Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:22, курсовая работа
Каждый человек осознанно или нет боится оказаться одиноким. Что же такое одиночество? Это пребывание вне общества, но не в физическом, а в моральном плане. Мы можем стать одинокими, потеряв друга или возлюбленного, переехав из одного города в другой, перейдя в следующий этап жизни, когда старые связи и привычки уже не актуальны, а новые еще не приобретены. Причин много.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ ОДИНОЧЕСТВА 4
1.1. ИСТОРИЯ ОДИНОЧЕСТВА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФЕНОМЕНА ОДИНОЧЕСТВО. 4
1.2. ОДИНОЧЕСТВО – ПСИХИЧЕСКОЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ИЛИ СУБЪЕКТИВНОЕ ВНУТРЕННЕЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ. 8
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЯ ОДИНОЧЕСТВА 14
2.1.ОТНОШЕНИЯ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ. КАК ЖИТЬ В ОДИНОЧЕСТВЕ? 14
2.2. ПРЕОДОЛЕНИЕ ОДИНОЧЕСТВА 18
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ООБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ОДИНОЧЕСТВА 24
3.1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 24
3.2. ОПИСАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ВЫБОРКИ. ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
Как только люди попадают в условия одиночества, обусловливаемого экспериментальной, географической, социальной или тюремной изоляцией, то сразу же все непосредственные («живые») связи с другими людьми прерываются («отрубаются»), что вызывает появление острых эмоциональных реакций. В ряде случаев возникает психологический шок, характеризующийся тревожностью, депрессией и сопровождающийся выраженными вегетативными реакциями. По мере увеличения времени пребывания человека в условиях одиночества актуализируется потребность в общении. В ответ на невозможность удовлетворения этой потребности люди персонифицируют предметы (куклы и др.), различных животных (от пауков до лошадей), создают силой воображения партнеров (в ряде случаев в форме ярких эйдетических образов, спроецированных во сне), с которыми начинают разговаривать вслух. Эти экстериоризационные реакции оцениваются как защитные (компенсаторные) и рассматриваются в границах психологической нормы.
После рассмотрения трудностей общения естественно поставить вопрос о путях их предотвращения и средствах коррекции. Существуют следующие методы преодоления одиночества: теоретические блоки, тренинговые упражнения, психологическое тестирование, ролевые игры, разбор случаев из жизни участников, арт-терапевтические техники, психологические тренажеры и прочее.
Стержневой проблемой
в этом направлении является создание
продуманной системы
Поэтому сейчас необходима
такая коррекция
Нуждается в расширении, а там, где ее нет, и в организации специальная служба помощи людям, испытывающим психологические трудности в общении на работе, в учебной группе, в общежитии т.д.
Коррекция общения должна строиться на основе одновременной диагностики трудностей в его мотивации, потому что, изменяя только внешнюю оперциональную сторону общения и не раскрывая глубинных причин затруднения и их устранения, невозможно гармонизировать человеческое взаимодействие.
Подготовка к общению должна разворачиваться на основе индивидуально-групповых программ обучения, учитывающих центральную проблему общения не только для группы, но и для каждого из ее участников. Программа обучения должна носить подвижный характер, изменяться в соответствии с развитием личности как субъекта общения и появления новых трудностей.
Создание дифференцированных программ индивидуально-групповой работы предполагает решение ряда задач и, прежде всего, определение "поля" психологических трудностей общения участников обучения.
Коррекционную работу, нацеленную на оптимизацию общения, следует строить с учетом возраста, вида труда, пола, индивидуальных особенностей и спецификации социализации. В школьном возрасте бывает достаточно обучения внимательно выслушивать товарища или взрослого, адекватно понимать переживания и мотивы поступков людей, старательно следя за их невербальным поведением. В отношении же взрослых необходимо использовать приемы изменения базовых специальных установок их личности или ценностных ориентацией.
Работа должна быть направлена не столько на отработку необходимых навыков общения, тренировку экспрессивно-речевых умений, сколько на коррекцию отношения к другим людям и связанной с ним самооценки преодоление внутренних конфликтов, активизацию самосознания. Наиболее эффективным для таких людей является обучения самоанализу как средству, способствующему саморазвитию, а также групповой социально-психологический тренинг, повышающий готовность к принятию себя и других в общение.
Специалистами осуществлена систематизация отдельных техник социально-психологического тренинга. В поведенческом тренинге преимущественно имеет смысл использовать ролевую игру, в психокоррекционном - в основном групповую дискуссию.
Ролевая игра может:
- осуществлять поиски
эффективных форм
- закреплять ведущие к успеху модели поведения, цель которых - психологически нормальные контакты с другими людьми;
- экстериоризировать содержание проблемы и противоречия межличностных и внутриличностных отношений определенного человека (психо- и социодрама). То есть она может быть средством деинтеграции, средством интеграции, в качестве дополнения входить в другие методы.
Групповая дискуссия может:
- экстериорезировать
содержание проблемы и
- осуществлять поиск
эффективных форм
- подавать обратную связь относительно поведения в ролевой игре.
То есть она может быть средством дезинтеграции, средством интеграции, в качестве дополнения входить в другие методы.
Психологические приемы инновационных игр дают в групповой динамике скачок эмпатии участников от выявления ролевых позиций каждого в первый день до самоорганизации группы к концу работы через развитие действенного сопереживания партнеров в достижении целей совместной деятельности.
Неся в себе общее
в стратегии и тактике
Е.В. Кузнецова разработана специально для педагогов комплексную программу, предполагающую осознание важнейших особенностей индивидуально экспрессивного репертуара, устойчивых невербальных паттернов, которые по тем или иным причинам могут затруднять профессиональное общение, а также самосовершенствования экспрессии и форм невербальной интеракции.
В программу включены приемы и упражнения, активизирующие направленное осознание различных форм невербальной активности, развивающие "чувства тела", специальные техники самомассажа для снятия напряжения в области "личностных зажимов", а также упражнения для совершенствования выразительных возможностей мимики, жестикуляции, голоса и др.
Для осуществления коррекции разрешения педагогических конфликтов был предложен цикл занятий, сочетающих традиционные (тренинг, социально-ролевое проигрывание педагогических ситуаций, коррекционные педагогические игры и др.) методы обучения. Главная цель курса - ориентировать учителя на личность воспитанника при разрешении конфликта, видеть смысл конфликта в том, чтобы дать учащемуся положительное "приращение" его личности.
Комплексный инструментарий для осуществления коренной перестройки структуры личности педагога как объекта и субъекта общения и резкого увеличения у него запаса обобщенных умений, нужных для творчества при установлении контактов с людьми, представлен в работе Т.С. Яценко. [15]
В настоящее время широко практикуются различные формы социально-психологического тренинга, цель которых обучение психологически грамотному общению родителей, руководителей различных рангов, актеров, спортсменов, лиц, страдающих различными формами неврозов и испытывающих трудности в общении.
При этом специалисты единодушно отмечают, что особые преимущества для диагностики и коррекции трудностей общения появляются в условиях активного социально-психологического обучения и что новые возможности для достижения указанных целей дает видеотреннинг, потому что его участники выходят в новое для них пространство - пространство "психической реальности". Последнее обстоятельство создает возможность для реализации различных гуманитарных программ по развитию личности ведущими тренинг специалистами. Правильно утверждает Е.Е. Рогова, что таким образом появляется возможность превращения видеотренинга из бихевиорального в экзистенциальный.[12]
Одним из основных направлений
работы по снятию психологических трудностей
в общении является индивидуальное
психологическое
А.Ф. Копьев и Т.А. Флоренская уже много лет нарабатывают инструментарий помощи личности, испытывающей различные психологические трудности в ее повседневной жизни, в том числе при общении. Главным достижением этих поисков следует считать создание способов помощи через доверительное диалогическое общение людям, у которых не ладятся отношения с субъективно значимыми для них лицами, входящими в их окружение. Бесценная изюминка, которую они наработали, это филигранно отточенная методика усиления побуждений в мотивационной сфере личности, следование которым снимает конфликтность в ее отношениях с окружающими, и одновременного торможения побуждений, которые до этого доминировали и мешали ей нормально общаться с людьми. [6]
Следует отметить, что мы не ставили перед собой задачу исчерпывающе представить основную феноменологию психологических трудностей межличностного общения и раскрыть все субъективные причины, их вызывающие. Мы лишь крайне конспективно указали основные пути предотвращения и устранения этих трудностей. Конечно же, можно и нужно анализировать психологические трудности общения с позиций основных областей психологической науки, но сейчас особенно важна разработка интегративного подхода к их научному осмыслению.
Цель исследования - выявить и изучить особенности подросткового одиночества.
Объект исследования: ученики 7-9 классов (13-15 лет) средней школы с. Сторожевские Хутора, Усманского района, Липецкой области, в составе 20 человек.
Предметом изучения являются особенности подросткового одиночества.
Подростки, испытывающие состояние одиночества, обладают определёнными личностными особенностями и особенностями общения, которые вызывают данное состояние. Это состояние одиночества отрицательно влияет на коммуникативные способности подростков и их статус в коллективе сверстников. Но в этом возрасте подросток может уделять много времени на прочтение книг, занятие спортом, т.е. старается самоутвердиться в жизни.
Научная новизна исследования заключается:
1) в комплексном анализе существующих точек зрения в философско-психологической литературе относительно проблемы одиночества, в том числе и подросткового;
2) в выявлении личностных особенностей подростков, чувствующих себя одинокими;
3) в выявлении особенностей социализации подростков, испытывающих состояние одиночества.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные данные могут быть использованы психологами и педагогами при работе с подростками, в том числе в процессе психологического консультирования.
Изучение подростков, испытывающих чувство одиночества, строилось на основе конкретных методологических принципов, выработанных в отечественной психологии (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и др.). Они лежат в основе изучения психических явлений.[10]
Принцип развития внутренне связан с объяснительными принципами системного подхода и социально-психологического детерминизма. Он предполагает рассмотрение того, как явления изменяются в процессе развития под действием производящих их причин. Изменения происходят закономерно, переходы от одних форм к другим не носят хаотического характера даже тогда, когда включаются элементы случайности.
Важным методологическим принципом является принцип системности. «Природа психического, писал Б.Ф. Ломов, - может быть понята только на основе системного подхода, то есть рассмотрения психического в том множестве внешних и внутренних отношений, в которых оно существует как целостная система» [10]. Этот принцип требует понимания общественной психологии как целостной системы, которая включает ряд взаимосвязанных подсистем. Еще в 60-х годы учеными была предпринята попытка применить системный подход к отдельным психическим явлениям. По итогам исследования был сформулирован принцип целостности психических явлений, который предлагает рассмотрение психических явлений как сложного единства, не сводимого к простой сумме его элементов. В этом случае явление рассматривается как система, обладающая структурой, а свойства элемента определяются его местом в данной структуре.