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей. Обеспечивает возможности: самодостаточности, самоконтроля, уверенности в себе, в своих способностях и решениях. Все это создает почву для неконформности, самостоятельности.

              Проявляется в способности объективно характеризовать: решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.

 

Характеристики сферы умственного развития.

Выявление и оценивание представленных ниже параметров – дело более сложное и потребует специальных углубленных наблюдений. Вместе с тем эти показатели характеризуют глубинные, а потому более важные стороны развития умственного потенциала ребенка.

Оригинальность мышления. Способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных.

              Проявляется в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах его деятельности (ярко выражено в характере и тематике самостоятельной работы)

Гибкость мышления. Способность быстро и легко переходить от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию. Устанавливать между этими явлениями (объектами, процессами) ассоциативные связи.

              Проявляется в умении находить альтернативные стратегии решения проблем. Оперативно менять направление поиска решения проблемы.

Продуктивность. Продуктивность или «беглость мышления» обычно рассматривается как способность генерирования большого числа идей, тем больше возможность выбора из них наиболее интересных, оригинальных.

              Проявляется и может оцениваться по количеству продуктов деятельности.

Способность к анализу и синтезу. Анализ — линейная, последовательная, логически точная обработка информа­ции, предполагающая ее разложение на составляющие. Синтез — напротив, ее синхронизация, объединение в еди­ную структуру.

Наиболее ярко проявляется при решении логических задач и проблем. Вместе с тем может быть выявлена прак­тически в любом виде деятельности ребенка.

Классификация и категоризация. Классификация и ка­тегоризация — психические процессы, имеющие решающее значение при структурировании новой информации, пред­полагающие объединение единичных объектов в классы, группы, категории.

Проявляется, кроме специальных логических задач, в самых разных видах деятельности ребенка. Например, в стремлении к коллекционированию, систематизации добы­ваемых материалов.

Высокая концентрация внимания. Высокая концентра­ция внимания выражается обычно в двух основных особен­ностях психики: а) высокая степень погруженности в задачу и б) возможность успешной "настройки" (даже при нали­чии помех) на восприятие информации, относящейся к вы­бранной цели.

Проявляется в склонности к сложным и сравнитель­но долговременным занятиям. Другой полюс характеризу­ется "низким порогом отключения", что выражается в быстрой утомляемости, в неспособности долго занимать­ся одним делом.

Память. Способность ребенка запоминать факты, со­бытия, абстрактные символы, различные знаки — важней­ший индикатор одаренности. Развивая различные виды па­мяти, следует иметь в виду, что преимущество в творчестве имеет не тот, у кого больше объем памяти, а тот, кто способен оперативно извлечь из памяти нужную информацию.

Проявление различных видов памяти (долговременная я кратковременная, смысловая и механическая, образная и символическая и др.) несложно обнаружить в процессе об­щения с ребенком.

Характеристики сферы личностного развития.

Увлеченность содержанием задачи. Многие исследова­тели считают увлеченность содержанием задачи — ведущей характеристикой одаренности. Деятельность тогда выступает эффективным средством развития способностей, когда она стимулируется не чувством долга, не стремлением получить награду, победить в конкурсе, а, в первую очередь — инте­ресом к содержанию.

Проявляется в деятельности и поведении ребенка. До­минирующая мотивация может выявляться путем наблюде­ний и бесед.

Перфекционизм. Данное качество характеризуется стремлением доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям. Как отмеча­ют специалисты, высокоодаренные дети не удовлетворяются, не достигнув максимально высокого уровня в выполнении своей работы.

Проявляется в самых разных видах деятельности, выражается в упорном стремлении делать и переделывать до соответствия самым высоким личным стандартам.

Нонконформизм. Нонконформизм, во взрослом вари­анте, — стремление, во что бы то ни стало противостоять мнению большинства. В ребенке, не смотря на свойствен­ную дошкольному и младшему школьному возрастам под­ражательность, это качество также присутствует, и степень его развития характеризует степень его самостоятельности и

Информация о работе Развитие детской одаренности в условиях дополнительного образования