Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 11:04, реферат
Традиционные различия между интерпретацией явления толпы с политической точки зрения, с одной стороны, и с психологической с другой. Характеристика факторов, влияющих на толпу, анализ внешних (структурных) особенностей, главные элементы лидерства.
Введение………………………………………………………………..2
1. Сущность толпы…………………………………………………..4
2. Общая классификация и типы толпы…………………………..5
3. Основные характеристики толпы……………………………....8
4. Внешние (структурные) особенности толпы………………...14
5. Факторы, влияющие на толпу………………………………….15
6. Верования толпы…………………………………………………18
7. Лидеры толпы………………………………………………….…20
Заключение…………………………………………………………...25
Список литературы………………………………………………...27
"Непосредственные"
факторы. Одним из самых
Значит, "самой
главной обязанностью государственных
людей должно быть переименование и
по именование популярными или же
нейтральными названиями тех вещей,
которых толпа уже не выносит
более под их прежними именами. Могущество
слов так велико, что стоит только
придумать изысканные названия для
каких-нибудь самых отвратительных
вещей, чтобы толпа тотчас же приняла
их".
Толпе необходимы иллюзии,
и руководитель должен умело ими
пользоваться, а не разрушать. Разрушение
религиозных воззрений, например, приводит
к тому, что массы лишаются надежд
и смирения. Так и социализм, представляет
собой лишь иллюзию, которой принадлежит
будущее, несмотря на всю несостоятельность
этой идеи. "Главным фактором эволюции
народов никогда не была истина,
но всегда заблуждение".[8]
Разрушить иллюзии
в состоянии только опыт, являющийся
следующим важным непосредственным
фактором. Однако на толпу действует
лишь опыт грандиозных размеров и
повторенный несколько раз. Кроме
того, он действует лишь на его современников,
исторические же примеры на толпу
не оказывают влияния.
Что же качается доводов
рассудка, то они оказывают на толпу
лишь отрицательное влияние. Заранее
подготовленные речи произведут лишь
негативное воздействие на толпу. Лебон
цитирует депутата Декюба, который
дал собирательный образ
6. Верования толпы.
Верование - это нечто
близкое к культурной парадигме,
глобальной идеологии, то, что цементирует
общество на любом его уровне. Поэтому
взгляды толпы подразделяются на
два вида - постоянные, т.е. удерживающиеся
в течение многих столетий, и непостоянные,
господствующие короткое время.
К постоянным относятся
верования, служащие фундаментом цивилизации:
христианство; феодализм; реформация;
национализм; демократия; социализм. Внушить
постоянное верование толпе нелегко,
и также нелегко его
Непостоянные верования
рождаются и исчезают вместе с
каждой эпохой - таковы направления
литературы и искусства: романтизм,
натурализм, мистицизм; политические партийные
идеологии (часто самые разные партии
исповедуют, в сущности, одну и ту
же идеологию). Если рассмотреть историю
Франции в течение
Конечно, размывание
общественного мировосприятия - симптом
упадка. Но зато подобное состояние
и порождает свободу слова. Когда
какая-то идея завладеет массами, она
получит над ними тираническую власть,
а поскольку толпа непостоянна,
полное разрушение цивилизации неминуемо.
"Если что-нибудь и в состоянии
отсрочить час окончательного разрушения,
то это именно такое всевозрастающее
равнодушие толпы ко всякому общему
верованию".[10]
7. Лидеры толпы.
Начнём с общей
характеристики понятия лидер. Как
известно без вожака не может существовать
ни стадо животных, ни человеческая
толпа. Вожак сначала обычно сам
бывает человеком, которого увлекла
некоторая идея, который оказался
ею загипнотизирован. Но степень этой
загипнотизированности идеей у
лидера отличается от веры в нее
других индивидов в толпе. Помимо
данной идеи, все остальное как
бы перестает существовать для вожака,
а всякое противоречащее мнение изначально
кажется ему заблуждением. Вожаки
вовсе не должны обладать особым интеллектом
или проницательностью. Как раз,
наоборот - для того, чтобы никогда
не сомневаться, им надо быть весьма ограниченными,
ибо интеллект заставляет раздумывать
и колебаться. Вожаки же - люди действия,
фанатики. "Чаще всего вожаками бывают
психически неуравновешенные люди, полупомешанные,
находящиеся на грани безумия. Как
бы ни была нелепа идея, которую они
защищают, и цель, к которой они
стремятся, их убеждения нельзя поколебать
никакими доводами рассудка".[11] Преследования
только подстегивают их деятельность,
инстинкт к самосохранению атрофируется
и часто они стремятся лишь
к мученичеству. Но именно такие
люди производят самое сильное внушающее
действие на толпу. Ведь толпа безвольна,
и инстинктивно тянется к человеку,
наделенному сильной волей.
Конечно, толпу иногда
увлекают и просто хитрые ораторы, действующие
исключительно из своих личных интересов.
Но их влияние не бывает прочным, долговременным,
оно всегда эфемерно.
Роль вожаков заключается в создании веры. Не важно какой - религиозной, социальной или политической, лишь бы это была вера. Поскольку народные массы за пределами своей специальности ни о чем не имеют ясных представлений, ими всегда управляли и будут управлять вожаки. Толпа желает повиноваться, и если исчезнет один лидер, она с радостью покорится другому, сильнейшему.
Классификация. Лидеров
можно подразделить на две категории.
К первой относятся энергичные, смелые,
буйные вожаки, у которых воля, тем
не менее, проявляется лишь в короткие
промежутки времени. К другой, встречающейся
гораздо реже разновидности, принадлежат
лидеры, обладающие сильной и стойкой
волей. К первым можно отнести
Нея, Мюрата, Гарибальди, Ленин. Ко вторым
принадлежат "истинные основатели религии
и творцы великих дел: св. Павел, Магомет,
Колумб.
Тактика лидеров
и диалектика идей. Если необходимо
заставить совершить топу некоторый
моментальный акт - например, ограбить
дворец или броситься на защиту баррикады,
то самым лучшим в данной ситуации
является личный пример. Если же толпу
нужно убедить следовать каким-
После того, как повторение
происходило достаточное
Любые мнения распространялись
с помощью вышеуказанного механизма.
Христианство, например (по Вольтеру),
в течение 100 лет было достоянием
лишь "самой презренной черни",
Ренан же сравнивает основателей
христианства с "рабочими социалистами,
распространяющими свои идеи по кабакам".
Масса, тем не менее,
не в состоянии породить ни одну
идею. Сначала последняя зарождается
в высших, культуросозидающих слоях,
затем завладевает каким-нибудь
вожаком, который ее извращает таким
образом, что она становится доступной
секте, создаваемой вожаком. Секта
ее еще более извращает, затем
внушает массе, продолжая видоизменять
исходную идею все больше и больше.
Наконец, идея делается народной истиной,
и в таком виде оказывает обратное
влияние на высшие слои. В конце
концов, видим, что все-таки ум управляет
миром. Философы, создавшие какие-нибудь
идеи, уже давно умерли и превратились
в прах, но благодаря описанному
механизму, мысль их все-таки торжествует.
Обаяние - "таинственная
сила", благодаря которой люди
или идеи подчиняют себе мир. Часто
обаяние слагается из восхищения
и страха, однако умершие люди, которых
уже боятся, также обладают обаянием
- например, Александр Македонский,
Гай Юлий Цезарь или Мартин Лютер
Кинг. Но всегда обаяние связано
с удивлением и почтением. Обаяние
как и многое другое, можно связать
с внушением.
Лебон различает
два вида обаяния: приобретенное
и личное. Первое связано с именем,
богатством, репутацией и т.п., второе
же принадлежит отдельному индивиду.
Приобретенное обаяние
Личное обаяние
элитарно, им обладают немногие. Это
какое-то "магнетическое очарование",
оно действует, несмотря на социальное
неравенство. Великие вожаки толпы,
такие, как Магомет, Жанна д'Арк, Наполеон,
Ленин обладали именно личным обаянием
и без него не могли бы сделаться
знаменитыми. Зато неудача способна
многих лишить обаяния и вчерашний
герой будет забыт толпой тем
сильнее, чем выше толпа его превозносила,
толпа мстит за то, что она поклонялась.
К примеру, если взять Ленина, до
сих пор лежащего в мавзолеи.
Заключение.
Главный практический
вопрос, который интересует общество
и особенно правоохранительные органы:
как обеспечить контроль над поведением
толпы - остается без ответа.