Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 15:26, реферат
Организация – это не только формальная структура (предприятие или учреждение), но и социальный объект – средство для достижения целей собственника, руководителя и персонала. Это означает, что в любых организациях возникает трудовой коллектив, в котором складываются весьма сложные и многообразные отношения работников между собой, а также работников с руководством, создаются неформальные группы, т. е. происходят процессы, серьезно влияющие на эффективность организации, на результаты ее деятельности.
1. Формальные и неформальные группы
2. Власть. Руководство и лидерство
3. Работа с людьми
4. Разрешение конфликтов
Библиографический список
В чем проблема?
Чем она вызвана?
Каковы возможности решения?
Какое из них вы предлагаете и почему?
Используйте игровой подход при решении даже самых серьезных задач. Наполеону принадлежит фраза «Игрушки управляют людьми». В нашем случае игровой подход означает использование наглядных и простых примеров из областей, весьма далеких от рассматриваемой проблемы, использование всевозможных макетов, забавных картинок, смешной компьютерной графики и т. п.
Одно из принципиальных отличий рыночной экономики с ее менеджментом от командно-административной заключается в том, что рыночный механизм действует как бы автоматически, без особого силового давления. Этот автоматизм по сравнению со свойственным административной системе более низким по уровню «ручным» командным управлением дает рынку ряд преимуществ.
Как всякий сложный механизм, менеджмент нуждается в наладке, регулировке, устранении сбоев. Одной из причин таких сбоев в системе управления организацией являются внутренние конфликты.
Под конфликтом понимается разногласие между отдельными членами (группами членов) организации.
В конфликтах следует различать как отрицательные, контрпродуктивные моменты, так и положительные – продуктивные. Отрицательным является то, что конфликт нарушает нормальное функционирование организации, приводит к разнобою в работе ее членов, отравляет атмосферу в трудовом коллективе. Положительным служит то, что конфликты порой помогают выявить и устранить серьезные недостатки в работе организации, вскрыть внутренние противоречия и разрядить обстановку в коллективе, преодолеть рутину и косность. Известно, что новое обычно пробивает себе дорогу далеко не мирными средствами, конфликты помогают прогрессу. Такие конфликты не только не вредны, они являются непременным условием развития.
Роль и задача менеджера заключаются в том, чтобы грамотно управлять конфликтами: разрешать, ликвидировать контрпродуктивные конфликты и стимулировать, направлять в нужное русло продуктивные конфликтные ситуации.
Для управления конфликтами необходимо прежде всего разобраться в источниках их возникновения. Такими источниками могут быть:
1)
разное понимание членами
2)
различная ценностная
3)
борьба за ограниченные
4) личные качества руководителя и подчиненных (например, их психологическая несовместимость);
5)
различия в происхождении (
6)
различия в личных качествах,
стиле, манере поведения
7)
плохие коммуникации или
8)
дублирование решаемых членами
коллектива (группами) задач, приводящее
к неразберихе и
9)
дублирование полномочий и
Методы разрешения конфликтов в значительной мере определяются видом конфликта и ожидаемыми последствиями от него.
По виду конфликты бывают разными.
1. Конфликты между группами:
– из-за ведущей роли, привилегированного положения в организации (например, типичен конфликт между администрацией и профсоюзом);
–
между формальными и
–
между линейными и
– между подразделениями, стоящими на одном уровне управления – из-за благосклонности руководства;
– между подразделениями, стоящими на разных уровнях управления – из-за делегирования полномочий;
– между подразделениями, связанными технологическими цепочками, производственными циклами – из-за нарушений ритма производства.
2. Конфликты между членами коллектива:
– из-за столкновений интересов отдельных личностей (материальных, духовных, научных);
– из-за борьбы за использование ресурсов и других возможностей;
– из-за столкновения идей и воззрений;
– из-за противопоставления позиций: новаторы – консерваторы, оптимисты – пессимисты;
–
из-за взаимного непонимания: старшее
поколение – молодежь; разный уровень
образования, культуры; различные интересы,
степень материального
– из-за столкновения характеров людей, их жизненных укладов.
3. Конфликты между личностью и коллективом:
– из-за столкновения интересов;
– из-за стремления личности выделиться (даже если это выделение оправдано выдающимися качествами личности);
– из-за стремления личности занять особое положение в коллективе;
– из-за резких внутренних и внешних отличий личности от других членов коллектива (начиная с интеллекта и кончая одеждой);
– из-за противоречий между личностью-руководителем и коллективом.
4. Внутриличностные конфликты:
– из-за физических, умственных и эмоциональных перегрузок;
– из-за противоречивых требований руководителей;
– из-за собственной некомпетентности;
– из-за несправедливости и непонимания руководителей;
– из-за невнимания и непонимания коллег;
– из-за крушения идеалов;
– из-за несоответствия потребностей и возможностей (например, из-за непомерных притязаний);
– из-за семейных неурядиц и других жизненных трудностей;
– из-за обмана окружающих и самообмана;
– из-за неудавшейся любви и дружбы;
– из-за неоправдавшихся надежд;
– из-за собственного плохого характера;
– из-за болезни.
Менеджер должен уметь просчитывать возможные последствия конфликтов. Они могут быть как контрпродуктивными (негативными, вредными для организации), так и продуктивными (положительными, полезными).
К негативным последствиям конфликтов следует отнести следующие:
– возникновение у сторон конфликта антагонизма и враждебности;
–
возникновение нежелания
–
выявление новых скрытых
– еще большее, чем до конфликта, убеждение в своей правоте и расхождение во взглядах;
– создание из конфликтующей стороны «образа врага»;
– появление азарта стычки, агрессивности и других низменных инстинктов;
– напрасная трата времени и сил;
– разочарование в надеждах на примирение;
– отрицательные эмоции.
Позитивными последствиями конфликтов могут быть:
– примирение сторон;
– снятие взаимных подозрений, вопросов и недоумений;
– более широкий и глубокий взгляд на проблему;
– большая информированность;
– лучшее взаимопонимание;
–
появление желания
– снятие антагонизма, агрессивности и напряженности;
– сближение позиций;
– появление навыка коллегиальной выработки решений;
– разрешение проблемы;
– полезные выводы для участников;
– воспитание терпимости и умения стать на чужую точку зрения;
– консолидация в рамках всей организации;
– положительные эмоции.
Разрешение конфликтов достигается с помощью следующих основных средств, в совокупности позволяющих управлять конфликтами.
Административные средства:
1)
четкое регламентирование
2)
обоснованное нормирование
3)
наличие должностных
4)
гласное и понятное персоналу
применение мер
5)
доступность руководителей
6)
своевременная и по существу
реакция руководителей на
Организационные средства:
1)
открытость и гласность
2)
четкая координация
3)
организационная культура –
Социально-
1) принятие мер по сплочению («сколачиванию») коллектива организации;
2)
работа с неформальными
3)
материальные и моральные
4)
наказание руководителей за
5)
обоснованное и гласное
Воспитательные средства:
1)
проведение работы по
2) меры по поднятию авторитета руководителей;