Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:41, контрольная работа
Психологический анализ дефектов специализации.
Психологическое отчуждение и формирование отклоняющегося поведения.
Специфика психологических свойств личности правонарушителя в сравнении с личностью законопослушного гражданина.
Основные типологии личности правонарушителя в юридической психологии.
Отметим, что личности, стремящиеся не поддерживать контактов с окружающими, могут вообще не входить ни в какую группу, лишь эпизодически вступая во взаимоотношения с кем-либо из ее членов, и тогда социальный контроль за ними слабеет. Личностные особенности индивида, выражающиеся в уходе в себя, обособлении от других, часто связаны с неумением понять эмоциональное состояние другого человека и поставить себя на его место, сопереживать ему. Эти явления, называемые в социальной психологии дезидентификацией, способствуют, как показывают исследования, совершению тяжких насильственных преступлений.
Психологическое отчуждение ребенка родителями в генезисе преступного поведения. Коренная проблема психологического отчуждения личности преступника — его причины. Их можно установить, если исходить из того, что «весь жизненный путь индивидуума в конечном счете определяет содержание подавляющего большинства его поступков». Особое внимание в данном контексте должен привлекать период детства, поскольку исследования показывают, что отчуждение обычно начинается в родительской семье. Поэтому нельзя не согласиться с И. И. Карпецом, что «истоки антиобщественного поведения преступника вообще и рецидивиста в частности следует искать в начале его жизненного пути, там, где начиналось его формирование как личности, как социального существа. Это прежде всего относится к семье и первому микросоциальному его окружению. Данное обстоятельство относится к любому правонарушителю, и от него нельзя никуда уйти при объяснении причин как преступности в целом, так и применительно к конкретным личностям».
Несмотря на многочисленные данные о неблагополучных семьях, остается до сих пор непонятным, почему многие выходцы из таких семей никогда не совершают противоправных действий. Отсутствие, например, отца или его аморальное поведение далеко не всегда формируют личность правонарушителя. Мы считаем, что решающую роль играют не состав семьи, не ее материальное благополучие, не отношения между родителями, не их неблаговидное и даже противоправное поведение, а главным образом их эмоциональное отношение к ребенку, принятие его или, напротив, отвергание.
Психологическое отчуждение ребенка родителями, конечно, не единственная причина формирования личности преступника. Нередко это происходит иным путем. Например, у ребенка и подростка есть необходимые эмоциональные связи с родителями, но они демонстрируют ему пренебрежительное отношение к нравственным и правовым запретам, противоправное поведение. Подросток сравнительно легко усваивает такие образцы. Подобный путь криминогенного заражения личности достаточно изучен, и потому мы здесь специально не рассматриваем его, сосредоточив внимание на психологическом отчуждении ребенка в семье.
Когда эмоциональные контакты с родителями отсутствуют, их нравственные ценности в вербальном или поведенческом выражении не усваиваются ребенком. Если мать, отец или заменяющие их лица не выполняют возложенных на них функций, у ребенка появляются ощущение своей незащищенности, неуверенность, беспокойство. Если ситуация не улучшится, подобные ощущения могут прогрессировать, превращаясь в постоянную тревогу и даже страх. Важно подчеркнуть, что, когда эмоциональные потребности ребенка не удовлетворяются, у него может не сформироваться потребность в общении с людьми как следствие той дистанции, которая образовалась между ним и родителями на раннем этапе жизни. В результате закладываются основы будущего психологического отчуждения индивида, непонимания и неприятия им окружающей среды и ее ценностей и даже ожидания угрозы с ее стороны. Неразвитость социальной по своему происхождению потребности в общении берет начало в упомянутом наиболее чувствительном периоде жизни индивида.
Опасность названных социально-
Отсутствие или значительное
обеднение эмоциональных
Семья, включая детей в свою психологическую структуру, обеспечивает тем самым их первичную социализацию, вводя их «через себя» в структуру общества. Если этого не происходит, ребенок отчуждается от семьи, что создает предпосылки для весьма вероятного отдаления в будущем от общества, его институтов и ценностей. Отчуждение от семьи может превратиться в стойкое дезадаптивное существование, если не будут проведены специальные воспитательные мероприятия. Последнее обстоятельство нужно подчеркнуть, так как просто наступление благоприятных с точки зрения окружающих условий жизни может не привести к желаемым результатам, поскольку эти условия субъективно будут восприниматься индивидом как чуждые для него, не соответствующие его ведущим мотивационным тенденциям.
Отвергайте родителями ребенка может протекать явно, даже грубо и цинично, в форме издевательств, оскорблений, побоев, непроявления элементарного внимания и заботы, открытого пренебрежения родительскими обязанностями. В случае скрытого отвергания (оно может быть и не осмыслено самими родителями) при внешних внимании и заботе, обычно жестком контроле и опеке эмоциональные контакты также отсутствуют. Взрослея, ребенок начинает искать связи в неформальных группах подростков, часто создающихся на антиобщественной основе. Как показывает наше исследование, такие группы обычно состоят именно из отвергнутых детей, и поскольку стремление к членству в них велико, а психологические связи здесь крепки, несовершеннолетние легко усваивают групповые ценности и нормы, обычно расходящиеся с социально одобряемыми. Дальнейший путь таких лиц, если не будут приняты необходимые меры, достаточно хорошо известен.
Приведенные соображения о криминогенной роли отвергания ребенка в семье основываются на эмпирических исследованиях. Так, Б. Холыст приводит результаты исследования, осуществленного Институтом криминологии Польской академии наук и охватившего 716 несовершеннолетних. Оно показывает, что в отношении 320 из них имело место грубое обращение; полное пренебрежение родительскими обязанностями либо глубокое безразличие выявлено у 36 % отцов и 11 % матерей, причем в группе одиноких матерей такое отрицательное отношение встречалось чаще — почти 24%. Подчеркивая необратимый характер психологических нарушений, связанных с отверганием ребенка матерью, Б. Холыст останавливается на исследованиях Д. Вуйчик, которая сопоставляла ответы несовершеннолетних преступников и непреступников по поводу атмосферы в семье и отношений с родителями с ответами матерей. Все опрошенные ею законопослушные несовершеннолетние чувствовали любовь и одобрение одного либо обоих родителей, тогда как большинство преступников (77,2%) ответили, что родители не проявляли к ним своего эмоционального отношения. Некоторые сходные данные получены и многими отечественными криминологами.
Автором настоящей статьи совместно с Е. Г. Самовичевым была изучена группа лиц, совершивших убийства. Оказалось, что по сравнению с ними степень уверенности в способности матери к полному «принятию» сына выше у законопослушных, тогда как неуверенность в любви матери среди преступников более чем в десять раз выше, чем у законопослушных. У законопослушных выше потребность в контактах с матерью, чем у преступников, и в то же время эта потребность удовлетворяется полнее. В целом круг неудовлетворенных семейных связей, в том числе с отцом, у преступников шире, а следовательно, меньше и возможностей для полноценного мужского воздействия. Приведенные факты показывают, что в семьях преступников связи значительно менее тесные, чем в семьях законопослушных граждан.
Сделанный вывод подтверждается и результатами изучения лиц, совершивших хищения государственного и общественного имущества, кражи личного имущества граждан и убийства. Здесь примерно в 95% случаев отношения с матерями носят конфликтный характер, матери и сыновья плохо понимают друг друга, а их контакты развиваются на фоне конфликтов со средой, угрозы с ее стороны, ожидания несчастья. Несколько иначе складываются отношения с отцами: 45% сыновей находят с ними общий язык, понимание и поддержку с их стороны. Однако в остальных случаях между ними также часты конфликты, отсутствует взаимопонимание. Отдельные испытуемые вообще не представляют себе сущности и содержания контактов между родителями и детьми в силу своей невключенности в них, неимения соответствующего социального опыта. В целом с учетом негативных функций семей, в которых происходит отвергание детей, и криминогенных последствий этого явления такие семьи могут быть названы десоциализирующими, дезадаптирующими. Они не отвечают одному из важнейших требований — приспособлению их членов к общественной жизни, выполнению ими социально одобряемых ролей и норм.
Предупреждение криминогенного психологического отчуждения личности. Основами предупреждения криминогенного отчуждения личности являются совершенствование социалистического образа жизни, всемерная, в том числе психологическая помощь семье и ее укрепление, улучшение внесемейного воспитания детей, особенно тех, которые остались без надзора родителей. В необходимых случаях это должно сочетаться со специальными криминологическими мероприятиями, прежде всего в отношении семьи.
Предупреждение криминогенного психологического отчуждения личности представляет значительную сложность, так как оно детерминировано преимущественно неформальными, интимными отношениями, главным образом в семье. Они чаще всего скрыты, их обнаружение связано с вмешательством в частную жизнь, что само по себе вызывает огромные, зачастую непреодолимые трудности. Такие отношения слабо поддаются коррекции и контролю. Более того, десоциализирующее отношение некоторых родителей к детям имеет сложные причины, лежащие в глубинных сферах психики. Овладеть такими внутренними механизмами, осознать их и соответственно строить свое поведение родителям чрезвычайно сложно, а часто и невозможно, тем более что многие личностные детерминанты связаны с биологическими, физиологическими особенностями, наличием аномалий и болезней.
Проблема предупреждения криминогенного отчуждения включает предотвращение отвергания ребенка в детстве и профилактику дезадаптивного поведения правонарушителей, в том числе взрослых. Здесь важно выявить десоциализирующие семьи. Это возможно в случаях, когда в семье несколько детей и психологическое отчуждение от родителей, даже если оно открыто не проявлялось, уже привело к антиобщественному поведению кого-либо из них, обычно старшего по возрасту. Данное обстоятельство служит сигналом к тому, что и остальным детям грозит та же участь. Кроме того, когда родители или лица, их заменяющие, явно отвергают детей, что выражается в полном пренебрежении к ним, во враждебности, в нанесении им побоев и оскорблений, в изгнании из дома и т. д., есть все основания для вывода о десоциализирующей роли семьи. В этом смысле должны также настораживать случаи, когда родители отсутствуют более или менее длительное время, в том числе по уважительным причинам. При явном невыполнении родителями своих родительских обязанностей, совершении ими безнравственных и противоправных поступков будет вполне обоснованным (с учетом всех обстоятельств) лишение их родительских прав. Однако прежде необходимо попытаться оказать таким лицам педагогическую, материальную и другие виды помощи, принять к ним меры воспитательного воздействия.
Дело обстоит сложнее, если психологическое отчуждение носит скрытый характер и этого не понимают сами родители. Здесь нужна длительная и кропотливая работа с ними: важно разъяснять сущность ненадлежащих, а во многом и конфликтных отношений с детьми, объективные и субъективные причины и возможные последствия отчуждения. Такая работа может быть осуществлена по инициативе, а при необходимости и при участии представителей правоохранительных органов, общественных организаций, психологов, педагогов, в некоторых случаях — психиатров.
Не менее важное значение имеет работа с самими подростками, оказание на них воспитательного воздействия, помощь в устройстве личных дел, на работу или учебу, усиление контроля за их поведением, укрепление связей с семьей, трудовыми и учебными коллективами, а в ряде случаев — направление в специальные учреждения для несовершеннолетних в соответствии с действующим законодательством. Объектом воздействия должны быть группы подростков с антиобщественной ориентацией, состоящие обычно, как мы отмечали, из отвергнутых детей, а также взрослые, вовлекающие их в преступную и иную противоправную деятельность, что еще более усугубляет отчуждение. Велика роль профилактики правонарушений на семейно-бытовой почве, по причине пьянства и алкоголизма, в первую очередь родителей.
Вообще принятие специальных мер по преодолению отчуждения и дезадаптации правонарушителей имеет самостоятельное значение, и об этом необходимо помнить при осуществлении не только предупредительной работы, но и при расследовании преступлений и особенно исправлении и перевоспитании осужденных независимо от их возраста. Исполнение уголовного наказания в виде лишения свободы, как известно,
внутренне противоречиво, поскольку, с одной стороны, оно призвано исправлять и перевоспитывать преступников путем их приобщения к социально-полезным ценностям, а с другой — в силу вполне понятных и объективных причин они изолируются от общества, его норм, малых групп и т. д. Поэтому представляется, что необходимо предпринять меры, в том числе законодательного характера, которые позволили бы в максимально возможной степени ослабить действие указанных негативных последствий отбывания наказания в виде лишения свободы. Нужно всемерно способствовать тому, чтобы тем осужденным, личность которых дезадаптирована, в период исполнения наказания были бы обеспечены успешная социализация, преодоление социально-психологической изоляции, приобщение их к общественно полезным ценностям, включение в сферу одобряемого общения. В отношении же тех осужденных, для которых не характерна отчужденность, нужно принимать наряду с воспитанием у них уважения к законам меры к тому, чтобы сохранить их связи с семьей, трудовыми коллективами и т. д., их «причастность» к жизни в самом широком понимании. Утрата таких связей может привести к рецидиву преступлений.
Информация о работе Психология особенности личности правонарушител