Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 13:01, курсовая работа
ТЕМПЕРАМЕНТ — совокупность типологических особенностей человека, проявляющиеся в динамике его психологических процессов: в быстроте и силе его реакции, в эмоциональном тонусе его жизнедеятельности.
Научное объяснение природы темперамента дал И. П. Павлов в учение основных свойств нервной системы. Изучая высшую нервную деятельность животных, И. П. Павлов установил, что собаки, отличаются по характеру образования и протекания условных рефлексов, отличаются также и по темпераменту.
Введение .................................................................................................................. 2
Глава 1 Теоретические подходы к изучению мотивации персонала................. 7
1.1 Сущность понятия мотивации......................................................................... 6
1.2 Система мотивации персонала труда ........................................................... 12
1.3 Методы оценки эффективности системы мотивации персонала.............. 14
Глава 2 Исследование системы мотивации персонала ОАО «МТС».............. 24
2.1 Общая характеристика ОАО «МТС»............................................................ 24
2.2 Анализ мотивации сотрудников предприятия ОАО «МТС» .................... 28
2.3 Мероприятия по совершенствованию системы мотивации персонала ОАО
«МТС».................................................................................................................... 44
Заключение............................................................................................................ 47
Список используемой литературы...................................................................... 50
Приложение..............
Работа №3
МОТИВАЦИЯ
1. Введение
МОТИВАЦИЯ (англ. motive — повод, мотив, побуждение) — это совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности; к ним относятся мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые детерминируют поведение человека.
МОТИВЫ — это относительно устойчивые проявления, атрибуты личности. Например, утверждая, что определенному человеку присущ познавательный мотив, мы подразумеваем, что во многих ситуациях у него проявляется познавательная мотивация.
ПОТРЕБНОСТИ — субъективные явления, побуждающие к деятельности и представляющие собой отражение нужды организма в чем-либо.
ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА — актуальные потребности и мотивы деятельности, присутствующие у человека.
По психологическим критериям различают 3 класса мотивирующих факторов:
1. Потребности и инстинкты как источники психической активности;
2. Мотивы, определяющие направленность поведения, деятельности;
3. Эмоции, субъективные переживания (стремления, желания и т.п.) и установки, осуществляющие регуляцию поведения.
Психологические теории мотивации:
Античность и средневековье
Теории делятся на два вида: рациональные и иррациональные.
Теория принятия решения объясняет на рационалистической основе поведение человека. Теория автомата объясняет на иррационалистнческой основе поведение животного. Первая теория была связана с использованием математических знаний при объяснении поведения человека.
Она рассматривала проблемы выбора человека в экономике. В дальнейшем основные положения данной теории были перенесены на понимание человеческих поступков в целом.
Во второй половине девятнадцатого века научная общественность приняла эволюционную теорию Ч. Дарвина. Она позволила пересмотреть поведение человека, опираясь на понятие инстинкта. С одной стороны началось интенсивное изучение разумных форм поведения у животных (В. Келер, Э. Торндайк), с другой - инстинктов у человека (3. Фрейд, У. Макдугалл, И. П. Павлов и др.). В результате фактически полностью изменилось представление о потребностях человека и соответственно о мотивах его поведения. Стали выделять не только биологические, но и социальные потребности.
По своему существу первыми крайней биологизаторскими теориями стали теории инстинкта 3. Фрейда и У. Макдугалла. Оба свели все формы человеческого поведения к врождённым инстинктам. Макдугалл предложил набор из десяти инстинктов: инстинкты изобретательства, строительства, любопытства, бегства, стадности, драчливости, репродуктивный (родительский), отвращения, самоунижения, самоутверждения.
Данная теория была разработана И. П. Павловым, её развитие продолжено его учениками, последователями и другими учёными: Н. А. Бернштейном — автором теории психофизиологической уровневой регуляции движений; П. К. Анохиным, предложившим модель функциональной системы, и объясняющую динамика поведенческого акта; Е. Н. Соколовым, который открыл и исследовал ориентировочный рефлекс, имеющий большое значение для понимания психофизиологических механизмов восприятия, внимания и мотивации, а также предложил модель концептуальной рефлекторной дуги.
Курт Левин предложил теорию мотивации, основанную на так называемых валентностях (по аналогии с химией). Имеется целая плеяда теорий
мотивации в гуманистической психологии: Г. Мюррея, А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса и др.
В это время появился целый ряд новых мотивационных концепций: Д. Макклелланда, Д. Аткинсона, Г. Хекхаузена, Г. Келли, Ю. Роттера и др. В данных теориях отрицается принципиальная возможность создания единой универсальной теории мотивации, одинаково успешно объясняющей как поведение животных, так и человека. Также большинством учёных
утверждается, что человек не реактивен, а изначально активен, и поэтому принцип редукции напряжения для объяснения поведения человека не очень приемлем, а источники его активности следует искать в нем самом, в его психических свойствах и состояниях. Также признаётся одновременно и роль бессознательного, и роль сознания человека в формировании поведения человека. Сознательная регуляция для человека выступает ведущим механизмом формирования поведения.
Теория деятельности
А. Н. Леонтьев, опираясь на труды С. Л. Рубинштейна, создал так называемую теорию деятельности. Согласно его концепции, мотивационная сфера человека имеет свои источники в практической деятельности. Между структурой деятельности и строением мотивационной сферы человека существуют отношения изоморфизма, т. е. взаимного соответствия. В основе динамических изменений, которые происходят с мотивационной сферой человека, лежит подчиняющееся объективным социальным законам развитие системы деятельностей. Мотивация человека претерпевает изменения под влиянием осуществляемой деятельности, поэтому корни деятельности как бы лежат в самой деятельности.
Задание №1
2. Морфологический тест жизненных ценностей (МТЖЦ). Авторы: В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина
Цели и задачи исследования — определение мотивационно-ценностной структуры личности. Основным диагностическим конструктором МТЖЦ являются терминальные ценности. Под термином «ценность» мы понимаем отношение субъекта к явлению, жизненному факту, объекту и субъекту, и признание его как важного, имеющего жизненную важность.
Инструкция:
Морфологический тест жизненных ценностей состоит из 112 утверждений, каждое из которых испытуемому необходимо оценить по 5-балльной шкале. Просим оценить Ваши желания и стремления, побуждающие Вас к определенным действиям, по 5-балльной шкале, проговаривая фразу:
«Для меня сейчас (ваша оценка) ...»
– если утверждение НЕ ИМЕЕТ НИКАКОГО ЗНАЧЕНИЯ, поставьте цифру «1»
– если утверждение ИМЕЕТ НЕБОЛЬШОЕ ЗНАЧЕНИЕ, поставьте цифру «2»
– если утверждение ИМЕЕТ ОПРЕДЕЛЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ, поставьте цифру «3»
– если утверждение ВАЖНО, поставьте цифру «4»
– если утверждение ОЧЕНЬ ВАЖНО, поставьте цифру «5»
Просим вас помнить, что здесь не моет быть правильных и неправильных ответов. Самым правильным будет правдивый ответ. Старайтесь не использовать для оценки утверждения цифру «3»
3. Результаты и их обработка
Суммируем баллы ответов в соответствии с ключом. Таким образом получаем первичные тестовые результаты. В шкале достоверности при подсчете необходимо учитывать знак. Все ответы со знаком минус инвертируются. Так, если тестируемый ставит 5 баллов в ответе на утверждение, относящееся к шкале достоверности, то ему соответствует 1 балл. Если же за утверждение с отрицательным значением испытуемый ставит 1 балл, то ему будет соответствовать 5 баллов.
К духовно-нравственным ценностям относятся: саморазвитие, духовная удовлетворенность, креативность и активные социальные контакты, отражающие нравственно-деловую направленность. К прагматическим ценностям относятся: престиж, достижения, материальное положение, сохранение индивидуальности. При всех низких значениях - направленность личности неопределенная, без выраженного предпочитаемого целеполагания. При всех высоких баллах - направленность личности противоречивая, внутриконфликтная. При высоких баллах ценностей 1-й группы направленность личности является гуманистической, 2-й группы — прагматической.
Перечень жизненных ценностей включает:
1. Развитие себя, т.е. познание своих индивидуальных особенностей, постоянное развитие своих способностей и других личностных характеристик.
2. Духовное удовлетворение, т.е. руководство морально-нравственными принципами, преобладание духовных потребностей над материальными.
3. Креативность, т.е. реализация своих творческих возможностей, стремление изменять окружающую действительность.
4. Активные социальные контакты, т.е. установление благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия, расширение своих межличностных связей, реализация своей социальной роли.
5. Собственный престиж, т. е. завоевание своего признания в обществе путем следования определенным социальным требованиям.
6. Высокое материальное положение, т.е. обращение к факторам материального благополучия как главному смыслу существования.
7. Достижение, т. е. постановка и решение определенных жизненных задач как главных жизненных факторов.
8. Сохранение собственной индивидуальности, т.е. преобладание собственных мнений, взглядов, убеждений над общепринятыми, защита своей неповторимости и независимости.
Ключ к тесту:
4. Анализ и выводы
Сумма баллов по гуманистической направленности составляет
Сумма баллов по прагматической направленности составляет
Задание №2
2. Методика диагностики
социально-психологических
Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф.Потемкиной состоит из 80 вопросов, дающих ответы на вопросы "Что важно в жизни?"
Первая часть, 40 вопросов, показывает, что важнее для человека: альтруизм или эгоизм, процесс или результат. Вторая часть, следующие 40 вопросов, направлены на оценку значимости свободы или власти, содержания работы или денег.
Инструкция:
Ответьте на каждый вопрос "да", если он верно описывает ваше поведение и "нет", если ваше поведение не соответствует тому, о чем говорится в вопросе.
3. Результаты и их обработка
Ключ к методике
Часть первая: выявления установок на «альтруизм – эгоизм», «процесс – результат»:
«Ориентация на процесс»: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37
«Ориентация на результат»: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38
«Ориентация на альтруизм»: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39
«Ориентация на эгоизм»: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40
Часть вторая: выявления установок ''свобода – власть'', ''труд – деньги'':
«Ориентация на труд»: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37
«Ориентации на свободу»: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38
«Ориентация на власть»: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39
«Ориентация на деньги»: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40
За каждый ответ ''да'' начисляется 1 балл. Вычисляется сумма значений по каждой из восьми установок личности.
Интерпретация полученных результатов
— Люди более ориентированы на процесс, менее задумываются над достижением результата, часто опаздывают со сдачей работы, их процессуальная направленность препятствует их результативности; ими больше движет интерес к делу, а для достижения результата требуется много рутинной работы, негативное отношение к которой они не могут преодолеть.
— Люди, ориентирующиеся на результат, одни из самых надежных. Они могут достигать результата в своей деятельности вопреки суете, помехам, неудачам.
— Люди, ориентирующиеся на альтруистические ценности, часто в ущерб себе, заслуживают всяческого уважения. Альтруизм наиболее ценная общественная мотивация, наличие которой отличает зрелого человека.
— Люди с чрезмерно выраженным эгоизмом встречаются довольно редко. Известная доля ''разумного эгоизма'' не может навредить человеку. Скорее более вредит его отсутствие, причем это среди людей ''интеллигентных профессий'' встречается довольно часто.
Информация о работе Работы по общепсихологическому практикуму