Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 14:22, контрольная работа
В психологии юность определяется как стадия развития начала полового созревания и до наступления взрослости. По отечественной периодизации детского развития ранняя юность, или старший школьный возраст (14,5 –17-18 лет) относится к шестому периоду. Юноша является промежуточным звеном между ребенком и взрослым. Юность – это завершающий этап созревания в формировании личности. Большие изменения в собственном организме и внешности, связанные с половым созреванием, с известной неопределенностью положения (ведь уже не ребенок, но еще и не взрослый), с расширением круга лиц, с которыми личность должна соотносить свое поведение; все это вместе взятое резко увеличивает активность ценностно- ориентационную деятельность в юношеском возрасте.
Через общение, организуемое со сверстниками, подростки и юноши усваивают жизненные цели и ценности, нравственные идеалы, нормы и формы поведения. Пробуя себя в контактах друг с другом, в совместных делах, в различных ролях, они усваивают ролевые формы поведения, формируют и развивают у себя деловые качества, обучаются руководить и подчиняться, быть организаторами дела и исполнителями. Общение в этом возрасте является важнейшей школой самовоспитания, которому подростки и юноши уделяют большое внимание. В центр обсуждения всей этой проблематики выдвигается «Я» старшеклассника, которое анализируется в общении в самых различных аспектах. Именно отношения с другими людьми не только помогают человеку понять самого себя, осознать причины своих поступков, разобраться в своих чувствах, но и, что еще важнее, отношения с другими формируют личность, во многом определяют ее особенности. Следовательно, для каждого школьника его отношения с одноклассниками являются очень важным фактором личностного развития. Здесь необходимо уточнить, что важны как отношения с отдельными одноклассниками, так и ощущение молодого человека от своего положения в классе.
В возникновении потребности в юношеской дружбе, в стремлении к установлению близких взаимоотношений с людьми, в этом возрасте наблюдаются, в тоже время, определенные различия между юношами и девушками. У девушек потребность в дружеских отношениях возникает раньше, чем у юношей. Девушки более эмоциональны и придают гораздо большее значение межличностным отношениям в этом возрасте, чем юноши. В этом же возрасте у юношей и девушек возникает интерес к противоположному полу, что порождает стремление нравиться, и, как уже отмечалось, появляется повышенное внимание к своей внешности, одежде, манере поведения.
Вначале, интерес к человеку другого пола нередко имеет еще характерное для подростков внешнее выражение, которое проявляется в задирании девчонок. Они часто жалуются на это, но, в общем, правильно понимают мотивы этих «задираний» и всерьез не обижаются. Взаимное внимание сверстников нравится обеим сторонам.
Позже все изменяется: появляется застенчивость, скованность и робость. Иногда это сопровождается сохранением «странной» внешней атрибутики в поведении: напускное равнодушие, презрительное отношение к сверстнику противоположного пола. Между юношами и девушками 14-15 лет появляются и более романтические отношения: они назначают друг другу свидания, пишут записки. Однако необходимо отметить, что зарождающиеся романтические отношения не всегда находят в этом возрасте правильное понимание со стороны некоторых сверстников, что объясняется различными сроками «взросления».
У некоторых ребят, возникновение у сверстников таких новых отношений, вызывает насмешки, у других чувство зависти; в классах возникают обсуждения этих отношений, что обусловливает достаточно сложную обстановку в коллективе, особенно для более чувствительных девочек.
В раннем юношеском возрасте наряду с дружбой у многих молодых людей возникает более глубокое чувство - любовь.
Возникновение чувства любви связано с несколькими обстоятельствами. Во-первых, это завершение полового созревания, совпадающее с данным возрастным периодом. Во-вторых, желание иметь близкого друга, с которым можно было бы говорить на самые сокровенные волнующие темы. В - третьих, это естественная человеческая потребность в сильной персональной, эмоциональной привязанности, которой особенно не хватает тогда, когда человек начинает испытывать чувство одиночества. Установлено, что такое чувство в обостренной форме впервые появляется именно в ранней юности.
Дружба и любовь в этом возрасте чаще всего неотделимы друг от друга и сосуществуют в межличностных отношениях. Дружба может перейти в любовь, а на месте товарищеских, дружественных отношений могут возникнуть ухаживания. Юноши и девушки сами ищут, причем активно, межличностных отношений, общения, интимных контактов друг с другом. Они уже не в состоянии находиться в одиночестве долгий период. Иногда они бывают настолько поглощены и озабочены всем тем, что непосредственно связано с влюбленностью, что забывают обо всем остальном.
В ранней юности возникает и в течение длительного периода жизни сохраняется идеал возлюбленного, включающий человека, обладающего набором конкретных личностных достоинств. Такой идеал определяет межличностные симпатии и предпочтения, по крайней мере, в течение нескольких лет.
Идеальный образ любимого человека у старшеклассников иногда является нереальным, в том смысле слова, что в действительности никто из окружающих людей не может ему соответствовать. Нередко это приводит к тому, что, не обнаружив вокруг себя объекта, который соответствовал бы идеалу, юноша или девушка испытывают глубокое разочарование, и у них возникает чувство одиночества.
Психосексуальное развитие у разных людей неодинаково. Половое созревание мальчиков происходит позже, но протекает более бурно, чем у девушек. На период 14-15 лет приходится так называемая фаза гиперсексуальности, которая характеризуется повышенной половой возбудимостью и ростом эротических интересов и фантазий.
Девочки развиваются иначе. Хотя они созревают раньше мальчиков, оргазмическая активность возникает у них не так резко, как у мальчиков, а постепенно, достигая апогея много лет спустя после созревания. Женская сексуальность отличается от мужской и психологически. По мнению ряда ученых, соотношение чувственности и нежности у женщин принципиально иное, чем у мужчин. У девочки сначала появляется потребность в психологической близости с юношей и только потом - эротические чувства. Дело в том, что в большинстве известных нам человеческих обществ проявление сексуальности у мужчин поощрялось, тогда, как женщине обычно отводилась пассивная роль. Женщине, чтобы не потерять самоуважение и репутацию приходилось скрывать и подавлять в себе чувственность. В последние десятилетия разница в сексуальном поведении девушек и юношей (возраст начала половой жизни, ее мотивы, интенсивность и пр.) значительно уменьшилась, произошел сдвиг в сторону более «мускулинной» модели поведения.
Однако ослабление поляризации мужской и женской сексуальности не снимает различий в поведении и установках. Сексологические исследования показывают, что как и прежде, юношей нередко толкает начать половую жизнь любопытство, жажда самоутверждения и половые потребности, а девушки выше ценят эмоциональную близость, считая физическое сближение скорее средством упрочить психологический контакт с юношей, чем самоцелью.
Центральной проблемой интимных отношений, является сочетание «секса», т.е. физического, чувственного, генитального наслаждения, и - любви - тотальной человеческой близости. У молодых людей эти потребности зачастую разобщены. Длительное отсутствие идеального слияния физического и психологического в отношениях между молодыми людьми могут подорвать в будущем их шансы на успешную любовь. Это значит, что старшеклассники должны знать не только биологию пола, но и иметь ясные представления о социальных и психологических аспектах проблемы. Обращаясь к половозрелым юношам и девушкам, нужно апеллировать уже не к наивным доводам биологического эгоизма (смотри, не повреди своему здоровью!), а к взрослому чувству социальной и моральной ответственности, призывая их тщательно взвешивать серьезность своих чувств («люблю» или «нравится»), меру своей социальной зрелости, трудности раннего материнства, материальные и иные сложности ранних браков. Как уже известно, надежды на половое воспитание со стороны родителей себя не оправдали, и этому имеются оправдания, так как не только родители, чувствуют себя неловко при разговорах на «половые и сексуальные» темы, но и молодежь при этом испытывает неловкость и скованность. Поэтому половым воспитанием должны заниматься специально обученные кадры психологов, а даже не учителя.
Взаимоотношения со взрослыми
Сложно складываются отношения со взрослыми. Старшеклассники считают важным для себя общение со взрослыми, с родителями.
Среди тем, которые желательны в общении с ними:
· выбор будущей профессии;
· взаимоотношения с окружающими;
· учебные дела;
· вопросы морали;
· о себе и своем прошлом, настоящем и будущем (различные аспекты самоопределения).
Однако есть одна поправка — общение со взрослым ценится только в том случае, если оно имеет доверительную форму. Реальность такова: общение со сверстниками имеет доверительный характер в 88 % случаев, с родителями — в 29 %, преимущественно с матерями.
Отсутствие доверительных отношений со взрослым, в том числе с учителем, в этом возрасте — одна из главных причин тревожности, которую испытывают старшие школьники. Для них невыносимо вмешательство в личные дела извне, тем более — принуждение, однако за тактичную помощь они будут благодарны.
Известно три типа ситуаций, являющихся источниками тревожности в данном возрасте:
1) ситуации, связанные со школой, общением с учителями;
2) ситуации, актуализирующие представления о себе;
3) ситуации общения.
Исследования показывают, что существует зависимость личностной тревожности от возраста: к 10—11-му классу уровень тревожности возрастает. Кроме того, выявлена прямая зависимость между стилем родительского воспитания и уровнем тревожности. Так, наиболее стрессогенными стилями родительского воспитания являются:
· отсутствие позитивного интереса со стороны матери;
· директивность матери при навязывании ребенку чувства вины;
· враждебность отца;
· непоследовательность в воспитании.
Таким образом, при ярко выраженном стремлении к независимости сохраняется глубинная связь с родителями и потребность в психологической поддержке с их стороны.
Является работа с родителями по следующим направлениям:
1)
формирование у родителей
2)
повышение в глазах родителей
ценности общения со своими
детьми, осуществление
3) формирование системы навыков, обеспечивающих партнерское взаимодействие с детьми.
Столь же актуальна и работа со школьниками по проблемам их взаимоотношений с родителями и формированию навыков конструктивного общения.
Наиболее сложными для данного возраста являются:
· ситуации, в которых нужно самому оказать поддержку, а также принять поддержку и сочувствие от других людей;
· ситуации, связанные с умением реагировать на задевающее, провоцирующее поведение и умением отвечать на несправедливую критику.
Отношение к себе
Главное психологическое приобретение ранней юности — обнаружение ценности своего внутреннего мира. Внешний мир начинает восприниматься через себя.
Развивается способность к самоанализу и потребность систематизировать, обобщать свои знания о себе. Юноши и девушки стремятся глубже разобраться в своем характере, своих чувствах” действиях, поступках. Они часто задаются вопросами: “Как узнать свой характер?”, “Как освободиться от дурных привычек?”, “Может ли человек со слабым здоровьем иметь сильный характер?”, “Какой я человек?” и т. п. Актуальной становится проблема самовоспитания. Требования к себе значительно возрастают и становятся более устойчивыми.
В юности каждому приходится неизбежно приспосабливаться и к физиологическим переменам. Гормональная перестройка, сопровождающая половое созревание, приводит к усилению сексуальных переживаний. Для большинства юношей характерен резкий рост сексуального возбуждения. У девушек в этом плане индивидуальные различия довольно значительны. Одни из них испытывают сексуальные ощущения, сходные по интенсивности с теми, что испытывают юноши. У других эти ощущении, носят более диффузный характер и тесно связаны с удовлетворением других потребностей, например в самодвижении, поддержке, привязанности, любви. Наблюдается существенный рост сексуальных форм поведения и интереса к сексуальным вопросам.
Любовь
В юности любовь — сильное, но не очень продолжительное эмоциональное переживание, хотя иногда оно переходит в серьезную, постоянную привязанность.
3. Мотивация учебной деятельности и умственное развитие
Всякое обучение , по своей сути, есть создание условий для развития личности. Организация учебной деятельности такова, чтобы знания имели личностный смысл, при этом учитывались индивидуальные особенности учеников. Для этого необходим личностно-ориентированный подход в обучении, условием осуществления которого являются дифференциация процесса обучения и мотивация учебной деятельности.
Мотивация – общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.
Учебная мотивация – это включение в деятельность учения, учебную деятельность. Определяется 3 типа отношения к учению – положительное, безразличное и отрицательное. Положительное отношение к учению характеризуется активностью учеников в учебном процессе, умением ставить перспективные цели, предвидеть результат своей учебной деятельности, преодолевать трудности на пути достижения цели.
Отрицательное отношение школьников к учению – не желание учиться, слабая заинтересованность в успехах, нацеленность на отметку, не умение ставить цели, преодолевать трудности, отрицательное отношение к школе и учителям.
Дифференцированный подход в обучении учащихся не является самоцелью, он стал условием осуществления индивидуально-личностного подхода к обучению учеников, что приводит к положительной мотивации учащихся, возможности их реализации.
Проблема мотивации учения появляется тогда, когда человек осознал необходимость целенаправленного обучения подрастающего поколения и приступил к подобному обучению как специально организованной деятельности.
Эта проблема является одной из важнейших в современной психологии и педагогике обучения.
Выделяют пять уровней учебной мотивации:
1. Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования, ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.)
2. Второй уровень – хорошая школьная мотивация. ( Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.
3. Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. (Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.)