Работы по общепсихологическому практикуму

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 13:01, курсовая работа

Краткое описание

ТЕМПЕРАМЕНТ — совокупность типологических особенностей человека, проявляющиеся в динамике его психологических процессов: в быстроте и силе его реакции, в эмоциональном тонусе его жизнедеятельности.
Научное объяснение природы темперамента дал И. П. Павлов в учение основных свойств нервной системы. Изучая высшую нервную деятельность животных, И. П. Павлов установил, что собаки, отличаются по характеру образования и протекания условных рефлексов, отличаются также и по темпераменту.

Оглавление

Введение .................................................................................................................. 2
Глава 1 Теоретические подходы к изучению мотивации персонала................. 7
1.1 Сущность понятия мотивации......................................................................... 6
1.2 Система мотивации персонала труда ........................................................... 12
1.3 Методы оценки эффективности системы мотивации персонала.............. 14
Глава 2 Исследование системы мотивации персонала ОАО «МТС».............. 24
2.1 Общая характеристика ОАО «МТС»............................................................ 24
2.2 Анализ мотивации сотрудников предприятия ОАО «МТС» .................... 28
2.3 Мероприятия по совершенствованию системы мотивации персонала ОАО
«МТС».................................................................................................................... 44
Заключение............................................................................................................ 47
Список используемой литературы...................................................................... 50
Приложение..............

Файлы: 1 файл

ОПП.doc

— 344.50 Кб (Скачать)

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Факультет психологии

 

 

Кафедра общей психологии и психологии труда

 

 

«РАБОТЫ ПО ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ПРАКТИКУМУ»

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка группы ПСИ-ЗБ2

Аленичева Юлия Михайловна

Проверил: кандидат психологических наук, доцент

Щербакова Юлия Ивановна

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2014

Работа №1

 

ТЕМПЕРАМЕНТ

 

1. Введение

ТЕМПЕРАМЕНТ — совокупность типологических особенностей человека, проявляющиеся в динамике его психологических процессов: в быстроте и силе его реакции, в эмоциональном тонусе его жизнедеятельности.

Научное объяснение природы темперамента дал И. П. Павлов в учение основных свойств нервной системы. Изучая высшую нервную деятельность животных, И. П. Павлов установил, что собаки, отличаются по характеру образования и протекания условных рефлексов, отличаются также и по темпераменту.

В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения И.П. Павлов выделил четыре типа нервной системы, которые соответствуют четырем темпераментам:

  1. Сангвиник — сильный, уравновешенный, подвижный.
  2. Флегматик — сильный, уравновешенный, малоподвижный (инертный).
  3. Холерик — сильный, неуравновешенный, со слабыми тормозными процессами.
  4. Меланхолик — слабые процессы возбуждения и торможения.

 

Свойства темперамента по К. Юнгу:

  • Экстраверсия — проявляется в дружелюбном, разговорчивом, энергичном поведении.
  • Интроверсия — проявляется в более замкнутом и уединенном поведении.
  • Эмоциональность — сила и разнообразие типичных эмоциональных переживаний человека.
  • Тревожность — состояние беспокойства, напряжения.
  • Активность — количество энергии, заложенной в действии, совершенном человеком, или количество энергии, расходуемой человеком при выполнении того или иного действия.
  • Ригидность — степень непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы.

Задание №1

 

2. Исследование типов  темперамента с помощью теста  опросника Г. Айзенка в адаптации  А.Г. Шмелева.

В его основе лежит соотнесение учения о типах высшей нервной деятельности И.П. Павлова и взгляда на природу личности с точки зрения ее направленности К.Г. Юнга. Предметом исследования выступают организмические черты личности: экстраверсия-интроверсия; нейротизм - эмоциональная стабильность.

Личностный опросник опубликован в 1963 г. и содержит 57 вопросов, 24 из которых направлены на выявление экстраверсии - интроверсии, 24 других – на оценку эмоциональной стабильности - нестабильности (нейротизма), остальные 9 составляют контрольную группу вопросов, предназначенную для оценки искренности испытуемого, его отношения к обследованию и достоверности результатов. В России адаптирован А.Г. Шмелевым.

 

Инструкция:

Вам предлагается ответить на 57 вопросов. Вопросы направлены на выявление Вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый ответ, который придет вам в голову. Отвечайте на вопросы теста Айзенка быстро и точно. Помните, что нет хороших или плохих ответов. Если Вы согласны с утверждением, поставьте знак + (да), если не согласны, то знак – (нет).

Ключ к тесту:

«Шкала лжи» 
«да» (+): 6, 24, 36; 
«нет» (–): 12, 18, 30, 42, 48, 54.

Экстраверсия – интроверсия 
«да» (+): 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56; 
«нет» (–): 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51. 
Нейротизм (эмоциональная стабильность – эмоциональная нестабильность) 
«да» (+): 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57. 
Обработка результатов теста: 
Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в 1 балл. При анализе результатов следует придерживаться следующих ориентиров:

Интерпретация показателей по шкале «Искренность»

0–3 –> Искренний

4–6 –> Ситуативность ответов

7–9 –> Лживый

Интерпретация показателей по шкале «Экстраверсия — интроверсия»

0–2 –> Cверх интроверт 
3–6 –> Интроверт

7–10 –> Потенциальный интроверт

11–14 –> Амбиверт

15–18 –> Потенциальный экстраверт

19–22 –> Экстраверт

23–24 –> Сверх экстраверт

Интерпретация показателей по шкале «Нейротизм»

0–2 –> Сверх кордант

3–6 –> Конкордант

7–10 –> Потенциальный конкордант

11–14 –> Нормостеник

15–18 –> Потенциальный дискордант

19–22 –> Дискордант

23–24 –> Сверх дискордант

Задание №1

 

  1. Результаты и их обработка

Шкала лжи

12-да        6-да

18-да       24-нет

30-да       36-нет

42-да

48-да

54-да

 

Шкала экстраверсии — интроверсии

1-да            5-нет

3-да           15-нет

8-да           20-нет

10-нет       29-нет

13-да         32-нет

17-да         34-да

22-нет       37-нет

25-да         41-нет

27-да         51-нет

39-да

44-да

46-да

49-да

53-да

56-да

Шкала нейротизма

2-да          31-да

4-да          33-нет

7-да          35-нет

9-нет        38-нет

11-нет      40-нет

14-да        43-нет

16-нет      45-нет

19-да        47-нет

21-да        50-да

23-нет      52-нет

26-нет      55-да

28-да        57-нет

Задание №1

 

4.Анализ и выводы

Результат по шкале лжи: 3 балла — искренность

Результат по шкале экстраверсии—интроверсии: 22 балла — экстраверт

Результат по шкале нейротизма: 9 баллов — потенциальный конкордант

Тип темперамента по таблице: холерик

Задание №2

 

  1. Диагностика свойств темперамента с помощью «Опросника структуры темперамента (ОСТ) В.М. Русалова»

Опросник структуры темперамента используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента. ОСТ имеет 105 вопросов. Каждый относится к одной из 9 шкал. 8 шкал содержат по 12 вопросов, а 9-ая шкала (социальной желательности ответов) — 9 вопросов. Допускается индивидуальное и групповое применение, без ограничения времени.

ОСТ содержит следующие шкалы:

1. Предметная эргичность — в самом общем виде отражает активность человека, а именно: выраженность потребности в освоении предметного мира, наличие или отсутствие стремления к деятельности, к напряженному умственному и физическому труду, а также уровень тонуса и вовлеченности в процесс деятельности.

ВЗ (высокие значения): человек высокоактивен, работоспособен, полон энергии. Предпочитает деятельность, требующую полного напряжения сил и способностей. Инициативен в поисках сфер приложения своей энергии. Способен долго и продуктивно заниматься делом, не чувствуя усталости. Сохраняет работоспособность и после продолжительной деятельности. Жажда деятельности подталкивает к работе даже во время отдыха. Настойчив в достижении цели и в поисках путей преодоления препятствий.

НЗ (низкие значения): означают пассивность, общий жизенный тонус низкий. Стремление к напряженной физической и умственной деятельности выражено слабо. Предпочитаемые сферы деятельности весьма ограничены. Низкие результаты нередко связаны с неспособностью быстро включаться в работу и долго сохранять ее высокий темп. В трудных условиях надежность работы снижается. При появлении препятствий может отказаться как от их преодоления, так и от достижения поставленной цели. Медленно восстанавливает работоспособность после длительного и напряженного труда.

СЗ (средние значения): человек избирателен в проявлениях активности, не избегает напряженной работы, однако собственная инициатива в поисках сфер приложения своих способностей недостаточно высока. Может относительно долго сохранять работоспособность, особенно в тех случаях, когда затрагиваются личные интересы. После утомительной, монотонной работы требуется достаточно продолжительный отдых для восстановления сил и энергии.

2. Социальная эргичность — связана с потребностью в социальном контакте, с желанием исследовать социальные формы деятельности, со стремлением к лидерству, общению, к приобретению высокого ранга при освоении мира через коммуникацию.

ВЗ: человек часто испытывает потребность в людях. Имеет широкий круг общения. Инициативен, быстро и легко устанавливает контакты с разными людьми. Сохраняет обычный стиль общения в кругу незнакомых людей. Спокоен, уверен в себе при общении с авторитетными людьми, большой аудиторией, а также с лицами противоположного пола. Любит бывать в компаниях, стремится занять лидирующее положение в группе. Высоко ценит собственную точку зрения. Критические замечания не мешают ее отстаивать. Социально активен, часто участвует в общественных мероприятиях, охотно выступает на семинарах, собраниях, участвует в дискуссиях. Эффективно работает в коллективе, менее эффективен, если приходится работать индивидуально. Легко срабатывается с партнерами по совместной работе.

НЗ: человек испытывает большие трудности в общении. Особенного напряжения требуют контакты с малознакомыми и авторитетными людьми, а также с противоположным полом. Тревога, беспокойство возникают при общении с большой аудиторией. Круг общения ограничен. В него преимущественно входят люди, близкие по интересам и ценностным ориентациям. Раним, чувствителен к критическим замечаниям. Шутки в свой адрес нередко воспринимает как оскорбление. Общая социальная активность низкая. Скучает, погружается в собственные переживания во время общественных мероприятий. Избегает публичных выступлений, ситуаций, требующих лидерских решений.

СЗ: человек избирателен в установлении контактов. Легко находит общий язык с теми, кто хорошо знаком, близок по духу, интересам. Общение с малознакомыми людьми требует преодоления напряжения, смущения, неуверенности. Критические замечания, шутки могут вызвать кратковременное раздражение. Лидерские качества проявляет в хорошо знакомых ситуациях. В незнакомой обстановке предпочитает оставаться в тени.

3. Пластичность — выражается в скорости переключения с одного вида деятельности на другой, перехода от одних форм мышления к другим в процессе взаимодействия с предметной средой, в стремлении к разнообразию или однообразию форм предметной деятельности.

ВЗ: легкость переключения с одного вида деятельности на другой, быстрый переход с одних форм мышления на другие в процессе взаимодействия с предметной средой, стремление к разнообразию форм предметной деятельности.

НЗ: склонность к монотонной работе, боязнь и избегание разнообразных форм поведения, вязкость, консервативные формы деятельности.

4. Социальная пластичность — содержит вопросы, направленные на выяснение степени легкости или трудности переключения в процессе общения от одного человека к другому, склонности к разнообразию коммуникативных программ.

ВЗ: широкий набор коммуникативных программ, автоматическое включение в социальные связи, легкость вступления в социальные контакты, легкость переключения в процессе общения, наличие большого количества коммуникативных заготовок, коммуникативная импульсивность.

НЗ: трудность в подборе форм социального взаимодействия, низкий уровень готовности к вступлению в социальные контакты, стремление к поддержанию монотонных контактов.

5. Темп или скорость — включает вопросы о быстроте моторно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности.

ВЗ: высокий темп поведения, высокая скорость выполнения операций при осуществлении предметной деятельности, моторно-двигательная быстрота, высокая психическая скорость при выполнении конкретных заданий.

НЗ: замедленность действий, низкая скорость моторно-двигательных операций.

6. Социальный темп — включает вопросы, направленные на выявление скоростных характеристик речедвигательных актов в процессе общения.

ВЗ: речедвигательная быстрота, быстрота говорения, высокие скорости и возможности речедвигательного аппарата.

НЗ: слабо развита речедвигательная система, речевая медлительность, медленная вербализация.

7. Эмоциональность — включает в себя вопросы, оценивающие эмоциональность, чувствительность, чувствительность к не удачам в работе.

Информация о работе Работы по общепсихологическому практикуму