Психолого-педагогические
характеристики процесса
самосовершенствования
Уникальность
социально-культурной, экономической
ситуации России сегодняшнего дня состоит
в том, что необходимость преобразований
в обществе ставит проблему развития
человека в ранг приоритетных задач.
Практика показывает, что существующие
ныне целенаправленно-организуемые формы
подготовки уже не могут охватить
тот большой круг задач, которые
встают перед специалистами, исходя
из современных требований. Со всей
убедительностью и полнотой своего
звучания сегодня заявила о себе
выявленная в отечественной педагогике
и психологии закономерность эффективного
формирования личности с задействованием
ее личных усилий и резервов. Не случайно
профессиональное самосовершенствование
рассматривается сегодня как
специфический вид профессиональной
деятельности специалистов, как неотъемлемый
компонент их подготовки и переподготовки.
Результаты
практической деятельности, а также
целевые психолого-педагогические
исследования в различных системах
труда свидетельствуют, что профессиональное
самосовершенствование всегда есть
результат осознанного взаимодействия
специалиста с конкретной социальной
средой, в ходе которого он реализует
потребности выработать у себя такие
личностные качества, которые дают
успех в профессиональной деятельности
и в жизни вообще. Следовательно,
самосовершенствование — явление личностно-социальное.
При этом собственно
влияние социальных условий (в том
числе конкретных социальных факторов
профессиональной деятельности) на личное
самосовершенствование в значительной
мере опосредуется самой личностью, бытием
ее уже сложившихся внутренних феноменов,
системой личных требований человека
к самому себе.
Таким
образом, профессиональное самосовершенствование
специалистов — это сознательный,
целенаправленный процесс повышения
уровня своей профессиональной компетентности
и развития профессионально значимых
качеств в соответствии с внешними
социальными требованиями, условиями
профессиональной деятельности и личной
программой развития.
В
основе этого процесса лежит психологический
механизм постоянного преодоления
внутренних противоречий между наличным
уровнем профессионализма («Я-реальное
профессиональное») и некоторым
воображаемым (моделируемым) его состоянием
(«Я-идеальное профессиональное»).
Источники
профессионального самосовершенствования
специалистов находятся в социальном
окружении. Самосовершенствование как
социальный процесс базируется на требованиях
общества и профессии к личности специалиста.
Причем, предъявляемые требования должны
быть несколько выше наличных возможностей
конкретного человека. Только в этом случае
возникают предпосылки к самосовершенствованию
в виде внутренних противоречий в процессе
ведущей деятельности специалиста, результатом
разрешения которых является процесс
целенаправленного развития собственной
личности.
Следующей
важной предпосылкой, обуславливающей
начало процесса самосовершенствования,
является отношение самого специалиста
к этим предъявляемым требованиям.
Вполне понятно, что при индифферентном
(безразличном) отношении к ним
никакой речи о развитии собственной
личности быть не может. Только при
осознанном принятии предъявляемых
требований специалист будет ощущать
потребность в самосовершенствовании.
Потребность находит свой предмет
в образе «Я-идеальное профессиональное»
и становится мотивом в работе
над собой.
Следовательно,
если источник профессионального самосовершенствования
находится в социальном окружении,
то движущие силы этого процесса следует
искать внутри личности — в виде
мотивов профессионального самосовершенствования
человека. Отсюда и вывод для управленца:
чтобы успешно управлять процессом
самосовершенствования подчиненных,
необходимо решать двуединую задачу
— создавать соответствующие
условия повседневной профессиональной
деятельности и формировать (воспитывать)
у них соответствующие потребности
и мотивы.
Целью
профессионального самосовершенствования
является достижение осознанного и
усвоенного образа (идеала) высококвалифицированного
специалиста, грамотного воспитателя
и организатора своих подчиненных,
культурного человека. Поскольку
самосовершенствование — процесс
непрерывный, диалектически развивающийся,
то и цель его, понятие об идеале
постоянно меняются, требования к
нему постоянно растут. На практике
это проявляется в том, что
цель самосовершенствования в сущности
недостижима никогда, она постоянно
ускользает как линия горизонта.
Следовательно, предела развития личности
не существует.
Профессиональное
самосовершенствование специалистов
осуществляется в двух взаимосвязанных
формах — самовоспитание и самообразование,
взаимно дополняющих друг друга,
оказывающих взаимное влияние на
характер работы человека над собой.
Вместе с тем это два относительно
самостоятельных процесса, которые
предполагают как общие, так и особые условия
их организации.
Самовоспитание
выступает как активная, целеустремленная
деятельность человека по систематическому
формированию и развитию у себя положительных
и устранению отрицательных качеств
личности. Основным же содержанием
самообразования является обновление
и совершенствование имеющихся
у специалиста знаний, умений и
навыков с целью достижения желаемого
уровня профессиональной компетентности.
Специалист
должен отчетливо представлять, что
самосовершенствование — это
глубоко интимный, личностный процесс,
который не терпит шаблонов, стереотипов,
жестких рамок и директивных
указаний. Содержательная сторона процесса
самосовершенствования зависит
от возраста и индивидуальных особенностей
конкретной личности, от занимаемой должности
и характера профессиональной деятельности,
от уровня руководства этим процессом
со стороны руководителей и взаимной
требовательности в конкретных производственных
коллективах. В то же время, как показывают
практика и целевые исследования,
при всей своей многовариантности
и субъективности в процессе работы
над собой есть нечто общее
— в содержательном плане специалисты,
как правило, занимаются самосовершенствованием
по следующим основным направлениям:
а)
развитие мировоззренческой и позиционной
определенности, нравственности, расширение
своего кругозора;
б)
совершенствование профессиональных
и организаторских качеств;
в)
формирование общей, технической, правовой
и педагогической культуры, эстетических
и физических качеств;
г)
постоянное обновление знаний, совершенствование
практических навыков и умений;
д)
формирование навыков самостоятельной
работы над собой, способности к
постоянному самосовершенствованию,
устойчивой мотивации личностного
развития;
е)
выработка умения управлять своим
поведением, потребностями и чувствами,
овладение методами и приемами эмоционально-волевой
саморегуляции.
Практика
показывает, что это содержание реализуется
не во всякой деятельности, не всякая деятельность
— есть деятельность по самосовершенствованию.
Самосовершенствование предполагает
не простое приспособление поступков
к внешним требованиям, а активное
развитие качеств личности в процессе
профессиональной деятельности. Именно
на эту особенность обращает внимание
известный польский педагог В. Оконь, вычленяя
в любой деятельности две стороны — адаптивную
и творческую. Адаптация позволяет специалисту
ознакомится и ассимилировать (присваивать)
имеющиеся уже наработанные подходы, умения
и навыки из арсенала своей профессии,
а самостоятельная творческая деятельность
должна дать ему возможность попробовать
развить собственные силы и возможности
путем выхода за рамки стереотипных действий
и способов и на основе этого «двинуть
вперед» себя и свою профессиональную
деятельность. Именно творческая сторона
деятельности является определяющей в
процессе самосовершенствования. К сожалению,
как свидетельствуют результаты опытно-экспериментальной
работы, большинство специалистов останавливается
в своем развитии на уровне адаптационных
процессов.
В
связи с этим педагогически обоснованное
руководство процессом самосовершенствования
предполагает понимание руководителем
того, что принципиальным условием
самосовершенствования является включение
специалистом в понятие «успешный
результат» не только достижения нормативных,
предписанных различными документами
показателей и стандартов внешних
параметров деятельности, но и уровня
задействования и развития при этом
профессионально-значимых качеств, знаний,
умений и навыков собственной
личности. При таком отношении
к себе и к своей деятельности
создаются внутренние условия, духовно-интимная
атмосфера, в которой протекает
процесс превращения внешнего воздействия
на человека в факт личного самосовершенствования.
Руководство
процессом самосовершенствования
специалистов будет более эффективным,
если рассматривать его как сложную
функциональную систему, имеющую свою
логику развития и относительно самостоятельные
этапы протекания. Структурно
процесс самосовершенствования
специалистов состоит
из четырех основных
логических взаимосвязанных
этапов:
самосознание
и принятие решения на самосовершенствование;
планирование
и выработка программы самосовершенствования;
непосредственная
практическая деятельность по реализации
поставленных задач в работе над
собой;
самоконтроль
и самокоррекция этой деятельности.
Взаимосвязь
и последовательное выполнение задач
четырех этапов самосовершенствования
приведет к искомому результату: совершенствованию
профессиональной подготовки специалиста,
развитию его профессионально-значимых
качеств. Вместе с тем каждый этап
обладает значительной самостоятельностью,
решает определенные задачи, без реализации
которых был бы невозможен процесс
профессионального развития специалиста.
Началом
большой и кропотливой работы
специалиста по самосовершенствованию
выступает этап самопознания. Самопознание
представляет собой сложный процесс
определения специалистом своих
способностей и возможностей, уровня
развития требуемых качеств личности.
Без этого невозможно эффективное
самосовершенствование.
Методически
правильно организованное самопознание
осуществляется по трем направлениям:
самопознание себя в системе социально-психологических
отношений, в условиях профессиональной
деятельности и тех требований, которые
предъявляет к нему эта деятельность;
самоизучение уровня компетентности и
качеств собственной личности, которое
осуществляется путем самонаблюдения,
самоанализа своих поступков, поведения,
результатов деятельности, критического
анализа высказываний в свой адрес,
самопроверки себя в конкретных условиях
деятельности; самооценка, вырабатываемая
на основе сопоставления имеющихся
знаний, умений, качеств личности с
предъявленными требованиями. Непременным
условием объективности самопознания
выступает адекватная самооценка, на
основе которой обеспечивается самокритическое
отношение специалиста к своим
достижениям и недостаткам.
На
основе самоизучения и самооценки у
специалистов вырабатывается решение
заниматься самосовершенствованием. Процесс
принятия решения на самосовершенствование
происходит, как правило, при глубоком
внутреннем переживании специалистами
своих положительных и отрицательных
сторон личности. По существу, на данном
этапе создается своеобразная модель
будущей работы над собой. Здесь
важно суметь волевым путем преодолеть
самообольщение, а порой и определенную
растерянность перед вновь встающими
сложными задачами.
Решение
на самосовершенствование конкретизируется
на этапе планирования. Планирование
самосовершенствования — процесс
многозначный. Оно связано: с определением
цели и основных задач самосовершенствования
как на перспективу, так и на определенные
этапы жизни и деятельности специалиста;
с разработкой программы (плана)
личностного развития; с определением
организующих основ своей деятельности
по самосовершенствованию (выработка
личных правил поведения, выбор форм,
средств, методов и приемов решения
задач в работе над собой). Планирование
самосовершенствования — дело глубоко
индивидуальное. Вместе с тем главное
его предназначение — помочь организовать
и упорядочить работу над собой.
Подготовительная
работа, проведенная на этапе самопознания
и планирования, создает надежный
задел для плодотворной работы на
последующих этапах. При этом непременным
условием результативного самосовершенствования
выступает систематическая и
целеустремленная работа по совершенствованию
качеств собственной личности, имеющихся
знаний, умений и навыков. К сожалению,
следование правилу постоянства
оказывается часто непреодолимой
трудностью для специалистов с недостаточно
сильным характером, склонных к душевной
лени.
Так,
согласно данным проведенных исследований,
около 86% опрошенных специалистов считают
профессиональное самосовершенствование
делом чрезвычайно важным и необходимым
для эффективного исполнения своих
профессиональных обязанностей. В то
же время только каждый четвертый
среди них занимается хотя бы какой-то
практической деятельностью в данном
направлении. Налицо явное противоречие,
требующее для своего разрешения
серьезных раздумий и конкретных
решений со стороны руководителей.
Эффективность
самосовершенствования специалиста
значительно возрастет, если он приложит
достаточные усилия и на этапе
самоконтроля и самокоррекции. Сущность
деятельности специалиста на данном
этапе заключается в том, что
он контролирует работу над собой, постоянно
держит ее в поле своего сознания (рефлексия)
и на этой основе своевременно устанавливает
(или предотвращает) возможные отклонения
реализованной программы самосовершенствования
от заданной, планируемой, вносит соответствующие
коррективы в план дальнейшей работы.
С этой целью руководители всех степеней
могут настоятельно рекомендовать
специалистам вести дневники, планы,
расписания и т.д., в которых методом
самоотчета отражать содержание, характер
работы над собой, как правило, за
прошедший день, неделю, месяц. Кроме
улучшения контроля это значительно
увеличит и число специалистов, работающих
над собой, — здесь срабатывают
специфические психологические
механизмы: если задача записана, зафиксирована
на бумаге, то у человека существенно
повышается ответственность за ее реализацию.