Психология профессионального развития: проблема профориентации и выбора профессии, проблема профотбора, обучения и адаптации

Автор: Сара Авраамовна, 04 Октября 2010 в 02:13, курсовая работа

Краткое описание

Профессиональная ориентация, рассматриваемая ныне как один из компонентов общечеловеческой культуры, реализуется в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.
Профессиональная ориентация, как направление практической деятельности, служит двум основным целям:
- социальной и экономической защиты личности, т.к. человек, выбравший профессию в соответствии со своими интересами, склонностями и возможностями, успешнее ее осваивает и скорее достигает ощутимых результатов как в профессиональном, так и в материальном аспектах;
- укреплению экономической мощи государства за счет более рационального распределения и использования трудового потенциала страны.
Конечный результат профориентационной работы, таким образом, социально-экономический, дающий реальную выгоду и отдельному человеку, и государству в целом.
Актуальность проблемы профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи. То есть по своему назначению система профориентации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, адаптацию ее к профессии.

Оглавление

Введение 3
1. История становления профориентации 6
1.1 Зарубежная история становления 6
1.2 Отечественная история становления 9
2. Профориентация и профконсультация, профессиональное и личностное самоопределение. 11
2.1 Основные методы профориентации 13
2.2 Проблема профориентации молодежи 19
2.3 Профессиональное самоопределение 22
2.4 Типичные ошибки при выборе профессии 25
3. Профессиональный отбор 34
3.1 Этапы профессионального психологического отбора. 38
3.2 Профессиографические основы профконсультирования и профотбора 42
Заключение 48
Список литературы 51

Файлы: 1 файл

Оглавление (со сносками).doc

— 232.00 Кб (Скачать)

     -  тренинги общения (иногда позволяют  клиентам освоить некоторые коммуникативные навыки поведения при приеме на работу, на экзаменах и при различных деловых контактах);

     -  сложные методы индивидуальной  и групповой психотерапии (НЛП,  гештальт-группы, логотерапия и др.); иногда они позволяют клиенту  лучше осознать смысл выбираемой деятельности или смысл самого процесса самостоятельного решения проблем, связанных с самоопределением; требуют особой подготовки профконсультанта;

     -  "пламенные" публичные выступления,  несмотря на некоторое ироничное к ним отношение, при умелом использовании могут сформировать серьезную мотивационную основу самоопределения у ряда клиентов, но в других случаях могут стать и сильным манипуляционным средством для доверчивых клиентов;

     -  профориентационные и профконсультационные  активизирующие методы (игры) с элементами психотренинга;

     -  личное обаяние профконсультанта (то, что от природы, и то, что  можно самостоятельно в себе  развивать);

     -  различные положительные (успешные) примеры самоопределения, на которые  может ссылаться профконсультант  для повышения уверенности клиента в принципиальной возможности разрешения своих проблем;

     -  "праздники труда", повышающие  престиж конкретных профессий  (естественно, при умелой организации  и учете специфики той аудитории,  для которой такой праздник  организуется, т.е. чтобы это был праздник с буфетами и развлечениями, а не "торжественное заорганизованное мероприятие").

        4. Методы оказания помощи в  конкретном выборе и принятии  решения:

     -  построение "цепочки" основных  ходов (последовательных действий), обеспечивающих реализацию намеченных целей и перспектив, позволяющие наглядно (на листочке) представить клиенту и самому профконсультанту возможные жизненные перспективы самоопределяющегося человека;

     - построение системы различных  вариантов действий клиента (в  виде своеобразных "деревьев" и "ветвей"), ведущих к определенной цели, позволяющих выделить наиболее оптимальные варианты перспектив;

     -  использование различных схем  альтернативного выбора из уже  имеющихся вариантов выбора профессии,  учебного заведения или специальности в конкретном заведении (обычно используются на заключительных этапах консультации).

     2.2 Проблема профориентации молодежи

     Ряд причин, которые ослабили работу по профессиональному самоопределению школьников13:

     – межшкольные учебно-производственные комбинаты не располагают возможностями представления большого количества профессий;

     – с переходом на новые экономические  отношения, сменой форм собственности от работы по профориентации устранились базовые и шефствующие предприятия;

     – из программы обучения школьников 8 – 9 кл. исключен курс «Выбор профессии», а предмет «Твоя профессиональная карьера» является факультативным, то есть необязательным для школ и учащихся;

     – существенный вред профориентации наносит  отсутствие квалификационных кадров, хотя на всем постсоветском пространстве их подготовкой занимается всего шесть вузов;

     – ослабили работу, а кое-где уже  закрываются, созданные в свое время центры профориентации молодежи;

     – сокращены ставки организатора профориентационной работы в школе. Прекратили или существенно ослабили свою работу созданные в школах кабинеты профориентации (эти кабинеты координировали и организовывали профориентационную работу с профессиональными учебными заведениями, предприятиями, учителями-предметниками, классными руководителями, учащимися, родителями);

     – существенно снизилась роль в  профориентации молодежи межведомственных советов по профориентации, которые создавались и работали при исполнительной власти района, города;

     – слабые нормативно-правовые основы интегративных  связей практики и науки, нежелание различных административных органов по-государственному решать вопросы профессионального самоопределения молодежи;

     – на всю работу по профориентации в  школе сегодня отводится 20 часов (раздел «Профессиональное самоопределение») в предмете «Технология». Другие учителя-предметники и классные руководители этой работой занимаются по своему желанию, усмотрению и возможности.

     Для того чтобы профессиональное самоопределение  выпускника школы осуществлялось успешно, необходимо выполнение следующих мероприятий и условий:14

     1. Реализация в ближайшие годы  в полном объеме концепции  профильного обучения. Это позволит учащимся 8 – 9 кл., изучая элективные курсы, правильно выбирать профиль обучения. Профильное обучение в 10 – 11 кл. позволит окончательно выбрать профессию, профессиональное учебное заведение и подготовиться к поступлению в него.

     2. Включение в подготовку учащихся 8 – 9 кл. обязательного предмета  «Твоя профессиональная карьера», который обеспечит реализацию  основных звеньев системы профессиональной ориентации (профессиональное просвещение, профессиональное воспитание, профконсультацию, профдиагностику, профотбор и др.). Данный курс разработан и издан в трех пособиях, которые включают программу дидактический материал и методику преподавания курса.

     3. Согласно последним государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования (2000, 2005гг.) в подготовку педагога по специальности «Технология и предпринимательство» ввели дисциплину «Профориентация». В связи с этим минимум знаний и умений выпускники педвуза по вопросам организации профориентационной работы в школе получают, и можно вести речь лишь о совершенствовании подготовки будущего педагога в этой области, а также по возможности увеличения часов на неё.

     4. Восстановление и активизация работы центров профориентации молодежи в вопросах оказания необходимой помощи школьникам. Использование новых подхов, технологий, совре­менных средств для улучшения оказания услуг молодежи в их профессиональном самоопределении.

     5. Возобновление работы учебно-методических кабинетов профориентации в школе как центров организации и координации профессиональной ориентации. Накапливание в них всех необходимых материалов о профессиональных учебных заведениях, предприятиях, методические наработки и пособия. Данный материал должен быть доступен учителям-предметникам, классным руководителям, другим заинтересованным лицам. Назначение ответственного за работу этого кабинета, изыскание возможности доплаты за исполняемую работу.

     6. Вменить в обязанность учителей-предметников при изучении своих дисциплин со школьниками обязательно решать задачи профориентации в необходимом объеме и на нужном уровне.

     7. Обязательное включение в работу  по профориентации классных руководителей. Проведенные экскурсии, родительские собрания соответствующей тематики, организованные встречи дадут свои результаты и помогут детям правильно профессионально определиться.

     8. Использование для организации  работы всего многообразия имеющихся на вооружении педагога форм профориентации (формы, реализуемые в учебном процессе, во внеклассной и внешкольной работах).

     9. Обеспечение учителя и учащихся  необходимой современной литературой для организации и осуществления профессиональной ориентации. Особенно это касается регионов Урала, Сибири, Дальнего Востока, куда, к сожалению, часто не поступает разработанная и изданная в Центральной России литература.

     10. Эффективное использование имеющихся  на вооружении учителя многочисленных  профориентационных опросников, анкет,  профессиограмм для профессионального  просвещения и диагностики.

     Если  реализовать хотя бы перечисленные  выше мероприятия, то школа сможет выполнить  задачу по оказанию помощи выпускникам  в выборе профессии. Пора профессиональных исканий будет сведена до минимума, дети смогут себя реализовать в выбранной ими профессии в полном объеме. Работа им в дальнейшем будет приносить не только материальное вознаграждение, но и моральное удовлетворение, они выберут ту профессию, которая будет востребована на рынке труда.

     2.3 Профессиональное  самоопределение

     А.Маслоу - центральное понятие- самоактуализация как стремление человека совершенствоваться, выражать, проявлять себя в значимом для него деле. близкими к понятию «самоопределение» являются такие понятия, как «самоактуализация», «самореализация», «самоосуществление».

     П.Г.Щедровицкий  рассматривает самоопределение  как способность человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, как умение переосмысливать собственную сущность

     Е.А.Климов понимает его «...как важное проявление психического развития, формирования себя как полноценного участника сообщества «делателей» чего-то полезного, сообщества профессионалов».15

     Н.С.Пряжников: «Сущностью профессионального самоопределения  является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой  работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации».

     Профессиональное  самоопределение — это избирательное  отношение индивида к миру профессий  в целом и к конкретной выбранной  профессии. Ядром профессионального  самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.  Профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии. Актуализация профессионального самоопределения личности инициируется разного рода событиями, такими как окончание общеобразовательной школы, профессионального учебного заведения, повышение квалификации, смена местожительства, аттестация, увольнение с работы и др.  Профессиональное самоопределение является важной характеристикой социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и самоактуализации.16

     Н.С.Пряжников  обосновал следующую его содержательно-процессуальную модель:

     1 Осознание ценности общественно-полезного  тру да и необходимости профессиональной  подготовки (ценностно-нравственная  основа самоопределения).

     2. Ориентировка в социально-экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда. 

     3. Общая ориентировка в мире  профессионального труда и выделение  профессиональной цели — мечты.

     4. Определение ближних профессиональных  целей как эталон и путей  к дальней цели.

     5. Информирование о профессиях  и специальностях, соответствующих  профессиональных учебных заведениях  и местах трудоустройства. 

     6 Представление о препятствиях, осложняющих  достижение профессиональных целей, а также знание своих достоинств, способствующих реализации намеченных планов и перспектив.

     7. Наличие системы резервных вариантов  выбора на случай неудачи по  основному варианту самоопределения.

     8. Начало практической реализации  личной профессиональной перспективы и постоянная корректировка намеченных планов по принципу обратной связи

     Типы  профессионального самоопределения:17

     1. Самоопределение в конкретной  трудовой функции для этого  типа самоопределения характерна  реализация себя в рамках выполняемой  деятельности.

     2. Самоопределение на конкретном  трудовом посту предполагает выполнение довольно многообразных функций.

     3. Самоопределение на уровне конкретной  специальности предполагает сравнительно  безболезненную смену различных  трудовых постов и в этом  смысле расширяет возможности  самореализации личности

     4. Самоопределение в конкретной  профессии предполагает, что работник способен выполнять близ кие смежные виды трудовой деятельности

     5 Жизненное самоопределение, речь  идет о выборе образа жизни  человека.

     6. Личностное самоопределение, высшее  проявление жизненного самоопределения когда человек становится хозяином ситуации и всей своей жизни.

Информация о работе Психология профессионального развития: проблема профориентации и выбора профессии, проблема профотбора, обучения и адаптации