Психолого-педагогическая диагностика характерологических особенностей подростков в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 17:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: определить характерологические особенности подростков.
Задачи работы:
1. Проанализировать научно-методической литературы по вопросам исследования.
2. Провести эмпирическое исследование характерологических особенностей подростков.
3. Определить характерологические особенности младших подростков.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Необходимость изучения характерологических особенностей подростков в школе 7
1.1.Подходы к понятию и диагностике индивидуальных различий в характере подростков 7
1.2. Классификация характера 9
1.3. Формирование характерологических особенностей подростков 11
Глава 2. Методы психолого-педагогической диагностики подростков в школе 16
2.1. Патохарактерологический диагностический опросник 16
2.2. Характерологический опросник К. Леонгарда 17
2.3.Миннесотский Многоаспектный Личностный Опросник 18
Глава 3. Экспериментальное исследование развития характерологических особенностей подростков в школе 20
Методика 1. Патохарактерологический диагностический опросник 20
Методика 2. Характерологический опросник К. Леонгарда 24
Методика 3. Миннесотский Личностный Опросник 26
Глава 4. Анализ экспериментального исследования характерологических особенностей подростков в школе 30
Заключение………………………….…………………………………………..38
Список использованной литературы 40

Файлы: 1 файл

19509Курс практика Психолого-педагогическая диагностика характерологических особенностей подростков в школе (1).doc

— 227.00 Кб (Скачать)

     Приведем  основные клинические шкалы MMPI и  примеры утверждений по каждой из них (каждая из шкал включает ряд утверждений, одновременно входящих и в другие шкалы).

     Шкала ипохондрии (HS) – определяет «близость» обследуемого к астеноневротическому типу личности:

  • Несколько раз в неделю меня беспокоят неприятные ощущения в верхней части живота.
  • У меня бывает такое чувство, будто голова стянута обручем.

     Шкала депрессии (D) – предназначена для  определения субъективной депрессии, морального дискомфорта (гипотимический тип личности):

  • У меня беспокойный, прерывистый сон.
  • Любая работа дается мне ценой больших усилий.

     Шкала истерии (Hy) – разработана для выявления лиц, склонным к невротическим реакциям конверсионного типа (использование симптомов физического заболевания в качестве средства разрешения сложных ситуаций):

  • Я никогда не падал(-а) в обморок.
  • Часто я ощущаю «комок» в горле.

     Шкала психопатии (Pd) – направлена на диагностику социопатического типа личности:

  • Иногда мне очень хочется уйти из дома.
  • В школе меня вызывали к директору за прогулы.

     Шкала мужественности - женственности (Mf) –  предназначена для измерения  степени идентификации обследуемого с ролью мужчины или женщины, приписываемой обществом:

  • Я очень люблю охоту.
  • Я люблю поэзию.

     Шкала паранойи (Pa) – позволяет судить о наличии «сверхценных» идей, подозрительности:

  • Я думаю, что за мной следят.
  • Большинство людей честны только потому, что боятся наказания.

     Шкала психастении (Pt) – устанавливает  сходство обследуемого с больными, страдающими фобиями, навязчивыми  действиями и мыслями (тревожно-мнительный тип личности):

  • Меня беспокоит то, что я могу «сойти с ума».
  • В школьные годы мне было трудно говорить перед всем классом.

     Шкала шизофрении (Sc) – направлена на диагностику  шизоидного (аутического) типа личности:

  • Когда вокруг никого нет, я слышу странные вещи.
  • Я опасаюсь пользоваться ножом, другими острыми и колючими предметами.

     Шкала гипомании (Ma) – определяется степень «близости» обследуемого гипертимному типу личности:

  • Я – значительная личность.
  • Временами мысли у меня бегут быстрее, чем я могу их высказать.

     Шкала социальной интроверсии (Si) – диагностика  степени соответствия интровертированному  типу личности. Клинической шкалой не является, добавлена в опросник в ходе его дальнейшей разработки:

  • Люблю поухаживать за женщинами (пококетничать с мужчинами).
  • Мне нравится ходить туда, где шумно и весело.

     Особенностью MMPI является использование в нем  четырех оценочных шкал.

     Шкала «?» – шкалой может быть названа  условно, т.к. не имеет относящихся  к ней утверждений. Регистрирует количество утверждений, которые обследуемый  не смог отнести ни к «верным», ни к «неверным».

     Шкала «лжи» (L) – предназначена для  оценки искренности обследуемого10.

     Шкала достоверности (F) – создана для  выявления недостоверных результатов (связанных с небрежностью обследуемых), а также аггравации и симуляции.

     Шкала коррекции (K) – введена для того, чтобы сгладить искажения, вносимые чрезмерной недоступностью и осторожностью обследуемого.

     Соотношения между этими показателями, полученными  по этим шкалам, позволяют судить о  достоверности результатов обследования. 

 

Глава 4. Анализ экспериментального исследования характерологических  особенностей подростков  в школе

На основании  проведенного исследования, полученные данные занесем в таблицу

Таблица 1

Результаты  методики 1. Патохарактерологический диагностический опросник

ФИО Индивидуальная  особенность карактера
  1. Леня Е.
Конформный  тип
  1. Лена Ю.
Гипертимный тип
  1. Аня П.
Неустойчивый  тип
  1. Денис Т.
Неустойчивый  тип
  1. Рома Д.
Истероидный тип
  1. Олеся Р.
Эпилептоидный тип
  1. Антон О.
Шизоидный тип
  1. Сергей К.
Шизоидный тип
  1. Валера Е.
Сенситивный тип
  1. Валя К.
Сенситивный тип
  1. Ира О.
Астеноневротический ти
  1. Юля И.
Лабильный ти
  1. Галя Е.
Циклоидный  тип
  1. Юля Е.
Гипертимный тип
  1. Дима Ш.
Конформный  тип

Таблица 2

Результаты  методики 2. Характерологический опросник К. Леонгарда

ФИО Индивидуальная  особенность карактера
  1. Леня Е.
Акцентуации характера 
  1. Лена Ю.
Акцентуации характера
  1. Аня П.
Акцентуации темперамента
  1. Денис Т.
Акцентуации темперамента
  1. Рома Д.
Акцентуации темперамента
  1. Олеся Р.
Акцентуации темперамента
  1. Антон О.
Акцентуации темперамента
  1. Сергей К.
Акцентуации темперамента
  1. Валера Е.
Акцентуации темперамента
  1. Валя К.
Акцентуации темперамента
  1. Ира О.
Акцентуации темперамента
  1. Юля И.
Акцентуации темперамента
  1. Галя Е.
Акцентуации характера 
  1. Юля Е.
Акцентуации характера 
  1. Дима Ш.
Акцентуации характера 

Таблица 3.

Результаты  методики 3. миннесотский Личностный Опросник

ФИО Индивидуальная  особенность характера
  1. Леня Е.
Шкала «лжи» 
  1. Лена Ю.
Шкала достоверности 
  1. Аня П.
Шкала коррекции 
  1. Денис Т.
Шкала достоверности 
  1. Рома Д.
Шкала достоверности 
  1. Олеся Р.
Шкала достоверности 
  1. Антон О.
Шкала достоверности
  1. Сергей К.
Шкала достоверности 
  1. Валера Е.
Шкала достоверности 
  1. Валя К.
Шкала достоверности 
  1. Ира О.
Шкала коррекции 
  1. Юля И.
Шкала коррекции 
  1. Галя Е.
Шкала «лжи» 
  1. Юля Е.
Шкала «лжи» 
  1. Дима Ш.
Шкала «лжи» 
 

     На  основании проведенного исследования, проанализируем характерологические проявления подростков.

     Юля Е. - Безмятежный, мирный, невозмутимый. В группе скромен. Дружбу не навязывает, но и не отвергает, если ему предложат. Склонен к упрямству, если ощущает свою правоту. Не смешлив. Речь спокойная. Терпелив. Хладнокровен.

     Воспитателей  беспокоят мало, а значит, всегда страдают от невнимания педагогов, тренеров, начальников. Главное в подходе - повысить самооценку посредством привлечения внимания группы к данному человеку. 
Желательно, чтобы у индивида была возможность выбора темпа работы. Подчеркивать ценность таких качеств, как скромность, хладнокровие11

     Галя  Е. - Активный, имеет хорошо развитые бойцовские качества. Насмешлив. Стремится общаться со всеми «на равных». Очень честолюбив. В случае несогласия с позицией более старшего принимает активно противоборствующую позицию. Не выносит безразличия в свой адрес.

     Основная  тактика — подчеркнутое уважение. Взаимоотношения следует строить  на убеждении, спокойном, доброжелательном тоне общения. При аффективном поведении возможна ироническая реакция. Не следует «выяснять отношения» в момент конфликта. Лучше обсудить проблемы позже в спокойной ситуации. При этом желательно акцентировать внимание на проблеме и на возможности решить ее без особого эмоционального напряжения. Подросткам данного типа необходима возможность проявления организаторских способностей, а также реализация энергетического 
потенциала (спортивные достижения и т. п.).    

     Дима  Ш.- Тип неспокойный, настороженный, неуверенный в себе. Ищет опеки. Необщителен, поэтому имеет смещенные оценки и самооценки. Высокоранимый. Адаптация идет длительно, поэтому действия замедленны. Не любит активный образ жизни. Созерцатель. Часто склонен к философии. Легко драматизирует ситуацию.

     Стремиться  поддержать. Оградить от насмешек. Выделять положительные стороны (вдумчивость, склонность к 
монотонной деятельности). Подобрать деятельность, не требующую активного общения, строгой временной регламентации, а также не включенную в жесткую систему субординации. Активизировать интерес к окружающим. Исподволь сводить с людьми доброжелательно-энергичными.  

     Юля И.- Созерцателен, спокоен. Имеет низкий уровень заинтересованности в реальной жизни, а значит, и низкие дости-жения. Направлен на внутренние выдуманные или вычитанные коллизии. Послушно-безразличен.

     Остро нуждается в повышении самооценки, это разрушает безразличие и  повышает уровень притязаний, а следовательно, качество работы или учебы. Желательно найти сильные стороны (способности, задатки), чтобы как-тоувлечь работой.

     Леня  Е.- Сдержанный, робкий, чувствительный, стесняется в незнакомой ситуации. Неуверенный, мечтательный. Любит философствовать, не любит многолюдья. Имеет склонность к 
сомнениям. Мало верит в свои силы. В целом уравновешен. Не склонен паниковать и драматизировать ситуацию. Тревожный. Часто пребывает в нерешительности, склонен к фантазиям.

     Стараться поддерживать, опекать, подчеркивать перед  группой положительные качества и проявления (серьезность, воспитанность, чугкость). Можно увлечь идеей (например, помощи кому-то более слабому). Это повысит самооценку, даст повод к более оптимистическому ощущению жизни.

     Лена  Ю. -Человек скромный, активный, направленный надело. Справедливый, преданный друг. Очень хороший, умелый помощник, но плохой организатор. Застенчив, предпочитает оставаться в тени. В компаниях, как правило, не состоит. Дружит вдвоем. Взаимоотношениям придает большое значение. Иногда скучновато-морализирующий.

     В деятельности желательно предоставить свободный режим; поощрять, это активизирует инициативу. Постараться раскрепостить, чтобы действовал самостоятельно, а не по указке (по природе подчиняем). Избегать публичной критики. Внушать уверенность в своих силах и правах. Не допускать слепой веры в чей-либо авторитет12.

     Аня П. - Человек спокойный, склонный к общению в компаниях. Эстетически одаренный. Скорее созерцатель, чем деятель. Уравновешенный. Безразличный к успехам. Любит жить «как все». Во взаимоотношениях ровен, но глубоко переживать не умеет. Легко избегает конфликтов.

     Главная задача — активизировать потребность в деятельности. Найти занятие, могущее заинтересовать (скорее это нечто, связанное с художественными проявлениями). Поощрять успехи. Желательно чаще общаться с подростком, обращая внимание на развитие социального интеллекта.

     Денис Т.- Активный, жизнерадостный. Общительный. 
В общении неразборчив. Легко попадает в асоциальные группировки вследствие плохой сопротивляемости дезорганизующим условиям. Склонный к новизне, любознательный. Социальный интеллект развит слабо. Нет умении строить адекватные оценки и самооценки. Часто нет твердых принципиальных установок. Энергичен, Доверчив.

Информация о работе Психолого-педагогическая диагностика характерологических особенностей подростков в школе