Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 17:26, курсовая работа
Цель курсовой работы: определить характерологические особенности подростков.
Задачи работы:
1. Проанализировать научно-методической литературы по вопросам исследования.
2. Провести эмпирическое исследование характерологических особенностей подростков.
3. Определить характерологические особенности младших подростков.
Введение 3
Глава 1. Необходимость изучения характерологических особенностей подростков в школе 7
1.1.Подходы к понятию и диагностике индивидуальных различий в характере подростков 7
1.2. Классификация характера 9
1.3. Формирование характерологических особенностей подростков 11
Глава 2. Методы психолого-педагогической диагностики подростков в школе 16
2.1. Патохарактерологический диагностический опросник 16
2.2. Характерологический опросник К. Леонгарда 17
2.3.Миннесотский Многоаспектный Личностный Опросник 18
Глава 3. Экспериментальное исследование развития характерологических особенностей подростков в школе 20
Методика 1. Патохарактерологический диагностический опросник 20
Методика 2. Характерологический опросник К. Леонгарда 24
Методика 3. Миннесотский Личностный Опросник 26
Глава 4. Анализ экспериментального исследования характерологических особенностей подростков в школе 30
Заключение………………………….…………………………………………..38
Список использованной литературы 40
№ 19509
Тема:
Психолого-педагогическая
диагностика
Содержание
Введение
Актуальность работы. Актуальность
данного исследования определяется решением
задач улучшения условий психической
адаптации подростка к жизни и учебной
деятельности и коллективу.
Для успешной социализации личности необходимо учитывать сферу индивидуально-психологических особенностей. Среди них важное место занимает характер в структуре индивидуальности.
В
зависимости от различий характера
крайне различны будут также и
те пути и способы, какими человек
воздействует на окружающую жизнь, стремясь
так или иначе приспособиться к ней; и
именно эти индивидуальные различия в
реакции индивидуума на окружающую среду
и лежат в основе того, что называют делением
личностей по их психическому содержанию.
В условиях конкретной социальной группы
индивидуально-психологические качества
существуют в форме проявлений личности
и они способны изменяться в условиях
совместной предметной деятельности и
общения, характерных для данного уровня
развития группы. Индивидуально-психологическое
в этих условиях выступает как личностное,
как сторона межличностных отношений.
Подростковый
период – определенный отрезок жизни
между детством и зрелостью. Обычно
подростковый период рассматривается
как промежуточная ступень
Современного
подростка описывают Л.С. Выготский,
И.С. Кон, Д.Б. Эльконин и Л.И. Божович
и др. Их исследования лежат в
русле культурно-исторической концепции
Л.С. Выготского. Проблема интересов
в переходном возрасте является ключом
ко всей проблеме психологического развития
подростка. Так, например, повышенную обидчивость,
негативизм, агрессивность ребенка Л.И.
Божович связывает с неудовлетворенностью
потребности в общении, в реализации личностно
значимых притязаний.
Из зарубежных авторов проблемой подросткового
возраста фундаментально занимается X.
Ремшмидт.
Называя его имя, мы сообщаем о том, что в зарубежной психологии не существует резкой грани между подростковым и юношеским возрастом. Соединяя эти две ступени развития, психологи вводят понятие взросления. Период взросления, по наблюдениям психологов, – длительный период, он захватывает возраст от 12–14 до 25 лет. В течение этого периода происходят, как пишет X. Ремшмидт, радикальные соматические изменения, многочисленные психические сдвиги, ожесточенные столкновения с обществом и его институтами (родительским домом, школой, профессиональным сообществом и т.д.).
Причем протекает все это при
единообразии биологических
Время – от 9–10 до 15– 16 лет протекает в два этапа: младший, характеризующийся утомляемостью, и старший – этап с выраженной тенденцией к энергетической разрядке. По X. Ремшмидту, это начальная ступень взросления. Основное противоречие – между резко возрастающей потребностью в самостоятельности и недостаточными возможностями ее осуществления. А.Н. Леонтьев по этому поводу писал: «Прежнее место, занимаемое ребенком в окружающем его мире человеческих отношений, начинает осознаваться им как не соответствующее его возможностям, и он стремится изменить его. Возникает открытое противоречие между образом жизни ребенка и его возможностями. Тем самым совершается переход к новой стадии развития его психической жизни».
Из-за этого в развитии подростка выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой – множество положительных факторов: возрастает самостоятельность, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера деятельности и т.д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества. Основной результат развития: закладываются и формируются базовые направления моральных и социальных установок взрослой личности.
Объект исследования - характерологические особенности подростков в школе.
Предмет исследования - методы психолого-педагогической диагностики характерологических особенностей подростков.
Теоретическая база - проблема психолого-педагогической диагностики характерологических особенностей младших школьников представлена в работах Л.И. Солнцевой, Б.И Коваленко и Н.Б. Коваленко, Стреляу Я., Суворов Н.Ф., Таиров О.П. и др.
Цель курсовой работы: определить характерологические особенности подростков.
Задачи работы:
1.
Проанализировать научно-
2.
Провести эмпирическое
3.
Определить
В переводе с греческого «характер» — это «чеканка», «примета». Действительно, характер — это особые приметы, которые приобретает человек, живя в обществе. Подобно тому как индивидуальность личности проявляется в особенностях протекания психических процессов (хорошая память, богатое воображение, сообразительность и т. д.) и в чертах темперамента, она обнаруживает себя и в чертах характера.
Характер — это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения1.
Личность человека
Эти индивидуальные особенности, образующие характер человека, относятся в первую очередь к воле (например, решительность или неуверенность, боязливость) и к чувствам (например, жизнерадостность или угнетенность), но в известной мере и к уму (например, легкомыслие или вдумчивость). Впрочем, проявления характера являются комплексными образованиями и в ряде случаев практически не поддаются разнесению по разрядам волевых, эмоциональных или интеллектуальных процессов (к примеру, подозрительность, великодушие, щедрость, злопамятность и др.).
Характер обнаруживает зависимость от общественных отношении, определяющих направленность личности человека. Так, к примеру, в обществе, основывающемся на эксплуатации человека человеком, социальная позиция представителей господствующих классов способствует закреплению в их характере надменности, чванства, ханжества, корыстолюбия, лицемерия и т. д. Иная картина детерминации характера присуща социалистическому обществу. Как в годы мирного труда, так и в Великой Отечественной войне отчетливо проявились специфические качества характера советского человека: самоотверженность, целеустремленность, отвага, скромность, трудолюбие выступили как стержневые черты характера людей, строящих и защищающих социалистическое общество.
Становление характера происходит в условиях включения личности в различные по уровню развития социальные группы (в семье, дружеской компании, трудовом или учебном коллективе, асоциальной ассоциации и т. д.). В зависимости от того, как осуществляется индивидуализация личности в референтной для нее группе и каков уровень развития межличностных отношений в ней, у подростка, к примеру, могут формироваться в одном случае открытость, прямота, смелость, принципиальность, твердость характера, в другом случае — скрытность, лживость, трусость, конформность, слабохарактерность. В коллективе, как группе высокого уровня развития, создаются наиболее благоприятные возможности развития и закрепления лучших черт характера. Этот процесс способствует оптимальной интеграции личности в коллективе и дальнейшему развитию самого коллектива.
Зная характер человека, можно предвидеть, как он будет вести себя при тех или иных обстоятельствах, а следовательно, и направлять поведение человека. Опираясь на ценные свойства характера воспитуемого, педагог стремится развить и упрочить их, а отрицательные — ослабить или хотя бы компенсировать, возместив другими, социально значимыми качествами.
1.2. Классификация характера
Швейцарский психолог и психиатр Карл Густав Юнг (1875-1961) разработал типологию характеров ("Психологические типы", 1921), в основе которой лежит выделение доминирующей психической функции (мышление, чувство, интуиция, ощущение) и классифицировал всех людей по преобладающей направленности на внешний или внутренний мир (экстравертивный и интровертивный типы).
Такая классификация выглядит, казалось бы, просто, но основывается на сложных, противоборствующих взаимоотношениях сознательного и бессознательного в психике человека2.
Экстраверт — открытый, прямой человек, всем понятный, активный и чрезвычайно общительный, имеющий много друзей и знакомых, он не любит одиночества, любит путешествовать, мало интересуется своим здоровьем, старается взять от жизни всё, что только возможно. Он, как правило, становится душой компании, любит рассказывать анекдоты, является инициатором различных вечеринок и встреч, в повседневной жизни ориентируется на обстоятельства, а не на субъективное мнение.
Интроверт — внутренне сосредоточенный, замкнутый мыслитель, обращённый внутрь, в себя, отгороженный от окружающего мира человек, тщательно анализирующий события, при этом подозревая в действиях других второй смысл, подтекст. У него мало друзей, т.к. сложно устанавливать новые контакты, одиночество ему ближе, он не привык менять свои привычки. Интроверт — мнительный человек с высокой степенью тревожности (Шкала Спилбергера-Ханина), он дорожит своим здоровьем, прислушиваясь к ощущениям в себе.
Однако можно выделить и людей-амбовертов, у них есть в равной степени черты характера экстра — и интроверта.
Проверить типологизацию индивидуальных особенностей Вы можете, используя личностный опросник Айзенка из пакета "Личность".
Что можно сказать обо всех классификациях характеров? Все они односторонние, и дают возможность как-то приближенно и условно разграничить людей по типам, темпераментам или другим особенностям.
При попытке более дробного деления типов характера, сами классификаторы путаются в такой сложной классификации. Ведь мало того, что число черт характера очень много, так каждая из черт имеет разную количественную степень выраженности. Количественное развитие какой-либо черты характера может достичь своего предела, границы, которая еще является нормальным приемлемым в обществе поведением.