Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 01:20, реферат
Уникальность социально-культурной, экономической ситуации России сегодняшнего дня состоит в том, что необходимость преобразований в обществе ставит проблему развития человека в ранг приоритетных задач. Практика показывает, что существующие ныне целенаправленно-организуемые формы подготовки уже не могут охватить тот большой круг задач, которые встают перед специалистами, исходя из современных требований. Со всей убедительностью и полнотой своего звучания сегодня заявила о себе выявленная в отечественной педагогике и психологии закономерность эффективного формирования личности с задействованием ее личных усилий и резервов.
ввести элементы состязательности, здоровой конкуренции в трудовом процессе, организовать пропаганду опыта самосовершенствования лучших специалистов, более эффективно использовать имеющиеся возможности морального и материального поощрения лучших;
периодическое
обсуждение вопросов самосовершенствования
на диспутах, групповых беседах, проведение
с членами трудовых коллективов
специального курса лекций по вопросам
теории и методики самосовершенствования,
физиологических и
ввести систему тестирования работников, особенно при отборе и выдвижении кандидатов на вышестоящую должность; периодически использовать методику определения уровня развития личностных качеств по листам самооценки и т.д.;
более эффективно использовать период аттестации специалистов для определения перспективных задач; в повседневной жизнедеятельности задачи работникам ставить дифференцированно, на высоком уровне трудностей.
Следующим направлением эффективного влияния на процесс развития мотивации профессионального самосовершенствования является формирование у специалистов прочных знаний, умений и навыков в работе по профессиональному самосовершенствованию.
В
личных беседах со многими специалистами
выяснилось, что они в самой
общей форме представляют сущность
профессионального
Таким образом, можно предположить, что прочные ЗУН профессионального самосовершенствования сами по себе являются сильным мотивирующим фактором в развитии своей личности.
Практика подтверждает, что выход на высокий уровень МПСС блокируется в основном из-за:
а) незнания психологических механизмов самосознания;
б) незнания содержания, структуры и логики процесса профессионального самосовершенствования;
в) незнания основных методов и приемов самосовершенствования;
г)
психологической
д)
отсутствия опыта в решении конкретных
задач личного
При
формировании навыков и умений профессионального
самосовершенствования хорошо зарекомендовала
себя система специфических
а) обучение способам поведения, типичным для специалиста с высоким уровнем профессиональной компетентности, высокоразвитыми профессионально-значимыми качествами, высоким уровнем МПСС (предпочтение оптимально-трудных задач и целей в своей повседневной деятельности и избегание как слишком легких, так и слишком трудных целей; предпочтение ситуаций, предполагающих личную ответственность за успех дела, оправданный риск и избегание автоматизированно-стандартных и случайных ситуаций, а также ситуаций с мелкорегламентированной диспозицией, где цель и способ ее достижения однозначно задается старшим начальником, без возможности личной инициативы и творчества; предпочтение ситуаций с обратной связью о результатах дела и избегание ситуаций без такой связи и т.п.);
б) изучение конкретных примеров из своей повседневной жизни, а также из деятельности специалистов, обладающих высоким уровнем профессионального мастерства и МПСС; попытки перевоплотиться, стать на их место, попробовать рассуждать, говорить и действовать «по-ихнему» в различных ситуациях профессиональной деятельности; анализ этих примеров и действий при помощи категорий, используемых при диагностике процесса самосовершенствования, критериев МПСС;
в)
изучение, апробация и последующий
анализ основных методов эмоционально-волевой
саморегуляции; объяснение механизмов
взаимосвязи между
Практика подтверждает достаточно существенное влияние ситуации на формирование мотивов.
Существует целая группа мотивов: мотивы-стимулы, которые возникают в конкретных ситуациях профессиональной деятельности. Третье направление развития мотивации самосовершенствования: актуализация потребностей профессионального самосовершенствования у специалистов в процессе ведущей деятельности — связано с воздействием именно на эту группу мотивов.
Цель
данного направления развития МПСС
— формирование и актуализация мотивов
самосовершенствования
наличие цели, задачи. Поставленная задача, которая психологически воспринимается специалистом как цель, является пусковым моментом функционирования процесса профессионального самосовершенствования;
поставленная задача на оптимально допустимом уровне превышает уровень наличных возможностей специалиста (единство репродуктивного и творческого в характере и содержании производственных задач).
Дело
в том, что при наличии затруднения
появляется необходимость преодолеть
его и тогда у специалиста
объективно возникает необходимость
в рефлексии (самоорганизованности).
Следовательно, возрастает потенциал
способности к
Решение
задачи требует индивидуально
решение
задачи предполагает свободный выбор
различных вариантов, выбор определенного
поведения и возможность
наличие стандартов мастерства (критериев оценки на уровне идеального «Я-профессионального»);
предполагается оценка результатов со стороны руководства, трудового коллектива.
Важно
в интересах оптимизаций
Таким
образом, одним из основных путей
актуализации побуждений самосовершенствования
является целенаправленное моделирование
и развитие ситуаций самосовершенствования,
при которых работники
Важным путем актуализации побуждений самосовершенствования является его стимулирование.
В
психолого-педагогической литературе
подчеркивается, что значительно
легче этот процесс протекает, когда
человек находит поддержку в
коллективе, видит заинтересованность
руководства и организации. Причем
мотивация профессионального
Одним
из путей стимулирования является предъявление
к работникам соответствующей
Предъявление требовательности тесно связано со справедливой оценкой деятельности специалистов по профессиональному самосовершенствованию. Доказано, что человек, испытывающий нехватку реакции на свою работу, со временем теряет интерес в ней (Асеев В.Г., Берн Э., Скиннер Б., Торндайк Э., Якобсон П.М.). Существует два метода заинтересования работников в своем профессиональном росте: положительное подкрепление (поощрение) и отрицательное подкрепление (наказание).
Многое зависит от правильного определения того, что же важно для конкретного человека, на которого хотят повлиять, каковы его доминирующие мотивы и уже в соответствии с этим применять тот или иной вид подкрепления. Тактика управляющего воздействия здесь следующая: если руководитель хочет повлиять на профессиональный рост личности, то он должен сделать его выгодным для данного специалиста в соответствии с имеющимися у последнего мотивационными установками и способствовать существенному продвижению в конкретной реализации этих выгод.
В
условиях перехода к рыночным отношениям
и сопутствующим этому
ЗП раб = К • ЗП min
где ЗП раб — заработная плата конкретного работника;
ЗП гmin— минимальная заработная плата в этой должности;
К — коэффициент «ценности» специалиста.
Вместе с тем было бы неправильно рассматривать положительное подкрепление только как материальное поощрение. Существует целый спектр других очень мощных поощрений, стимулирующих личный рост специалистов:
Информация о работе Психолого-педагогические характеристики процесса самосовершенствования