Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:41, контрольная работа
Психологический анализ дефектов специализации.
Психологическое отчуждение и формирование отклоняющегося поведения.
Специфика психологических свойств личности правонарушителя в сравнении с личностью законопослушного гражданина.
Основные типологии личности правонарушителя в юридической психологии.
Таким образом, в личностной структуре
преступника как типа личности имеются
элементы, являющиеся психологическими
предпосылками преступного
В ряде случаев выявляются личностные
особенности, характерные для отдельных
видов преступлений. В этом случае от анализа
личности преступника в целом как типа,
как носителя наиболее общих, устойчивых
социальных, социально-психологических
и индивидуально-психологических черт
и качеств можно перейти к анализу ее разновидностей.
Например, Ю.М. Антонян с соавторами указывают,
что некоторые черты личности неодинаково
выражены у различных категорий преступников.
Импульсивность, тенденция поступать
по первому побуждению, под влиянием эмоций,
застревание аффекта (ригидность), склонность
к подозрительности, злопамятность, повышенная
чувствительность, а также отчужденность,
уход в себя, стремление к соблюдению дистанции
между собой и окружающим миром более
всего характерны для лиц, виновных в совершении
грабежей и разбоев. Реже эти черты встречаются
у убийц, насильников, воров и очень редко
— у расхитителей.
Можно сказать, что наиболее типичные
по психологическим особенностям преступники
встречаются среди лиц, совершивших тяжкие
насильственные преступления (грабежи,
разбои, изнасилования, убийства), и психологически
менее типичными являются лица, совершившие
ненасильственные преступления (кражи,
хищения имущества). По своим психологическим
особенностям большинство расхитителей
не имеют существенных отличий от нормативной
группы (законопослушные граждане), которые
в массе также обладают различными личностными
свойствами. Минимальная типичность и
соответственно наибольшее психологическое
разнообразие отмечаются в группе законопослушных
граждан.
Ю.А. Алферов и В.Г. Козюля также отмечают, что опыт изучения личности преступников свидетельствует о том, что среди них довольно часто встречаются лица, которые по своим особенностям находятся как бы на противоположных полюсах. Одни из них чрезвычайно подвижны, активны, совершают разнообразные поступки отрицательной направленности и часто выступают инициаторами групповых преступных действий. Другие, напротив, недостаточно инициативны, пассивны, они как бы плывут по течению, совершают преступления, не требующие сложных навыков и умений. Характерно, что те и другие нередко сосуществуют, находятся в одних и тех же микросоциальных группах.
Астеническим личностям, согласно
результатам психологического исследования
(с применением
Психологическое обследование группы, состоявшей из лиц, проявлявших достаточно высокую внешнюю активность, дает следующую картину. Этих лиц характеризует открытое пренебрежение к социальным формам, игнорирование правил поведения, реакция протеста. У них отсутствует комплекс переживаний о совершенных неблаговидных поступкам и правонарушениях, снижены, а порой отсутствуют способность к эмоциональному отклику, моральные и этические ценности, редко возникает чувство привязанности и симпатии, им более свойственна лживость, пристрастие к алкоголю и наркотикам, сексуальная несдержанность. Повышенная самооценка таких лиц, их активность позволяют реализовывать асоциальное поведение, сплачивать вокруг себя людей и извлекать определенные выгоды.
Подводя итог теоретическим и эмпирическим
исследованиям психологических
особенностей преступников, можно сделать
следующие выводы. Личность преступника
отличается от личности законопослушного
негативным содержанием ценностно-
За основу исследования была взята методика А.А. Хвостова, которая прошла апробацию на жителях Москвы, Кубани, Дальнего Востока и Китая. Методика продемонстрировала хорошие психометрические показатели — стоит отметить, что с ее помощью удалось выделить четыре типа морального сознания, качественно отличных, хорошо интерпретируемых. Методика хорошо дифференцирует возрастные группы, а также весьма чувствительна к культурным различиям.
Полное описание методики, теоретических основ, принципов конструирования и т.д. занимает столько места, что заинтересованному читателю предлагаем обратиться к соответствующим работам. Обобщенно, методика состоит из двух блоков вопросов: в пером (25 вопросов) предлагается решить некоторую неоднозначную в моральном плане ситуацию (типа «недопустимо (или, наоборот, важно) украсть лекарство для умирающего»). Во втором (30 вопросов) — следует выразить свое согласие или несогласие с тем или иным моральным принципом (типа «Бороться со злом надо его средствами...»).
Всего было опрошено: 94 осужденных мордовских ИТК (из них 43 женщины и 51 мужчина, средний возраст 35 лет; учреждения ЖХ-385~1 и ЖХ-385~2); 48 женщин-матерей Можайской ИТК (средний возраст 27 лет; учреждение УУ-163~5) и 79 законопослушных граждан Москвы и Подмосковья (44 женщины и 35 мужчин, средний возраст 34 года). Все данные собраны в первой половине 2002 года.
Самый простой способ описания — сравнение групп по количественным показателям проявления признака. Для этого использовался Т-критерий Стъюдента. В описании не приводятся абсолютные значения — это очень перегружает описание. Однако, позиции каждой группы определены, и указаны те отличия, которые достоверны как минимум на 5% уровне значимости; они обозначены одной «звездочкой» — *. Различия, достоверные на 1% уровне значимости, отмечены двумя «звездочками» — **.
Сравнение данных женщин-матерей из Можайской ИТК проводилось с данными женской выборки Московской области. Это было обусловлено тем, что предполагались некоторые гендерные различия, которые могли повлиять на результат. Данные по этому сравнению весьма показательны.
В решении моральных дилемм различий немного, при этом только в одном случае позиция различается принципиально. Осужденные матери против того, чтобы применять пытки к террористу, тогда как гражданские скорее именно за такое действие**. В остальном позиции сходны, но отличаются выраженностью: осужденные гораздо меньше допускают выселение бомжей из пустующих помещений** и увольнение многодетного человека ради приема более компетентного**. Позиция, как представляется, довольно хорошо объясняется тем, что они сами легко могут оказаться без жилья, и уровень образования многих оставляет желать лучшего. На уровне тенденции осужденные также больше против того, чтобы открыть стол в отсутствие сотрудника, даже если того требует ситуация*, и скорее против отстрела бродячих животных*, даже если «шариков» развелось слишком много. Однако эти позиции не выражены и требуют проверки.
Моральные ценности различаются в гораздо большей степени, и часто принципиально, а не выраженностью позиций, как в случае моральных дилемм.
Осужденные матери скорее считают мораль чем-то вроде этикета**, который часто меняется, чтобы судить о том, что хорошо, а что плохо**. Мораль — дело вкуса, и каждый может поступать по интуиции**. И нравственное поведение само по себе немного стоит**, поскольку прав тот, кто добивается успеха, а не неудачник со своими принципами**. И вообще в обществе справедливо то, что полезно власти; мораль — то же, что пропаганда**. Хотя они признают, что надо вести себя так, как принято, даже если с этим не согласен**. Гражданские во всех указанных случаях не принимают утверждений, на которых настаивают заключенные.
Не столь принципиально
Обобщенно, решение моральных дилемм отличается мало и различие не носит какого-либо системного характера, позволяющего делать далеко идущие выводы. Но моральные принципы и ценности различаются у сравниваемых групп довольно отчетливо по ряду позиций.
Во-первых, осужденные мораль понимают как некоторый внешний фактор — этикет, пропаганду, которые носят преходящий характер. Поэтому большого значения она не имеет, и цель оправдывает средства, можно действовать по интуиции. Далее, осужденные склонны сомневаться в человеческой благодарности, хотя все же отрицают невыгодность хорошего отношения с окружающими. Видимо, поэтому они считают, что надо вести себя так, как принято, даже если с этим не согласен.
Вероятно, действие «как принято» есть не конформизм, а попытка ориентироваться в ценностях и нормативном поведении при том, что мораль ценностью и принципом поведения не признается. Об этом говорит и то, что ответственность за свои действия на общество, генетику, других людей они не перекладывают, что типично для некоторых групп.
Другое сравнение было произведено между осужденными мордовских ИТК (94 человека) и законопослушными гражданами (79 человек). Обе выборки практически одинаковы по половому и возрастному составу, достаточно сходен и уровень образования.
В данном случае в решении моральных дилемм принципиальное отличие также было выделено в одном случае: осужденные были против того, чтобы пойти на убийство, если жизни угрожает опасность, законопослушные — за**. В остальном позиции сходны, но отличаются выраженностью: осужденные гораздо меньше допускают утаивание сведений, даже если они бросают тень на невиновного**, явно против негативных высказываний «за глаза», даже если человек того заслуживает**, против того, чтобы залезть в чужой стол, даже в случае производственной необходимости**, и симуляции в случае необходимости поехать на свадьбу друга**. Осужденные также категоричнее законопослушных против выселения бомжей из пустующих помещений* и заранее выигранных споров на деньги*. Однако осужденные скорее сомневаются, надо ли работать, если в этом нет необходимости, тогда как законопослушные вполне однозначно считают это для себя достаточно важным**.
Моральные принципы и ценности принципиально различаются только в одном случае: осужденные мордовских ИТК, как и можайские осужденные матери считают необходимым вести себя как принято, даже если с этим не согласны, тогда как обычные граждане — против**. В остальном наблюдаются отличия в выраженности позиций. Осужденные в целом меньше осуждают позицию «цель оправдывает», тогда как законопослушные против вполне однозначно*. Осужденные, хотя в целом и против, более склонны считать, что нравственное поведение само по себе немного стоит*, что прав тот, кто добивается успеха, а не неудачник со своими принципами*. В человеческой благодарности осужденные также сомневаются, почти не отрицая, что хорошее отношение часто принимают за слабость и отвечают злом (законопослушные против)**. Но свободы в самоопределении осужденные допускают явно больше других, полагая, что каждый сам вправе решать, что хорошо, что плохо**.
Из данного сравнения
Некоторое характеристики отличаются у осужденных разных учреждений и требуют дальнейшей проверки, как и все выводы в целом из-за относительно небольших выборок испытуемых. Однако, полученные данные все же дают представление о ряде отличительных особенностей морального сознания преступников и законопослушных граждан России.3
В истории психологии и криминологии предпринимались попытки дать психологическую классификацию личностей преступников. Так, например, известный русский психолог А.Ф.Лазурский, взяв основанием для типологии природные психологические возможности и особенности социальной приспособленности личности к действительности, наряду с другими выделял так называемый извращенный тип низшего уровня, который, по его мнению, плохо приспособлен к жизни. В свою очередь, извращенный тип А.Ф.Лазурский делил на ряд типов.
Информация о работе Психология особенности личности правонарушител