Психология профессионального развития: проблема профориентации и выбора профессии, проблема профотбора, обучения и адаптации

Автор: Сара Авраамовна, 04 Октября 2010 в 02:13, курсовая работа

Краткое описание

Профессиональная ориентация, рассматриваемая ныне как один из компонентов общечеловеческой культуры, реализуется в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.
Профессиональная ориентация, как направление практической деятельности, служит двум основным целям:
- социальной и экономической защиты личности, т.к. человек, выбравший профессию в соответствии со своими интересами, склонностями и возможностями, успешнее ее осваивает и скорее достигает ощутимых результатов как в профессиональном, так и в материальном аспектах;
- укреплению экономической мощи государства за счет более рационального распределения и использования трудового потенциала страны.
Конечный результат профориентационной работы, таким образом, социально-экономический, дающий реальную выгоду и отдельному человеку, и государству в целом.
Актуальность проблемы профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи. То есть по своему назначению система профориентации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, адаптацию ее к профессии.

Оглавление

Введение 3
1. История становления профориентации 6
1.1 Зарубежная история становления 6
1.2 Отечественная история становления 9
2. Профориентация и профконсультация, профессиональное и личностное самоопределение. 11
2.1 Основные методы профориентации 13
2.2 Проблема профориентации молодежи 19
2.3 Профессиональное самоопределение 22
2.4 Типичные ошибки при выборе профессии 25
3. Профессиональный отбор 34
3.1 Этапы профессионального психологического отбора. 38
3.2 Профессиографические основы профконсультирования и профотбора 42
Заключение 48
Список литературы 51

Файлы: 1 файл

Оглавление (со сносками).doc

— 232.00 Кб (Скачать)

     Самоопределение — это всегда утверждение собственной позиции в проблемной ситуации. Профессиональное самоопределение предполагает выработку собственной позиции в ситуации, характеризующейся большой степенью неопределенности. В самом деле, куда пойти учиться после окончания основной общеобразовательной школы? Какую выбрать профессию? Какова возможность трудоустройства по этой профессии? Каковы материальные возможности этой профессии? Чтобы определиться в проблемно-ориентационной ситуации, личности нужно соотнести свои потребности, позиции, интересы, мечты с собственными возможностями: подготовленностью, способностями, эмоционально-волевым и качествами, состоянием здоровья. Возможности, в свою очередь, необходимо соот¬нести с требованиями профессионального учебного заведения, профессии, специальности, конкретной трудовой функции.

     Нередко согласование всех этих позиций затруднено. Если иметь в виду еще и социально-экономические факторы, позиции родственников, то становится очевидным, что профессиональное самоопределение, как правило, означает конфликт. Поскольку речь идет о самоопределении, то этот конфликт имеет внутриличностный характер. Его разрешение осуществляется путем ревизии и коррекции професси¬ональных устремлений, и конечно, внутриличностный конфликт может разрешаться продуктивно и деструктивно.

     Профконсультации, как правило, ориентированы на индивидуальную работу с клиентом, а профориентация предполагает и массовые работы с  самоопределяющимися людьми (клиентами, оптантами). 

     Профориентационная  проблематика достаточно обширная и  в какой–то степени является стержневой при рассмотрении вопросов развития личности. Именно профессиональный труд даёт человеку возможность реализовать основные замыслы своей жизни, поэтому он является ведущей деятельностью для многих взрослых людей.

     В России наблюдается некоторое возрождение интереса к школьной профориентации. В ряде школ по инициативе родителей, директоров, педагогов и психологов возобновляется профориентационная работа. Во многом проблемы возрождающейся школьной профориентации связаны с плохим осознанием цели такой работы, когда цель понимается либо слишком упрощенно («помочь выпускникам получше устроиться и адаптироваться в условиях рынка»), либо слишком усложнено («помочь самореализоваться, самоопределиться»).

     Что касается профессионального развития, то для обновления и процветания России необходима психологическая личностная зрелость и высокий профессионализм большинства ее граждан. Если каждый человек на своем рабочем месте ответственно, с приложением мастерства и творчества выполняет свою работу, то это не только обеспечивает прогресс общества, но и является залогом достойного существования самого человека, ограждает его от потери работы, стрессов, бедности. О профессионализме надо знать каждому трудящемуся человеку, хотя эта необходимость и не всегда осознается.

 

    

     Список  литературы

    1. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития, - М.: Издательский центр «Академия», 2006. -  240с.
    2. Климов Е.А. Введение в психологию труда, - М.: Издательский центр «Академия», 2004.
    3. Климов Е.А. Как выбрать профессию, - М., 1990
    4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения, - Ростов н/Д.: Феникс, 1996. - 512 с.
    5. Маркова А.К. Психология профессионализма, -  М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. – 308с.
    6. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения, - Москва-Воронеж, 2002.
    7. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация, - М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 496с.
    8. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - Москва: Вако, 2005. - 288 с.
    9. Пряжникова Е.Ю.,  Пряжников Н.С.  Психология труда и человеческого достоинства, - М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 480с.
    10. Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии (Материалы для специалиста образовательного учреждения), Санкт-Петербург, КЕРО, 2003.
    11. Cтатья в N 24/2000 еженедельника "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября"

Информация о работе Психология профессионального развития: проблема профориентации и выбора профессии, проблема профотбора, обучения и адаптации