Психология профессионального развития: проблема профориентации и выбора профессии, проблема профотбора, обучения и адаптации

Автор: Сара Авраамовна, 04 Октября 2010 в 02:13, курсовая работа

Краткое описание

Профессиональная ориентация, рассматриваемая ныне как один из компонентов общечеловеческой культуры, реализуется в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.
Профессиональная ориентация, как направление практической деятельности, служит двум основным целям:
- социальной и экономической защиты личности, т.к. человек, выбравший профессию в соответствии со своими интересами, склонностями и возможностями, успешнее ее осваивает и скорее достигает ощутимых результатов как в профессиональном, так и в материальном аспектах;
- укреплению экономической мощи государства за счет более рационального распределения и использования трудового потенциала страны.
Конечный результат профориентационной работы, таким образом, социально-экономический, дающий реальную выгоду и отдельному человеку, и государству в целом.
Актуальность проблемы профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи. То есть по своему назначению система профориентации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, адаптацию ее к профессии.

Оглавление

Введение 3
1. История становления профориентации 6
1.1 Зарубежная история становления 6
1.2 Отечественная история становления 9
2. Профориентация и профконсультация, профессиональное и личностное самоопределение. 11
2.1 Основные методы профориентации 13
2.2 Проблема профориентации молодежи 19
2.3 Профессиональное самоопределение 22
2.4 Типичные ошибки при выборе профессии 25
3. Профессиональный отбор 34
3.1 Этапы профессионального психологического отбора. 38
3.2 Профессиографические основы профконсультирования и профотбора 42
Заключение 48
Список литературы 51

Файлы: 1 файл

Оглавление (со сносками).doc

— 232.00 Кб (Скачать)
  1. Профессиональный отбор

     Профессиональный  отбор  - это особый комплекс мероприятий, направленных на выявление лиц, которые по своим  моральным, психофизиологическим и психологическим качествам, состоянию здоровья и уровню общеобразовательной подготовки наиболее пригодны к обучению и дальнейшей  профессиональной деятельности по конкретной специальности.24

     Особенно  остро проблема отбора стоит для  тех профессий, в которых даже небольшая ошибка, обусловленная  психическими особенностями работника, может привести к серьёзной аварии или катастрофе. Примеры таких профессий: лётчик, автомобилист, авиадиспетчер, капитан корабля, оператор и военный специалист и т.д.

     Профессиональный  психологический отбор рассматривается  как принятие решения о соответствии человека по результатам психологических профессиональных испытаний определенной деятельности.

     Задачами  профессионального психологического отбора являются:

     - профессиональная ориентация граждан  на овладение специальностями, обучение в учебных заведениях по соответствующим специальностям и поступление на работу, службу;

     - определение профессиональной пригодности  граждан к подготовке (обучению) по специальностям, обучению учебных  заведениях, выработка рекомендаций  по их отбору для подготовки (обучения) по специальностям и  распределению по должностям;

     - профессионально-психологическое сопровождение  профессиональной деятельности.

     В основе профессионального психологического отбора лежит оценка индивидуальных психологических особенностей людей  в целях установления степени  их соответствия требованиям конкретной специальности или группы сходных специальностей. Таким образом, в проблеме психологического отбора могут быть выделены два основных аспекта: с одной стороны, личность, индивидуальность человека, с другой - нормативно одобренный способ профессиональной деятельности.

     Следует отметить, что необходимость в  профессиональном психологическом отборе имеет место не всегда. Он требуется и эффективен в тех случаях, когда велика  доля лиц, не справляющихся с обязанностями после обучения; когда ошибка специалиста, допущенная по причине несоответствия требованиям профессиональной деятельности, сопряжена с большим материальным или моральным ущербом, чревата опасностью для жизни людей; при высокой стоимости обучения и при наличии других подобных обстоятельств.

     Обычно  об отборе говорят тогда, когда в  наличии есть превышающее потребность  количество претендентов на имеющуюся  вакантную профессию (должность) и  из них нужно выбрать одного или  нескольких лучших молодых людей. Причем такой выбор предполагает не только диагностику, но и прогнозирование пригодности к данному виду деятельности.

     В зависимости от того, какие особенности  рассматриваются как важнейшие, различают отбор по подготовленности (по уровню  развития  личности  на  данный  момент  времени) и отбор по способностям.

     При отборе по подготовленности упор делается на выявление людей, у которых  знания, а также умения и навыки, необходимые для освоения специальности, развиты лучше, чем у других людей. Профессиональный отбор по уровню подготовленности более прост, экономичен и не требует больших временных затрат на его проведение по сравнению с отбором по способностям. Достаточно иметь стаж успешной и безаварийной работы по данной специальности. То есть отбор по уровню подготовленности позволит сразу получить готового специалиста и сэкономить время и финансы на его профессиональное обучение.

     Но  если речь идет о выборе профессии  на всю, то целесообразнее       осуществлять профессиональный отбор  по способностям к данному виду деятельности. Отбор по способностям ставит задачу отобрать людей с учетом перспективы развития у них требуемых качеств, выявить задатки, способности.

     Каждый  из этих видов отбора имеет свои достоинства и недостатки, социальный аспект и сферу приложения.

     Метод отбора по подготовленности относительно прост, по способности - сложней.

     Первый  производится довольно быстро, второй требует времени.

     Отбор по подготовленности менее достоверен, в том смысле, что на его основе можно предсказать лишь "ближнюю  зону успехов". Отбор по способностям позволяет видеть дальше, предсказывать на многие годы вперед.

     Отбор по подготовленности наиболее целесообразен  в случае, когда не ставится задача определить перспективы всей. Когда  важно, определить жизненное призвание (в учебные заведения), необходим отбор главным образом по способностям.

     По  результатам профессионального  психологического отбора выносится одно из следующих заключений о профессиональной пригодности25:

     а) рекомендуется в первую очередь  первая категория.

     Относимые к этой категории по уровню развития профессионально важных качеств полностью соответствуют требованиям должности, что позволяет им в установленные сроки овладеть специальностью, иметь по результатам проверок, аттестаций и экзаменов преимущественно отличные оценки, получить высокую квалификацию;

     б) рекомендуется вторая категория.

     Относимые к этой категории по уровню развития профессионально важных качеств  в основном соответствуют требованиям  должности, что позволяет им в установленные сроки овладеть специальностью, иметь по результатам проверок, аттестаций и экзаменов преимущественно хорошие оценки;

     в) рекомендуется условно третья категория.

     Относимые к этой категории по уровню развития профессионально важных качеств  минимально соответствуют требованиям  должности, с трудом овладевают специальностью в установленные сроки, имеют по результатам проверок, аттестаций и экзаменов преимущественно удовлетворительные оценки. Допускаются к обучению или профессиональной деятельности при недостатке кандидатов;

     г) не рекомендуется четвертая категория.

     Относимые к этой категории по уровню развития профессионально важных качеств  не соответствуют требованиям должности.

     Е.А.Климов выделяет четыре степени выраженности профессиональной пригодности.26

     1. Непригодность к профессии - временная  или практически непреодолимая, когда имеются отклонения в состоянии здоровья, несовместимые с точки зрения медицины с работой в данной области.

     2. Годность к профессии (или группе  профессий) - в этом случае говорят: нет противопоказаний, но нет и показаний.

     3. Соответствие данной области деятельности - противопоказаний к профессии нет, присутствуют некоторые личностные качества и интересы, способности.

     4. Призвание - налицо явные признаки  соответствия человека всем основным требованиям профессии. В этом случае говорят: «В этой и именно в этой области деятельности ты будешь наиболее нужным людям».

     Так, К.М.Гуревич делит профессии, исходя из двух типов требований к человеку:

      1. Требования, которым могут удовлетворить  люди, обладающие специальными индивидуальными чертами.

     2. Требования, с которыми может  справиться каждый человек (среднестатистический).

     Различают абсолютную профпригодность, когда  человек должен соответствовать жестким требованиям профессии, и относительную профпригодность, что характерно для большинства профессий. Иногда профпригодность определяют как отсутствие противопоказаний (соматических или психологических к данной профессии).

     Так, в некоторых профессиях требования к профпригодности велики, если имеют  место некоторые абсолютные противопоказания к профессии. Например, абсолютно противопоказана профессия водителя всех видов транспорта людям с повышенной сонливостью в монотонной обстановке. Противопоказаны профессии, требующие самообладания, людям неуравновешенным, забывчивым. Для таких лиц не рекомендуются профессии учителя, пилота, хирурга, пожарного, спасателя и др. Абсолютные противопоказания чаще присутствуют в тех профессиях, где могут возникнуть неожиданные ситуации, требующие срочных решений, связанных с ответственностью за жизнь и безопасность людей, за большие материальные ценности. Для определения соответствия людей требованиям подобных групп профессий используется профессиональный отбор. Это в полной мере относится к профессиям и специальностям, связанных с воинской деятельностью.

     Большинство же видов профессионального труда может осуществляться при относительной профпригодности, то есть при менее жестком перечне необходимых психических качеств и свойств.

     3.1 Этапы профессионального психологического отбора.

     На  первом этапе осуществляется анализ трудового процесса, а также физиолого-гигиенических и психологических особенностей трудовой деятельности. Целью такого анализа является определение требований, которые предъявляет деятельность к профессионально важным качествам личности. Один из возможных путей решения этой задачи заключается в составлении профессиограммы (детального описания профессии) .

     В ходе данного этапа исследуется  структура и характер деятельности, производится анализ возможных ситуаций, прежде всего наиболее неблагоприятных, предъявляющих повышенные требования к тем или иным качествам военного специалиста. На основании такого анализа определяются основные требования к кандидату на данную специальность. В общем виде эти требования могут быть разбиты на следующие  группы:27

     - медицинские требования: состояние здоровья, общие медицинские показания и противопоказания к данному виду деятельности;

     - образовательные требования, то  есть  требования к уровню общей  и специальной подготовки, которую  должен иметь кандидат к моменту  прохождения отбора;

     - общие характерологические требования: чувство долга, идейная убежденность, мировоззрение, мотивация к данному виду деятельности;

     - психологические и психофизиологические  требования, то есть требования к памяти, вниманию, скорости реакции, эмоциональной устойчивости, свойствам центральной нервной системы и т.д.;

     - требования к физической подготовленности: ловкость, быстрота, сила.

     Второй  этап профессионального отбора. На данном этапе осуществляется подбор и разработка методических приемов, с помощью которых возможна оценка профессионально важных качеств личности. Как основные методические приемы могут использоваться: анализ документов и характеристик, беседа (устная или письменная), наблюдение, тестирование.

     Медицинские требования проверяются в ходе медицинского наблюдения и обследования. Психологические и психофизиологические требования, как правило, с помощью тестов. К выбранным методикам испытаний (и прежде всего тестам) предъявляется ряд требований, основными из которых являются информативность (прогностическая способность) и надежность (стабильность результатов одного и того же испытуемого при повторных испытаниях).

     Основой для разработки методов определения  профессиональной психологической пригодности является профессиограмма. При проведении анализа профессиограммы в интересах разработки метода оценки профессиональной пригодности решаются две основные задачи:

     определение перечня ПВК, оказывающих наибольшее влияние на эффективность и надежность профессиональной деятельности;

     определение параметров деятельности, характеризующих эффективность и надежность деятельности человека.

     Определение перечня ПВК, основных параметров деятельности связано с содержательным анализом профессиональной деятельности и  с  задачами профессионального психологического отбора.

     В перечень ПВК должны быть включены только основные качества личности, без  которых эффективная деятельность невозможна. Необоснованное расширение перечня ПВК (например, почти все социально значимые качества необходимы профессионалу) не только затрудняет разработку методик отбора и последующего ее применения, но и может привести к искажению результатов анализа.

Информация о работе Психология профессионального развития: проблема профориентации и выбора профессии, проблема профотбора, обучения и адаптации