Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 17:26, курсовая работа
Цель курсовой работы: определить характерологические особенности подростков.
Задачи работы:
1. Проанализировать научно-методической литературы по вопросам исследования.
2. Провести эмпирическое исследование характерологических особенностей подростков.
3. Определить характерологические особенности младших подростков.
Введение 3
Глава 1. Необходимость изучения характерологических особенностей подростков в школе 7
1.1.Подходы к понятию и диагностике индивидуальных различий в характере подростков 7
1.2. Классификация характера 9
1.3. Формирование характерологических особенностей подростков 11
Глава 2. Методы психолого-педагогической диагностики подростков в школе 16
2.1. Патохарактерологический диагностический опросник 16
2.2. Характерологический опросник К. Леонгарда 17
2.3.Миннесотский Многоаспектный Личностный Опросник 18
Глава 3. Экспериментальное исследование развития характерологических особенностей подростков в школе 20
Методика 1. Патохарактерологический диагностический опросник 20
Методика 2. Характерологический опросник К. Леонгарда 24
Методика 3. Миннесотский Личностный Опросник 26
Глава 4. Анализ экспериментального исследования характерологических особенностей подростков в школе 30
Заключение………………………….…………………………………………..38
Список использованной литературы 40
В
настоящее время нет
Характер
с естественнонаучной точки зрения
является соединением черт типа нервной
системы и жизненных
Уравновешенность или неуравновешенность, сила или слабость, подвижность или инертность нервных процессов — определяет тон реакции человека, его поведение и деятельность.
Эмоциональная неустойчивость (или нейротизм) может прогрессировать от эмоциональной стабильности до состояния близкое к истерии либо неврозу. У нейротической личности наблюдаются неадекватно сильные реакции по отношению к вызывающим их раздражителям.
В характере каждой личности всегда есть черты, отражающие своеобразие ее жизненного пути, поэтому характер человека — сгусток его биографии. Но вместе с тем в любом характере в еще большей степени представлены черты, отражающие качества, общие для людей конкретно-исторической эпохи. Общее, особенное и единичное в личности всегда находится в единстве и взаимопроникновении, и это единство должно лежать в основе формирования личности и характера3.
Формировать
личность — значит стремиться формировать
характер. Но надо понять и обратную
закономерность: формировать характер
учащегося — значит формировать нужные
ему черты личности. О формировании характера
говорят: «Посеешь поступок — пожнешь
привычку. Посеешь привычку — пожнешь
характер. Посеешь характер — пожнешь
судьбу».
Многие из формируемых личных качеств
учащегося могут и не стать чертами его
характера, но если эти качества полезны,
они так или иначе найдут свое выражение
в его характере. Так, аккуратность, даже
не ставшая чертой характера, обязательно
будет способствовать формированию дисциплинированности
как черты характера. Вместе с тем характер
должен формироваться не в виде отдельных
его свойств, а в виде его черт с закономерно
связанной структурой.
(...) Группу черт характера, склад личности учащегося как члена советского общества и будущего рабочего составляют:
Выделение этой группы черт характера объясняется не только тем, что они создают своеобразный стержень всего характера, наиболее важный комплекс среди остальных черт, но также и тем, что они проявляются в поступках, которые не могут быть низведены только до какого-нибудь одного отношения каждого из людей.
Важнейшие
черты характера учащегося как
будущего сознательного
Активность в деятельности выражается
в деловитости, расторопности и подвижности.
Активный человек не может сидеть сложа
руки, когда другие работают. Он непременно
включится в работу колектива или займется
своей.
Активный учащийся на уроках внимательно слушает, записывает что-либо или выполняет ту или иную учебную работу, а может быть, помогает товарищу, и это ценная черта характера, но только в деятельности, направленной на достижение важных целей. Нецелеустремленная активность или не достигающая цели, когда человек берется за многое, но ничего не доводит до желаемого результата, превращается в суетливость и разбросанность4.
Самостоятельность — это ставшая чертой характера способность работать без посторонней помощи независимо от того, выполняется работа по заданию руководителя или по собственной инициативе. Самостоятельность учащегося отнюдь не в том, что он обходится без помощи преподавателя, а в том, что в качестве основной движущей силы выступают его собственные побуждения. При этом деятельность учащегося, опирающаяся на эти внутренние побуждения, интенсивно направляется, регулируется и контролируется обучающим. Самостоятельность полезна только при дисциплинированности.
Дисциплинированность — это ставшая чертой характера склонность человека к точному соблюдению правил работы и норм поведения. Отдельное, случайное проявление дисциплинированности может быть и у самого недисциплинированного по характеру учащегося. Дисциплинированность может стать и чертой его личности — он никогда не будет нарушать трудовую дисциплину. Однако, если он будет дисциплинированным только потому, что нет никаких внешних стимулов к нарушению дисциплины, еще нельзя говорить, что дисциплинированность — черта его характера. Нельзя будет сказать о нем как о дисциплинированном по характеру, если он дисциплинирован только на занятиях, а в быту или в спорте нет.
Дисциплинированность можно считать чертой характера, только если она будет определять все поведение учащегося в самых различных случаях и нарушение дисциплины при любых обстоятельствах станет противным его натуре. Один из показателей дисциплинированности учащегося — умение своевременно и четко выполнять указания преподавателя.
Взаимодействие людей при длительном общении часто накладывает значительный отпечаток на их характеры. Общность дела, одинаковость требований профессии создают общность и некоторых черт у представителей тех или иных специальностей, обозначаемую как профессиональный характер, отчетливо видный при сравнении, например, работника торговли, шахтера и монтажника-высотника. Общение с другими людьми создает предпосылки и для самовоспитания характера.
Характер проявляется и формируется в делах и поступках человека. Отсюда важное правило воспитания характера: одними словами, объяснениями, указаниями и уговорами, не реализующимися в делах и не служащими образцом, руководством для последующих действий, сформировать характер нельзя. Но нельзя и недооценивать слово как силу, воспитывающую характер человека. Слова, дающие знание как руководство к действиям, помогающие создать идеал как цель деятельности и самосовершенствования, призывающие стимулировать деятельность и, наконец,- способствующие правильной оценке общественного значения сделанного, — такие слова необходимы для формирования характера. Все это и выражает психологическую сущность правильно поставленного идейно-политического воспитания, в процессе которого формируются лучшие черты характера сознательного квалифицированного рабочего.
арактер человека, несомненно, обусловливается объективными обстоятельствами жизненного пути, но сами обстоятельства создаются и изменяются поступками человека; поступки и обстоятельства жизни, обусловливающие эти поступки,, глубоко взаимосвязаны. Поэтому нелепо ссылаться на характер человека в оправдание дурных и неправильных поступков. Характер не врожденное качество личности, он создается, формируется и преобразуется в течение жизни. Человек сам участвует в выработке своего характера и сам должен всегда нести ответственность за него.
Хотя типология Кречмера была построена умозрительным путем, она содержала в себе ряд жизненно правдивых наблюдений. Впоследствии действительно обнаружилось, что люди с определенным типом строением тела имеют склонность к заболеваниям, которые сопровождаются акцентуациями соответствующих черт характера. Более поздние классификации характеров строились в основном на описании этих акцентуаций. Одна из них принадлежит известному отечественному психиатру А. Е. Личко. На основе его классификации в 1970г. был предложен патохарактерологический диагностический опросник (П. д.о.), предназначенный для определения типов акцентуаций характера и вариантов конституциональной психопатии, психопатических развитий и органических психопатий в подростковом и юношеском возрасте. П.д.о. является реализацией типологического подхода к исследованию личности. Опросник неоднократно пересматривался с целью усовершенствования; последние данные об основных шкалах опубликованы в 1983г5.
Теоретической основой П.д.о. является, как отмечает автор, опыт психиатрии клинико-нозологического направления и концепция психологии отношений. Наборы фраз-утверждений составлялись на основе описаний патологических типов характера, представленных в трудах известных психиатров, а принцип отношения к личностным проблемам рассматривается как наиболее плодотворный для распознания типов характера. Принцип построения П.д.о., в соответствии с которым допускается переход от клинических типов психопатии к анализу «вариантов нормы», неоднократно критиковался в советской психологии, так как за ним скрыто представление о характере как конституционально запрограммированной статичной структуре. Дискуссионным является и использования понятия «характер» в качестве психологической реальности, на диагностику которой направлен П.д.о.
Стандартизация П.д.о. проводилась на материале обследования 2258 здоровых подростков и 650 подростков с психопатиями и акцентуациями характера разных типов, госпитализированных в психиатрические больницы или наблюдавшихся в психоневрологических диспансерах. Совпадение данных по шкале объективной оценки с клинической составляет 74-84% при разных типах акцентуаций. Опубликованы популяционные нормы для определяемых П.д.о. показателей акцентуаций характера у подростков. Разработана дополнительная шкала, позволяющая выявить черты психического инфантилизма в возрасте 16-17 лет. Опросник может быть использован для группового обследования. Существуют модификации П.д.о. для определения взаимоотношений в семье подростка. В настоящее время П.д.о. достаточно широко используется в отечественных психодиагностических исследованиях.
Близкой к классификациям А.Е. Личко является типология характеров, предложенная немецким ученым К. Леонгардом. В соответствии с его концепцией все черты личности могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты – стержень личности, они определяют ее развитие, процессы адаптации, психическое здоровье. При значительной выраженности основные черты характеризуют личность в целом. В случае воздействия неблагоприятных факторов они могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности. Личность, у которой основные черты ярко выражены, называются акцентуированными. Их не следует рассматривать в качестве патологических. Это случаи «заострения» определенных, присущих каждому человеку, особенностей. По Леонгарду, в акцентуированную личность заложены как возможности социально-положительных достижений, так и социально-отрицательный заряд.
Применение опросника возможно как индивидуально, так и в группе. Наиболее удачный вариант применения опросника в группе, но каждый испытуемый должен иметь перед собой текст опросника и лист для ответов. Опросник применяется как для психологической консультации, так и с целью профотбора и профориентации6.
Анализ характера будет неполным, если не рассказать о таком разностороннем личностном опроснике как Миннесотский Многоаспектный Личностный Опросник (Minnesota Multiphasic Personaliti Inventory, MMPI). Он предложен С. Хатуэем и Дж. Маккнили в 1940 году. MMPI является реализацией типологического подхода в изучении личности и занимает ведущее место среди других личностных опросников в психодиагностических исследованиях.
Собственной теоретической основы MMPI не имеет. Для составления утверждений авторы использовали жалобы больных, описание симптоматики тех или иных психических заболеваний в клинических руководствах, ранее разработанные опросники. Первоначально утверждения были предъявлены значительной группе здоровых людей, что позволило определить их нормативные показатели. Затем эти показатели были сопоставлены с данными, полученными при обследовании разных клинических групп. Так были отобраны утверждения, которые достоверно дифференцировали здоровых и каждую из изученных групп больных. Эти утверждения объединили в шкалы, названные в соответствии с клинической группой, по которой та или иная шкала была валидизирована.