Психолого-педагогическая диагностика характерологических особенностей подростков в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 17:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: определить характерологические особенности подростков.
Задачи работы:
1. Проанализировать научно-методической литературы по вопросам исследования.
2. Провести эмпирическое исследование характерологических особенностей подростков.
3. Определить характерологические особенности младших подростков.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Необходимость изучения характерологических особенностей подростков в школе 7
1.1.Подходы к понятию и диагностике индивидуальных различий в характере подростков 7
1.2. Классификация характера 9
1.3. Формирование характерологических особенностей подростков 11
Глава 2. Методы психолого-педагогической диагностики подростков в школе 16
2.1. Патохарактерологический диагностический опросник 16
2.2. Характерологический опросник К. Леонгарда 17
2.3.Миннесотский Многоаспектный Личностный Опросник 18
Глава 3. Экспериментальное исследование развития характерологических особенностей подростков в школе 20
Методика 1. Патохарактерологический диагностический опросник 20
Методика 2. Характерологический опросник К. Леонгарда 24
Методика 3. Миннесотский Личностный Опросник 26
Глава 4. Анализ экспериментального исследования характерологических особенностей подростков в школе 30
Заключение………………………….…………………………………………..38
Список использованной литературы 40

Файлы: 1 файл

19509Курс практика Психолого-педагогическая диагностика характерологических особенностей подростков в школе (1).doc

— 227.00 Кб (Скачать)

     Режим желателен более жесткий, мобилизующий. Установить доброжелательные отношения, но подросток должен чувствовать, что  за ним наблюдают. Стремиться направлять энергию на полезное дело (например, увлечь глобальной идеей достичь чего-то— поступить в престижный вуз и т. п.). Однако в этом случае необходимо вместе распланировать предстоящую работу, фиксировать сроки и объемы и жестко контролировать выполнение. Желательно подростка данного типа ввести в состав группы или бригады с сильным лидером и позитивными установками.

     Рома  Д.- Артистичен. Любит развлекать. Недостаточно настойчив. Общителен. Неглубок. Уравновешен.

     Поддерживать  усилия, направленные на достижение интересных целей (у самого хватает инициативы выбрать какое-то занятие или цель, но не хватает упорства). Поощрять артистизм, но не допускать до клоунства.

     Олеся Р- Активный, общительный, благородный, честолюбивый. Легко соглашается на рискованные развлечения. Не всегда разборчив в друзьях, в средствах достижения цели. Благороден. Часто эгоистичен. Обаятелен. Имеет организаторские склонности.

     Поощрять  и развивать организаторские  склонности. Может быть лидером, но надо контролировать. Удерживать от 
зазнайства. Лидерское положение в коллективе легко выправляет разболтанность, лень. Любит быть «на коне». 
Можно допускать коллективную критику в случае необходимости.

     Антон О.- Легко подчиняется дисциплине. Обладает чувством собственного достоинства. Организатор. Склонен к искусству, спорту. Активен. Влюбчив. Легко увлекается людьми и событиями. Впечатлителен.

     Лидер по натуре как эмоционального, так  и делового плана. Надо поддерживать лидерские усилия, помогать, направлять в деловом и личностном плане.

     Сергей  К.- Сложный тип. Тщеславен. Энергичен. Жизнерадостен. Не имеет, как правило, высокой духовной направленности. Погружен в житейские радости. Во главу угла жизни ставит бытовые потребности. Преклоняется перед престижностью. Всеми силами стремится достичь удачи, успеха, выгоды. Презирает неудачников. Общительный, демонстративный. Жестко выдвигает свои требования13.

     Цель  старшего - держать подростка «в рамках», так как тот склонен  к зазнайству, подчинению себе окружающих. Действовать лучше спокойно и  твердо. Выделять других, подчеркивая положительные личностные качества. Можно предложить роль организатора. При этом требовать выполнения обязанностей. Желательно эстетическое воспитание

     Валера  Е.- Властный, мнительный, подозрительный, педантичный. Всегда стремится к первенству. Мелочный. Наслаждается любым превосходством. Язвительно-желчен. Склонен к насмешке над более слабыми. Мстителен, пренебрежителен, деспотичен. Утомляем.

     Нельзя  относиться равнодушно. Можно относиться дружелюбно, можно - с иронией. Дать возможность занять лидерское положение, однако при этом следует выбрать пост, на котором он больше внимания уделял бы бумагам, чем людям. Поощрять волю и упорство. При этом подростку желательно воспитывать в себе позитивное эмоциональное отношение к окружающим и позитивные установки.

     Валя  К.- Вечно недовольный, ворчливый, склонный к придиркам. Мелочно- требовательный. К язвительности не склонен. Легко обижается по пустякам. Часто хмурый, раздражителен. Завистлив. В делах неуверенный. В отношениях - подчиненный. Перед трудностями пасует. В группе, классе держится в стороне. Злопамятный. Друзей не имеет. Сверстниками командует. Голос тихий, резкий.

     Желательно  наладить хотя бы минимальные взаимоотношения. Это легче сделать, основываясь  на мнительности данного человека. Можно интересоваться его самочувствием, успехами в доверительной беседе. В качестве какой-то общественной нагрузки, позволяющей иметь опору во взаимоотношениях, можно дать канцелярскую работу (педантические свойства позволят делать ее хорошо). Поощрять за исполнительность при всемколлективе, что позволит как-то наладить отношения со сверстниками. Подростки такого типа требуют постоянного внимания и индивидуального взаимодействия. 

     Ира О.- Высокочувствительный тип, недоверчивый, затаенно-страстный, молчаливый, замкнуто-обидчивый. Самолюбивый, независимый, имеет критический ум. Пессимист. Склонен к обобщенному мышлению. Часто - уверенность в себе.

     В подходе желательны: оберегающий  режим, поощрения при одноклассниках доброжелательность, уважительность. Следует поддерживать справедливые критические суждения, но избегать развития у подростка морализирования и критиканства14.

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Характер  человека — это закрепленная в  индивиде система генерализованных обобщенных побуждений. Побуждения, порождаемые обстоятельствами жизни, — это и есть тот «строительный материал», из которого складывается характер. Побуждение, мотив — это свойство характера в его генезисе. Для того чтобы мотив (побуждение) стал свойством личности, «стереотипизированным» в ней, он должен генерализоваться по отношению к ситуации, в которой он первоначально появился, распространившись на все ситуации, однородные с первой, в существенных по отношению к личности чертах. Свойство характера — это в конечном счете и есть тенденция, побуждение, мотив, закономерно появляющийся у данного человека при однородных условиях.

    Это понимание характера, связывающее  его с побуждениями, как будто  приходит в противоречие с житейскими наблюдениями, говорящими о том, что иногда у людей большого дыхания, живущих высокими благороднейшими побуждениями, бывает нелегкий характер, делающий их в повседневном общении не очень приятными компаньонами, а с другой стороны, нередко можно встретить человека, о котором все окружающие говорят: «Какой у него хороший, легкий характер!», а у человека этого вы не найдете ни высоких целей, ни поистине больших душевных побуждений. Объяснения этому надо искать не только в том, что у людей первого и второго рода центр душевного внимания обращен на разное, но и в следующем обстоятельстве: подобно тому как в способности инкорпорируются общественно выработанные операции или способы действия, в характер как бы инкрустируются общественно выработанные способы поведения, отвечающие требованиям, предъявляемым обществом к своим членам. Эти способы поведения, не выражающие непосредственно соответствующих личных побуждений человека, осваиваются им в силу побуждений или соображений другого порядка. Между способами поведения и побуждениями человека, являющимися результатами его поведения, нет поэтому непосредственного совпадения или соответствия. В результате и получается или может получиться расхождение между побуждениями человека, являющимися результатами его поведения, и освоенными им по привходящим соображениям побуждениями, готовыми способами поведения. Характер человека состоит, таким образом, из сплава побуждений и не непосредственно ими порожденных способов поведения, усвоенных человеком. Основу характера образуют не сами способы поведения, а регулирующие соответствующие способы поведения генерализованные побуждения, которые в силу своей генерализован-ности могут абстрагироваться от отдельных частных ситуаций и закрепляться в человеке, в личности. Над побуждениями надстраиваются, тоже входя в характер, освоенные человеком шаблоны поведения. Тот, кто за ними не видит их основы и судит о людях только по их «манерам», поверхностно судит о них.

    В практической части курсовой работы, мы провели исследование характерологических особенностей подростков  в школе. На основании полученных данных следует, что все дети имеют индивидуальные особенности характера.

    Гипотеза, поставленная в начале работы, подтвердилась. 
 
 
 
 

 

Список использованной литературы  

  1. Анастази А. Психологическое тестирование - СПб.: Питер, 2010
  2. Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и самоопределение личности: Практическое руководство по психологической диагностике. - СПб.: Речь, 2005
  3. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология // под ред. Дубровиной И.В. - М.: Академия, 2003
  4. Краткий словарь системы психологических понятий /К.К.Платонов - М. Высшая школа 2010
  5. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М., 2010
  6. Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Психология подростка. М., 2010  
    Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии. М.: Юридическая литература, 2005
  7. Кудрявцев В.Н. Причины правонарушений. М.: Наука, 2008
  8. Кузьмин Е.С., Семенов В.Е. Методы социальной психологии., Л.,  
    2005
  9. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М., 2005
  10. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации у характера у школьников - СПб, Питер, 2006
  11. Макаренко Н.В. Психофизиологические функции человека. - К.: Наукова Думка, 2006
  12. Мельник В. С. В сб. "Очерк теории темперамента", изд.2. Пермское книжное издательство, 2004
  13. Мерлин В.С. Отличительные признаки темперамента. В кн. Очерк теории темперамента. М., 2005
  14. Небылицын В.Д. Темперамент. В кн. Психология индивидуальных различий. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. Тексты М.: Изд-во МГУ, 2006
  15. Небылицын. В.Д. Темперамент - Воронеж: МОДЭК, 2008
  16. Немов П.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 1: Общие основы психологии. - М.: Владос,2009
  17. Обозов Н.Н. Типы личности, темперамент и характер - СПб.: Питер, 2007
  18. Рогов Е. И. Общая психология - М. ВЛАДОС, 2007
  19. Маклакова А.Г. Общая психология - СПб.: Питер, 2006
  20. Овчинников Б.В., Владимирова И.М., Павлов К.В, Типы темперамента в практической психологии - М.: Речь, 2003
  21. Павлов И. П. Полн. собр. Соч. Т.3.Кн.2. М.-Л., 2010
  22. Петровский А.В., Абраменкова В.В., Зеленова М.Е. Социальная  
    психология: учебное пособие для студентов пед. институтов, М., 2007
  23. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология - М.: Академия, 2008
  24. Петровский В.В., Шпалинский В.В. Социальная психология  
    коллектива, Учебное пособие для студентов пед. институтов, М., 2008
  25. Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других, М., изд. "АСТ-Пресс Книга", 2009
  26. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Спб.: Питер, 2009.
  27. Руденко Л.П. Дьякова С.Л. Связь типологической принадлежности собак с особенностями их поведения при вариациях между вероятностьюи ценностью подкрепления // Журнал высшей нервной деятельности. 2003
  28. Русалов В.М. Измерение темперамента человека // Психологический журнал. 2005
  29. Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность, изд. М., "Наука", 2004  

Информация о работе Психолого-педагогическая диагностика характерологических особенностей подростков в школе