Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 17:26, курсовая работа
Цель курсовой работы: определить характерологические особенности подростков.
Задачи работы:
1. Проанализировать научно-методической литературы по вопросам исследования.
2. Провести эмпирическое исследование характерологических особенностей подростков.
3. Определить характерологические особенности младших подростков.
Введение 3
Глава 1. Необходимость изучения характерологических особенностей подростков в школе 7
1.1.Подходы к понятию и диагностике индивидуальных различий в характере подростков 7
1.2. Классификация характера 9
1.3. Формирование характерологических особенностей подростков 11
Глава 2. Методы психолого-педагогической диагностики подростков в школе 16
2.1. Патохарактерологический диагностический опросник 16
2.2. Характерологический опросник К. Леонгарда 17
2.3.Миннесотский Многоаспектный Личностный Опросник 18
Глава 3. Экспериментальное исследование развития характерологических особенностей подростков в школе 20
Методика 1. Патохарактерологический диагностический опросник 20
Методика 2. Характерологический опросник К. Леонгарда 24
Методика 3. Миннесотский Личностный Опросник 26
Глава 4. Анализ экспериментального исследования характерологических особенностей подростков в школе 30
Заключение………………………….…………………………………………..38
Список использованной литературы 40
Приведем основные клинические шкалы MMPI и примеры утверждений по каждой из них (каждая из шкал включает ряд утверждений, одновременно входящих и в другие шкалы).
Шкала ипохондрии (HS) – определяет «близость» обследуемого к астеноневротическому типу личности:
Шкала депрессии (D) – предназначена для определения субъективной депрессии, морального дискомфорта (гипотимический тип личности):
Шкала истерии (Hy) – разработана для выявления лиц, склонным к невротическим реакциям конверсионного типа (использование симптомов физического заболевания в качестве средства разрешения сложных ситуаций):
Шкала психопатии (Pd) – направлена на диагностику социопатического типа личности:
Шкала
мужественности - женственности (Mf) –
предназначена для измерения
степени идентификации
Шкала паранойи (Pa) – позволяет судить о наличии «сверхценных» идей, подозрительности:
Шкала психастении (Pt) – устанавливает сходство обследуемого с больными, страдающими фобиями, навязчивыми действиями и мыслями (тревожно-мнительный тип личности):
Шкала шизофрении (Sc) – направлена на диагностику шизоидного (аутического) типа личности:
Шкала гипомании (Ma) – определяется степень «близости» обследуемого гипертимному типу личности:
Шкала социальной интроверсии (Si) – диагностика степени соответствия интровертированному типу личности. Клинической шкалой не является, добавлена в опросник в ходе его дальнейшей разработки:
Особенностью MMPI является использование в нем четырех оценочных шкал.
Шкала «?» – шкалой может быть названа условно, т.к. не имеет относящихся к ней утверждений. Регистрирует количество утверждений, которые обследуемый не смог отнести ни к «верным», ни к «неверным».
Шкала «лжи» (L) – предназначена для оценки искренности обследуемого10.
Шкала
достоверности (F) – создана для
выявления недостоверных
Шкала коррекции (K) – введена для того, чтобы сгладить искажения, вносимые чрезмерной недоступностью и осторожностью обследуемого.
Соотношения
между этими показателями, полученными
по этим шкалам, позволяют судить о
достоверности результатов
На основании проведенного исследования, полученные данные занесем в таблицу
ФИО | Индивидуальная особенность карактера |
|
Конформный тип |
|
Гипертимный тип |
|
Неустойчивый тип |
|
Неустойчивый тип |
|
Истероидный тип |
|
Эпилептоидный тип |
|
Шизоидный тип |
|
Шизоидный тип |
|
Сенситивный тип |
|
Сенситивный тип |
|
Астеноневротический ти |
|
Лабильный ти |
|
Циклоидный тип |
|
Гипертимный тип |
|
Конформный тип |
ФИО | Индивидуальная особенность карактера |
|
Акцентуации характера |
|
Акцентуации характера |
|
Акцентуации темперамента |
|
Акцентуации темперамента |
|
Акцентуации темперамента |
|
Акцентуации темперамента |
|
Акцентуации темперамента |
|
Акцентуации темперамента |
|
Акцентуации темперамента |
|
Акцентуации темперамента |
|
Акцентуации темперамента |
|
Акцентуации темперамента |
|
Акцентуации характера |
|
Акцентуации характера |
|
Акцентуации характера |
ФИО | Индивидуальная особенность характера |
|
Шкала «лжи» |
|
Шкала достоверности |
|
Шкала коррекции |
|
Шкала достоверности |
|
Шкала достоверности |
|
Шкала достоверности |
|
Шкала достоверности |
|
Шкала достоверности |
|
Шкала достоверности |
|
Шкала достоверности |
|
Шкала коррекции |
|
Шкала коррекции |
|
Шкала «лжи» |
|
Шкала «лжи» |
|
Шкала «лжи» |
На основании проведенного исследования, проанализируем характерологические проявления подростков.
Юля Е. - Безмятежный, мирный, невозмутимый. В группе скромен. Дружбу не навязывает, но и не отвергает, если ему предложат. Склонен к упрямству, если ощущает свою правоту. Не смешлив. Речь спокойная. Терпелив. Хладнокровен.
Воспитателей
беспокоят мало, а значит, всегда
страдают от невнимания педагогов, тренеров,
начальников. Главное в подходе - повысить
самооценку посредством привлечения внимания
группы к данному человеку.
Желательно, чтобы у индивида была возможность
выбора темпа работы. Подчеркивать ценность
таких качеств, как скромность, хладнокровие11.
Галя Е. - Активный, имеет хорошо развитые бойцовские качества. Насмешлив. Стремится общаться со всеми «на равных». Очень честолюбив. В случае несогласия с позицией более старшего принимает активно противоборствующую позицию. Не выносит безразличия в свой адрес.
Основная
тактика — подчеркнутое уважение.
Взаимоотношения следует
потенциала (спортивные достижения и т.
п.).
Дима Ш.- Тип неспокойный, настороженный, неуверенный в себе. Ищет опеки. Необщителен, поэтому имеет смещенные оценки и самооценки. Высокоранимый. Адаптация идет длительно, поэтому действия замедленны. Не любит активный образ жизни. Созерцатель. Часто склонен к философии. Легко драматизирует ситуацию.
Стремиться
поддержать. Оградить от насмешек. Выделять
положительные стороны (вдумчивость, склонность
к
монотонной деятельности). Подобрать деятельность,
не требующую активного общения, строгой
временной регламентации, а также не включенную
в жесткую систему субординации. Активизировать
интерес к окружающим. Исподволь сводить
с людьми доброжелательно-энергичными.
Юля И.- Созерцателен, спокоен. Имеет низкий уровень заинтересованности в реальной жизни, а значит, и низкие дости-жения. Направлен на внутренние выдуманные или вычитанные коллизии. Послушно-безразличен.
Остро
нуждается в повышении
Леня
Е.- Сдержанный, робкий, чувствительный,
стесняется в незнакомой ситуации. Неуверенный,
мечтательный. Любит философствовать,
не любит многолюдья. Имеет склонность
к
сомнениям. Мало верит в свои силы. В целом
уравновешен. Не склонен паниковать и
драматизировать ситуацию. Тревожный.
Часто пребывает в нерешительности, склонен
к фантазиям.
Стараться поддерживать, опекать, подчеркивать перед группой положительные качества и проявления (серьезность, воспитанность, чугкость). Можно увлечь идеей (например, помощи кому-то более слабому). Это повысит самооценку, даст повод к более оптимистическому ощущению жизни.
Лена Ю. -Человек скромный, активный, направленный надело. Справедливый, преданный друг. Очень хороший, умелый помощник, но плохой организатор. Застенчив, предпочитает оставаться в тени. В компаниях, как правило, не состоит. Дружит вдвоем. Взаимоотношениям придает большое значение. Иногда скучновато-морализирующий.
В деятельности желательно предоставить свободный режим; поощрять, это активизирует инициативу. Постараться раскрепостить, чтобы действовал самостоятельно, а не по указке (по природе подчиняем). Избегать публичной критики. Внушать уверенность в своих силах и правах. Не допускать слепой веры в чей-либо авторитет12.
Аня П. - Человек спокойный, склонный к общению в компаниях. Эстетически одаренный. Скорее созерцатель, чем деятель. Уравновешенный. Безразличный к успехам. Любит жить «как все». Во взаимоотношениях ровен, но глубоко переживать не умеет. Легко избегает конфликтов.
Главная задача — активизировать потребность в деятельности. Найти занятие, могущее заинтересовать (скорее это нечто, связанное с художественными проявлениями). Поощрять успехи. Желательно чаще общаться с подростком, обращая внимание на развитие социального интеллекта.
Денис
Т.- Активный, жизнерадостный. Общительный.
В общении неразборчив. Легко попадает
в асоциальные группировки вследствие
плохой сопротивляемости дезорганизующим
условиям. Склонный к новизне, любознательный.
Социальный интеллект развит слабо. Нет
умении строить адекватные оценки и самооценки.
Часто нет твердых принципиальных установок.
Энергичен, Доверчив.