Психология одиночества

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:22, курсовая работа

Краткое описание

Каждый человек осознанно или нет боится оказаться одиноким. Что же такое одиночество? Это пребывание вне общества, но не в физическом, а в моральном плане. Мы можем стать одинокими, потеряв друга или возлюбленного, переехав из одного города в другой, перейдя в следующий этап жизни, когда старые связи и привычки уже не актуальны, а новые еще не приобретены. Причин много.

Оглавление

Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ ОДИНОЧЕСТВА 4
1.1. ИСТОРИЯ ОДИНОЧЕСТВА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФЕНОМЕНА ОДИНОЧЕСТВО. 4
1.2. ОДИНОЧЕСТВО – ПСИХИЧЕСКОЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ИЛИ СУБЪЕКТИВНОЕ ВНУТРЕННЕЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ. 8
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЯ ОДИНОЧЕСТВА 14
2.1.ОТНОШЕНИЯ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ. КАК ЖИТЬ В ОДИНОЧЕСТВЕ? 14
2.2. ПРЕОДОЛЕНИЕ ОДИНОЧЕСТВА 18
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ООБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ОДИНОЧЕСТВА 24
3.1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 24
3.2. ОПИСАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ВЫБОРКИ. ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Файлы: 1 файл

Курсовая по психологии, одиночество.doc

— 220.50 Кб (Скачать)

Личностный подход как принцип предполагает, что отдельные изучаемые качества личности должны быть рассмотрены не изолированно, а в связи друг с другом, так как личность - это не просто комплекс отдельных свойств. Она представляет собой целостную структуру, где все ее компоненты тесно связаны между собой.

3.2. Описание экспериментальной выборки. Обработка и интерпретация результатов.

В исследование приняли  участие ученики 7-9 классов. Так как  классы не большие, то все учащиеся в количестве 20 человек прошли тестирование.

Все они являются учениками средней школы с. Сторожевские Хутора Усманского района Липецкой области. Из 20 человек 8 (0,4%) мальчиков и 11 (0,6%) девочек. Характеристика выборки показана в таблице 1.

Таблица 1. Подростки (в  процентах)

 

Возраст

13-14

52,6

14-15

21,0

Класс

7кл.

7

8кл.

7

9кл.

6

Пол

мужской

0,4

женский

0,6

Успеваемость

высокая

21, 1

средняя

57, 8

низкая

21, 1



Для нашего исследования используем шкалу одиночества. Данная методика предназначена для исследования уровня субъективного ощущения человеком своего одиночества. Выявляемое состояние одиночества может быть связано с тревожностью, социальной изоляцией, депрессией, скукой. Необходимо различать одиночество как состояние вынужденной изоляции и как стремление к одиночеству, потребность в нем.

Опросник предложен  тремя авторами: Д. Расселом, Л. Пепло, М. Фергюсоном.

Инструкция: «Предлагается ряд утверждений. Рассмотрите последовательно каждое и оцените с точки зрения частоты их проявления применительно к вашей жизни при помощи четырех вариантов ответов: «часто», «иногда», «редко», «никогда». Выбранный вами вариант отметьте знаком «+» в тестовом бланке». Тест опросника представлен в приложении 1.

Подсчитывается количество каждого из вариантов ответов. Сумма  ответов «часто» умножается на три. «Иногда» - на два, «редко» - на один и «никогда» - на 0 . Полученные результаты складываются. Максимально возможный показатель одиночества – 60 баллов.

 

Набранная сумма баллов говорит о:

- высокой степени одиночества  от 40 до 60 баллов,

- от20 до 40 баллов – средний уровень одиночества,

- от 0 до 20 баллов –  низкий уровень одиночества.

Каждому испытуемому  присвоили код, чтобы было ясно в  каком классе проходило исследование. В таблице 2 представлены результаты тестирования.

Таблица 2. Результаты тестирования

Код испытуемого

Показатель одиночества

Код испытуемого

Показатель одиночества

21

15

15

35

10

22

12

19

3

26

29

18

28

48

16

6

27

30

8

26


В приложении 2-11 представлены анкеты опрашиваемы учеников.

Выводы: исходя из данных таблицы 2, можно сделать вывод, что ученикам данного возраста присущ, в основном, низкий уровень одиночества. У 9 опрашиваемых наблюдается низкий уровень одиночества, а у 1  - высокий уровень одиночества. Вероятно, это связано с отсутствием друзей.

Если рассматривать  в сумме, то можно сделать вывод, что в 7 классе уровень одиночества  равен 118, в 8 кл. – 142, а в 9 – 154. Отсюда можно сделать вывод, что с  возростом уровень одиночества  увеличивается, это связано с  тем, что подростки стремятся достичь определенных результатов, чего-то добиться. Появляется самоутверждение в обществе. В этом и есть положительные моменты одиночества.

 

Заключение

Все исследователи сходятся на том, что одиночество связано  с переживанием человеком его оторванности от сообщества людей, истории, семьи, природы, культуры. Причем современный человек ощущает одиночество наиболее остро в ситуациях интенсивного принудительного общения ("одинокая толпа", одинокие и далекие, как планеты во Вселенной, члены семьи, одноклассники, ежедневно встречающиеся подруги), когда человек чувствует тягостный разлад с самим собой, страдание и кризис своего "Я", оторванность и лишение смысла мира ("распалась связь времен" - помните Гамлета?). Вынужденное общение, массовое производство одинаковых маек, брюк, клипсов, причесок, выражения лиц, фраз, вкусов, оценок, стилей поведения, привычек, чувств, мыслей, желаний уничтожает нашу уникальность и неповторимость, стирает представление о себе как самоценности. 

А общение появляется при разнообразии. Два абсолютно одинаковых человека будут интересны друг другу, ведь общение создается как общность разнообразия. Один атом никогда не соединится в молекулу с подобным атомом. Чтобы появилась молекула, нужны валентности атомов, их разнообразие, тогда будет возможность для перехода электронов, для образования общих электронных полей. Так и общение людей появляется лишь при соответствующей уникальности людей. Только принятие и культивирование своей уникальности и уникальности другого может противостоять нарастанию одиночества в современном мире. 

Необходимо различать  одиночество как продукт "полной отчаяния" городской жизни и  уединение как концентрацию человека на своих внутренних духовных проблемах, на защите своего "Я" от этого "полного отчаяния". Человек постоянно порывается выйти за пределы своего "Я", разомкнуть сковывающие его рамки одиночества, создать общность с Другим. Создавая эту общность, Другой извлекает из меня сокровенное, интимное и тем самым углубляет меня, заставляет мое "Я" идти глубже, оставляя нашему общему "узлу", "ансамблю" отношений то, что было моим интимным, скрытым от всех. Части моего "Я" теряют мою уникальность и становятся нашей уникальностью, превращаются в предмет совместного владения. А "Я" опять иду в свою глубину и ищу новую уникальность. В этом единство уникальности меня (и моего одиночества) и уникальности нас, создавших общность, подаривших друг другу в общее владение свои уникальные части (как атомы дарят друг другу свою валентность и становятся молекулой, так и люди  становятся уникальной общностью, так как они подарили друг другу свою уникальность). А "мы", уникальные, в свою очередь дарим другим "мы" свою уникальность в общее владение и становимся общностью более высокого порядка... А то наше уникальное "мы" дарим другим "мы"... 

И так далее... До самого последнего "мы" - Человечество? Разум? Абсолютная Идея? 

Одиночество - особая форма  переживания и осознания самого себя, как покинутого, оторванного, забытого, обделенного, потерянного  ненужного, бесприютного. Это раскол отношений и связей нас с внешним миром. Расколоться может наше океаническое "Я" (появится космическое одиночество, потеря связей с Природой, Космосом, с Богом, Абсолютной идеей, своей судьбой, своими великими целями и т.д.). Расколоться может и "рефлексивное "Я" (появится одиночество из-за отсутствия принадлежности к определенной культуре, к определенной эпохе, принципам, потеряется связь с традиционными ценностями и нормативами, на основании которых выстраивалось представление о своем "Я"). Расколоться может наше "социальное", межличностное "Я" (появится социальное одиночество, потеряется связь с определенным социальным положением, с определенной группой людей или отдельными людьми, с которыми были любовные, дружеские, супружеские, товарищеские отношения). Расколоться может и "Физическое "Я" (появится физическое одиночество, потеряется связь с определенными привычками, вещами, удобствами, физическими раздражителями).

 

Список использованной литературы

  1. Бондарева, Л. В. Особенности переживания одиночества детьми, оставшимися без попечения родителей (подростковый возраст) / Л. В. Бондарева, О. С. Зеничева // Психология обучения. — М., 2007. — № 11. — С. 63-74.
  2. Выготский Л. С. Педагогическая психология [Электронный ресурс] http://www.detskiysad.ru/ped/hrestomatia10.html (Дата обращения: 20.11.2012г.)
  3. Демченко М. Некоторые аспекты изучения одиночества в подростковом и взрослом возрастах / М. Демченко, М. Тихова // Воспитательная работа в школе. — М., 2009. — № 10.
  4. Денисова, Т. Ю. Смерть - предельное одиночество? / Т. Ю. Денисова // Человек. — М., 2008. — № 5. — С. 106-118.
  5. Карнеги Д. как приобретать друзей отношения с людьми http://ezoterik.org/articles/articles/category/37/message/250/
  6. Копьев А.Ф. О диалогической природе психотерапевтического опыта // Культурно-историческая психология. Межд. науч. журн. 2007 г., № 1;
  7. Кузнецов, Олег Николаевич. Психология и психопатология одиночества. — М. : Медицина, 1972. — 336с.
  8. Лебедев, Владимир Иванович. Психология и психопатология одиночества и групповой изоляции : Учеб.пособие для вузов / В.И.Лебедев. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 407с.
  9. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики [Электронный ресурс] http://www.koob.ru/leontjev_a_n/problemi_razvitiya_psih (Дата обращения: 1.12.2012г.)
  10. Ломов Б.Ф. — Методологические и теоретические проблемы психологии [Электронный ресурс] http://www.zipsites.ru/psy/psylib/info.php?p=977# (Дата обращения: 15.11.2012г.)
  11. Наумова-Колчеданова, Е. В. Одиночество как психический феномен и ресурс развития личности в юношеском возрасте / Е. В. Наумова-Колчеданова // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. — Екатеринбург., 2011. — № 1. — С. 42-51.
  12. Рогова, Е. Е. Переживание одиночества подростками с разной социальной направленностью / Е. Е. Рогова // Вопросы психологии. — М., 2007. — № 5. — С. 39-46
  13. Садлер У.А., Джонсон Т. Б. От одиночества - к аномии // Лабиринты одиночества (сост., общ. ред. и предисл. Покровский Н. Е.) М., 1989
  14. Хараш А.У. Психология одиночества // Педология/новый век. № 4, 2000 г.
  15. Яценко Т.С. Динамика психики и методы ее глубинного познания [Электронный ресурс]

http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/NiO/2010_3/statiy/Yatsenko.htm (Дата обращения: 15.12.2012г.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

Приложение 1. Тест опросника

Вопросы

Часто

Иногда

Редко

Никогда

1.Я несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку.

       

2.Мне не с кем поговорить.

       

3.Для меня не выносимо быть таким одиноким.

       

4.Мне не хватает общения.

       

5.Я чувствую, что никто действительно не понимает меня.

       

6.Я застаю себя в ожидании, что люди позвонят или напишут мне.

       

7.Нет никого, к кому я мог бы обратиться.

       

8.Я сейчас больше ни с кем не близок.

       

9.Те, кто меня окружают, не разделяют мои интересы и идеи.

       

10.Я чувствую себя покинутым.

       

11.Я не способен раскрепощаться теми, кто меня окружает.

       

12.Я чувствую себя совершенно одиноким.

       

13.Мои социальные отношения и связи поверхностны.

       

14.Я умираю по компании.

       

15.В действительности никто как следует не знает меня.

       

16.Я чувствую себя изолированным от других.

       

17.Я несчастен будучи таким отверженным.

       

18.Мне трудно заводить друзей.

       

19.Я чувствую себя исключенным и изолированным другими.

       

20.Люди вокруг меня, но не со мной.

       


Информация о работе Психология одиночества