Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 15:26, реферат
Организация – это не только формальная структура (предприятие или учреждение), но и социальный объект – средство для достижения целей собственника, руководителя и персонала. Это означает, что в любых организациях возникает трудовой коллектив, в котором складываются весьма сложные и многообразные отношения работников между собой, а также работников с руководством, создаются неформальные группы, т. е. происходят процессы, серьезно влияющие на эффективность организации, на результаты ее деятельности.
1. Формальные и неформальные группы
2. Власть. Руководство и лидерство
3. Работа с людьми
4. Разрешение конфликтов
Библиографический список
Хоторнские эксперименты положили начало социально-психологическим методам менеджмента (см. главу 6), вызвали интерес к неформальным группам, к использованию их возможностей в целях повышения эффективности организации.
Рассмотрим некоторые характерные черты современных неформальных групп.
1.
Неформальные группы возникают
внутри формальной организации
и состоят в ней в постоянной
связи. Следовательно,
2. Цели неформальных групп в принципе необязательно связаны с целями формальной организации, внутри которой эти группы возникают. Однако почти всегда есть возможность связать эти цели, сделать их взаимозависимыми.
3.
Обычно внутри формальной
Причем одни и те же сотрудники, принадлежащие к единой формальной организации, могут одновременно принадлежать к нескольким неформальным. Неформальная структура может выходить за пределы формальной организации.
4.
Неформальная организация
5. Формальные группы имеют много общего с неформальными. У них есть организация (структура, связи), руководители-лидеры, иерархия, цели и задачи. В неформальных организациях придерживаются определенных сложившихся норм, неписаных правил поведения, могут существовать поощрения и наказания.
6.
Главными отличиями в
7.
Несмотря на произвольный, спонтанный
процесс образования
Для того чтобы влиять на процесс создания и деятельности неформальных групп, нужно иметь представление об основных мотивах персонала, ведущих к их возникновению. Такими мотивами являются защита, взаимопомощь, социальные контакты, общение, социальные проявления.
Ведущим
побудительным мотивом для
С мотивом защиты тесно связан мотив взаимопомощи. Члены формальной организации ищут контактов друг с другом и создают неформальные группы в надежде, что совместно им легче будет решать свои проблемы – как личные, бытовые, так и производственные. Общая заинтересованность в результатах совместного труда приводит к тому, что работники начинают помогать друг другу в работе: передавать полезный опыт, объединять усилия, строже контролировать себя и смежников (именно это и происходило в хоторнских экспериментах).
Формальная группа помогает ее участникам в налаживании столь необходимых большинству людей социальных контактов. Члены группы начинают ощущать себя частью единого целого, чувствуют себя полезными и необходимыми, утверждаются в своей принадлежности к нужному и престижному делу.
Участие в неформальной группе дает хорошие возможности испытать «роскошь человеческого общения», удовлетворить присущую каждому нормальному человеку потребность поделиться с окружающими своими мыслями (в том числе и связанными с работой), обменяться информацией, встретить понимание и сочувствие.
Наконец, именно в неформальной группе создается благоприятная обстановка для зарождения, становления и реализации таких столь важных для каждой личности социальных проявлений, как взаимные симпатии, дружба и любовь.
Несмотря на свой неофициальный статус, неформальные группы являются в руках умелого менеджера мощным инструментом управления организацией, позволяют лучше использовать традиционные методы управления, более полно осуществлять свои функции.
Рассмотрим несколько примеров использования неформальных групп для улучшения управления предприятием.
ПРИМЕР 1. Помощь неформальных лидеров
Лидеры неформальных групп – мощная управленческая сила. С их помощью менеджер может получать необходимую для принятия решений информацию, разъяснять персоналу смысл поставленных задач, поднимать людей на заинтересованную продуктивную качественную работу.
ПРИМЕР 2. Общественный контроль
Члены неформальных групп способны осуществлять столь необходимый организации независимый контроль за исполнением решений официального руководства, расходованием средств, качеством выпускаемой продукции.
ПРИМЕРЗ. Преодоление консервативных тенденций
Часто
коллектив предприятия, «человеческий
фактор» выступают в качестве
основного тормоза при
Для того чтобы наиболее полно использовать возможности неформальных групп в целях формальной организации, менеджер должен владеть методами и искусством управления ими. В качестве главных принципов такого управления необходимо иметь в виду следующие:
1.
Недопустим прямой перенос
2.
При управлении неформальными
группами на первый план
3.
Недопустимо прямое
4.
Следует налаживать постоянные
связи и взаимодействие между
формальными и неформальными
структурами; прежде всего это
касается постановки и
5.
Следует постоянно выявлять
6.
Особое внимание должно
7.
Необходимо предусматривать и
осуществлять организационную,
8.
За деятельностью неформальных
групп должен вестись
9.
Целесообразно наладить с
10.
Должна быть предусмотрена
11.
Необходимо наладить
12.
Все отношения между
управление группа конфликт руководство лидерство
Для того чтобы выполнять свои функции, вести организацию к намеченной цели, менеджер должен обладать властью.
Власть – это реальная возможность управлять людьми, влиять на них. Под управлением здесь понимается целенаправленное воздействие, а под влиянием – такое поведение одного из членов организации, которое вносит изменения в поведение другого.
Итак, власть нужна менеджеру для достижения целей организации, выстраивания поведения персонала в нужном для этого направлении.
Основаниями для получения власти одними, подчинения ей других являются:
закон – когда власть основана на требованиях нормативных документов: законов, указов, постановлений, приказов и т. и;
принуждение – власть основывается на страхе, боязни репрессий;
убеждения – подчиняющийся делает это исходя из воспринятых им внутренних побуждений и установок;
вознаграждение – за подчинение дают материальные или духовные блага;
знания – носитель власти обладает сведениями, необходимыми подчиняющемуся;
подражание – подчинение вызвано тем, что подчиняются другие («стадное» чувство);
участие – подчинение вызвано желанием участвовать в делах, осуществляемых носителем власти;
традиции ~ подчинение связано с существующими в данной среде обычаями (подчинение старшим по возрасту, женщин – мужчинам и т. д.);
харизма – подчинение основано на доверии, симпатии, вызванной качествами личности руководителя или лидера;
вера – подчинение основано не на рациональных мотивах, а на безоговорочном внутреннем убеждении в том, что так надо, ибо носителю власти и влияния «виднее» (религиозная вера, вера во врача, а авторитеты).
Власть проявляется через руководство и лидерство.
Руководство – это когда власть реализуется через формальные, официально закрепленные иерархические структуры, действующие по определенным правилам.
Лидерство – когда власть и влияние основываются не только на отношениях формальной подчиненности, но и на личных качествах лидера.
Термин
«руководство» часто
Основные направления деятельности руководителя организации можно представить следующим образом.
1. В сфере управления организацией
Постановка целей и задач.
Прогнозирование и планирование.
Выработка и принятие решений.
Делегирование полномочий.
Административное руководство.