Психолого-педагогические характеристики процесса самосовершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 01:20, реферат

Краткое описание

Уникальность социально-культурной, экономической ситуации России сегодняшнего дня состоит в том, что необходимость преобразований в обществе ставит проблему развития человека в ранг приоритетных задач. Практика показывает, что существующие ныне целенаправленно-организуемые формы подготовки уже не могут охватить тот большой круг задач, которые встают перед специалистами, исходя из современных требований. Со всей убедительностью и полнотой своего звучания сегодня заявила о себе выявленная в отечественной педагогике и психологии закономерность эффективного формирования личности с задействованием ее личных усилий и резервов.

Файлы: 1 файл

саня.docx

— 45.37 Кб (Скачать)

Психолого-педагогические характеристики процесса самосовершенствования 

     Уникальность  социально-культурной, экономической  ситуации России сегодняшнего дня состоит  в том, что необходимость преобразований в обществе ставит проблему развития человека в ранг приоритетных задач. Практика показывает, что существующие ныне целенаправленно-организуемые формы  подготовки уже не могут охватить тот большой круг задач, которые  встают перед специалистами, исходя из современных требований. Со всей убедительностью и полнотой своего звучания сегодня заявила о себе выявленная в отечественной педагогике и психологии закономерность эффективного формирования личности с задействованием  ее личных усилий и резервов. Не случайно профессиональное самосовершенствование  рассматривается сегодня как  специфический вид профессиональной деятельности специалистов, как неотъемлемый компонент их подготовки и переподготовки.

     Результаты  практической деятельности, а также  целевые психолого-педагогические исследования в различных системах труда свидетельствуют, что профессиональное самосовершенствование всегда есть результат осознанного взаимодействия специалиста с конкретной социальной средой, в ходе которого он реализует  потребности выработать у себя такие  личностные качества, которые дают успех в профессиональной деятельности и в жизни вообще. Следовательно, самосовершенствование — явление личностно-социальное.

При этом собственно влияние социальных условий (в том  числе конкретных социальных факторов профессиональной деятельности) на личное самосовершенствование в значительной мере опосредуется самой личностью, бытием ее уже сложившихся внутренних феноменов, системой личных требований человека к самому себе.

     Таким образом, профессиональное самосовершенствование  специалистов — это сознательный, целенаправленный процесс повышения  уровня своей профессиональной компетентности и развития профессионально значимых качеств в соответствии с внешними социальными требованиями, условиями  профессиональной деятельности и личной программой развития.

     В основе этого процесса лежит психологический  механизм постоянного преодоления  внутренних противоречий между наличным уровнем профессионализма («Я-реальное профессиональное») и некоторым  воображаемым (моделируемым) его состоянием («Я-идеальное профессиональное»). 

      Источники профессионального самосовершенствования специалистов находятся в социальном окружении. Самосовершенствование как социальный процесс базируется на требованиях общества и профессии к личности специалиста. Причем, предъявляемые требования должны быть несколько выше наличных возможностей конкретного человека. Только в этом случае возникают предпосылки к самосовершенствованию в виде внутренних противоречий в процессе ведущей деятельности специалиста, результатом разрешения которых является процесс целенаправленного развития собственной личности.

     Следующей важной предпосылкой, обуславливающей  начало процесса самосовершенствования, является отношение самого специалиста  к этим предъявляемым требованиям. Вполне понятно, что при индифферентном (безразличном) отношении к ним  никакой речи о развитии собственной  личности быть не может. Только при  осознанном принятии предъявляемых  требований специалист будет ощущать  потребность в самосовершенствовании. Потребность находит свой предмет  в образе «Я-идеальное профессиональное»  и становится мотивом в работе над собой.

     Следовательно, если источник профессионального самосовершенствования  находится в социальном окружении, то движущие силы этого процесса следует  искать внутри личности — в виде мотивов профессионального самосовершенствования  человека. Отсюда и вывод для управленца: чтобы успешно управлять процессом  самосовершенствования подчиненных, необходимо решать двуединую задачу — создавать соответствующие  условия повседневной профессиональной деятельности и формировать (воспитывать) у них соответствующие потребности  и мотивы.

     Целью профессионального самосовершенствования  является достижение осознанного и  усвоенного образа (идеала) высококвалифицированного специалиста, грамотного воспитателя  и организатора своих подчиненных, культурного человека. Поскольку  самосовершенствование — процесс  непрерывный, диалектически развивающийся, то и цель его, понятие об идеале постоянно меняются, требования к  нему постоянно растут. На практике это проявляется в том, что  цель самосовершенствования в сущности недостижима никогда, она постоянно  ускользает как линия горизонта. Следовательно, предела развития личности не существует.

     Профессиональное  самосовершенствование специалистов осуществляется в двух взаимосвязанных  формах — самовоспитание и самообразование, взаимно дополняющих друг друга, оказывающих взаимное влияние на характер работы человека над собой. Вместе с тем это два относительно самостоятельных процесса, которые предполагают как общие, так и особые условия их организации.

     Самовоспитание  выступает как активная, целеустремленная деятельность человека по систематическому формированию и развитию у себя положительных  и устранению отрицательных качеств  личности. Основным же содержанием  самообразования является обновление и совершенствование имеющихся  у специалиста знаний, умений и  навыков с целью достижения желаемого  уровня профессиональной компетентности.

     Специалист  должен отчетливо представлять, что  самосовершенствование — это  глубоко интимный, личностный процесс, который не терпит шаблонов, стереотипов, жестких рамок и директивных  указаний. Содержательная сторона процесса самосовершенствования зависит  от возраста и индивидуальных особенностей конкретной личности, от занимаемой должности  и характера профессиональной деятельности, от уровня руководства этим процессом  со стороны руководителей и взаимной требовательности в конкретных производственных коллективах. В то же время, как показывают практика и целевые исследования, при всей своей многовариантности  и субъективности в процессе работы над собой есть нечто общее  — в содержательном плане специалисты, как правило, занимаются самосовершенствованием по следующим основным направлениям:

     а) развитие мировоззренческой и позиционной  определенности, нравственности, расширение своего кругозора;

     б) совершенствование профессиональных и организаторских качеств;

     в) формирование общей, технической, правовой и педагогической культуры, эстетических и физических качеств;

     г) постоянное обновление знаний, совершенствование  практических навыков и умений;

     д) формирование навыков самостоятельной  работы над собой, способности к  постоянному самосовершенствованию, устойчивой мотивации личностного  развития;

     е) выработка умения управлять своим  поведением, потребностями и чувствами, овладение методами и приемами эмоционально-волевой  саморегуляции.

     Практика  показывает, что это содержание реализуется  не во всякой деятельности, не всякая деятельность — есть деятельность по самосовершенствованию. Самосовершенствование предполагает не простое приспособление поступков  к внешним требованиям, а активное развитие качеств личности в процессе профессиональной деятельности. Именно на эту особенность обращает внимание известный польский педагог В. Оконь, вычленяя в любой деятельности две стороны — адаптивную и творческую. Адаптация позволяет специалисту ознакомится и ассимилировать (присваивать) имеющиеся уже наработанные подходы, умения и навыки из арсенала своей профессии, а самостоятельная творческая деятельность должна дать ему возможность попробовать развить собственные силы и возможности путем выхода за рамки стереотипных действий и способов и на основе этого «двинуть вперед» себя и свою профессиональную деятельность. Именно творческая сторона деятельности является определяющей в процессе самосовершенствования. К сожалению, как свидетельствуют результаты опытно-экспериментальной работы, большинство специалистов останавливается в своем развитии на уровне адаптационных процессов.

     В связи с этим педагогически обоснованное руководство процессом самосовершенствования  предполагает понимание руководителем  того, что принципиальным условием самосовершенствования является включение  специалистом в понятие «успешный  результат» не только достижения нормативных, предписанных различными документами  показателей и стандартов внешних  параметров деятельности, но и уровня задействования и развития при этом профессионально-значимых качеств, знаний, умений и навыков собственной  личности. При таком отношении  к себе и к своей деятельности создаются внутренние условия, духовно-интимная атмосфера, в которой протекает  процесс превращения внешнего воздействия  на человека в факт личного самосовершенствования.

     Руководство процессом самосовершенствования  специалистов будет более эффективным, если рассматривать его как сложную  функциональную систему, имеющую свою логику развития и относительно самостоятельные  этапы протекания. Структурно процесс самосовершенствования специалистов состоит из четырех основных логических взаимосвязанных этапов:

     самосознание  и принятие решения на самосовершенствование;

     планирование  и выработка программы самосовершенствования;

     непосредственная  практическая деятельность по реализации поставленных задач в работе над  собой;

     самоконтроль  и самокоррекция этой деятельности.

     Взаимосвязь и последовательное выполнение задач  четырех этапов самосовершенствования  приведет к искомому результату: совершенствованию  профессиональной подготовки специалиста, развитию его профессионально-значимых качеств. Вместе с тем каждый этап обладает значительной самостоятельностью, решает определенные задачи, без реализации которых был бы невозможен процесс  профессионального развития специалиста.

     Началом большой и кропотливой работы специалиста по самосовершенствованию  выступает этап самопознания. Самопознание представляет собой сложный процесс  определения специалистом своих  способностей и возможностей, уровня развития требуемых качеств личности. Без этого невозможно эффективное  самосовершенствование.

     Методически правильно организованное самопознание осуществляется по трем направлениям: самопознание себя в системе социально-психологических  отношений, в условиях профессиональной деятельности и тех требований, которые  предъявляет к нему эта деятельность; самоизучение уровня компетентности и  качеств собственной личности, которое  осуществляется путем самонаблюдения, самоанализа своих поступков, поведения, результатов деятельности, критического анализа высказываний в свой адрес, самопроверки себя в конкретных условиях деятельности; самооценка, вырабатываемая на основе сопоставления имеющихся  знаний, умений, качеств личности с  предъявленными требованиями. Непременным  условием объективности самопознания выступает адекватная самооценка, на основе которой обеспечивается самокритическое  отношение специалиста к своим  достижениям и недостаткам.

     На  основе самоизучения и самооценки у  специалистов вырабатывается решение  заниматься самосовершенствованием. Процесс  принятия решения на самосовершенствование  происходит, как правило, при глубоком внутреннем переживании специалистами  своих положительных и отрицательных  сторон личности. По существу, на данном этапе создается своеобразная модель будущей работы над собой. Здесь  важно суметь волевым путем преодолеть самообольщение, а порой и определенную растерянность перед вновь встающими  сложными задачами.

     Решение на самосовершенствование конкретизируется на этапе планирования. Планирование самосовершенствования — процесс  многозначный. Оно связано: с определением цели и основных задач самосовершенствования  как на перспективу, так и на определенные этапы жизни и деятельности специалиста; с разработкой программы (плана) личностного развития; с определением организующих основ своей деятельности по самосовершенствованию (выработка  личных правил поведения, выбор форм, средств, методов и приемов решения  задач в работе над собой). Планирование самосовершенствования — дело глубоко  индивидуальное. Вместе с тем главное  его предназначение — помочь организовать и упорядочить работу над собой.

     Подготовительная  работа, проведенная на этапе самопознания и планирования, создает надежный задел для плодотворной работы на последующих этапах. При этом непременным  условием результативного самосовершенствования  выступает систематическая и  целеустремленная работа по совершенствованию  качеств собственной личности, имеющихся  знаний, умений и навыков. К сожалению, следование правилу постоянства  оказывается часто непреодолимой  трудностью для специалистов с недостаточно сильным характером, склонных к душевной лени.

     Так, согласно данным проведенных исследований, около 86% опрошенных специалистов считают  профессиональное самосовершенствование  делом чрезвычайно важным и необходимым  для эффективного исполнения своих  профессиональных обязанностей. В то же время только каждый четвертый  среди них занимается хотя бы какой-то практической деятельностью в данном направлении. Налицо явное противоречие, требующее для своего разрешения серьезных раздумий и конкретных решений со стороны руководителей.

     Эффективность самосовершенствования специалиста  значительно возрастет, если он приложит достаточные усилия и на этапе  самоконтроля и самокоррекции. Сущность деятельности специалиста на данном этапе заключается в том, что  он контролирует работу над собой, постоянно  держит ее в поле своего сознания (рефлексия) и на этой основе своевременно устанавливает (или предотвращает) возможные отклонения реализованной программы самосовершенствования  от заданной, планируемой, вносит соответствующие  коррективы в план дальнейшей работы. С этой целью руководители всех степеней могут настоятельно рекомендовать  специалистам вести дневники, планы, расписания и т.д., в которых методом  самоотчета отражать содержание, характер работы над собой, как правило, за прошедший день, неделю, месяц. Кроме  улучшения контроля это значительно  увеличит и число специалистов, работающих над собой, — здесь срабатывают  специфические психологические  механизмы: если задача записана, зафиксирована  на бумаге, то у человека существенно  повышается ответственность за ее реализацию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Психолого-педагогические характеристики процесса самосовершенствования