Психология одиночества

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:22, курсовая работа

Краткое описание

Каждый человек осознанно или нет боится оказаться одиноким. Что же такое одиночество? Это пребывание вне общества, но не в физическом, а в моральном плане. Мы можем стать одинокими, потеряв друга или возлюбленного, переехав из одного города в другой, перейдя в следующий этап жизни, когда старые связи и привычки уже не актуальны, а новые еще не приобретены. Причин много.

Оглавление

Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ ОДИНОЧЕСТВА 4
1.1. ИСТОРИЯ ОДИНОЧЕСТВА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФЕНОМЕНА ОДИНОЧЕСТВО. 4
1.2. ОДИНОЧЕСТВО – ПСИХИЧЕСКОЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ИЛИ СУБЪЕКТИВНОЕ ВНУТРЕННЕЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ. 8
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЯ ОДИНОЧЕСТВА 14
2.1.ОТНОШЕНИЯ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ. КАК ЖИТЬ В ОДИНОЧЕСТВЕ? 14
2.2. ПРЕОДОЛЕНИЕ ОДИНОЧЕСТВА 18
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ООБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ОДИНОЧЕСТВА 24
3.1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 24
3.2. ОПИСАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ВЫБОРКИ. ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Файлы: 1 файл

Курсовая по психологии, одиночество.doc

— 220.50 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

КАФЕДРА ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

 

Психология одиночества

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воронеж – 2012

 

Содержание

 

Введение

Каждый человек осознанно или нет боится оказаться одиноким. Что же такое одиночество? Это пребывание вне общества, но не в физическом, а в моральном плане. Мы можем стать одинокими, потеряв друга или возлюбленного, переехав из одного города в другой, перейдя в следующий этап жизни, когда старые связи и привычки уже не актуальны, а новые еще не приобретены. Причин много.

В курсовой работе мы рассмотрим социальные группы, определенные в основном по возрастному признаку. Однако такое деление может быть продолжено по характеру трудовой деятельности, местности проживания, особенностями национальной культуры и многим другим критериям, оказывающим огромное влияние на нашу жизнь. Существуют, несомненно, и исключения из подобных обобщений, но я все же остановлюсь лишь на отдельных социальных группах. Это дети без друзей, студенты-первокурсники, работники корпораций и их семьи, а также пожилые люди.

Проблематика одиночества  активно изучалась зарубежными (С. Р. Карен, Л. Э. Пепло, И. Ялом, Дж. И. Янг, Ф. Перлз) и отечественными учеными (Ж.В. Пузанова, С.А. ВетровО.В. Данчева, О.Б. Долгинова, И.С. Кон, О.Н. Кузнецов, В.И. Лебедев, А.У. Хараш).

Объект исследования является переживание одиночества.

Предмет исследования – психология одиночества и причины его возникновения. Область исследования: психология. Целью исследования является изучение особенностей построения и проведение консультационной работы по проблемам одиночества.

Задачи исследования:

    1. определение феномена одиночества в психологии;
    2. изучение причин одиночества;
    3. рассмотрение путей преодоления одиночества;
    4. исследование особенностей подросткового одиночества.

Глава 1. Теоретическое понятие  одиночества

1.1. История одиночества. Определение феномена одиночество.

Человек - единственное в мире существо, которое осознает, что оно не по своей воле появилось на этот свет и не по своей воле умрет. Отсюда страх смерти, осознанный или неосознанный, который является постоянным спутником человека. Страх смерти - источник, из которого черпают энергию остальные отрицательные эмоции, в том числе и чувство одиночества. Чем выше развитие человечества и человека, тем мучительней может быть последнее. Уже на первых этапах развития человечества индивид начал понимать, что он не такой, как неживая природа. Произошло отчуждение от неживой природы. И богами стали неодушевленные предметы: солнце, луна, горы, ветры и т. д. Это был этап анимизма, который воссоединял человека с неживой природой и успокаивал его.

Затем человек стал понимать, что он не такой, как другие животные. Тотемизм разрешил эту проблему, и  богами стали - животные. Это объединяло и успокаивало.

Когда человек стал понимать, что  он не такой, как другие люди, когда  появились Я, ВЫ и ОНИ, то произошло  отчуждение его от других людей. Одним  источником тревоги стало больше.

Язычество разрешило эту проблему, и тогда богами стали люди. Это объединяло и успокаивало. В наиболее развитой и увлекательной форме язычество проявилось в древнегреческой культуре и мифологии, которая и до сих пор является богатым духовным источником и в наше время. Недаром один из римских императоров любил повторять, что все идеи появились в древней Греции. По-видимому, людей с выдающимися качествами было не так много, и считалось, что те, кто ими обладает, пользуются покровительством богов или ведут от них происхождение. Это герои, как правило полубоги-полулюди. Смертны, как люди, и могущественны, как боги (Ахилл, Персей, Геракл и др.).

При дальнейшем развитии цивилизации  в процессе воспитания усложнилась  структура личности и духовная жизнь  человека. Мощь интеллекта и духа далеко превосходили возможности смертного тела. Возникло отчуждение человека от самого себя. В одном человеке - смертное тело и бессмертный дух. Появление монотеистических религий и, в частности, иудаизма и его основных ветвей: христианства и ислама, решило и эту проблему. «Я Господь, Бог твой... Не делай себе кумира... Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно...» Уже эти три заповеди указывали, что все мы сотворены по единому Закону Божьему, на который и следует равняться, а не творить «себе кумиров и авторитетов, которые являлись бы образцами поведения. А третья заповедь призывает заниматься своими делами, не произнося напрасно имени Бога. Это объединяло и успокаивало.

Одиночество принадлежит к числу  тех понятий, реальный жизненный смысл которых, казалось бы, отчетливо представляется даже обыденному сознанию, однако подобная ясность обманчива, ибо она скрывает сложное, противоречивое философское содержание, как бы ускользающее от рационального анализа.[14]

Все исследователи сходятся на том, что одиночество в самом общем приближении связано с переживанием человеком его оторванности от сообщества людей, семьи, исторической реальности, гармоничного природного мироздания. Но что стоит за понятием «оторванность»? Идет ли речь о физической изолированности или же о нарушении контекста сложных духовных связей, объединяющих личность с ее социальным окружением? 

Начнем с того, что одиночество  не может быть приравнено к физическому  состоянию изолированности человека. Некоторые исследования одиночества оказались неудовлетворительными потому, что в них все познание предмета сводилось к познанию отдельных его феноменов, например изоляции человека. Последняя есть поддающееся наблюдению состояние, регулируемое и в какой-то степени контролируемое. Значение изоляции, однако, большей частью зависит от того, каким значением человек наделяет это состояние. Часто мы предполагаем, что изоляция должна быть мучительной. Именно поэтому она используется как форма наказания для детей и преступников. Но иногда, к тревоге родителей и общества, изолированные индивиды получали удовольствие от уединения; вместо чувства обделенности они обретали благодатную возможность для плодотворных открытий и даже саморазвития. Художники требовали изоляции для того, чтобы творить. Большинству из нас хочется время от времени «побыть одному». Даже самые общительные ученые-обществоведы иногда ищут изоляции «подальше от сумасшедшей толпы». В противоположность состоянию изоляции, которое является объективным, внешне обусловленным, одиночество — субъективное внутреннее переживание. Изоляция может содействовать одиночеству, но простое сведение второго к первой игнорирует специфические качества и сложность одиночества. Многие люди испытывали мучительное одиночество не в изоляции, а в каком-либо сообществе, в лоне семьи и даже среди друзей.[11]

Одиночество воспринимается как остро-субъективное, сугубо индивидуальное и часто уникальное переживание. Можно нередко услышать такие замечания: «Ничье одиночество не похоже на мое. Одиночество каждого различно». Есть доля правды в утверждении уникальности любого одиночества и невозможности дать его универсальное определение. Однако при всей уникальности любого данного переживания одиночества есть определенные элементы, общие для всех его проявлений. Последние заключены в самом понятии одиночества и могут быть отмечены при внимательном наблюдении за поведением одиноких людей.

Одна из самых ярких черт одиночества  — это специфическое чувство  полной погруженности в самого себя. Чувство одиночества не похоже на локальные ощущения, переживания, оно целостно, абсолютно всеохватно. В чувстве одиночества есть познавательный момент. Одиночество есть знак моей «самости»; оно сообщает мне, кто я такой в этой жизни. Выделение феноменального и когнитивного элементов приводит к пониманию того, что одиночество — особая форма самовосприятия, острая форма самосознания. Не обязательно абсолютно полно и точно понимать свое состояние; однако одиночество — это одно из явлений, требующее самого серьезного внимания.

По мнению У.А. Садлера, Т.Б. Джонсона, одиночество — это переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания, и показывающее раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности.[13]

Расстройство, которое вызывает данное переживание, часто побуждает человека к энергичному поиску средств противостояния этой болезни, ибо одиночество действует против основных ожиданий и надежд человека и, таким образом, воспринимается как крайне нежелательное. 

Можно выделить два термина одиночества: интроверт - это вещь в себе, он обращен  внутрь собственной личности, а экстраверт постоянно стремится быть на людях (для таких, как говорят, на миру и смерть красна). Одиночество в толпе на самом деле возможно только для интроверта: экстраверт быстренько сойдется практически с каждым, и что важно, его вполне удовлетворит довольно поверхностное знакомство. Именно экстраверт чаще разговаривает с незнакомыми людьми в транспорте, именно экстраверту проще всего познакомиться на улице - потому что он вовсе не претендует на глубокое и долгое общение. Ему важна смена впечатлений, и пока вокруг него есть люди - от одиночества он страдать не будет. Более того, ему по большому счету даже не обязательно заводить разговор - достаточно того, что столько людей просто на него смотрят!

А вот интроверту важно иметь одного-двух «верных друзей», желательно таких же по характеру, как он. У таких «приятелей» сам процесс общения иногда проходит довольно интересно: они сидят в одной комнате (или дышат с двух концов провода в телефонную трубку) - и молчат. Это они общаются. И им такого общения вполне хватает - им ведь важен не сам разговор, а ощущение того, что друг рядом. Важно знать, что есть сама возможность другу позвонить - а собственно звонить и не обязательно. Именно поэтому интроверты начинают чувствовать себя одинокими, когда теряют по тем или иным причинам своего проверенного друга - а нового знакомого, столь же близкого, завести быстро им очень трудно, а иногда и вообще не получается. Ведь в отличие от экстраверта, который найдет общение везде, где есть хоть какие-то люди, интроверту установить взаимопонимание сложно.[30]

Но, как известно, чистых экстравертов и интровертов не бывает. Все мы в той или иной степени «смешанные». Именно поэтому практически все люди в той или иной ситуации хоть раз да ощущали свое одиночество.

1.2. Одиночество – психическое заболевания или субъективное внутреннее переживание.

Одиночество – это один из психогенных факторов, влияющих на эмоциональное состояние человека, находящегося в измененных (непривычных) условиях изоляции от других людей. Как только люди попадают в условия одиночества, обуславливаемого экспериментальной, географической, социальной или тюремной изоляцией, то сразу же все непосредственные («живые») связи с другими людьми прерываются («отрубаются»), что вызывает появление острых эмоциональных реакций. В ряде случаев возникает психологический шок, характеризующийся тревожностью, депрессией и сопровождающийся выраженными вегетативными реакциями. По мере увеличения времени пребывания человека в условиях одиночества. Актуализируется потребность в общении. В ответ на невозможность удовлетворения этой потребности люди персонифицируют предметы (куклы и др.), различных животных (от пауков до лошадей), создают силой воображения партнеров (в ряде случаев в форме ярких эйдетических образов, спроецированных во сне), с которыми начинают разговаривать вслух. На этапе неустойчивости психической деятельности при наблюдении за испытуемым в экспериментах с помощью специальной аппаратуры или за заключенными через «глазки» («публичность одиночества» О.Н. Кузнецов) у ряда лиц появляются необычные психические состояния, проявляющиеся в тягостных переживаниях телесной обнаженности или «открытости мыслей». На этом этапе также появляются доминирующие идеи и отмечаются случаи, когда испытуемые путают сновидения с реальностью (реализованные сновидения). На этапе глубоких психических изменений появляются сверхценные идеи, идеи отношения, деперсонализационные переживания (раздвоение личности) и реактивные галлюцинации.[7]

Одиночество – это переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания, и показывающее раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности.

Наиболее остро выражена эта проблема в юности, а впервые  одиночество осознается человеком в подростковом возрасте. Это связано, прежде всего, с развитием рефлексии в этом возрасте и переходом на новый уровень самосознания, с усилением потребностей в самопознании, принятии и признании, общении и обособлении, с кризисом самооценки. В переходном возрасте меняется представление о содержании таких понятий, как «одиночество» и «уединение». Дети обычно трактуют их некое физическое состояние («нет никого вокруг»), подростки же наполняют эти слова психологическим смыслом, приписывая им не только отрицательную, но и положительную ценность.

Переориентация общения  с родителей и значимых взрослых на ровесников делает проблему взаимоотношений  с последними весьма животрепещущей, а иногда и очень болезненной. Если подросток в общении с  друзьями и одноклассниками не получает принятия, признания и эмоционального отклика, если не удовлетворяются его потребности в социальном единении и самоутверждении, то у него возникает чувство одиночества.

Как известно, другой психологически обоснованной потребностью в подростковом возрасте является потребность в уединении, поскольку только наедине с самим собой подросток может осмыслить и «переварить» происходящие с ним изменения, оценить себя и свои отношения, определить линию своего поведения и свою позицию.

Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания. Поведение же подростков по самой сути своей является коллективно-групповым.

Согласно экзистенциальной феноменологии У. Садлера, жизненный мир личности ориентирован на реализацию следующих экзистенциальных возможностей:

1. Уникальность судьбы  индивида, актуализация врожденного «Я», его предельной многозначительности.

2. Трагедия и культура  личности, дающей ей множество  ценностей и идей, которые она  использует для интерпретации  своих переживаний и определения  своего существования.

3. Социальное окружение индивида, которое формирует поле организационных отношений с другими людьми и те сферы, где возникает участие в группе и ролевые функции личности.

Информация о работе Психология одиночества