Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 11:04, реферат
Традиционные различия между интерпретацией явления толпы с политической точки зрения, с одной стороны, и с психологической с другой. Характеристика факторов, влияющих на толпу, анализ внешних (структурных) особенностей, главные элементы лидерства.
Введение………………………………………………………………..2
1. Сущность толпы…………………………………………………..4
2. Общая классификация и типы толпы…………………………..5
3. Основные характеристики толпы……………………………....8
4. Внешние (структурные) особенности толпы………………...14
5. Факторы, влияющие на толпу………………………………….15
6. Верования толпы…………………………………………………18
7. Лидеры толпы………………………………………………….…20
Заключение…………………………………………………………...25
Список литературы………………………………………………...27
Необходимо подчеркнуть,
что роль всегда принадлежит условиям
долговременного характера, и ситуативные
поводы приобретают смысл лишь в
контексте первых. Поэтому их конкретное
содержание не имеет самостоятельного
значения и может выразиться в
чем угодно - от какого-то политического
события до простого бытового эпизода
или даже слуха. К этому следует
добавить, что запоздалые или неадекватные
действия властей нередко являются
ситуативными условиями, обостряющие
события.
3. Основные характеристики
толпы.
А) Импульсивность. Толпа
не в состоянии сдерживать свои влечения.
Они настолько сильны, что их не
может подавить даже инстинкт самосохранения.
Но влечения толпы и возбудители,
действующие на нее, весьма разнородны,
поэтому толпе свойственно
Степень импульсивности
толпы, зависит от расы. "Англосаксонская"
толпа гораздо умереннее, чем "латинская";
в последней черты женского характера
выражаются с полной силой.
Б) Внушаемость. Толпа
чаще всего находится в состоянии
выжидательного внимания, что делает
ее подверженной внушению. С помощью
психического заражения внушенные
конструкции передаются всем индивидам.
Поскольку толпа лишена критического
мышления, она чрезвычайно легковерна,
"невероятное для нее не существует".
Самое обычное явление
Приведя ряд примеров,
Лебон делает практический вывод
для судопроизводства и исторической
науки: "Коллективные наблюдения - самые
ошибочные из всех и чаще всего
представляют не что иное, как иллюзию
одного индивида, распространившуюся
путем заразы и вызвавшую внушение".
Поэтому совершенно неправильно
поступают те, кто полагает, что
массовое присутствие свидетелей полностью
удостоверяет некоторый факт. "Самые
сомнительные события - это именно те,
которые наблюдались наибольшим
числом людей". Столь же недостоверны
показания детей. Они, возможно, не лгут
сознательно, но в силу своей впечатлительности
часто дают совершенно недостоверную
информацию. На наш взгляд лучше
решать жребием судьбу подсудимого,
чем на основании показаний ребенка.
В) Максимализм. Толпа
не знает оттенков, видит все преимущественно
в черно-белом изображении. Подозрение
сразу же приобретает качество очевидности,
антипатия - ненависти. К сожалению,
преувеличение чаще всего обнаруживается
в отрицательных чувствах толпы,
это можно связать с атавизмами
первобытного человека, которые подавляются
у изолированного индивида страхом
наказания. Отсюда агрессивность толпы,
выливающаяся в насилие. Максимализм толпы
требует и ораторских сильных выражений,
и преувеличенных чувств в искусстве (во
время Лебона самым массовым являлся театр).
Французский психолог в данном случае
отмечает существенную роль расы: пьеса,
восторженно принятая в одной стране,
не вызовет успеха в другой (конечно, не
из-за языкового барьера).
Г) Авторитарность и консерватизм. Поскольку толпа постоянно впадает в крайности, она может либо принять идею целиком и относиться к ней как к абсолютной истине, либо полностью ее отвергнуть, т.е. толпа не анализирует, но верует, ее не свойственны сомнения. Поэтому толпа авторитарна и нетерпима, она не переносит какого-либо прекословия. Малейшее несогласие оратора вызывает ярость и влечет его изгнание, а если оратор будет упорствовать и не принял меры предосторожности, то и угрозу его жизни. Следовательно, авторитарность и нетерпимость легко воспринимаются толпой со стороны вождя. "Массы уважают только силу и доброта их мало трогает, т.к. они смотрят на нее как на одну из форм слабости". Но почитая здравствующего тирана, толпа еще более охотно топчет поверженного, именно потому, что последний воспринимается ею как слабый. Толпа восстает только против слабой власти. Если же сила власти меняется, как это часто происходит, то толпа переходит от рабства к анархии и наоборот.
Однако, поскольку
в толпе господствует
Д) Нравственная спонтанность.
Толпа безответственна и
Е) Образность и алогичность
"мышления".
Идеи становятся
доступными толпе только в том
случае, если они представлены в
форме ярких образов, т.е. толпа
оперирует не с идеями, но с идеями-образами,
поэтому чтобы какая-нибудь сложная
идея достигла толпы, ее необходима существенно
видоизменить. Толпе не свойственна формальная
логика, поэтому в ней могут уживаться
самые противоречивые представления.
Кроме того, ей неочевидны любые доказательства,
вместо них применяются ассоциации, причем
зачастую ассоциации поверхностные, ассоциации
разнородного. Для толпы характерна логическая
ошибка "поспешного обобщения". Речи,
произносимые перед толпой, совершенно
нечитабельны, нелогичны, но именно такие
речи и действуют на нее.
Образы, вызванные
в "душе толпы", по своей значимости
равны для нее реальным событиям.
Уже упоминалось в курсовой работе,
что невероятного для толпы не
существует, а именно невероятное
и поражает более всего. Театральные
зрелища всегда имеют огромное влияние
на толпу и зачастую она престает
различать грань между
Образы, чтобы оказать
влияние на толпу, должны быть исключительно
яркими, поэтому множество мелких,
хотя и многочисленных преступлений
не действует на толпу, чем какое-нибудь
одно, но крупное. В 1894 году согласно статистике,
погибло 850 парусных и 203 паровых корабля,
гибель «Титаника» - трансатлантического
парохода произвела впечатление
на толпу куда большую. Следовательно,
"не факты сами по себе поражают народное
воображение, а то, каким образом
они распределяются и представляются
в толпе".
Ж) Религиозность. Толпа
нуждается в религии. Вот формы
в которые отливаются убеждения
толпы. Его характеристики следующие:
обожание, боязнь, подчинение в отношении
верховного существа, непоколебимая
уверенность в его идеях и
желание эти идеи распространять,
ненависть и нетерпимость к его
врагам. Неважно, относится ли это
чувство к Богу и политической
идее - сами эти черты позволяют
характеризовать чувства толпы
как религиозные.[7] Наполеону поклонялись
с такой истовостью, которая никогда
не проявлялась в отношении
4. Внешние (структурные)
особенности толпы.
Форма и структура
толпы. Как показали наблюдения и
снимки, сделанные с вертолетов,
все толпы в начале их образования
и в состоянии относительного
покоя имеют тенденцию
Границы толпы. Границы
толпы обычно носят очень подвижный
характер, в результате чего постоянно
меняется положение людей зачастую
помимо их воли и желания. Так, просто
любопытный может неожиданно оказаться
в центре толпы в результате присоединения
к ней новой группы людей. Этот
момент имеет важное значение при
оценке состава толпы и степени
активности ее различных участков.
Состав толпы. В
каждом отдельном случае состав толпы
зависит в основном от тех причин,
по которым она возникла. Например
от слухов в толпе. Слухи рассматриваются
как характерный способ передачи
и распространения информации в
толпе и считаются одной из
отличительных ее особенностей. В
процессе пересказа (передачи) слухи
упрощаются: становятся короче, более
определенно выраженными, удобнее
для восприятия. При этом они приобретают
заостренный характер, т.е. содержат
меньше деталей и сфокусированными.
5. Факторы, влияющие
на толпу.
Факторы, оказывающие
влияние на характер мнения и верований
толпы можно разделить на две
составляющих: непосредственные и отдаленные.
"Отдаленные" - те, которые подготавливают
почву для прочих влияний, это
наиболее фундаментальные факторы.
Непосредственные же факторы скорее
оформляют уже сложившееся
Наиболее важным
фактором является раса, это как
бы субстанция общества. Все элементы
цивилизации - выражение души расы.
Благодаря наследственности, расовые
черты закрепляются во всех поколениях.
Раса воплощает "идеи, потребности
и чувства" в традициях. При
анализе исторического процесса
возникает искушение
Тезис о том, что
социальные и политические организации
в состоянии исправить