Автор: Сара Авраамовна, 04 Октября 2010 в 02:13, курсовая работа
Профессиональная ориентация, рассматриваемая ныне как один из компонентов общечеловеческой культуры, реализуется в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.
Профессиональная ориентация, как направление практической деятельности, служит двум основным целям:
- социальной и экономической защиты личности, т.к. человек, выбравший профессию в соответствии со своими интересами, склонностями и возможностями, успешнее ее осваивает и скорее достигает ощутимых результатов как в профессиональном, так и в материальном аспектах;
- укреплению экономической мощи государства за счет более рационального распределения и использования трудового потенциала страны.
Конечный результат профориентационной работы, таким образом, социально-экономический, дающий реальную выгоду и отдельному человеку, и государству в целом.
Актуальность проблемы профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи. То есть по своему назначению система профориентации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, адаптацию ее к профессии.
Введение 3
1. История становления профориентации 6
1.1 Зарубежная история становления 6
1.2 Отечественная история становления 9
2. Профориентация и профконсультация, профессиональное и личностное самоопределение. 11
2.1 Основные методы профориентации 13
2.2 Проблема профориентации молодежи 19
2.3 Профессиональное самоопределение 22
2.4 Типичные ошибки при выборе профессии 25
3. Профессиональный отбор 34
3.1 Этапы профессионального психологического отбора. 38
3.2 Профессиографические основы профконсультирования и профотбора 42
Заключение 48
Список литературы 51
-
тренинги общения (иногда
-
сложные методы индивидуальной
и групповой психотерапии (НЛП,
гештальт-группы, логотерапия и др.);
иногда они позволяют клиенту
лучше осознать смысл
-
"пламенные" публичные
-
профориентационные и
-
личное обаяние
-
различные положительные (
-
"праздники труда", повышающие
престиж конкретных профессий
(естественно, при умелой
4. Методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения:
-
построение "цепочки" основных
ходов (последовательных
- построение системы различных вариантов действий клиента (в виде своеобразных "деревьев" и "ветвей"), ведущих к определенной цели, позволяющих выделить наиболее оптимальные варианты перспектив;
-
использование различных схем
альтернативного выбора из уже
имеющихся вариантов выбора
Ряд
причин, которые ослабили работу по
профессиональному
–
межшкольные учебно-
– с переходом на новые экономические отношения, сменой форм собственности от работы по профориентации устранились базовые и шефствующие предприятия;
– из программы обучения школьников 8 – 9 кл. исключен курс «Выбор профессии», а предмет «Твоя профессиональная карьера» является факультативным, то есть необязательным для школ и учащихся;
– существенный вред профориентации наносит отсутствие квалификационных кадров, хотя на всем постсоветском пространстве их подготовкой занимается всего шесть вузов;
– ослабили работу, а кое-где уже закрываются, созданные в свое время центры профориентации молодежи;
– сокращены ставки организатора профориентационной работы в школе. Прекратили или существенно ослабили свою работу созданные в школах кабинеты профориентации (эти кабинеты координировали и организовывали профориентационную работу с профессиональными учебными заведениями, предприятиями, учителями-предметниками, классными руководителями, учащимися, родителями);
– существенно снизилась роль в профориентации молодежи межведомственных советов по профориентации, которые создавались и работали при исполнительной власти района, города;
– слабые нормативно-правовые основы интегративных связей практики и науки, нежелание различных административных органов по-государственному решать вопросы профессионального самоопределения молодежи;
– на всю работу по профориентации в школе сегодня отводится 20 часов (раздел «Профессиональное самоопределение») в предмете «Технология». Другие учителя-предметники и классные руководители этой работой занимаются по своему желанию, усмотрению и возможности.
Для того чтобы профессиональное самоопределение выпускника школы осуществлялось успешно, необходимо выполнение следующих мероприятий и условий:14
1. Реализация в ближайшие годы в полном объеме концепции профильного обучения. Это позволит учащимся 8 – 9 кл., изучая элективные курсы, правильно выбирать профиль обучения. Профильное обучение в 10 – 11 кл. позволит окончательно выбрать профессию, профессиональное учебное заведение и подготовиться к поступлению в него.
2.
Включение в подготовку
3. Согласно последним государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования (2000, 2005гг.) в подготовку педагога по специальности «Технология и предпринимательство» ввели дисциплину «Профориентация». В связи с этим минимум знаний и умений выпускники педвуза по вопросам организации профориентационной работы в школе получают, и можно вести речь лишь о совершенствовании подготовки будущего педагога в этой области, а также по возможности увеличения часов на неё.
4. Восстановление и активизация работы центров профориентации молодежи в вопросах оказания необходимой помощи школьникам. Использование новых подхов, технологий, современных средств для улучшения оказания услуг молодежи в их профессиональном самоопределении.
5. Возобновление работы учебно-методических кабинетов профориентации в школе как центров организации и координации профессиональной ориентации. Накапливание в них всех необходимых материалов о профессиональных учебных заведениях, предприятиях, методические наработки и пособия. Данный материал должен быть доступен учителям-предметникам, классным руководителям, другим заинтересованным лицам. Назначение ответственного за работу этого кабинета, изыскание возможности доплаты за исполняемую работу.
6.
Вменить в обязанность
7.
Обязательное включение в
8.
Использование для организации
работы всего многообразия
9.
Обеспечение учителя и
10.
Эффективное использование
Если реализовать хотя бы перечисленные выше мероприятия, то школа сможет выполнить задачу по оказанию помощи выпускникам в выборе профессии. Пора профессиональных исканий будет сведена до минимума, дети смогут себя реализовать в выбранной ими профессии в полном объеме. Работа им в дальнейшем будет приносить не только материальное вознаграждение, но и моральное удовлетворение, они выберут ту профессию, которая будет востребована на рынке труда.
А.Маслоу - центральное понятие- самоактуализация как стремление человека совершенствоваться, выражать, проявлять себя в значимом для него деле. близкими к понятию «самоопределение» являются такие понятия, как «самоактуализация», «самореализация», «самоосуществление».
П.Г.Щедровицкий рассматривает самоопределение как способность человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, как умение переосмысливать собственную сущность
Е.А.Климов понимает его «...как важное проявление психического развития, формирования себя как полноценного участника сообщества «делателей» чего-то полезного, сообщества профессионалов».15
Н.С.Пряжников:
«Сущностью профессионального
Профессиональное
самоопределение — это
Н.С.Пряжников
обосновал следующую его
1
Осознание ценности
2.
Ориентировка в социально-
3.
Общая ориентировка в мире
профессионального труда и
4.
Определение ближних
5.
Информирование о профессиях
и специальностях, соответствующих
профессиональных учебных
6 Представление о препятствиях, осложняющих достижение профессиональных целей, а также знание своих достоинств, способствующих реализации намеченных планов и перспектив.
7.
Наличие системы резервных
8.
Начало практической
Типы
профессионального
1.
Самоопределение в конкретной
трудовой функции для этого
типа самоопределения
2. Самоопределение на конкретном трудовом посту предполагает выполнение довольно многообразных функций.
3.
Самоопределение на уровне
4. Самоопределение в конкретной профессии предполагает, что работник способен выполнять близ кие смежные виды трудовой деятельности
5
Жизненное самоопределение,
6.
Личностное самоопределение,